Виктор Махаев
В начале 2010 года у республиканской власти созрела идея создать в Саранске новую площадь, противопоставленную Советской, которая уже два десятилетия ассоциировалась с ушедшей эпохой. Советская площадь была плоха не тем, что на ней сконцентрировались символы власти, а своей архитектурой: два обкома с советскими эмблемами, статуя Ленина. Требовалось создать парадное пространство с несоветской архитектурой, предназначенное для проведения многотысячных мероприятий, которые также стали бы антитезой советским демонстрациям трудящихся.
Такое пространство быстро было создано. Появилась громадная площадь, размещенные на ней объекты были общественные и общедоступные. Здесь были символы «прорыва» республики на международный уровень – спорт, университет, «Макдональдс». Все здания получились крупномасштабные, с оригинальным обликом или внешне обновленные, были задействованы не советская, а национальная эмблематика, отсылка не к «убогим» 74 годам советской власти, а к «великой тысячелетней истории». Эта задача, интуитивно нащупанная Главой Республики Мордовия Николаем Меркушкиным, нашими архитекторами была выполнена, и площадь именно такую роль сыграла на «Тысячелетии» в 2012 году и на Чемпионате мира 2018 года. Тогда здесь собирались тысячные толпы нарядных жизнерадостных людей, которые радовались масштабному обновлению. Просто потому, что раньше всё здесь было убого, а сегодня распрекрасно. Но почему центром площади стало спортивное здание «Саранск Арена»? Потому что в советское время за кварталом прочно закрепилась спортивная функция, на которую республиканские власти возлагали особые, политические надежды.
КАК ЗДЕСЬ ПОЯВИЛСЯ СТАДИОН?
В 1940 году был утвержден генеральный план Саранска, в котором стадион проектировался в западной части города. Улица Хмельницкого превращалась в бульвар, который в западной части города, между улицами Ботевградской и Разина, завершался центральным парком культуры и отдыха и главным городским стадионом. Но ЦПКиО со стадионом в запланированном месте построены не были, а ныне здесь располагаются магазин «Спар», комплекс ФСБ и жилой комплекс «Онегин». На полвека центральным стадионом стал «Спартак», заложенный в конце 1930-х годов вблизи пединститута между улицами Большевистской, Толстого, Полежаева и Хмельницкого. В 1946 году стадион «Спартак», вмещавший 3 тысячи зрителей на деревянных трибунах, был открыт. В 1956 году по улице Хмельницкого были построены каменные ворота и небольшое кафе. В северной части стадиона размещалась служебная деревянная постройка с парой гипсовых скульптур советских
спортсменов.
Стадион «Спартак», переименованный позже в «Светотехнику», стал одним из первых в череде крупных общественных комплексов, построенных в Саранске в 1960–1970-е годы. Это была эпоха обновления, грандиозных градостроительных преобразований и типовой архитектуры. Авторами нового стадиона, открытого в 1966 году, стали саранские архитекторы Валерий Борисов и Владимир Романовский. Каменный стадион занял большую часть квартала, футбольное поле окружали беговые дорожки, трибуны насчитывали 14 тысяч мест, опиравшихся на железобетонные балки. В 1980 году стадион был реконструирован: над западной трибуной был устроен навес, позже были установлены пластиковые сиденья и осветительные мачты. А в 1969 году деревянная застройка по улице Полежаева была снесена и по типовому проекту сооружен Дворец спорта с плавательным бассейном, в 2002 году здание было реконструировано.
Генплан 1940-го года был очень грамотно составлен ленинградскими архитекторами, он закладывал на перспективу главные части города. Город с населением 100 тысяч жителей должен был иметь большую спортивную зону, которая могла пространственно развиваться. Перемещение главного стадиона с западной окраины города в его центр было вынужденной мерой, связанной с отсутствием в послевоенные годы средств на создание полноценной спортивной зоны. Генпланы 1951, 1967, 1986 и 2006 годов как бы соглашались с тем, что Саранску особую спортивную зону создавать не надо. Достаточно той, которая зажата кварталами в центре города.
