Александр Мартыненко
Россия на протяжении столетий формировалась как государство, в котором соседствовали многие конфессии, церкви и религиозные общины. Однако особую роль в истории нашего Отечества сыграли две религии.
Во-первых, это православное христианство. Русская культура от Андрея Рублева до Достоевского формировалась под мощным влиянием православных традиций. Русская православная церковь веками создавала идеологический фундамент для российской государственности, а в настоящее время постепенно восстанавливает позиции, утраченные в не столь давние десятилетия атеистических гонений.
Во-вторых, это ислам, с которым связали свою историческую судьбу многие народы России – татары, башкиры, народности Северного Кавказа.
Православное христианство и ислам суннитского толка по праву считаются традиционными религиями России, поскольку исповедуются большинством населяющих ее народов на протяжении столетий.
В современном российском социуме Русская православная церковь и российские мусульмане ведут большую, зачастую – совместную работу по преодолению всех видов ксенофобии, национальной и социальной нетерпимости, сектантского и политического экстремизма.
Однако в последние годы на пути позитивного межкультурного диалога и социального партнерства между Русской православной церковью и российской аль-уммой (мусульманской общиной) встало препятствие, последствия которого, скорее всего, дадут о себе знать в самое ближайшее время.
Этим препятствием стала острая полемика, развернувшаяся в российском обществе вокруг перспектив введения в средних школах нового предмета – «Основы православной культуры». В спор о том, должны ли российские дети постигать православные традиции в рамках школьной программы, оказались вовлечены представители самых разных слоев – школьные учителя и вузовские работники, государственные чиновники всех рангов и журналисты, наконец – православное и мусульманское духовенство. Полемику по данному поводу ведут и известные люди страны (недавний спор писателя Ерофеева и кинорежиссера Михалкова в телепрограмме Владимира Соловьева – один из многих тому примеров). К сожалению, в общем хоре обсуждающих эту проблему преобладают крайние точки зрения: либо безапелляционное «за», либо не менее категоричное «против», причем в обоих случаях – с плохо скрываемым раздражением в отношении своих оппонентов.
За введение в школах «Основ православной культуры» выступают, в первую очередь, православные священнослужители и верующие – миряне. По большому счету, их аргументация основана на неоспоримом факте огромного значения православия в истории Русской цивилизации как таковой.
В лагере противников введения данного школьного предмета оказались, с одной стороны, россий-
ские мусульмане, с другой – выразители самых разных взглядов, среди которых едва ли не основной тон задают атеисты (коих у нас немало). Как это ни парадоксально, но при всей несхожести исходных ценностей этих людей, их возражения, по сути, сводятся к единому мнению, согласно которому новая учебная дисциплина станет скрытым или явным «навязыванием» православия детям из семей иных культурных и религиозных традиций (или, если угодно, отсутствия таковых и нежелания их иметь). Примечательно, что сторонники данной точки зрения зачастую отождествляют «Основы православной культуры» с «Законом Божьим», преподававшимся в русской дореволюционной школе.
Острота развернувшейся дискуссии свидетельствует о сложном характере межконфессиональных взаимоотношений в посткоммунистической России, где диалог религий идет рука об руку с их соперничеством, а общая веротерпимость порой причудливо сочетается с проявлениями крайней ксенофобии.
Обозначенная проблема не обошла стороной и Республику Мордовию. Не в последнюю очередь это связано с выходом под эгидой Министерства образования РМ учебника «Основы православной культуры» (авторы – А.И.Белкин, М.Ю.Грыжанкова) для седьмых классов общеобразовательных учреждений Мордовии.
Однако руководство Министерства образования республики пошло на своеобразный эксперимент: практически одновременно с «Основами православной культуры» увидел свет еще один учебник – «Основы исламской культуры», текст которого подготовил автор этой статьи. Оба предмета – и «православный», и «исламский» – будут обязательными для преподавания в школах Мордовии, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности учеников. Оба учебника являются неотъемлемой частью так называемого «республиканского компонента», то есть той части школьной программы, которая призвана раскрывать национальные и культурные особенности нашего региона.
Без преувеличения, на сегодняшний день «мордовский опыт» с параллельным введением в школах изучения православия и ислама является для российского общества уникальным и, безусловно, перспективным, поскольку представляет собой, по сути, не что иное, как наиболее компромиссный и, значит, оптимальный выход из сложившейся конфликтной ситуации.
Признаюсь, что предложение выступить в качестве автора первого в Российской Федерации светского школьного учебника по исламу было воспринято мной как большая честь и, в то же время, как не менее большая ответственность перед верующими мусульманами республики.
