Модный феномен

           К 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства


Мила МЕЛЬНИКОВА


Модный феномен


Три года назад, когда на Международном конкурсе высокой моды «Этно-Эрато-2005» в Москве наряду с коллекциями профессиональных модельеров демонстрировались работы молодых саранских художниц, заседавшие в жюри опытные знатоки fashioh-индустрии отказывались верить своим глазам: «Неужели это выполнено студентами среднего специального училища?» А отсматривавшие дефиле руководители столичных вузов (тех, что готовят дипломированных стилистов, дизайнеров одежды) просили директора Саранского художественного училища Людмилу Шанину: «Присылайте своих выпускниц к нам, примем вне конкурса».

Саранское художественное училище имени Ф.В.Сычкова – первое и пока единственное среди средних специальных образовательных заведений России, освоивших специализацию «моделирование одежды».

 

 

Прикладное отделение

Открывшееся в середине 1970-х Саранское художественное училище имени Ф.В.Сычкова (СХУ) изначально выпускало живописцев да художников-оформителей, которые в ту пору были востребованы. Наглядная агитация, что нынешняя реклама, всегда пользовалась спросом у заинтересованного заказчика. А поскольку разные компьютерные технологии и множительная техника в нашей стране тогда еще не получили широкого распространения, везде и всюду требовались «спецы» по сотворению плакатов, афиш, лозунгов, транспарантов и т.п.

Однако вскоре к Людмиле Шаниной, только что возглавившей СХУ, пожаловал 67-летний Петр Федорович Рябов. Благодаря его энтузиазму и завидному упорству в Мордовии появились детские художественные школы. Он сам не только учил мальчишек и девчонок премудростям рисования, но и частенько лично возил ребятню на экскурсии в Москву, Ленинград, Болдино...

А еще Петр Федорович активно ратовал за сохранение национальной самобытности, культурных традиций родного народа, старался втолковать подросткам сакральный смысл мордовского орнамента. И Шаниной он предложил ввести в учебную программу училища специализацию «декоративно-прикладное искусство».

Людмила Владимировна предложение приняла. Хотя квалифицированных педагогов-прикладников поначалу не было, приглашали на помощь опытных народных мастериц, умельцев. Ну а Петр Федорович «сосватал» в штат СХУ свою бывшую ученицу Людмилу Острась-Демяшкину, как раз окончившую Московское художественно-промышленное училище имени М.И.Калинина.

Видимо, пылкая одержимость Рябова передалась-таки и воспитанницам.

 

 

Счетная гладь и мокшанская звездочка

 

Другая его ученица Людочка Козлова еще в школе с редкостным усердием и скрупулезностью выводила иголкой аккуратные стежки, точно следуя законам национального орнамента: мокшанская звездочка, косая стежка, счетная гладь. Старательно вышитые школьницей скатерти и дорожки экспонировались даже на большой всесоюзной выставке.

Впрочем, рисовать красками ей тоже нравилось, а еще – очень хотелось самой придумывать какие-нибудь необычные наряды. Как в сказке.

Отечественная советская торговля разнообразием ассортимента покупателей не баловала. Однако у большинства женщин в заветных сундучках хранились отрезы – «на платье». Втайне от родителей Людмилка раскладывала на полу ткань и смело кромсала мамочкино богатство. Иногда из полутораметрового куска ситца получалось крошечное симпатичное платьице, иногда все труды оказывались зряшными, а материя – напрасно испорчена. Благо, мама по этому поводу не гневалась. А папа – тот вообще одобрительно относился к творческим дочкиным порывам и сам кое в чем ей помогал.

В училище в качестве дипломной работы Люда сделала не просто рушник с вышивкой по мотивам мокшанского орнамента, а перекинула его через перекладину и повесила с обеих сторон по расписной ложке – вроде как руки. Голову «модели» причепурила мордовским кокошником – «пангой». В общем, ее дипломное полотенце смотрелось, будто это барышня в национальной праздничной рубахе.

Людмила оказалась как раз среди самых первых выпускников отделения ДПИ Саранского художественного училища.

По примеру Рябова, который в свое время окончил в Питере Академию художеств, она тоже рванула в Ленинград, в художественно-промышленное училище имени В.И.Мухиной. На вступительных экзаменах члены приемной комиссии, удовлетворенно просмотрев ее сплошь пятерочный аттестат и выяснив, что она из Мордовии, спросили абитуриентку об особенностях образного стиля скульптора Эрьзи и уточнили: «Национальную вышивку вам преподавали?»

Навыки вышивки и бисероплетения ей действительно очень пригодились. Разумеется, для курсовой работы «Костюмы народов мира», где следовало придумать современную модную одежду на основе национальных традиций, Люда выбрала мордовскую тему. А во время копийной практики в Государственном этнографическом музее в экспозиции она с радостью обнаружила старинные эрзянские и мокшанские женские наряды.

Ленинградский вуз Людмила окончила с красным дипломом, а фотографию с её дипломной работой – молодежным комплектом «черно-белый горох» – поместили на обложку питерского журнала мод, который обычно публикует образцы дизайнерских коллекций Вячеслава Зайцева, столичных Домов моделей и т.п.