Но в 1970–1980-е годы нерациональность, ошибочность данного решения становилась всё более очевидной. Квартал в центре города мог получить плотную жилую застройку, место обязывало бы искать качественные архитектурные решения, включать в жилую зону общественные здания. В конце 1980-х – 1990-е годы градостроительная ситуация усугубилась. Улица Полежаева имела очень низкую пропускную способность общественного транспорта, нормативные парковки организовать было невозможно, а перед воротами стадиона не было полноценной входной площадки. По улице Большевистской к стадиону была пристроена торговая галерея: основным занятием горожан стала розничная торговля...
Существуют примеры близких по размерам городов, где в середине прошлого века стадионы выносились из общегородского центра. К ним относятся стадионы «Труд» в Пензе, «Старт» в Чебоксарах, «Динамо» в Йошкар-Оле. Существуют города, где стадионы создавались в общегородском центре, например, стадион «Труд» в Алатыре, но его население в середине прошлого века составляло всего 40 тысяч жителей, особую спортивную зону создавать здесь было нерационально. Указанные примеры подтверждают недальновидность, ошибочность саранского решения.
До 2010 года стадион «Светотехника» являлся главной спортивной ареной Мордовской АССР, где, в частности, проводились популярные соревнования по ледовому спидвею. Складывалось ощущение, что спорт находится в центре внимания республиканской власти и горожан, что состязания высокого уровня проводятся постоянно, что спортивные достижения республики грандиозны, хотя в реальности спортивный Саранск не особо выделялся среди областных и
республиканских центров такого же размера.
В 2010 году никто не предвидел, что в Саранске будет построен стадион для проведения Чемпионата мира. До триумфа оставалось 8 лет, в течение которых спорт всегда находился в центре внимания. Ведь в представлениях республиканской власти Саранск являлся спортивной столицей России, или, по крайней мере, Поволжья. В 2004 году на месте обветшавшего стадиона «Электровыпрямитель» в пойме Саранки был построен многофункциональный стадион «Старт» с четырьмя футбольными полями. Его трибуны вмещали 11600 мест. Стадион «Старт» стал домашней ареной футбольного клуба «Мордовия» после ликвидации стадиона «Светотехника».
ПРОЕКТЫ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Стадион сносили с 15 июля по 6 сентября 2010 года и одновременно обсуждали проекты новой площади. Задача ставилась трудная, достаточно сказать, что размер пространства между угловым корпусом университета и домом быта превышает габариты Красной площади в Москве. В 2010 году отметил столетний юбилей архитектор Сергей Левков, в 1950-м году достроивший угловой корпус пединститута и украсивший его портиком, который стал символом Мордовского университета. Но время шло, и учебный корпус по всем параметрам не отвечал потребностям вуза. Расположенные на улице Хмельницкого Республиканская библиотека им. Пушкина и дом быта в свое время были грамотно привязаны, но они строились по примитивным типовым проектам. Поэтому периметр всей площади надо было модернизировать: «старье» обновить или сломать (здание Левкова разрушили при его жизни), новое построить. Но что должно быть в центре площади?
Открытое спортивное сооружение решили заменить спортивным зданием, и ни у кого не было сомнения, что центром площади должен быть спорткомплекс. Проект универсального спортивного комплекса был подготовлен архитектором Николаем Безбородовым («Регионпроект»). Параметры крупного двухзального здания определились сразу: высота крытого «колизея» около 30 м. Сможет ли вообще такое здание вместиться в границы квартала? Как правило, аналогичные гиганты возводят на открытых пространствах, как, например, только что построенный «Баскет-холл» в Казани. Грандиозное здание, названное «Саранск Арена» и поразившее Валентину Матвиенко в 2018 году несусветной гигантоманией, строилось 8 лет и было открыто лишь в начале 2022 года. Долгострой объясняется просто: внимание властей было переключено на Чемпионат мира по футболу, и стройка была временно заморожена.
