Александр АРАПОВ
«Полетать бы словно птица...»
РОЛЬ
Роль выбрана. Осталось лишь сыграть.
Готова сцена. Остаётся выйти.
Но главное – не торопить событья
И на успех не надо уповать.
Роль выбрана. Осталось лишь начать.
Известно, что сказать и где смеяться.
И нечего, прислушиваясь, ждать,
И хватит бесконечно собираться.
Прошу, не рви поводья, мой глагол,
Не горячись, а наберись терпенья,
Не суетись, и поимей сомненье,
И с кем попало не садись за стол.
Роль выбрана! Гасите фонари!
Играй, оркестр дождя, грозы и ветра!
Итак, игра. С рассвета до рассвета.
...Любимая, не надо, не смотри.
БЕГ
Я помню – если перейти на шаг,
Смогу идти как надо, то есть ровно.
Так ходят. Так надёжно, то есть «скромно».
Прости, Господь, я не умею так.
Прости меня за мой неровный бег
Напропалую – в нём моё спасенье.
А может, это не смешной побег
На сей земле под собственное пенье?
Прости меня и не избавь от сил
И жить, и выжить средь людского хора.
Бегу... Моё дыханье – до упора.
Бегу, чтоб не сказали: «семенил».
ИЗ ДЕТСТВА
В сенях прилягу – возле ветра, хруста,
Где сны свежи, чисты и глубоки.
Там ночью – возле кадок под капусту –
Воскресные приснятся пироги.
А на рассвете громкой суматохой
Разбудят окаянные грачи.
Прощаются... Наверное, им плохо.
Прощаются... Попробуй не кричи.
Напяливаю маечку спросонок.
Мне мать кричит: «На пироги иди!»
Не знаю я, что я ещё ребёнок,
Не знаю я, как страшно впереди.
* * *
Мама вновь до рассвета встаёт,
Шалью старенькой накрывается.
Бросит тихой бурёнке осот,
После хмуро бадья закачается.
И спросонок ведро зашумит,
И снежинка нырнёт невесомая.
Бодро лёдышко зазвенит,
Улыбнётся звезда полусонная.
Дым уставится из трубы
На печальные заводи инея.
И оставит на небе следы
Голубые, белёсые, синие...
После мама застонет во сне.
Всё ей снится – в сарае заброшенном
Встал на ножки и к мёрзлой стене
Прислонился телёнок в горошинах.
* * *
Прохудилось это время,
Ничего-то я не помню.
Только помню: ночь сырая,
И отец в плаще – худой.
Дождь всё лил и лил, пространство
Свежей дрожью наполняя.
И стоял отец печальный
Под небесною водой.
И – предчувствие глухое:
Что-то страшное случится, –
Неприкаянность, сиротство
Было в шаге у отца.
Ветка молнии на небе.
Ветка молодой сирени.
Опрокинутое счастье
Без начала и конца.
* * *
– И в тридцать в облаках витать?
– И в тридцать в облаках витаю...
Вы видите, как я летаю...
А помните, как мог летать?
..И не вернуть, не изменить
Ни юность, ни любовь, ни вьюгу...
Смешно – поддакивать друг другу,
Сорваться и пустить по кругу
То, что обещано хранить.
* * *
Долго и бережно женщина пела
Грустную песню за поздним столом.
Пела – как по небу птица летела
С тёмной дорогой под белым крылом.
Пела и глаз своих не поднимала
С гулкой российской густой синевой.
Каждое слово душа понимала –
Слушал любимый, качал головой.
Литься бы песне да не обрываться,
Только гостям собираться пора.
Выбежит в сени она попрощаться,
Лишь одному не уйти до утра.
«Ах, уходите, печали-тревоги,
Ах, догорай, золотая свеча...» –
Мягко коснётся причёскою строгой
Крепкого и молодого плеча.
Может, до счастья совсем недалёко?
Что с ней творится, не знает сама.
Просто ей холодно и одиноко,
И за окном непроглядная тьма.
* * *
Проснётся целовать,
Внезапная как ливень:
– Чего ещё желать,
Когда ты рядом, милый...
Я как в бреду жила,
Жила, копила силы.
Пока тебя ждала,
Семь платьев износила.
Ждала я, как вода,
Как речка, ледолома.
Хотелось иногда
Закрыть глаза и – в омут.
Ни весточки одной.
Ни голоса, ни взгляда.
Зачем ты так со мной?
Со мною так не надо...
Дыханья глубоки,
Исповедальны речи.
Тревожны и зябки
Её худые плечи.
Ты от неё уйдёшь,
Вернёшься к ней едва ли.
Как медленная ложь,
Вдруг мокрый снег повалит.
«Зачем ты так со мной?..» –
Как крик, как выдох горький,
Услышишь за спиной
Задёрнутые шторки.
* * *
Жили мы спиной к волне
Тихо жили, виновато.
Две герани на окне,
И часы без циферблата.