Несколько слов о самом учебнике. По своей структуре учебник «Основы исламской культуры» состоит из девяти частей-уроков. В первых трех главах излагаются базовые сведения об исламе, без которых представление об этой великой религии и культуре было бы невозможным. Это жизнь и деятельность Пророка Мухаммада, основателя ислама (первая глава). Это Коран – главный источник исламской веры, священная книга мусульман, а также Сунна – собрание рассказов-хадисов о жизни Пророка, и Шариат – классическое исламское право (вторая глава учебника). И, наконец, это знаменитые пять столпов ислама – основа мусульманского вероучения и образа жизни (третья глава). Здесь же дается объяснение такому принципиально важному в исламе понятию, как «джихад» (буквально – «усердие», «старание»), которое часто понимается весьма упрощенно как «священная война за веру», хотя на самом деле главным содержанием джихада является личное нравственное самосовершенствование мусульманина.
Отдельная, четвертая глава учебного пособия посвящена мусульманскому духовенству, мечети, главным религиозным праздникам ислама. Далее идет раздел по основным направлениям ислама (суннитам, шиитам, хариджитам), история зарождения и формирования которых была неразрывно связана с Арабским Халифатом – первым государством мусульман, на базе которого, собственно говоря, и сложилась классическая исламская цивилизация.
В шестой главе учебного пособия более подробно рассматриваются особенности мусульманского права – уникальной системы регулирования жизни общества и личности – системы, доказавшей свою жизнеспособность и эффективность на протяжении столетий.
Седьмая-восьмая главы учебника посвящены выдающимся представителям исламской культуры Средних веков, Нового и Новейшего времени. Это ученые, философы, поэты, просветители. Многие из них, например, великий врач средневекового Востока Авиценна (Ибн Сина) или автор бессмертных четверостиший-рубаи Омар Хайям, хорошо известны в нашей стране каждому культурному человеку. Имена других известны меньше, и это, на мой взгляд, большая несправедливость, поскольку такие деятели, как татарский просветитель Исмаил Гаспринский, или, скажем, мусульманский поэт и философ индийского происхождения Мухаммад Икбал, определили основные, «стратегические» тенденции развития современной исламской культуры.
И, наконец, в завершающей главе учебного пособия говорится об исторических судьбах ислама в России, в том числе о возрождении исламских традиций в Республике Мордовия на современном этапе. Помимо основного содержания, в учебнике немало дополнительного материала, помещенного в разделы «Это интересно» и «Тексты для работы на уроке».
Работа над школьным учебником по исламу неизбежно столкнулась с рядом трудностей. Приходилось учитывать, что это учебник для учащихся средней школы, что зачастую сложные категории нужно излагать простым и доступным ребенку языком. Например, ислам немыслим без терминов и названий на арабском языке. Хорошо понимая неизбежные трудности их запоминания, автор этих строк стремился оставить в тексте только те имена, понятия и названия, которые в исламском мире являются основополагающими или, по крайней мере, широко известными. Их запоминание рекомендуется, поскольку без них ориентироваться в исламской истории и культуре достаточно трудно.
Но были и трудности совсем другого плана. Как известно, исламская цивилизация продемонстрировала не только взлет человеческого духа, проявившийся в бесконечно многообразном творчестве мусульманских мыслителей, поэтов, зодчих и каллиграфов. Эта цивилизация (как, подчеркну, и любая другая великая, динамично развивающаяся историко-культурная общность) имеет и свои «темные стороны». Примеры мы можем увидеть в истории мусульманских стран от Средневековья до Нового времени. Это и кровавые мятежи хариджитов, потрясшие Аббасидский халифат, и мрачный фанатизм террористов-ассасинов из шиитской секты исмаилитов, и опустошительные завоевания «железного хромца» Тамерлана, ведшиеся под лозунгами «джихада против неверных», и военная диктатура «зулюм» в Турции конца XIX – начала ХХ века, опиравшаяся на идеологию панисламизма…
Современный исламский мир также полон внутренних противоречий и кризисных явлений. В ряде регионов и стран (Ближний Восток, Ирак, Пакистан) не прекращается суннитско-шиитская вражда. Существует реальная проблема экстремистских и радикальных течений в исламе, причем в настоящее время данные течения действуют в глобальных масштабах, в том числе принимают активное участие в военных конфликтах на территории многих государств – Ирака, Сомали, Индии (штат Джамму и Кашмир), Филиппин. Сегодня как никогда сильны позиции радикальных исламских групп в ближневосточном конфликте. Война Израиля против шиитской группировки «Хэзболлах», прошедшая летом 2006 года, превратила в груду развалин Ливан – государство, еще не оправившееся от межобщинных междоусобиц конца 70–80-х годов прошлого века. Недавний приход к власти в Палестинской автономии исламистского движения «Хамас» дал Ближнему Востоку сразу два конфликта: военную конфронтацию палестинских исламистов с Израилем и кровавые стычки в борьбе за власть между «Хамас» и «Фатх» (арабскими националистами, политическими наследниками Ясира Арафата). Все это делает весьма проблематичным ближайшее мирное разрешение арабо-израильского конфликта, длящегося, к слову, уже более шестидесяти лет.