Пожеланием республиканской власти была уникальная по архитектуре и многолюдности площадь. Чтобы горожане сразу же ее полюбили за красоту. Чтобы она соперничала с великими площадями мира... Заказчик распределил задания между ведущими проектными организациями. Но на правительственном совещании в феврале 2010 года были рассмотрены все представленные проекты. Совещание длилось 6 часов, причем чиновники удивили своей некомпетентностью. Главный архитектор города был уволен в 2009 году, и место главного градостроителя оставалось вакантным. Поэтому некому было разъяснить, что диктует генеральный план города, принятый в 2006 году, какие существуют градостроительные нормы, когда был реконструирован дворец спорта и т.д. Многие важные вопросы повисали в воздухе. Вместо этого от начальства слышались какие-то бессвязные реплики, а относительно представленных проектов никто четко высказаться не смог. Первым предложением стал транспортный путепровод, проходивший по улице Хмельницкого над площадью. Вскоре нелепость такого решения была осознана, и улица разорвалась площадью на две части.
Вторым обсуждаемым объектом стал главный корпус университета, так как здание Сергея Левкова уже было приговорено к сносу. Архитектор Назим Абдуллин придерживался мнения, что в Саранске, где доминируют пятиэтажные дома, не нужно возводить высокие здания. Что новый университетский корпус должен по высоте соответствовать старому, потому что учебные здания выше пяти этажей очень неудобны. Ульяновские архитекторы выполнили три варианта углового корпуса: один повторял фасад Левкова, другие получили более современные формы. Проект архитектора Сергея Ходнева также повторял здание Левкова, но с добавлением купола. Но в утвержденном в 2013 году проекте здание выросло до 17 этажей и стало напоминать московскую гостиницу «Пекин» (архитекторы Сергей Ходнев, Александр Ходнев, «Саранскстройзаказчик»). В 2016 году, когда здание открывали, всем было ясно, что только высотный объем может «удержать» громадную площадь.
Архитектор Фарида Казакова и студентка Анастасия Варнавина доказывали, что новая площадь будет настолько обширной, что потребуется несколько высотных зданий. Авторы предложили напротив Пушкинской библиотеки высотную гостиницу умопомрачительной угловатой формы. Николай Меркушкин не выдержал и спросил: «Этот проект – что-то ультрасовременное. Может быть, именно такой вариант примем за основу? А что сейчас строят в мире? В каком стиле? Какая архитектура считается самой современной?»
Архитектор Владимир Годунов предложил создать ансамбль, который символизировал бы десять веков дружбы мордовского народа с народами Российского государства. Площадь с востока оформлялась десятью пилонами со скульптурами – это вехи общей истории. Университетские здания объединялись в многоэтажную структуру: административно-библиотечный корпус соединялся мостом с угловым корпусом, таким же высоким. Решение Владимира Годунова было масштабным, дерзким, подкупало его желание отобразить в архитектуре историческую символику.
Самым неожиданным стал студенческий проект, выполненный командой интеллектуалов в составе Марата Невлютова, Валерии Папковой и Алексея Пивеня. Студенты придумали не банальную прямоугольную площадь, а форум, представлявший многоуровневое нагромождение объемов. Ребята удивили глубоким анализом городского центра (которого не было ни у одного из практикующих архитекторов). Студенческое трио предложило пешеходное пространство, систему зон, предназначенных для разных слоев горожан, в том числе студентов. И множество дизайнерских придумок, из которых Николай Меркушкин выбрал каток.
