Наталья Рузанкина
Первый раз я увидела его на одном из бардовских концертов в ДК МГУ в конце 90-х. Высокий, сутуловатый, застенчивый, с близоруким беспомощным взглядом, он походил на пришельца из иного мира среди нахальных, уверенных в себе местных бардов и представителей городской богемы. Неизменный, серый с ромбами, свитер, потрепанные ботинки, надорванная пачка сигарет из кармана – вот, пожалуй, и всё, что запомнилось на первый взгляд, и, услышав от друзей: «это замечательный поэт, бард Виктор Мишкин», я вначале недоверчиво усмехнулась: ну да, знаем мы эту поэзию, очередная графомания! Кроме него, выступал кто-то еще, но после первых слов песни я видела только его, рассеянного, смущенного общим вниманием. Его – и строки, огненной молнией полыхнувшие в сердце...
Неба перед боем
Не бывает мало,
Пуля шла над полем
И тебя искала.
Днём и тёмной ночью
Всё тебя искала,
Эта пуля точно
Твоё имя знала.
И летела пуля,
Шла над снегом талым,
Как пчела над ульем
Со свинцовым жалом,
Как пчела из улья,
Как холодный ветер,
Так летела пуля,
В твоё сердце метя...
Исчез зал, легкий гомон вокруг, остался лишь негромкий голос и простые до гениальности, страшные слова. В первый момент я удивилась: неужели сейчас, в наше время, в провинциальном городе работяг и мелких лавочников можно написать подобное?
Песня-то была о чеченской войне... После этого я прослушала еще несколько концертов Виктора, но на всю жизнь запомнила тот, первый, где и состоялось Явление Поэта.
Жизнь самого Виктора была творческим подвигом, подвигом, который совершал молодой, талантливый человек со своим видением мира, своим понятием чести, совести, добра и зла. Он и в жизни, и в творчестве был очень искренним человеком и ненавидел любую ложь, выдающую себя за настоящее, подлинное, дешевку, которую он презрительно именовал «попса позорная». Самое интересное, что в песне с одноименным названием он, фактически, предсказал свою смерть...
А тогда, в конце девяностых, мне открылась целая Вселенная. Вселенная по имени поэзия Виктора. В этой Вселенной настоящими ценностями были дружба, любовь, преданность и жертвенность. В типовой панельной многоэтажке, в квартире на десятом этаже рождались строки, которые были Чудом, и в которых, как в каждом Чуде, присутствовал Господь.
Мы пережили
холодную зиму.
Мы видели казнь и крест.
Бежит человек по Ершалаиму
С криком:
«Воскрес! Воскрес!»
Боль нужно мерить
полною мерой,
Тогда лишь
почувствуешь твердь,
Бог предлагает
в теории веры
Как доказательство –
смерть.
Когда рассеются
чёрные тени,
Станет ясно одно:
Тёплой весною
вода сомнений
Превратится в вино.
«Воскрес! Воскрес!
И мы тоже воскреснем!» –
Человек повторяет опять,
Совершенно забыв,
что на этом же месте
Кричал он:
«Распять! Распять!»
Это стихотворение Виктора, с которым он стал одним из лауреатов конкурса «Рождественская звезда». Призовое второе было для него полной неожиданностью, принять участие в конкурсе его попросила я. Фантастически одаренный, Виктор напрочь был лишен тщеславия и каких-либо амбиций. «Почему бы тебе не попытаться издать книгу? – однажды спросила я. – Вопиющие бездари штурмуют издателей, любыми путями пытаются оставить свой след в литературе, заручаются поддержкой сильных мира сего для издания своей белиберды, а ты...» «Ты знаешь мои стихи? – спросил он. – Знаешь. Саша знает, Дима, Лена... А мне больше и не надо». Сразу после этого я попала на республиканское мероприятие с весьма колоритными, заслуженными и народными поэтами и невольно вспомнила слова Петра Вяземского: «Беда литературы в том, что мыслящие не пишут, а пишущие не мыслят». На фоне местных амбициозных «творцов» Виктор казался скромным, болезненно застенчивым человеком. Но в творчестве он был многогранен. В его поэтическом и прозаическом наследии, в его творческой Вселенной есть место и блистательному юмору (одной из особенностей его было великолепное умение шутить с неподражаемо серьезным видом), есть место и философии, и тонкой лирике, и в то же время в его произведениях звучит трагическая нота одиночества, непонятости, смерти. Он всегда казался мне чудовищно одиноким человеком. И не только мне...
Ну вот и всё, теперь прощай.
Настал последний час.
Слепое время, как праща,
Швыряет в вечность нас.
И, перед тем,
как в мир теней
Уйти, покинув Русь,
Я только в памяти людей
На время задержусь.
И отлетит моя душа,
Но вот куда? Как знать...
А память тем и хороша,
Что можно забывать,
И лихом
в этот горький срок,
Когда уйду за край, –
Не поминай меня, дружок,
Совсем не поминай...
