Евангельские высоты

 

Александр СОБОЛЕВСКИЙ

 

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ВЫСОТЫ

 

«Толкуйте Евангелие неустанно,– говорит старец Зосима у Достоевского.– Гибель народу без Слова Божия».

«Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием,– дает прекрасный совет подвижник и духовный писатель епископ Игнатий (Брянчанинов),– изучай его, чтобы твой ум, так сказать, плавал в нем. Тогда и деятельность твоя удобно сделается Евангельской».

Я много раз пытался читать Евангелие, будучи духовно неподготовленным к его восприятию. Оно оставалось для меня как бы закрытым. Лишь постепенно Евангельская мудрость стала открываться моему сердцу и разуму, я медленно погружался в нее, задумывался над каждой строчкой, и тогда она озарялась каким-то внутренним светом становилась из темной и немой – светоносной и говорящей. Я стал чувствовать глубокое воздействие Евангелия, его мысли словно стали озвучиваться во мне. Я стал слышать Евангелие! Его голоса, торжественную, просветленную музыку. Евангелие заговорило во мне языком поэзии. Не могу объяснить, как это произошло. У меня не было заранее осознанной цели переложить Святое Писание в стихи. Да писанием стихов я никогда и не занимался. Все, что написано мною, написано прозой. Стихотворения на евангельские сюжеты складывались как бы сами по себе, по мере чтения этой Боговдохновенной книги. И помогали мне уяснять сокровенный смысл Учения Иисуса Христа – Сына Человеческого и Сына Божия. Приходилось, чтобы найти ритмомелодику, вернее высвободить ее из предельно емкой фразы евангельского выражения, задумываться над ней подолгу, возвращаться к ней по многу раз. Мои попытки дать стихотворные варианты некоторых текстов Евангелия исходили из свободного выбора понравившихся мне мест Святого Писания.

Каждый внимательно и вдумчиво читающий Евангелие, как мне кажется, чувствует божественную силу, поднимающую читателя до высот, с которых открывается величие Бога.

Содержательная ценность Евангелия непреходяща. Высокий смысл в Христовом Благовествовании неразделим с поэзией, органически слит с ней. И все в Евангелии звучит могучей и торжествующей симфонией Божественного Слова! И еще… Божественное и человеческое, духовно-учительное и поэтическое в этой Святой Книге также нераздельны.

Многие поколения поэтов, художников и музыкантов на протяжении веков вдохновлялись Евангелием при создании произведений искусства на евангельские сюжеты. Поистине лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

Для моего поколения русских людей, выросших в советское время, книги Святого Писания в большинстве случаев были недоступны. Запретны. Да и мало кто из нас, оболваненных антирелигиозной пропагандой, государственным атеистическим засильем и советским школьным воспитанием, испытывал потребность в чтении религиозной литературы. Я вспоминаю, как лет двадцать назад мне удалось привезти с собой из туристической поездки по Италии подаренное в Риме в русской церкви Евангелие. При таможенном досмотре подарок могли отобрать как запрещенную к провозу через границу религиозную литературу. При этом меня могли ждать на Родине разные неприятности. Но все обошлось благополучно. Может, не без Божьей помощи, как подумалось.

Это небольшое размышление о чтении Евангелия мне хочется закончить высказыванием русского философа, профессора права П. И. Новгородцева, взятого из его статьи «Восстановление святынь» (Прага, 1923 г.). Звучит оно применительно к дням нынешним в России весьма актуально. «Не всеисцеляющие какие-либо политические формы спасут нас, а благодатное просвещение душ…» Этому благодатному просвещению душ и служит чтение святого Евангелия.

Мои стихотворные иллюстрации к евангельским сюжетам близки к текстам Евангелия, но не адекватны ему. Некоторые из них я и предлагаю читателям журнала «Странник».

 

ПРОЩЕНИЕ ГРЕШНИЦЫ

 

Иисус пришел на праздник Кущей

В Иудею. В град Иерусалим.

Слову Божию учил Единосущный,

Толпами народ ходил за Ним.

 

В храм, где проповедовал Спаситель,

Фарисеи женщину ввели

И пред ним поставили. – Учитель!

Грех на ней прелюбодейства. Повели,

 

Что с ней делать? Моисей в Законе

Строго записал судить таких.

Побивать камнями их. Исполним

Мы Закон. Накажем за грехи…

 

Говорили так, замысля злое,

Сына Божья искушали самого,

Чтоб найти в словах Христа такое,

Что служило б к обвинению Его.

 

– Что ты скажешь? – Иисус в молчаньи

Что-то на песке писал перстом.

И не обращал на них вниманья,

Низко над землей склонив чело.

 

И опять спросили фарисеи:

– Научи, как с грешницею быть?

Что молчишь? Скажи нам поскорее…

Знать хотим, как с нею поступить.

 

Восклонившись, рек: – Судите сами…

Если есть из вас кто без греха,

Пусть он первым бросит в нее камень…–

И опять перстом в песке писал.

 

Выслушав Христа, они в смущеньи

Друг за другом стали уходить.

Совесть обличала их. Последний

Фарисей ушел. Стояла посреди

 

Грешница. Одна пред Сыном Божьим.

