Владимир Лаптун,
Александр Лаптун
(Участие православного духовенства в борьбе
с пьянством в конце XIX – начале XX века)
В последние годы алкоголизм в России приобрел характер национального бедствия. По оценкам специалистов, на каждого жителя нашей страны в среднем приходится по 18 литров чистого алкоголя в год. В то же время Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) установлено, что если данный уровень превышает 8 литров, то это вызывает опасность для здоровья нации*.
Сложившаяся в настоящее время ситуация, безусловно, не является для российского общества откровением. Еще во второй половине XIX века в прессе и на правительственном уровне неоднократно поднимался вопрос относительно быстро распространявшегося пьянства среди населения страны, а также принимались различные меры борьбы с этим опасным явлением. Вместе с тем следует отметить, что в начале XX века уровень потребления алкоголя в России был одним из самых низких в мире и составлял 3,13 литра на душу населения в год. Для сравнения: во Франции этот показатель равнялся – 23,32 л, в Германии – 10,06 л, в Великобритании – 8,83 л, в США – 6,56 л.**
Таким образом, Россия была одной из самых непьющих стран мира, но, несмотря на это, многие деятели трезвеннического движения уже тогда били во все колокола. Еще в 1885 году правительство Александра III, обратившее самое пристальное внимание на проблему массового пьянства, разрешило сельским общинам на сходах закрывать так называемые питейные заведения. После начала Первой мировой войны, в августе 1914 года, Николай II своим указом ввел «сухой закон», то есть была запрещена продажа крепких алкогольных напитков. Необходимо заметить, что после Октябрьской революции царский мораторий на водку был продлен уже новой властью и официально он был отменен лишь в 1925 году. В советский период предпринимались еще несколько атак на алкоголь – в 1958, 1972 и 1985 годах, но и они, по большому счету, не увенчались успехом. С определенной долей уверенности можно констатировать, что проблема массовой алкоголизации населения страны, к сожалению, и по сей день продолжает оставаться актуальной.
По мнению экспертов, одной из основных причин алкоголизма является утрата духовно-нравственных ориентиров современным человеком. Из этого можно заключить, что бороться с данной болезнью необходимо в том числе и духовными средствами, которыми в полной мере обладает Русская Православная Церковь (РПЦ). Об этом прямо говорится и в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Ее разработчики убеждены в том, что главной причиной «бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий» выступают духовная опустошенность, потеря смысла жизни и размытость нравственных ориентиров*.
В связи с этим борьба с пьянством является одним из приоритетных направлений деятельности РПЦ на современном этапе. На сегодняшний день в России накоплен богатый исторический опыт утверждения в народе трезвого образа жизни. И во все времена самое активное участие в этом процессе принимала Русская Православная Церковь, которая совместно с государственной властью заботилась не только о просвещении народа, но и о его духовно-нравственном совершенствовании.
Борьба с пьянством стала оформляться в полноценное движение лишь в 70-е – 80-е годы XIX века. Существенную роль в процессе играла церковная пресса, которая стала больше уделять внимания увеличившемуся пристрастию к алкоголю. Становилось очевидным, что эта тотальная проблема глубоко пустила корни в народной среде. Чрезмерное употребление спиртного объяснялось не как психофизиологическая зависимость, а как церемониал, традиция, обязательная к исполнению: «Богатый крестьянин в праздничный или воскресный день «собирает помочь» для той или другой работы, – труд оплачивается водкой: ради праздника многие напиваются до бесчувственного состояния»**.
Положение усугублялось еще и тем, что семья фактически не ограждала подрастающее поколение от пристрастия к алкоголю и нередко даже способствовала ему: «даже родного сына своего отец не только не удержит от рюмки, но при случае сам напоит его»***. Таким образом, алкоголизм родителей становился причиной употребления спиртных напитков детьми.
В связи с вышеизложенным можно привести любопытные статистические данные, опубликованные в январском номере журнала «Деятель» за 1899 год. Из 58 школьников, которые были опрошены на предмет употребления ими спиртных напитков, выяснилось: 1) 10 учеников старшего отделения признали, что бывали уже пьяны и напивались; 2) в среднем отделении из 21 ученика 10 человек пили водку, а пятеро из 10 были пьяны; 3) из 27 учеников младшего отделения 19 человек пили водку, а 14 были пьяны. И только 8 человек из общего числа опрошенных никогда не употребляли спиртных напитков. Что же касается девочек, то из 30 опрошенных все признали, что уже пили водку, и 17 из них бывали пьяны*.
Конечно же, светские и церковные власти четко осознавали всю опасность стремительного распространения этого пагубного порока среди народа и поэтому всеми доступными средствами пытались ему воспрепятствовать. Однако наиболее эффективным способом борьбы с пьянством, как показало время, стали общества трезвости, инициатором создания которых выступил известный педагог, общественный деятель Сергей Александрович Рачинский (1833–1902).