На одном из своих концертов Виктор признался, что любимая его тема – древнегреческая. У него были великолепные стихи, преобразованные в песни, про Ясона и Золотое руно, про Одиссея, про взятие Трои, но среди них было мое любимое стихотворение «Марафонец». Не стихотворение – крик о подвиге, который оказался ненужным и непонятным обывателю.
Последний подъём,
заплетаются ноги,
В глотку как будто бы
вбили клин,
Сколько же пыли
на этой дороге
От Марафона и до Афин!
После падения
кровоточит локоть,
Лёгкие сбились
в пылающий ком,
Сердце, кажется,
собирается лопнуть,
Словно мех
с перезрелым вином.
Нет никого на дороге, кроме
Его и тени,
из болельщиков – Зевс.
Откуда же взялся
этот привкус крови,
Будто живьём
им был съеден перс?
Сколько усилий
от выдоха к вдоху
И обратно,
но затронута честь!
Он подумал:
я, возможно, подохну,
Но доставлю
эту светлую весть!
Вовсе не нужен
венок из лавра,
Человек рождён слабым,
увы и ах!
Жалко, что мать
не влюбилась в кентавра, –
Тогда б не темнело
от бега в глазах.
Он в город вбежал
на пределе силы,
В последний миг
ему стало светло...
– Радуйтесь, афиняне,
мы победили!
И сонный голос из толпы:
– Кого???
Он и сам порой казался мне таким марафонцем, не сходящим с дистанции своего творчества, с дистанции по обнаженным нервам. Преодолевая свой жизненный путь, как марафонец, врывающийся в Афины, он врывался в людские души и пытался докричаться, что, кроме стяжательства и власти, в эпоху дикого рынка в России есть другие, самые главные человеческие ценности: настоящая любовь, верная дружба, честность, преданность, жертвенность и мужество, подлинное творчество. Он был смешон для дельцов и пройдох от культуры и литературы, которые небрежно цедили в разговоре: «Кто? Мишкин? Поэт? Не знаем, не знаем... не думаем, что это поэзия». После чего вышеозначенные графоманы выпускали свои очередные стихотворные опусы, добиваясь звания заслуженных и народных, а также, бряцая купленными орденами и медалями, плясали и пели на всех культурных тусовках города, окончательно превращая в идиотизм любое мероприятие... А у Виктора при жизни вышла только одна небольшая книжечка «Зимнее время», выпущенная при помощи и содействии о.Александра Пелина, а проза при жизни издавалась всего раз в одном из коллективных сборников – его потрясающий по силе и психологической глубине рассказ «Девочка и киллер». Замечательный фантастический роман «Все деньги мира» опубликован только в 2015-2016 году в журнале «Литерра-Нова». Совсем недавно в московском издательстве «Ридеро» наконец-то вышла книга прозы Виктора Мишкина. Лучше поздно, чем никогда...
Застенчивый, неприкаянный, слишком талантливый и оригинальный, чтобы быть принятым, особенно в маленьком провинциальном городе, Виктор нередко находил успокоение в вине, и здесь его судьба удивительным образом повторяет судьбу его современника и друга, ушедшего в лермонтовском возрасте великолепного поэта Сергея Казнова. Только вот Сергей сумел отучиться в Литинституте в семинарах Е.Рейна и Ю.Кузнецова, подружиться с представителями московской богемы, в частности с Дмитрием Быковым, заявить о себе как о сильном и ярком даровании, сумел вырваться в творческом плане за пределы республики, а Витя не смог... или не захотел. Тем не менее оставленное им литературное наследство говорит не о республиканском местечковом, а о превосходном российском уровне его стихов и прозы. Жесточайшая алкогольная депрессия стала причиной самоубийства Виктора...
Его любовная лирика изумительна. Она потрясает тем, что, наряду с лирической печалью и тоской по утраченным чувствам в ней присутствует всё тот же неистребимый мишкинский юмор.
Проходя мимо,
знакомое увидел окно.
Но теперь, я знаю,
меня там никто не ждёт,
Всё, что было,
было настолько давно,
Что с тех пор живая вода
превратилась в лёд.
Ничего не увидим мы,
оглянувшись назад,
И стираются в памяти лица
день ото дня,
Я забыл, какого цвета
ее глаза,
А она не помнит,
сколько глаз у меня...
В середине мая прошлого года мы с друзьями-литераторами ездили на могилу Виктора в селе Пермиси. Там похоронена вся его семья (мама, брат и отец). Могилы заброшены – ухаживать некому. Обрывая молодую траву с низкого холмика, я вспоминала отрывки стихов, четверостишия, которые посылал он мне в виде эсэмэсок, и чувствовала: вот это теперь со мной навсегда, как и неясное ощущение вины в том, что случилось. Иногда от послед-
него шага отчаявшегося человека спасают дружеская улыбка и несколько добрых слов...