– Где же обвинители твои? –

Он спросил.– Из них никто же,

Женщина, тебя не осудил?

 

Отвечала: – Господи! Никто же…

Он сказал ей в чистоте души:

– Я не осуждаю тебя тоже.

Уходи. Впредь больше не греши…

 

ДИНАРИЙ КЕСАРЯ

 

Книжники и фарисеи в Иудее

Замышляли зло против Христа.

В слове уловить его хотели,

В непокорстве уличить властям.

 

Искусителей к Иисусу подослали –

Подстрекателей иродиан.

И сказали посланные: – Знаем,

Правду ты в лицо глаголишь нам…

 

Справедлив Ты. И об угожденьи

Не заботишься ни перед кем.

Открывается в Твоем ученьи

Истинно путь Божий всем.

 

У Тебя хотим спросить совета:

Подать Кесарю давать иль не давать?

Зная их лукавство, Он ответил:

– Искушаете Меня, чтобы предать…

 

Лицемеры! Дайте Мне монету,

Ту, которой следует платить.

Хитрые расставили вы сети,

В них Меня хотите уловить.

 

Принесли Ему динарий.– Зрите,

Чье изображение на нем?

И чья надпись – также посмотрите

Отчеканена на золотом?

 

«Кесаревы», – отвечали.– Что же, знайте,

Как с уплатой податей вам быть:

Кесарево – Кесарю отдайте,

Божье – Богу надо заплатить…

 

«Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли».

 

ИЗ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ

 

Зрил Христос народ перед собою

И взошел на гору. И там сел.

Нет, Он не искал себе покоя,

Здесь, с горы, Он проповедовать хотел.

И когда ученики толпою

Приступили, Он отверз уста.

И учил их, говоря благое,

И внимали все словам Христа.

Проповедь Нагорная Христова…

В ней Учитель возвестил о том,

Кто блаженства будет удостоен

За дела в служении земном.

Говорил Он: кроткие блаженны,

Землю унаследуют они;

Принимали к сердцу откровенье

Сына Божьего ученики.

Близилось уже к закату солнце,

А народ все подходил к Христу.

Он учил: блаженны миротворцы;

Их сынами Бога нарекут.

И блаженны плачущие; будет

Утешенье плачущим дано.

Вы блаженны, если вас осудят

За Меня неправедно и зло.

Станут вас намеренно злословить

За Меня. Хулить во все уста.

Радуйтесь! По Божьей воле

Вас награда ждет на небесах.

 

Тайная вечеря

 

Иисус за тайною вечерей

Средь своих учеников сидел.

В окна ветерок весенний веял,

Небосвод прозрачно голубел.

Все двенадцать были с Ним. Вкушали

Хлеб, вино.– Один из вас,–

Иисус сказал,– Я знаю,

Что один из вас Меня предаст…

Опечалились они. И стали

Каждый говорить Ему:

– Господи, скажи, не я ли?

Быть предателем из нас кому?

Отвечал Он: Тот, который,

Руку в чашу опускал со мной.

Этот и предаст Меня. И вскоре.

Срок разлуки близок роковой.

Предающий же Его Иуда

Тоже у Христа спросил:

– Равви! И не я ли буду?

И испуг во взгляде затаил.

Очи на него возвел Сын Божий

И промолвил: Это ты сказал…

Продолжалась трапеза. Погожий

Вечер над землею догорал.

 

СКОРБЬ ГОСПОДНЯ О ИЕРУСАЛИМЕ

 

Иерусалим. Иерусалим!

О тебе скорблю Я и печалюсь.

Иерусалим. Иерусалим!

Разрушение свое ли чаешь?

 

Иерусалим. Иерусалим!

Камнями пророков побиваешь.

Иерусалим. Иерусалим!

Своих праведников распинаешь.

 

Иерусалим. Иерусалим!

Чад твоих Я собирать старался.

Иерусалим. Иерусалим!

Я к тебе напрасно обращался.

 

Иерусалим. Иерусалим!

Оставляется вам дом ваш пуст.

Иерусалим. Иерусалим!

Расстаюсь с тобой. На сердце грусть…

 

Иерусалим. Иерусалим!

Скоро не увидите Меня.

Иерусалим. Иерусалим!

О тебе скорбит душа моя.

 

ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА

 

В первый день недели Магдалина

Шла ко гробу Иисуса утром рано.

Миро для Христа несла в кувшине,

Чтоб возлить Усопшему на раны.

Подошла к гробнице, увидала:

Вход открыт и камень отодвинут.

Испугалась и в себе сказала:

«По какой все сделалось причине?»

Плача, заглянула внутрь Мария.

Видит – во гробу нет Иисуса.

«Где же Он? Куда Его сокрыли?

Место, где лежал Он, пусто?..»

Диво зрит сквозь слезы Магдалина:

Ангел перед ней в одежде белой…

Говорит ей: «В чем твоя кручина?

Что ты плачешь и рыдаешь, жжено?»

Ангелу сказала Магдалина:

– Взяли Господа… Куда не знаю.

Упокоили где тело Его ныне?..

Потому я плачу и рыдаю…

Вымолвив сие, назад взглянула.

Иисус живой стоит пред нею.

– Это Я, Мария. Смерть минула…

Я воскрес на третий день, как заповедал.