ПОЛУОСТРОВ, ПОХОЖИЙ НА СЕРДЦЕ

Константин СМОРОДИН

 

ПОЛУОСТРОВ, ПОХОЖИЙ НА СЕРДЦЕ

 

Заметки

 

Одни любят море, другие – степи, третьи отдают предпочтение горам, а я люблю – Крым. Целиком и полностью, во всех его проявлениях. Да, может быть, потому что все вышеперечисленное он в себя вмещает и, более того, к этому богатству щедро прибавляет особый флер культуры.

Стоишь где-нибудь в Гурзуфе на высоченном обрывистом берегу и думаешь: вот так же и сам Пушкин любовался на набегающие волны, размышляя о вечном, непреходящем и неисчезающем. Бродишь по улочкам Ялты, прячешься от ослепительного зноя в уютной кофейне, наблюдаешь за веселыми летними женщинами. А не здесь ли хаживали Чехов, Коровин, Куприн, Бунин, Шаляпин? Не здесь ли совсем недавно любил посидеть Иосиф Бродский? Не в бухте ли Феодосии ветер раздувал алые паруса Грина? Не ожившие ли картины Айвазовского открываются перед глазами? А удивительный, неповторимый природный феномен – профиль истинно крымского жителя и поэта Максимилиана Волошина, изваянный ветром, солнцем и морем неизвестно сколько столетий или тысячелетий тому назад в вулканических складках величественного Кара-дага. Слияние природы и культуры. Драгоценные камни, которые хранит в себе гора – не созданные ли природой стихи?..

Пушкин, проплывая мимо Золотых ворот, посмотрел на своего не родившегося еще в то время, но уже увековеченного собрата. И мог ли он представить, что там, где едва виднеются белые домики болгарского поселка с красивым названием Коктебель (Синие камушки) будут отдыхать и творить практически все писатели советского периода его переименованной страны? Что развалится Российская империя? Что Крым, неповторимый Крым, с его культурой, историей, жителями, легендарным Севастополем один лысый политик подарит новообразовавшемуся государству – Украине? Это все равно, что Петербург подарить финнам или эстонцам. Можно ли с этим смириться?

Кто только не претендовал на Таврию, Тавриду – старое название Крыма. Задолго до начала нашей эры греки обжили эти берега. До сих пор сохранились развалины античных городов в Керчи, Севастополе и других местах. И греки сохранились, правда, в основном на берегу Азовского моря в Донецкой области. А вот куда делись скифы, аланы, тавры? Керченский выступ входил в свое время в одно из княжеств древней Руси. Заглядывали сюда воинственные гунны, половцы. Строили крепости и занимались торговлей генуэзцы. Чудом сохранились немногочисленные потомки некогда могущественного Хазарского каганата – караимы. Во времена Чингисхана пришли сюда монголо-татары, и оставшаяся здесь часть тюрков и монголов образовала Крымское ханство, а потомки завоевателей стали называться крымскими татарами. Тяжелая пора настала для христиан: церкви вырубались в скалах, создавались пещерные поселения и монастыри. Менялись времена. В свою очередь Крымское ханство попало в вассальную зависимость от Османской империи, приславшей в важнейшие бухты свой флот, а в восстановленные крепости гарнизоны. Турция на южных рубежах угрожала окрепшей России, и более двухсот лет тому назад князь Потемкин присоединил Крым к Российскому государству. Вскоре появился мощный Севастополь – город-порт, город-крепость. По-прежнему муэдзины скликали верных на молитву, в Бахчисарае струился фонтан слез... Но рядом с татарами стали селиться русские и малороссы, бежавшие от турецкого угнетения болгары, армяне, греки.

Пережив тяжелую Крымскую войну и первую осаду Севастополя, Крым стал преобразовываться. Русские богачи и аристократы начали покупать участки на побережье. Строились дворцы и особняки, первые курорты, винные заводы, закладывались виноградники, сады, парки, высаживался знаменитый впоследствии ботанический сад. Крым становился благодатным краем.