Но при колоссальном размахе преобразовательных планов все оставались в плену стереотипов. Например, никто не задавал вопроса: почему на одной площади находятся два дублирующих друг друга крупных учреждения, Пушкинская и университетская библиотеки? Одинаковые по вместимости и наполнению, обе давно утратившие читателя и не превратившиеся в современные информационные центры (как, например, Национальная библиотека Татарстана). Дело в том, что библиотеки относятся к разным ведомствам: Пушкинская к Министерству культуры и финансируется региональным бюджетом, а университетская к Министерству образования и науки и финансируется федеральным бюджетом. Но реальную жизнь нельзя поделить на ведомства, и то, что выгодно каждому ведомству по отдельности, оказывается убыточным для единого города. В 1985 году, когда обе библиотеки были забиты читателями, состоялся архитектурный конкурс на реконструкцию Пушкинской библиотеки. Ее здание нужно было увеличить вдвое. Победил проект Назима Абдуллина, его здание представляло внушительный объем в стиле хай-тек. В реальности реконструкция состоялась лишь в 2012 году, заказчики выбрали самый простой вариант, предложенный пензенскими архитекторами: старый корпус закрывается накладными фасадами, а по улице Толстого пристраивается девятиэтажный корпус. Вместо рационального решения проблемы двух дублирующих библиотек власти были озабочены украшением фасадов больших зданий.
Весной 2010 года ни один из проектов реконструкции площади Тысячелетия не был взят за основу, поэтому назначили второй тур проектирования, но выбранные властью проектные организации доработали свои проекты и после обсуждения в верхах они были воплощены. При этом никто не собирал их в единый архитектурный комплекс. Если общее градостроительное решение сложилось логичное, то облик зданий между собой никак не был согласован. Площадь Тысячелетия, как и многие другие места современного Саранска, стала походить на архитектурную выставку, где каждый объект желает перекричать соседа. Причем здания соревновались между собой не только вызывающими фасадами. Торговый центр «Огарев-плаза» вышел за красную линию улицы Хмельницкого на 5 метров: хозяева желали извлекать из торговых площадей максимум прибыли. То, что не вписывалось в представления заказчиков, закрывалось накладными фасадами. Так, с фасада учебного корпуса № 2 исчезла мозаика «Наука» с изречением Огарева, созданная в 1971 году известным московским художником Николаем Андроновым.
В 2011 году было запроектировано благоустройство площади с национальным орнаментом, ее центром стал громадный светомузыкальный фонтан диаметром 60 м и высотой струй 45 м. Размеры фонтана побили общероссийские рекорды. Но у власти оставалось чувство неудовлетворенности: дизайн площади не соответствовал ее горделивому названию. Поэтому в начале 2012 года министр культуры Петр Тултаев собрал рабочую группу для обсуждения благоустройства площади. Я предложил средствами современного искусства рассказать об истории региона. Вместе с профессором Валерием Юрченковым мы составили список персонажей, которые создавали 1000-летнюю историю. Историю делают личности! Но когда стали обсуждать, какими художественными средствами можно воплотить задумку, дело остановилось. Все рассмотренные нами аналоги являлись крупными скульптурными ансамблями, а денег на заказ бронзовых изваяний Зурабу Церетели в республике не было. Никто тогда не подозревал, что тему можно решить простыми средствами. Через девять лет на тульской набережной местную историю нарисовали на фанерных щитах высотой 6 и длиной 40 м. И набережная стала одним из самых модных мест в России.
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ
После Чемпионата площадь перестала удовлетворять потребности горожан. В повседневном режиме она работает плохо. Идея Тысячелетия окончательно канула в Лету? Спустя всего лишь десять лет горожане забыли о шумном юбилее, а одноименная площадь приобрела неприличный, обшарпанный вид. Разбитая тротуарная плитка, разрушенная лестница, безлюдное унылое пространство, странный одинокий камень, дурацкий надувной батут.