В 1875 году он организовал в с.Татеве Смоленской губернии народную школу, а в 1882 году учредил общество трезвости, устав которого впоследствии послужил образцом для организации ряда церковно-приходских обществ трезвости. «Для меня стало очевидным, – писал позднее С.А. Рачинский, – что для ограждения моих учеников от окружающего их зла нужны средства более сильные, чем простые увещания и поучительные речи, и единственное средство, которое я мог придумать, было устройство, в тесном кругу моих учеников (из кои многие в то время были уже взрослые), – общества трезвости, т.е. абсолютного воздержания от спиртных напитков. Мысль о таком обществе была встречена большинством моих учеников в высшей степени сочувственно, и 5 июля 1882 г., в день моих именин, после молебна преподобному Сергию, нами был произведен в церкви торжественный обет такого воздержания, сроком на один год»**.
Рачинский впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть по настоящему плодотворной только при церковном приходе. По его мнению, главное направление православной трезвенной работы – это практическое осуществление заповедей Божьих. Рачинский определил главное средство обретения трезвой жизни – обет трезвости как церковную форму отречения от винопития. Обет трезвости должен принимать тот, кто решает стать членом общества трезвости, кто осознал смысл этого духовного акта.
Общество первоначально состояло почти исключительно из бывших татевских учеников, а также сельских жителей. Постоянные беседы Рачинского с крестьянами стали приносить добрые плоды. Ежегодно общество увеличивалось, а осенью 1888 года в него стали проситься крестьяне из разных, иногда очень удаленных от Татева, деревень. По инициативе молодых священников (нередко учеников Рачинского) такие же общества стали появляться и в соседних селах.
В итоге Татевское общество трезвости послужило образцом для сотен подобных обществ и положило начало большому движению за трезвость в Русской Православной Церкви. Поддержала инициативу и высшая церковная власть. Так, 10 августа 1889 года вышел циркулярный указ Святейшего Синода, в котором Епархиальным Преосвященным предлагалось «донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях общества трезвости, и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население»*.
После выхода данного указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти. Вместе с тем, следует признать, что, несмотря на начавшееся формирование трезвенного движения в народе и создание обществ трезвости, подобных татевскому, широкую общественность проблема алкоголизма стала интересовать несколько позже.
Только в 1898 году состоялось первое заседание при Русском обществе охранения народного здравия, посвященное пьянству и борьбе с ним. Приведем постановление комиссии: «Необходимо признать, что в основе столь сложного социального явления, как народное пьянство, лежат многочисленные биологические и социально-экономические причины, равно и меры борьбы с ним должны быть весьма разнообразны. С одной стороны, это меры государственного и общественного характера, а с другой – личная борьба и пропаганда трезвости. В этой последней священнику (и вообще духовенству) наряду с народным учителем и земским врачом должно принадлежать одно из первых мест»**.
Наибольшего масштаба борьба с пьянством достигает в первое десятилетие XX века. Св. Синод публикует обращение к епархиальным преосвященным об усилении церковно-нравственных мер борьбы с пьянством (стоит отметить, что подобные обращения уже публиковались в 1850, 1885 и 1889 годах).
В обращении Св. Синод рекомендует следующее: «а) утверждение в приходах обществ трезвости, б) обязательное включение в число целей существующих приходских организаций (попечительств, братств, советов) преследование в народе пьянства, борьбы с ним мерами, какие могут быть вырабатываемы самими этими организациями по соображении с местными условиями жизни, в) неустанную живую пастырскую проповедь в храме и вне храма о вреде пьянства, раздачу и распространение в приходах брошюр и листков, ясно изображающих и описывающих все гибельные последствия пьянства, г) вечерние праздничные богослужения с чтением акафистов, общим пением всего народа и произнесением проповеди или чтением жития святого, д) устройство в школах религиозно-нравственных и патриотических чтений, иллюстрируемых при помощи волшебного фонаря и сопровождаемых также общим пением; на таких чтениях при помощи соответствующих изображений можно наглядно показать и объяснить, каким вредом для организма сопровождается пьянство и, наконец, е) личный пример трезвости священно-
служителей прихода»*.
В начале 1910 года в С.-Петербурге прошел первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, организованный комиссией по вопросу об алкоголизме, состоящей при Русском обществе охранения народного здравия. Целью съезда являлось «изыскание возможно более действительных мер борьбы с пьянством как массовым явлением, в зависимости от его производящих причин»**. Перед духовенством была поставлена главная задача – создание в народе антиалкогольного движения. Решаться же она должна была не только через проповедь, но и содействием уровню благосостояния населения: «Признавая важным фактором в борьбе с пьянством улучшение экономических условий жизни народа, в задачу духовенства
должно входить и широкое содействие в изменении отрицательных сторон экономической жизни населения. С этой целью духовенство должно участвовать в целях отрезвления населения при посредстве организации ссудо-сберегательных касс, кредитных товариществ, складов, потребительных лавок и т.п. Нельзя отрицать того, что духовенство с успехом может бороться с пьянством посредствосм указанных мер. И оно, несомненно, с готовностью пойдет на эту борьбу»*.