А на улице был день –
Словно красная рубаха:
Чей-то праздник, чья-то тень
От широкого замаха.
Может, надо было так,
Чтобы не сорваться сдуру:
Ты – целковый, я – пятак, –
Уходящая натура.
Я не прав, а ты – права,
Как дышали, так и жили.
Буква к буковке – слова,
Только песню не сложили.
Нараспашку, неглиже...
И не помнится уже –
Жили или же блажили,
Ворожили, ворошили...
То ли было, то ли нет:
На стене – чужая дата.
Куст герани. Твой портрет.
И часы без циферблата...
* * *
Не вернулся Анисим с войны,
Он лежит посреди тишины,
Возле самого сердца страны,
Призывник сорок первого года,
Рядовой пулемётного взвода.
Внук очнётся в афганской пыли –
Басурманские пули нашли, –
Внук Володенька, косточка рода
(И до «дембеля» только полгода)
...Не вернуться ему из похода.
В плен Володенька не попадёт,
Себе в голову он попадёт,
И в себя он без промаха бьёт,
Призывник невоенного года,
Снайпер мотострелкового взвода.
Не вернётся Володька с войны –
Он лежит посреди тишины
Возле доброго сердца страны.
...Ни жены, ни вина... ни вины...
ИРОНИЧЕСКОЕ
Надоело суетиться.
Полетать бы от души.
Полетать бы словно птица
Где-нибудь в лесной глуши! –
Возле облака седого –
Чтоб кружилась голова
У меня, у молодого,
Кому страха никакого,
Кому небо – трын-трава.
А потом бы над деревней,
Над соседом покружить,
Чтобы он, чудак, поверил,
Что и в небе можно жить.
Знаю, стоит приземлиться,
Скажет мне наверняка:
«Всё равно ты, братец, птица,
Хоть убей, невелика».
«СВОЙ»
Как здорово играет головой,
Как бьёт, не целясь, с метки угловой,
Как может он по флангу прорываться!
Как мастерски умеет притворяться,
Чтобы услышать за спиною: «Свой...»
Какой красивый филигранный пас!
И так и эдак он обводит вас.
Какая нежность, теплота во взоре!
«Он в доску свой!» – кричите вы, которых
Он предавал и продавал не раз.
* * *
Я устал от тьмы кромешной и разлада,
От людей, которых видеть нету сил.
Ничего мне, ничегошеньки не надо,
И врагов я, и друзей своих простил.
Так выходят из гостей и из притворства,
Как выходят на свободу подышать,
Где простая деревенская берёзка
И копеечная школьная тетрадь.
* * *
Перед зеркалом долго стоял,
Там искал себя.
Бестолково.
Нет меня! Я себя не узнал,
Не признал себя, честное слово!
Всё моё, и морщинка моя,
Но во взгляде так много чужого.
Словно кто-то глядит на меня
Вопрошающе, строго, сурово.
Словно кто-то, а вовсе не я
Там стоит и разводит руками.
И какая такая стена,
И когда она встала меж нами?
* * *
И опять приснился август
С громом, ягодой лесной,
А ещё весёлый адрес
В старой книжке записной.
Угловат и нежен почерк:
«...дом 4. Приходи».
Мне семнадцать, молод очень,
Мои встречи впереди.
А она смеялась звонко
И мигала через зал...
Что я понимал в девчонках?
Ничего не понимал.
* * *
Не шумят леса, а поют,
Не шуршат, а вздыхают чащи.
Словно в гости к себе зовут.
В этом пенье – ни нотки фальши.
С этим пеньем летит листва.
Есть у леса свои слова...
ПАРЕНЬЕ
Николаю Мичурину
Ночами – паренье.
Над прошлым паренье, –
Над тихой деревней,
Над шумной рекой,
Над детством, похожим
На стихотворенье
Со свежей и яркой, как полдень,
Строкой.
Паренье над баней –
Тимуровским штабом
С консервными банками,
Бодрым флажком,
Над кошкой больной,
Полосатой и слабой,
Которую не принимали в наш дом...
Паренье над ёлочкою
Новогодней,
Прощальной минутою
В декабре,
Ревущей и рвущей порой
Половодья,
Бумажным корабликом во дворе.
Паренье над первой звездой
И любовью,
Над дракой,
Над первой недетской
Тоской.
Паренье над верой,
Что свалишь любого,
Который пристанет
К одной городской.
Парение...
Над малодушием, гневом,
Над словом небрежным,
Что не вернуть,
Над тем, что не сделал
Под этим небом,
Что сделал с ленцою
И как-нибудь.
Ночами – паренье...
Знобит от полёта
Над тихой деревней,
Над шумной рекой,
Над вечным вопросом:
Зачем ты и кто ты?
Над мальчиком тихим
С нескладной строкой.
В этом году нашему другу и члену редакционного совета Александру Арапову исполнилось бы 60 лет.