Кто-то повторяет нелицеприятные оценки, вынесенные столичными блогерами, например, антирейтинг Ильи Варламова самых ужасных построек последних лет в России. Отбросим комплексы: саранские здания стали известны россиянам. Антирейтинг надо по-хозяйски использовать, проводить экскурсии и рассказывать правдивую историю городской архитектуры. Не надо укорять ушедшую власть в том, что 1000-летие изначально было вздорной идеей, что придворные историки как всегда переписали историю под желание власти получить из федерального центра финансирование. Не надо обвинять власть и архитекторов в ошибках, потому что поставленная цель была достигнута, а задача достойно выполнена. Сегодня требуется вдохнуть жизнь во многие общественные объекты, созданные в предыдущее десятилетие. Самым проблематичным является стадион «Мордовия Арена», а самым реалистичным – площадь Тысячелетия. По словам мэра Саранска Игоря Асабина, на обновление покрытия площади и реконструкцию фонтана требуется порядка 200 миллионов рублей, которые может выделить некий инвестор. Предварительно необходимо сформулировать техническое задание на проектирование.
Три момента сегодня очевидны. «Саранск Арена» заработает, видимо, в качестве многофункционального спортивно-культурного
центра, то есть большой спорт из городского центра все-таки уходит, благо в разных частях города функционируют четыре крупных спортивных подцентра. Далее: «Саранск Арена» для себя что-то потребует, например, множества парковок. Чтобы площадь была живой, ее периметр должен стать активным, все первые этажи должны быть раскрыты на площадь привлекательными витринами, гостеприимными входами. А сегодня фронт застройки закрыт, он абсолютно недружелюбный, всюду при входе вас одернет вахтер. После реконструкции появилось очень приятное пространство улицы Толстого с торговой галереей. Но она оказалась изолирована от площади и функционально, и визуально.
В центре города сложилась система площадей, но у каждой из них должна быть своя роль. Сегодня только площадь Победы имеет свою функцию, которую она не может передать в другое место. Советская площадь, как встарь, когда в городе имелась лишь пара площадей, старается собрать все крупные общественные мероприятия от Нового года до рок-концертов. Необходимо разработать генеральный план городского центра и наделить каждую площадь своей функцией. И площадь Тысячелетия должна найти свою функцию. Но не надо требовать от власти, чтобы она всё сама предусмотрела и придумала. Власть задает тренд, общую функциональную и пространственную структуру. А перед горожанами стоит задача ее обжить, наполнить содержанием, смыслами, образами. Горожане должны принять активное участие в проектировании своего города. Функцию площади должны привнести именно они. Такой метод соучастия (participation) давно исполь-
зуется в развитых странах. Поэтому европейские города такие привлекательные и гуманные. Наши горожане должны высказаться: чем бы они на площади хотели заняться? Что они выберут – прогулку, созерцание, прослушивание концертов, самодеятельность, танцы, чтение, еду, подвижные игры, спорт, квесты, лекции, выставки? Бизнес должен сказать, какие проекты (коммерческие, социальные, молодежные, художественные) на площади надо развернуть. А располагающиеся по периметру площади учреждения должны предложить, как они могут раскрыться своими сервисами.
Только собрав все пожелания, можно приступать к проектированию. Понятно, что признанная столичная фирма сделает высококачественный проект и потребует на таком же уровне воплотить его в качественных материалах. Но такой проект будет страшно дорогим и никогда не окупится. К сожалению, в провинции власть заставляет работать местных архитекторов, обладающих очень скромным опытом, почти даром. Не хотелось бы, чтобы такое произошло и на этот раз.
Дизайн-концепция площади должна быть пересмотрена, при этом, конечно, не надо убирать символы Тысячелетия, потому что они не навязчивые. Мордовская розетка не воспринимается с уровня мощения, но она очень интересно раскрывается, когда зритель поднимается по этажам университета, библиотеки, дома быта, «Саранск Арены». Розетка замечательно смотрится с обзорной площадки университета, которая является важной туристической точкой в городе. Камень с письменами, который раздражал нас десять лет, может быть закрыт деревьями, так будет символичнее, ведь древняя мордва – народ лесной. Всё остальное надо придумывать городским активистам – горожанам, бизнесу, вузовской профессуре, спортсменам, музейщикам, библиотекарям. Пусть останется и старое название, только думать надо не о том, как войти своими деяниями в тысячелетнюю историю, а о том, что надо людям в реальности. Вот это, наверное, и является целью второго этапа развития площади Тысячелетия.