Нет смысла замалчивать кризисные явления и в современном российском исламе – они общеизвестны. Так, до сих пор не преодолен начавшийся в 1990-е годы организационный раскол аль-уммы России на отдельные муфтияты, поддерживающие одного из двух соперничающих верховных муфтиев – Равиля Гайнутдина (Москва) и Талгата Таджутдина (Уфа). На территории Российской Федерации открыто действуют разнообразные радикальные группировки исламистского толка, причем не только в зоне боевых действий на Северном Кавказе, но и в Поволжье, Западной Сибири, даже в Москве и Петербурге. Во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов деятельность радикальных исламистов неоднократно была отмечена и в Мордовии (эти события подробно освещены в нашей республиканской прессе).
Перечисленные выше негативные явления в прошлом и, особенно, в настоящем мусульманского мира привели к тому, что в обывательском сознании сформировался искаженный облик ислама как религии, якобы, нетерпимой, фанатичной, проповедующей насилие, и так далее, и так прочее. Свою лепту в создание этого в высшей степени несправедливого представления об исламе внесли и наши СМИ: дилетантские и непрофессиональные рассуждения отдельных российских журналистов и обозревателей на темы «мусульманского терроризма» только подливают масла в огонь. Не удивительно, что мусульманская общественность России и, в частности, духовенство воспринимает подобное отношение к своей религии крайне болезненно, утверждая в ответ, что «ислам – это великая религия мира», а экстремистские течения никакого отношения к «подлинному исламу» не имеют.
Бытующие в нашем обществе штампы и мифы в отношении ислама связаны с элементарным невежеством, незнанием ни особенностей этой религии, ни, тем более, ее культурных достижений. Автору этих строк, в ходе преподавания истории Востока, в начале работы практически с любой студенческой аудиторией приходится сталкиваться с тем, что ислам – это «терра инкогнита» для абсолютного большинства наших молодых людей. Все, правда, знают, что мусульманам запрещены в употребление свинина и алкоголь. Кое-кто слышал о пророке Мухаммаде, еще меньше – о некоторых других деятелях ислама. И всё! Не удивительно, что в обществе с таким запасом знаний об исламе и с постоянной «телевизионной картинкой» Усамы Бен Ладена и ему подобных, питательная среда для предрассудков и домыслов более чем благодатная!
Возвращаясь к учебнику, необходимо подчеркнуть, что в нем рассматриваются, прежде всего, достижения исламской культуры и особенности исламского образа жизни. Негативные стороны и явления, о которых было упомянуто выше, в учебнике не упоминаются. Автор учебника, Ваш покорный слуга, преследовал очевидную цель – внести свой, посильный вклад в создание позитивного представления об исламе, в преодоление вышеупомянутых стереотипов. С другой стороны, хочется верить, что юный читатель получит со страниц данного учебника представление об исламе вполне адекватное, далекое от идеализации.
Наконец, хотелось бы выразить надежду, что просчеты и недостатки учебника (а они, пожалуй, неизбежны – ведь это первый опыт такого рода) принесут пользу при разработке новых, может быть, более фундаментальных пособий по исламу для российской средней школы.
Введение в школах Мордовии изучения основ православной и исламской культуры изначально встретило благожелательную реакцию республиканских СМИ. Но, нашлись и оппоненты, которые категорически не согласились с обязательным характером новых школьных дисциплин, считая, что «воспитание потомства в поклонении культу или вне такового – сугубо частное дело каждой отдельно взятой семьи».
Уважая мнение оппонентов, хотел бы, со своей стороны, отметить, что разработанный мной школьный курс по исламу носит сугубо светский характер и, во всяком случае, никому и никоим образом мусульманского вероисповедания не навязывает. Думаю, здесь будет достаточно сказать, что автор этих строк, относясь к исламу с глубоким почтением, тем не менее, сам мусульманином не является. Убежден, что приобщение наших детей к достижениям исламской цивилизации только обогатит их кругозор и повысит их культурный уровень – и не более того.
Ислам – мировая религия, которую исповедуют во многих странах Азии, Африки и Европы. На протяжении столетий ислам создал уникальную по своему богатству и оригинальную по содержанию культуру. Ислам – это огромный, многообразный и удивительный мир, по масштабам своим сравнимый с океаном, путешествие по которому верующего-мусульманина или светского ученого-востоковеда длится на протяжении всей жизни. Исламская цивилизация является неотъемлемой частью всемирной истории. На современном этапе стремительно растет международное влияние исламских государств, исламского мира в целом. Наконец, повторимся, что в России целый ряд народов связал свою историческую судьбу с исламом. Мусульмане живут и в нашей республике. Все это обуславливает важность изучения этой великой религии не только на вузовском уровне (последнее происходит давно в рамках базового курса «История стран Азии и Африки»), но и в средней школе.