Юлия АРТАМОНОВА
«ИЩУ РАБОТУ НА КИСЕЛЬНОМ БЕРЕГУ»
Нервотрепка и шумиха вокруг выпускных и вступительных экзаменов растет с каждым годом. Впрочем, также растет и конкурс на место в учебном заведении, и значение дипломированных специалистов.
Но есть ли смысл получать высшее образование, если нет гарантии найти работу по специальности и с приличной оплатой?
Учителя истории, математики, русского языка с неохотой идут в обычные школы, где им приходится по полгода дожидаться минимальных выплат. Куда больше вероятность того, что они начнут давать более престижные и лучше оплачиваемые частные уроки или устроятся в качестве возродившейся сегодня должности гувернера. Работники медицины тоже предпочитают сотрудничество с какой-нибудь частной фирмой, чем прозябание в государственных клиниках, где из-за отсутствия финансирования нет банальных лекарств, а оборудование на ладан дышит.
Гораздо сложнее трудоустроиться выпускникам с узкой специализацией: ветеринарам, хореографам, экологам, библиотекарям. Если хореограф еще может организовать какие-то шейпинг-группы, подзаработать на кружке танца в школе, то библиотекари при отсутствии рабочих мест и вовсе остаются у разбитого корыта.
Тем не менее конкурс на место при поступлении в вузы все увеличивается, ведь каждый здравомыслящий человек понимает, что диплом – это еще одно очко в свою пользу в глазах работодателя.
Видимо, отсюда и столь большое число подделок, фальшивых дипломов, которые может купить себе любой желающий, были бы деньги. А ассортимент подобной липы поистине впечатляющ: от дипломов самых престижных вузов столицы до наиболее популярных учебных заведений отдельных регионов России. И, как правило, спрос превышает предложение. Кому же хочется начинать свою карьеру с чернорабочего, когда можно так просто, без особой мороки заручиться дипломом с более-менее подходящей специальностью и сразу занять нужное место на служебной лестнице.
Конечно же, диплом не является сертификатом умственных способностей. Наверняка каждому из нас однажды придется обратить внимание на реальные способности людей, а не на их впечатляющие «корочки». Но тем не менее сегодня диплом высшего учебного заведения пока еще значит очень много.
Однако большинство студентов так и не становятся сколь-нибудь заметными специалистами. И, как ни странно, это происходит в основном по их собственному желанию. Оказывается, вовсе не все поступающие в вуз мечтают делать профессиональную карьеру, многих просто привлекает престиж высшего образования – «что я, хуже всех? Я тоже хочу «корочки», хочу покрутиться в молодежной элите…» Нередко и родители насильно устраивают своих чад на тот или иной факультет под предлогом «…у соседа сын в школе троечником был, а сейчас на юрфаке учится, и наш тоже поступит…» Сработавший принцип «быть, как все», не хуже, идти в ногу со временем зачастую оказывает новоявленным студентам медвежью услугу. Проучившись год-два, они окончательно охладевают к навязанной специальности и в конце концов или бросают учебу, или продолжают «тянуть волынку» ради получения заветной «корочки». Затем диплом убирается на почетное место и достается лишь для демонстрации гостям в качестве показателя должного уровня ай-кью его обладателя.
Оборотная же сторона медали здесь в том, что подобные «студенты-недоучки» создают излишний ажиотаж при поступлении, пропихнутые мамами-папами на, по сути, ненужную им скамью знаний, нередко оттесняют от нее молодых людей, которые обладают гораздо большим стремлением учиться, но не имеют влиятельных родителей. Сгущать краски, конечно, не стоит, и, как говорится, настоящий талант себе везде дорогу найдет, но зачем создавать друг другу излишние трудности и лезть не в свои сани?
Еще одной причиной того, что у студентов так много проблем с трудоустройством, является неустойчивое положение на экономическом рынке и неуверенность в завтрашнем дне. И когда так легко летят шапки с голов даже высокопоставленного начальства, то какая защита может быть у молодого малоопытного сотрудника, вчерашнего студента? Вот и приходится вертеться как только можно, доказывая свои способности, но при отсутствии стажа получать за максимум отдачи на благо производства жалкие гроши. И хотя сейчас народ в своей массе у нас любым деньгам рад, молодежи всегда хочется большего, и каждый мечтает о непыльной работе с достойной оплатой. А поскольку госучреждения этого пока предоставить всем не могут, начинается беготня по различным фирмам, обещающим райскую жизнь на кисельных берегах. Причем сильно попахивающую тем самым дешевым сыром, что водится исключительно в мышеловках. И тем не менее подобный риск мало кого пугает: из 50 опрошенных студентов-пятикурсников 38 человек твердо заявили, что лучше будут работать в любом коммерческом предприятии, пусть не по специальности, но с высоким заработком, чем за нищенскую плату заниматься делом, которому учились пять лет.
Еще два студента из тех же опрошенных сказали, что диплом им вовсе не нужен, работу по специальности они искать не собираются и вообще все это для того, «чтобы родители отстали с нотациями и в армию не забирали».
Кстати, об армии. Печально, но факт: основной процент юношей штурмует вузы не в поисках знаний, а именно для того, чтобы отсрочить, а то и вовсе избавиться от необходимости отдавать свой долг Родине. С одной стороны, ребят можно понять: для них служба выглядит выброшенными на ветер двумя годами жизни. Но с другой стороны, не летят ли на ветер пять лет учебы в вузе, когда студент и учится только для того, чтобы не отчислили. А на диплом, на приобретение профессиональных навыков ему, мягко говоря, плевать. Также как плевать на преподавателей, которые выкладываются полностью на каждом курсе, стремясь увлечь, заинтересовать своим предметом.
И хотя у преподавателей не принято жаловаться, многие признаются, что идти в аудиторию им зачастую просто не хочется. Потому что студентам нет никакого дела ни до них, не до предмета. И если те, кто сидят на первых двух партах, еще ведут себя тихо, делая вид, что слушают или записывают, то остальные занимаются всем, чем хочется.
Вообще же, по-настоящему учащихся студентов очень мало: в группе из 50 человек таких бывает обычно не больше 15 – 20. А зачем посещают вуз остальные 30?
Естественно, мы не можем говорить за всех. Есть группы и есть целые курсы, весьма заинтересованные специальностью, которую выбрали, способные проявить должную конкурентоспособность и творческий потенциал на рынке труда. Но на общем фоне выпускников этих перспективных молодых людей еще очень и очень мало. Остается лишь верить, что чувство собственного достоинства, да и просто совесть у наших студентов всегда будут выше потребительской шелухи и не позволят им разбрасывать свои знания направо и налево, не позволят оставлять квалифицированную, нуждающуюся в специалистах работу ради сомнительной деятельности, обещающей разбогатеть в сжатые сроки. Богатство, конечно, вещь неплохая, но если каждый будет заниматься не своим делом, то и результат получится как а некогда популярной песенке о сапожнике, взявшем в руки краски и кисть. Честное слово, что-то не очень хочется вспоминать, чем все это закончилось.