Александр СОБОЛЕВСКИЙ
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ВЫСОТЫ
«Толкуйте Евангелие неустанно,– говорит старец Зосима у Достоевского.– Гибель народу без Слова Божия».
«Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием,– дает прекрасный совет подвижник и духовный писатель епископ Игнатий (Брянчанинов),– изучай его, чтобы твой ум, так сказать, плавал в нем. Тогда и деятельность твоя удобно сделается Евангельской».
Я много раз пытался читать Евангелие, будучи духовно неподготовленным к его восприятию. Оно оставалось для меня как бы закрытым. Лишь постепенно Евангельская мудрость стала открываться моему сердцу и разуму, я медленно погружался в нее, задумывался над каждой строчкой, и тогда она озарялась каким-то внутренним светом становилась из темной и немой – светоносной и говорящей. Я стал чувствовать глубокое воздействие Евангелия, его мысли словно стали озвучиваться во мне. Я стал слышать Евангелие! Его голоса, торжественную, просветленную музыку. Евангелие заговорило во мне языком поэзии. Не могу объяснить, как это произошло. У меня не было заранее осознанной цели переложить Святое Писание в стихи. Да писанием стихов я никогда и не занимался. Все, что написано мною, написано прозой. Стихотворения на евангельские сюжеты складывались как бы сами по себе, по мере чтения этой Боговдохновенной книги. И помогали мне уяснять сокровенный смысл Учения Иисуса Христа – Сына Человеческого и Сына Божия. Приходилось, чтобы найти ритмомелодику, вернее высвободить ее из предельно емкой фразы евангельского выражения, задумываться над ней подолгу, возвращаться к ней по многу раз. Мои попытки дать стихотворные варианты некоторых текстов Евангелия исходили из свободного выбора понравившихся мне мест Святого Писания.
Каждый внимательно и вдумчиво читающий Евангелие, как мне кажется, чувствует божественную силу, поднимающую читателя до высот, с которых открывается величие Бога.
Содержательная ценность Евангелия непреходяща. Высокий смысл в Христовом Благовествовании неразделим с поэзией, органически слит с ней. И все в Евангелии звучит могучей и торжествующей симфонией Божественного Слова! И еще… Божественное и человеческое, духовно-учительное и поэтическое в этой Святой Книге также нераздельны.
Многие поколения поэтов, художников и музыкантов на протяжении веков вдохновлялись Евангелием при создании произведений искусства на евангельские сюжеты. Поистине лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.
Для моего поколения русских людей, выросших в советское время, книги Святого Писания в большинстве случаев были недоступны. Запретны. Да и мало кто из нас, оболваненных антирелигиозной пропагандой, государственным атеистическим засильем и советским школьным воспитанием, испытывал потребность в чтении религиозной литературы. Я вспоминаю, как лет двадцать назад мне удалось привезти с собой из туристической поездки по Италии подаренное в Риме в русской церкви Евангелие. При таможенном досмотре подарок могли отобрать как запрещенную к провозу через границу религиозную литературу. При этом меня могли ждать на Родине разные неприятности. Но все обошлось благополучно. Может, не без Божьей помощи, как подумалось.
Это небольшое размышление о чтении Евангелия мне хочется закончить высказыванием русского философа, профессора права П. И. Новгородцева, взятого из его статьи «Восстановление святынь» (Прага, 1923 г.). Звучит оно применительно к дням нынешним в России весьма актуально. «Не всеисцеляющие какие-либо политические формы спасут нас, а благодатное просвещение душ…» Этому благодатному просвещению душ и служит чтение святого Евангелия.
Мои стихотворные иллюстрации к евангельским сюжетам близки к текстам Евангелия, но не адекватны ему. Некоторые из них я и предлагаю читателям журнала «Странник».
ПРОЩЕНИЕ ГРЕШНИЦЫ
Иисус пришел на праздник Кущей
В Иудею. В град Иерусалим.
Слову Божию учил Единосущный,
Толпами народ ходил за Ним.
В храм, где проповедовал Спаситель,
Фарисеи женщину ввели
И пред ним поставили. – Учитель!
Грех на ней прелюбодейства. Повели,
Что с ней делать? Моисей в Законе
Строго записал судить таких.
Побивать камнями их. Исполним
Мы Закон. Накажем за грехи…
Говорили так, замысля злое,
Сына Божья искушали самого,
Чтоб найти в словах Христа такое,
Что служило б к обвинению Его.
– Что ты скажешь? – Иисус в молчаньи
Что-то на песке писал перстом.
И не обращал на них вниманья,
Низко над землей склонив чело.
И опять спросили фарисеи:
– Научи, как с грешницею быть?
Что молчишь? Скажи нам поскорее…
Знать хотим, как с нею поступить.
Восклонившись, рек: – Судите сами…
Если есть из вас кто без греха,
Пусть он первым бросит в нее камень…–
И опять перстом в песке писал.
Выслушав Христа, они в смущеньи
Друг за другом стали уходить.
Совесть обличала их. Последний
Фарисей ушел. Стояла посреди
Грешница. Одна пред Сыном Божьим.
