Архимандрит Рафаил (Карелин)
Потеря любви –
трагедия нашего времени
У людей различные характеры, различные вкусы, различные потребности: то, что один считает главной целью жизни, может быть безразличным и несущественным для другого. Но есть нечто, лежащее за пределами материального, то, в чем нуждается каждый человек, хотя бы он и не признавался в этом открыто, хотя бы это было тайной его сердца. То, в чем нуждается каждый человек – это любовь. Это то загадочное чувство, в тепле которого хочет согреться душа каждого человека, даже преступника. Высшая форма любви – это любовь человеческой души к Божеству. Эта любовь в самом совершенном, непосредственном и законченном виде проявляется в монашестве, где становится целью всей человеческой жизни. Эта любовь не знает ни разочарований, ни измен. Она требует многого, но дает гораздо больше.
Потеря любви к Богу сделала человечество несчастным и все достижения цивилизации – надгробьями на кладбище душ. Сейчас мало счастливых людей. Постоянная внутренняя неудовлетворенность, чувство оставленности, отчужденности постепенно трансформируется в злобу, жажду разрушения и уничтожения. Внешне это проявляется в самых различных формах: в наркомании, алкоголизме, семейном садизме, национализме, тирании, бессмысленных актах жестокости, язвительных насмешках, как будто человек мстит за себя всем и самому себе.
Кроме того, душевная опустошенность человека и эмоциональная холодность окружающей среды вызывают чувство постоянного опасения, постоянного ожидания нравственных ударов со стороны самых близких людей. Чувство своей незащищенности и бессилия порождает целые комплексы психических расстройств, человек как будто хочет убежать от действительности в свою болезнь. Духовная опустошенность личности и всего современного общества делают из человека или примитивное существо без нравственных устоев, в сущности, очень несчастное, или насильника, или человека, живущего в этом мире, как в лесу, наполненном зверями, в вечном страхе перед ожидающим его несчастьем.
Наше общество – глубоко больное и глубоко несчастное. Высшая любовь, любовь к Богу, почти потеряна. Любовь к Богу завоевывается в борьбе с грехом и страстями. Кроме монашества, которое, по своей идее, является концентрированной любовью к Богу, есть и другая форма любви – это христианская семья. Семья, построенная на принципах Евангелия, на уважении и любви друг к другу, объединенная одной верой, является живым оазисом в мертвой пустыне – в нашей бездушной пантехнологической цивилизации. Если храм – это огромный огненный столп, то христианская семья – это малая свеча, зажженная от этого огня.
Апостол Павел назвал семью домашней церковью. В семье воспитываются чувства долга и смирения, осуществляется служение друг другу. Христианская семья должна быть объединена верой, молитвой и милосердием. Она – первая школа христианства для детей. Демон пытается разрушить Церковь извне и изнутри, а также разрушить и семью: или уничтожить ее как форму человеческого общения, или, оставив ее, как внешнюю оболочку, уничтожить дух самой семьи – христианскую любовь и ту душевную теплоту, без которой жизнь превращается в трагедию или бессмысленность.
Одним из методов уничтожения семьи как благословенного Богом союза для помощи друг другу и для продолжения человеческого рода является убийство детей самими родителями. Семья из домашней церкви превращается в сожительство разбойников.
Убийство детей иссушает любовь между супругами, семья распадается, как бы разламывается на две части. Эгоизм – это внутренняя борьба за власть, борьба за свои привилегии внутри самой семьи. Убийство ребенка обычно продолжается в нравственном убийстве супругами друг друга. Аборт привлекает темных духов ада и зла. В таких семьях возникают какие-то духовные поля черных демонических энергий, которые гнетут человеческую душу, как будто гонят ее из этого места. Дом перестает быть родным для членов семьи. Часто они испытывают необъяснимую злобу друг против друга и ищут несуществующего счастья на стороне.
В Библии есть поразительные слова, обращенные к братоубийце – к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4, 10). Кровь невинных детей, как кровь Авеля, вопиет к небу. Не только в будущей, но и в земной жизни убийцы получают возмездие. Загрязненная совесть лишает человека самого главного – духовного мира и духовной радости. Только через покаяние душа может вновь обрести их. Древние предания, отраженные в мировой литературе, говорят об угрызениях совести, о внутренних муках, которые испытывает убийца. Может быть, теперь преступление так глубоко эмоционально и не переживается, но человеческая кровь также мстит за себя: убийцы своей совести живут в духовном холоде и пустоте.