Революция все смешала. Сталин устроил новое переселение народов. Хрущев в ознаменование присоединения Украины к России («навеки вместе») или во искупление собственных грехов подарил Крым союзному «младшему брату», и теперь украинский профессор в радиопередаче «Незалежность» заявляет следующее: «Мы не завоевали ни метра крымской земли, поэтому Крым наш». Убойная логика. Если бы не слышал собственными ушами, не поверил бы.

Многими уже подзабыты лозунги, с которыми подавляющее большинство населения Украины проголосовало за свою «незалежность»: через пять лет жизнь в свободной Украине сравняется по уровню обеспеченности населения с французким и т. д., и т. п. Бессовестно облапошили. Но и тогда в Крыму против «незалежности» проголосовало около 63 %, в то время как в целом по Украине всего 20 %.

Вернулись по горбачевской милости крымские татары, почему-то все еще во всех своих бедах винящие русских, а не грузина Сталина, и иже с ним весьма интернациональную советскую верхушку. Загадка истории – почему завоевавшие полуостров татары претендуют на звание «коренных» жителей и вытекающие отсюда права и льготы (квоту в парламенте и т. д.), а завоевавшие тот же полуостров русские как всегда оказываются оккупантами? Если же заглянуть в глубь веков: дескать, татары пришли вон аж когда, то мало-мальски знающий историю человек вспомнит, что тьму-тараканское русское княжество включало Керченский полуостров задолго до прихода монголо-татар, и просуществовало оно достаточно долго. А если обиды считать да выяснять, кто, когда навредил, то можно о том, чья здесь доля перевешивает спорить и спорить. Переиначивая пословицу на новый лад: если крымского татарина поскрести, то русским окажется, — не далеко уйдем от истины. Но... «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

Так чей же Крым?

И вообще, почему, если Украина имеет право на независимость, то Крым на нее не имеет права? Мне скажут: а Чечня? И Чечня. Пусть бы там провели референдум, как это сделали в Крыму, и поступили согласно воле народа. Воевать из-за полуострова с Украиной? Нет, ни в коем случае. Но и приветствовать украинизацию полуострова, вытеснение и притеснения русских тоже нельзя.

Хорошо известно – политика дело сложное и грязное, но имеет же все какие-то пределы, нельзя же торговать родиной и народом. И не пора ли наконец задуматься, почему нас, русских, нас, россиян, так (что уж греха таить, не посмотреть правде в глаза) не уважают, не любят? Не потому ли, что мы предали своих же граждан, своих друзей? Моя хата с краю, ничего не знаю. А кому-то просто приятно ткнуть облапошенного, ослабшего силача. По моему разумению прав бывший генерал Лебедь, говорящий, что нам не нужно ни с кем воевать, но армия должна быть настоящей, это уже сам по себе важный психологический фактор. Не в величине ведь дело, а в боеспособности. Вспомним, как поступила Российская империя после поражения в Крымской (!) войне. Она вышла практически из всех политических и экономических игр Европы и мира. Самоизолировалась (благо ресурсы и пространства позволяли). Провела реформы (отмена крепостного права, судебная и т. д.), и подготовила тот гигантский рывок в своем развитии, который, если бы не война 14-го года и не Октябрьская революция, инициированная и профинансированная западным капиталом, мог бы вывести нашу страну в одну из самых, самых... Короче, занять не только по масштабам, но и по уровню жизни населения одно из первых мест в мире. Интеллектуальный, научный, культурный потенциал, оплодотворивший и способствовавший во многом развитию Запада, был в наличии и мог сработать здесь.

Право, что теперь вспоминать да тужить? Бессмысленное занятие. Возродится ли наша страна в славе и богатстве для счастья всех народов, населяющих ее? Отнюдь не гарантированно. Может быть, прав писатель Виктор Астафьев, полагая, что нынешние русские совсем не те, что были прежде, формируется новая нация, с другим национальным характером. Что от нее ждать? А так как русские, несмотря на все потери и испытания, все еще остаются становым хребтом России, будущее страны во многом зависит от их внутреннего состояния. И крымский вопрос, и приднестровский, и многие другие – этому показатели.