– Где же обвинители твои? –
Он спросил.– Из них никто же,
Женщина, тебя не осудил?
Отвечала: – Господи! Никто же…
Он сказал ей в чистоте души:
– Я не осуждаю тебя тоже.
Уходи. Впредь больше не греши…
ДИНАРИЙ КЕСАРЯ
Книжники и фарисеи в Иудее
Замышляли зло против Христа.
В слове уловить его хотели,
В непокорстве уличить властям.
Искусителей к Иисусу подослали –
Подстрекателей иродиан.
И сказали посланные: – Знаем,
Правду ты в лицо глаголишь нам…
Справедлив Ты. И об угожденьи
Не заботишься ни перед кем.
Открывается в Твоем ученьи
Истинно путь Божий всем.
У Тебя хотим спросить совета:
Подать Кесарю давать иль не давать?
Зная их лукавство, Он ответил:
– Искушаете Меня, чтобы предать…
Лицемеры! Дайте Мне монету,
Ту, которой следует платить.
Хитрые расставили вы сети,
В них Меня хотите уловить.
Принесли Ему динарий.– Зрите,
Чье изображение на нем?
И чья надпись – также посмотрите
Отчеканена на золотом?
«Кесаревы», – отвечали.– Что же, знайте,
Как с уплатой податей вам быть:
Кесарево – Кесарю отдайте,
Божье – Богу надо заплатить…
«Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли».
ИЗ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ
Зрил Христос народ перед собою
И взошел на гору. И там сел.
Нет, Он не искал себе покоя,
Здесь, с горы, Он проповедовать хотел.
И когда ученики толпою
Приступили, Он отверз уста.
И учил их, говоря благое,
И внимали все словам Христа.
Проповедь Нагорная Христова…
В ней Учитель возвестил о том,
Кто блаженства будет удостоен
За дела в служении земном.
Говорил Он: кроткие блаженны,
Землю унаследуют они;
Принимали к сердцу откровенье
Сына Божьего ученики.
Близилось уже к закату солнце,
А народ все подходил к Христу.
Он учил: блаженны миротворцы;
Их сынами Бога нарекут.
И блаженны плачущие; будет
Утешенье плачущим дано.
Вы блаженны, если вас осудят
За Меня неправедно и зло.
Станут вас намеренно злословить
За Меня. Хулить во все уста.
Радуйтесь! По Божьей воле
Вас награда ждет на небесах.
Тайная вечеря
Иисус за тайною вечерей
Средь своих учеников сидел.
В окна ветерок весенний веял,
Небосвод прозрачно голубел.
Все двенадцать были с Ним. Вкушали
Хлеб, вино.– Один из вас,–
Иисус сказал,– Я знаю,
Что один из вас Меня предаст…
Опечалились они. И стали
Каждый говорить Ему:
– Господи, скажи, не я ли?
Быть предателем из нас кому?
Отвечал Он: Тот, который,
Руку в чашу опускал со мной.
Этот и предаст Меня. И вскоре.
Срок разлуки близок роковой.
Предающий же Его Иуда
Тоже у Христа спросил:
– Равви! И не я ли буду?
И испуг во взгляде затаил.
Очи на него возвел Сын Божий
И промолвил: Это ты сказал…
Продолжалась трапеза. Погожий
Вечер над землею догорал.
СКОРБЬ ГОСПОДНЯ О ИЕРУСАЛИМЕ
Иерусалим. Иерусалим!
О тебе скорблю Я и печалюсь.
Иерусалим. Иерусалим!
Разрушение свое ли чаешь?
Иерусалим. Иерусалим!
Камнями пророков побиваешь.
Иерусалим. Иерусалим!
Своих праведников распинаешь.
Иерусалим. Иерусалим!
Чад твоих Я собирать старался.
Иерусалим. Иерусалим!
Я к тебе напрасно обращался.
Иерусалим. Иерусалим!
Оставляется вам дом ваш пуст.
Иерусалим. Иерусалим!
Расстаюсь с тобой. На сердце грусть…
Иерусалим. Иерусалим!
Скоро не увидите Меня.
Иерусалим. Иерусалим!
О тебе скорбит душа моя.
ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА
В первый день недели Магдалина
Шла ко гробу Иисуса утром рано.
Миро для Христа несла в кувшине,
Чтоб возлить Усопшему на раны.
Подошла к гробнице, увидала:
Вход открыт и камень отодвинут.
Испугалась и в себе сказала:
«По какой все сделалось причине?»
Плача, заглянула внутрь Мария.
Видит – во гробу нет Иисуса.
«Где же Он? Куда Его сокрыли?
Место, где лежал Он, пусто?..»
Диво зрит сквозь слезы Магдалина:
Ангел перед ней в одежде белой…
Говорит ей: «В чем твоя кручина?
Что ты плачешь и рыдаешь, жжено?»
Ангелу сказала Магдалина:
– Взяли Господа… Куда не знаю.
Упокоили где тело Его ныне?..
Потому я плачу и рыдаю…
Вымолвив сие, назад взглянула.
Иисус живой стоит пред нею.
– Это Я, Мария. Смерть минула…
Я воскрес на третий день, как заповедал.