Одолеет ли Баба-Яга Иоанна Грозного?

 

             К 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

 

 

Константин Смородин

 

Одолеет ли Баба-Яга Иоанна Грозного?..

(Из заметок о взаимовлиянии
русской и мордовской культур)

Баба-Яга. Рисунок Б.В.Зворыкина. 1916г.Взаимовлияние и взаимопроникновение русской культуры и культур финно-угорских народов, безусловно, существует на протяжении не одной тысячи лет. Соседи не могут не влиять друг на друга. По мнению некоторых исследователей, Баба-Яга перекочевала в русские сказки из финно-угорского фольклора. Противоположный пример: в памяти мордовского народа запечатлелись образы русских исторических деятелей – в одном из героев древней легенды ученые «видят» Андрея Боголюбского, в цикле песен присутствует царь Иоанн Грозный, в нескольких сказках – Петр Первый. Да что там говорить, целый жанр переняла мордва из русского фольклора – частушки.

Трудно судить о взаимовлиянии русской и мордовской культур тысячи лет назад. Находки в могильниках о многом рассказывают: о торговых отношениях, о союзнических или вассальных, но «культура» того времени весьма «летучая» субстанция, так как должны быть развиты письменность и разные виды искусства, чтобы запечатлеть «образцы». А «свидетельства», которые я знаю, начинаются с момента освоения русскими нашего края – со строительства засечной черты. Сразу возникает вопрос: а хорошо ли это было для мордвы? Наверное, это принесло больше хорошего, чем плохого. Наряду с возникшей конкуренцией, у мордвы появилась возможность спокойной жизни, без разгульных набегов степняков, которые грабили хозяйства и уводили в полон жителей. Верхушка народа вошла в состав русской элиты. Кроме того, известно, что русские привнесли более развитые сельскохозяйственные навыки. Строились города, развивалась торговля. Кстати, ни один из городов-крепостей мордва не сожгла. А среди городского купечества стали появляться мордовские фамилии.

Важнейший этап влияния русской культуры, даже шире – цивилизации, – принятие мордвой православной веры. Через веру произошло приобщение мордвы к общеевропейским ценностям, ведь и само русское государство унаследовало не только православную веру, но и византийскую культуру, вобравшую в себя достижения античного мира. Этот вопрос весьма обширен. Но здесь уже можно говорить об участии мордвы в политической и культурной жизни государства и через патриарха Никона, и через простых монахов. Известно, что в ХVIII веке в Санаксарском монастыре были монахи-мордва, мастера, резавшие иконостас. С первых переводов богослужебной литературы отсчитывается и возникновение мордовской письменности.

Во второй половине ХIХ века при способствовании русских учебных заведений возникла мордовская национальная интеллигенция: Евсевьев, Коринфский, Юртов, Бажанов, Аникин... Многие из них, кстати, мечтали создать для своего народа культуру национальную по форме и православную по содержанию. Возникает просветительство. Создаются школы, народные театры... В исследованиях и произведениях русских ученых и писателей, в частности, Мельникова-Печерского, рассказывается о жизни мордвы. Да и мордва всё чаще на русском языке рассказывает о своей жизни. Саратовский мордвин Степан Аникин не только писатель, но и общественный деятель – депутат 1-й Государственной думы...

Не буду говорить о том, сколько русских людей: ученых, врачей, руководителей высшего звена, инженеров, учителей, деятелей культуры, спортсменов, – внесли вклад в становление нашего края. Многие из них стали гордостью республики. Назову только имена, известные всей России: адмирал Ушаков, полководец Румянцев-Задунайский, врач-офтальмолог Филатов, философ Бахтин, писатели Полежаев, Огарев, художники Макаров, Сычков, маршал Ахромеев, космонавт Дежуров...

О влиянии русской литературы на мордовскую существуют монографии В.Горбунова и А.Алёшкина.

И сейчас русские вносят немалый вклад в жизнь и деятельность нашего края. Среди олимпийских чемпионов и их замечательных тренеров, приносящих славу республике, немало представителей русского народа. Русские и мордовские спортсмены вместе воспитываются и вместе побеждают.

Но самым ярким примером взаимовлияния и взаимообогащения русской и мордовской культур для меня был и остается гениальный скульптор Степан Эрьзя. Во всем мире его знают как великого русского скульптора. Так оно и есть. Ведь он воспитан русской художественной школой, без которой не смог бы достичь совершенства в профессии, не состоялся бы как личность. Давно известно, что все гении стоят на чьих-то плечах. Но и он внес в свои произведения личное, исконно-народное, мордовское, которое обогатило не только русскую, но и общемировую культуру. И не случайно свою обычную фамилию «Нефедов» он поменял на родовое имя. Ему хотелось, чтобы весь мир услышал о его родном народе. И многие услышали. Узнали о части мордовского народа – эрзе. Однако хочу подчеркнуть – скульптор существует в контексте русской культуры, обогатившись ею и, в свою очередь, – обогатив её.

Сейчас, на мой взгляд, недооценивается роль культуры. И русской, и мордовской, в частности. Забывают, что подлинная, развивающаяся на исконных традициях культура делает народ крепче, а чуждая, эксплуатирующая животные или потребительские инстинкты, – наоборот разрушает, уничтожает народ. Хотелось бы, чтоб ситуация складывалась благоприятно для плодотворного сотворчества, содружества наших культур.