Активная агитационная компания, развернутая как церковной, так и светской прессой накануне съезда, во многом способствовала принятию серьезных мер по борьбе с пьянством на местах.
Так, 7 сентября 1909 года при Вознесенской церкви г.Саранска было открыто Алексеевское общество трезвости. При открытии оно насчитывало 10 человек, после года существования количество членов увеличилось вдвое. В состав общества входили, в основном, крестьяне, но состояли в нем и учителя. Были трезвенники из уездов и даже из другой губернии. По уставу члены общества обязались не только не пить сами, но и не угощать других. Первоначальный состав постепенно пополнялся лицами из числа «временно-воздерживающихся».
Главной задачей общества являлось утверждение трезвости: «Отрезвление прихожан – дело не легкое, требующее великой напряженной борьбы
с вековою привычкою, с ужасною болезнью, с губительною страстью. Но как невозможно отучать человека от привычки, которую он не сознает, как трудно лечить человека, не замечающего болезни, так невозможно бороться с пьянством до тех пор, пока сами прихожане не сознают вреда и гибели его, пока не увидят, что оно зло и болезнь, что оно язва и отрава. Отсюда сама собой намечается ближайшая задача деятельности общества – это воспитание в прихожанах трезвости»**.
Средством для достижения этой цели служили, в основном, поучения и беседы. Они проводились не только в храме, но и в домах прихожан. Также на дом раздавались брошюрки и листки о вреде пьянства. Деятельность Алексеевского общества трезвости не ограничивалась работой с взрослым населе-
нием, высоким приоритетом также являлась задача воспитания в духе трезвости подрастающего поколения.
Таким образом, общество трезвости, существовавшее при Вознесенской церкви г.Саранска, выражало собой один из многочисленных примеров борьбы православного духовенства за утверждение трезвости. Деятельность общества также свидетельствовала о том, что подобная борьба велась не только в столичных городах, но и в провинции.
Согласно статистике, на 1 января 1911 года в Российской империи (без Польши и Финляндии) уже действовали 1873 общества трезвости, пропагандировавшие трезвый образ жизни. Однако такое их незначительное число в масштабах страны, безусловно, не могло существенно изменить ситуацию в лучшую сторону. В свою очередь, проблема с пьянством была настолько серьезной, что требовала принятия скорейших и безотлагательных мер.
В связи с этим в июне 1912 года в Москве с благословения Святейшего Синода состоялся Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Председателем съезда был избран архиепископ Новгородский, впоследствии митрополит Ташкентский, Арсений (Стадницкий). В своем докладе на открытии съезда он говорил следующее: «В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от винопития укрепляется мало-помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова»*.
Преосвященный Арсений также отметил, что работа обществ трезвости, которую возглавляют деятельные и самоотверженные пастыри, дает изумительные результаты. В ходе работы съезда депутаты единодушно пришли к выводу, который впоследствии был сформулирован в резолюции: «Общества трезвости при современном состоянии приходской жизни суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника»**.
Решения съезда стимулировали духовенство к активным действиям. К 1913 году в России насчитывалось уже более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек. Особое внимание духовной властью было обращено на подготовку педагогических кадров, способных «возбудить в детях отвращение к употреблению спиртных напитков, развить волю, способную противостоять искушениям, и обрисовать печальные последствия от алкоголизма настолько, чтобы для них были очевидны все преимущества трезвой жизни»*.
Определением Св. Синода от 27 марта – 9 апреля 1914 года также рекомендовалось уделять больше внимания «практической постановке» борьбы с алкоголизмом, а именно: посещать музеи, выставки, публичные чтения, пополнять школьные библиотеки изданиями противоалкогольного содержания и «самим учителям заводить общества ревнителей трезвости»**.
Усилившая в обществе борьба с пьянством в значительной степени повлияла на решение правительства ввести в стране «сухой закон», и с 19 июля 1914 года торговля алкоголем была прекращена. Были закрыты все винокуренные заводы, а склады с алкоголем опечатаны. За самогоноварение установили наказание – 5 лет тюрьмы и один год поражения в правах. Следует отметить, что введение «сухого закона» достаточно быстро принесло свои плоды и благотворно сказалось на улучшении жизни общества, здоровья людей, производительности труда на предприятиях и правопорядка в городах и селах.