Через пять лет, сменив девичью фамилию Козлова на мужнину Колчанова, Людмила возвратилась в Саранск дипломированным художником-модельером. Хотела по профилю устроиться в местный Дом быта, но там как-то скептически отнеслись к Мухинской выпускнице. А вот родное училище охотно приняло свою бывшую студентку-отличницу.

 

Нарядные «Сны»

 

Директора СХУ огорчало, что декоративно-прикладное отделение, в отличие от живописного, в ту пору не пользовалось особой популярностью. Понятно, современных талантливых девчонок мало привлекала перспектива месяцами пыхтеть над салфеточками, полотенцами, скатертями. И кто их оценит? Узкий круг искушенных искусствоведов?

Чтобы сохранить традиционную самобытность, надо обогащать ее новым, современным видением.

А одержимая творчеством Людмила Колчанова как раз загорелась идеей преподавать студенткам ДПИ моделирование одежды. С благословения Шаниной она взялась разрабатывать методическую программу, адаптированную для среднего специального образования.

Наряду с живописью, рисунком, вышивкой и бисероплетением прикладницы начали изучать основы композиционного конструирования одежды, симметрии-асимметрии, пропорциональности, моделирования и т.д. А главное – все эти премудрости в итоге воплощаются в эксклюзивные наряды, где органично соединяются традиции и новое дыхание времени, свежее прочтение национальной символики и индивидуальность авторского замысла, язык народного орнамента и стилистика современного кроя.

Студентки скрупулёзно изучают образцы подлинных старинных костюмов. А при внимательном их «прочтении» заметны определенные различия, характерные для представительниц той либо иной территории. Но копировать стежок к стежку стародавние наряды сегодняшних мастериц не заставляют. Напротив, поощряется собственное видение национальной темы.

На первых порах для изготовления авангардных студенческих работ использовали дешевенькую рогожку, лен, холстину, суровую бязь, бортовку. Вышивку выполняли тамбурным швом шерстяными и нитями мулине, декорируя одежду древними финно-угорскими символическими знаками Солнца, Воды, Земли. Девчонки не только с удовольствием трудились над созданием «Мордовской мозаики» и «Валда он» («Светлый сон») (так назывались первые студенческие коллекции), но и охотно демонстрировали на подиуме собственноручно сотворенные модные наряды.

 

 

Изначально у мордвы орнамент вышивки являлся носителем родовой информации, а в костюме он выполнял еще и роль оберега, защищая хозяйку от нечистой силы и прочих напастей.

 

Психология творчества

 

У Гали Лосевой в детстве самой любимой игрушкой была бумажная кукла Маша с комплектом готового типографского гардероба. Только вместо фабричных заготовок Галя сама придумывала и рисовала для «клиентки» Маши кофточки, юбочки, брючные костюмы.

Фото О.УксусниковойПосле школы Лосева выучилась на психолога, окончив профильный факультет местного вуза. Хотя она всегда мечтала по-настоящему заниматься дизайном одежды, понемногу шила обновы себе и подругам. И когда Саранское художественное училище объявило набор на специализацию «мастер-модельер», ничуть не сомневаясь, Лосева опять села за парту и... пяльцы.

Внимательно впитывая наставления опытной Людмилы Михайловны Острась-Демяшкиной, прислушиваясь к советам и ненавязчивым подсказкам Людмилы Колчановой, Галя в своем воображении уже сочиняла собственные нарядные сказочные «сны», видела, как загадочные герои мордовских мифов материализуются в зримые сценические образы.

Сегодня Галина Лосева уже сама преподает студенткам искусство моделирования и дизайна – в училище в дуэте с Людмилой Михайловной Острась-Демяшкиной и в Институте национальной культуры Мордовского госуниверситета на пару с профессором Людмилой Николаевной Колчановой-Нарбековой.

Между преподавателями – что не удивительно – тоже возникает творческое соперничество. А в результате появляются новые необычные коллекции стильной фантазийной одежды. Лен и шерсть сменяются легким воздушным шелком, нитяное шитье – росписью по ткани холодным и горячим батиком. Традиционные мордовские головные уборы и украшения, трансформированные по размерам и форме, обретают до-полнительное «сценическое звучание».

Негласное творческое соперничество теперь разворачивается между молодыми дизайнерами художественного училища и Мордовского госуниверситета. На I Международном фестивале культуры финно-угорских народов летом 2007 года зрители восхищались безграничностью художественной фантазии саранских мастериц, показавших целых двенадцать коллекций: «Нити Времени», «Валда он», «Шелковый путь», «Мордовская мозаика», «Тейтерь инже» («Гостья»), «Красный цветок», «Древние письмена», «Сюлгамо», «Масторава», «Баяраваня».

Творчество мордовских дизайнеров, бережно взращенное на традициях народной культуры, с каждым годом все увереннее завоевывает подмостки мира высокой моды. Саранских модельеров всё чаще приглашают за границу – на фестивали и стажировку в зарубежные академии моды и дизайна. И уже следующее поколение молодых дарований под руководством неутомимых Людмилы Колчановой, Галины Лосевой, Людмилы Острась колдует над новыми нарядами.

 

Фото О.Уксусниковой