Я не политик, многая информация мне недоступна, и, возможно, разбираюсь в происходящем не очень-то глубоко, но промолчать, не высказать свое мнение (моя хата с краю, ничего не знаю) тоже уже нельзя. И мне кажется, что многие сограждане так же считают: воевать ни с кем не нужно, но и отворачиваться, предавать нельзя.

Во время своего первого посещения Крыма, осенью 1986 года, я написал стихотворение, где есть такая строчка: «И сердцем бьется в груди – Таврида...» Посмотрите на карту – очертания Крымского полуострова похожи на сердце.

 

крымский цикл

 

**   **   **

 

Спокойно ласковое море,

молочно-синяя вода.

И на гряде, м на предгорье

заката тихая страда.

 

Как одиноко в мире этом

столь непонятной красоты,

где Крым перед тобой отсветом

иной любви, иной мечты.

 

Где Крым перед тобой дельфином,

тем, что покажет на волне

свою серебряную спину

и снова канет в глубине.

1986

 

АХИЛЛЕС

 

Почти золотые сухие травы,

колючий шиповник в плодах кровавых,

а ниже – море, а выше – горы,

и сероватых дорог узоры.

Гряда кипарисов спускается в море,

пустые пляжи купаются в сини.

Невольно думаешь здесь о герое,

неукротимом, красивом, сильном.

И он выходит из складок горних

иль возвращается из Аида,

в глазах просторно синеет море,

и сердцем бьется в груди – Таврида!..

1986

 

**   **   **

 

«Гречанка верная, не плачь!» –

Босфор скрывается за гранью

иного бытия, с геранью

на подоконнике и дождиком в окне,

с размытой осенью – то желтой, то багряной,

бредущей тротуаром деревянным,

скрипучим, черным, жалким… Но во мне

он вызывает не воспоминанья

о милой сердцу дряхлой старине,

а мысль об относительности расстояний.

1991

 

**   **   **

 

Фиолетовые ночи

и малиновые дни,

не заметишь среди прочих,

как обманчивы они.

 

Не заметишь, не узнаешь,

а узнаешь – не поймешь,

что живешь не как мечтаешь,

а мечтаешь – как живешь.

 

И когда нахлынут волны

светлой пеной изойдя,

твое сердце будет полным

тихим светом сентября.

 

Тихим светом, белым светом

и немного золотым,

словно шествующий в Лету,

лета зачерпнувший, Крым.

1991

 

**   **   **

 

Тогда казалось странным это мне –

за ясным и знакомым очертаньем

какое-то далекое, вполне

далекое мерцание страданья.

 

Как будто, выйдя утром на причал,

заметишь, что вчера не замечал,

предвестье непогоды в глади нежной –

скопление медуз у побережья.

 

Что призраки из льда или стекла,

кто синей опоясан окаемкой,

они спешат вобрать в себя тепла,

как в лампу свет, чтоб дальше жить в потемках.

1991

 

КОКТЕБЕЛЬ

 

Гляжу на россыпи вечерних самоцветов

и вспоминаются авангардисты:

Малевич, его бабы со снопами,

Красный квадрат, в котором мрак рубина,

ну, а рубины – это кровь богов

в песке у Ганга. Там и только там.

А в бабах явная декоративность.

Да что Малевич, и Кандинский, и Филонов?

От них до примитива шаг один,

или точнее – до примитивистов шаг.

Шагал иль Пиросмани…

Шагал шагал по пирсу с мани-мани,

а Пиросмани шаг – и снова – ал –

всего лишь радио врывается чужое

Так что же?

на метле иль на ветле

и где-то над домами, под звездами,

то в лунном холоде, то в солнечном тепле.

Как мушка в янтаре иль жилка в сердолике?

От сердца – сердолик, янтарь же – от слезы.

Какие блики отблески еще светло

дорожка лунная уводит в море

Что это значит? Как вы думаете? Что?

смарагд пироп и лал

А дальше – Коктебель,

край камешков, обломков Кара-дага

и каре-рыже-золотых холмов.

Край плавных линий от примитивистов

и правильных мазков авангардистов

до передвижников

и…

1993