Игорь Растеряев: "Дело не в радости от успеха, а во внутренней надежде на то, что всё не зря..."

 

Впервые об Игоре Растеряеве я узнала из интернета. Потом было знакомство с творчеством заинтересовавшего артиста «вживую» – в Санкт-Петербурге побывала на сборном рок-концерте, где одним из выступающих был Игорь Растеряев. Вдохновившись его залихватской игрой на гармони и проникновенностью песен, с энтузиазмом отправилась уже на сольный концерт в Саранске, где Игорь исполниял не только свои песни, но и полузабытые казацкие, а в перерывах между композициями рассказывал весёлые байки из жизни. После концерта «вышел в народ», так у меня появилась книга «Волгоградские лица» с подписью автора...

Игорь Растеряев – человек разносторонний и талантливый не только в музыке. Он родился в Санкт-Петербурге в семье художника и дизайнера-конструктора, родители с детства привили ему любовь к рисованию (можно сказать, что по их стопам пошла и дочка Катя, выбрав близкую профессию – графический дизайнер). В 19 лет из-под пера Игоря, а точнее, из-под шариковой и гелевой ручек, вышел альбом графики, который был полон рисунков и небольших литературных зарисовочек, по словам автора явившихся «попыткой самосознания через свои корни» и повлиявшей на дальнейшее песенное творчество.

Через некоторое время, когда за плечами Игоря уже была Театральная академия и работа в театре, появилась композиция под названием «Комбайнеры», а потом и клип, снятый на мобильный телефон его другом Лёхой Ляховым и выложенный в «YouTube» в 2010 году. Собрав рекордное число просмотров, видео прославило своих создателей среди интернет-сообщества. А дальше появились песни – «Русская дорога», «Георгиевская ленточка», «Ромашки» и другие, собравшиеся наконец в альбом «Звонарь» в 2012 году.

Сегодня Игорь работает актером санкт-петербургского музыкально-драматического театра «Буфф» и периодически гастролирует по стране с концертами, а в перерывах выбирается на родину своих предков по отцовской линии – в Волгоградскую область. Как говорит о себе сам артист, у него «двойное гражданство – питерское и волгоградско-хуторское». Но об этом лучше из первых уст...

– Игорь, добрый день! Поскольку была на вашем концерте в Саранске, не могу не спросить, запомнился ли он вам? Как вообще понравился город, публика?

– Саранск понравился очень. Очень зеленый город. Я по нему погулять не успел – прилетел впритык совсем к концерту. Публика понравилась. Раковская диаспора, которая живет в Саранске, пришла. Всё здорово было.

– Какие места, которые вы посетили с концертами, произвели на вас наибольшее впечатление?

– Ростов и Салехард, что нашло отражение в песне и стихах.

– Часто жители больших городов свысока смотрят на своих провинциальных собратьев. Как так получилось, что вам, уроженцу Санкт-Петербурга, так близка «деревенская» тематика?

– Да я ж четверть жизни или даже треть прожил в волгоградских хуторах. Если все лета вместе сложить, оттуда и набрался. Плюс, думаю, гены – отцовские, казачьи, во мне чуть сильнее проявились, чем, скажем, финские по маме. Хотя я в детстве очень увлекался двумя вещами – плетнями и камышовыми крышами с одной стороны и булыжными мостовыми и черепицей с другой, то есть боролось казачье и финское. Но со стороны мамы было меньше родственников – я только один раз сьездил к ним в Эстонию, а в Раковку вывозили каждое лето на три месяца, оттого, видать, и победили казачьи плетни.

– Деревенский быт у многих ассоциируется с частым употреблением алкоголя, опять же как в песне «Комбайнеры», где без C2H5OH дело не сделается... Сами вы не пьете уже много лет, а как выходите из ситуации, когда начинается «не пьешь, значит, ты меня не уважаешь?»

– У меня не бывает таких ситуаций. Те компании, где я бываю, они состоят из моих друзей и давних знакомых. А они изначально знают, что я не пью. А в незнакомых компаниях я если и оказываюсь, то в основном по работе. Там такого разгулялова изначально нет.

– Успех ваших песен был для вас неожиданным. А принес ли он радость?

– Конечно, принес, и я должен не уставать благодарить Боженьку за это. Ведь дело не в радости от успеха, а во внутренней надежде на то, что всё не зря, что ты хоть немного, но смог хоть кому-то принести что-то хорошее – ободрить, развеселить, предложить тему для собственного раздумья. Это очень важно для человека – особенно на рубеже кризиса среднего возраста.

– Как изменилась жизнь жителей хутора Глинища и Раковки после того, как песни и клипы стали популярны в сети? Особенно интересно узнать про дядю Вову Слышкина, не загордился ли он?

– Жизнь у них ровным счетом никак не изменилась – даже газ не подключили, хоть трубу и подвели. Это я про Глинище. Дядя Вова с той поры не возгордился, ловит карасей на удочку и ездит на мотоцикле «Урал» с люлькой.

– Игорь, теперь хотелось бы спросить о вашем литературном творчестве, пример коему – книга миниатюр «Волгоградские лица». Какие еще есть планы по работе в данном направлении? Как вы считаете, сегодня вообще есть смысл выпускать книги, ведь известно, что с каждым годом россияне читают всё меньше и меньше... А если и читают, то по большей части – с помощью электронных носителей...

– Книга, которую я издал – это скорее художественное издание. Полистать, рисунки посмотреть. Литературной информации по объему там мало. Что касаемо новых планов. Планы планами, но пока по факту ничего нет...

– В одном из интервью вы сказали, что ваш друг из хутора Глинища читал Толстого и был с ним не согласен по некоторым вопросам. А кого читаете вы, кто близок по духу?

– Суровую прозу уважаю. Вот Астафьев, например – «Царь-рыба». Есть там такой персонаж – Аким. Очень симпатичен. Довлатов, естественно, еще. Да многие...

– Вашу песню «Звонарь» многие восприняли как попытку написания «православной песни». К тому же в интервью вы признавались, что задумываетесь над духовными вопросами. Так будут ли еще «православные песни» и чем вызван интерес к данной теме?

– Песня «Звонарь», как и подавляющее большинство песен, вылилась из мелодии, так что никаких изначальных задач написать православную песню не было. Более того, я к церковному миру имею весьма касательное отношение. Просто ты, когда сочиняешь песню, – ты ведом идеей, которая в музыке, – а музыка берется неизвестно откуда.

– Ваша основная профессиональная деятельность – работа в театре. Кроме того, вы снимаетесь в кино, сочиняете и исполняете песни, рисуете, пишете рассказы... Какой из этих видов деятельности хотелось бы вывести на передний план или всё это равноправно и интересно?

– В кино я не снимаюсь, а вот в театр как раз собираюсь. Сегодня на спектакль прибудут гости с Калача-на-Дону – мои родственники Растеряевы. А насчет видов деятельности – меня всё устраивает как есть, но авторская составляющая важнее всего, чем бы ни занимался.

 

Фотографии Марии Слепаковой, Анастасии Оржаховской.

 

Сегодня мы хотели бы познакомить читателей «Странника» с менее известными гранями творчества Игоря Растеряева, поэтому представляем вашему вниманию его подборку миниатюр и стихотворений, проиллюстрированных автором.