Протоиерей Валериан Кречетов. Хочешь достигнуть цели - потрудись

Протоиерей Валериан Кречетов

 

Апостолы проповедовали Царствие Небесное. И каждый человек, если он задумывается над смыслом жизни, понимает, что жизнь земная временна. Один уходит в младенчестве, другой – в отрочестве, третий – в средние годы, иной – в глубокой старости. Но всё равно все уходят из этой жизни в жизнь иную. И если смотреть на жизнь только на основании того, что происходит в нашей видимой земной жизни, то для многих это довольно беспросветная картина и смысл жизни совершенно непонятен. Смысл жизни становится понятен, только если иметь в виду будущую жизнь.

Но всё, что и в этой жизни существует, есть прообраз того, что должно совершиться и к чему нужно стремиться. Здесь мы, в сущности, на каждом шагу встречаемся с Истиной, которая в Евангелии нам дана в словах Господа: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14, 6). То есть Сам Господь есть Истина. Почему Господь не ответил Пилату на его вопрос: «Что есть истина?» Потому что уже сам вопрос был задан неправильно, даже безграмотно: не «что?», а «Кто?». Потому что спросить «что?» можно только о неодушевленном предмете, а разве может Истина быть неодушевленной?! Истина – это полнота жизни! Настолько просто, что, кажется, можно бы каждому понять и всё время об этом помнить. Но, к несчастью, как сказано, заботы века сего, обольщение богатством (Мк. 4, 19), суета помрачают наш рассудок и мы теряем разумение. И человек имеет очи, но не видит, имеет уши – и не слышит, и не разумеет сердцем (ср.: Мк. 4,12).

Ученики, сыновья Зеведеевы, как просила их мать, желали бы воссесть с Господом один по правую сторону, а другой по левую во Царствии Его. Но Господь им ответил просто: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Отвечают: Можем. Тогда Господь говорит: Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф. 20, 20-23).

Здесь говорится о том, что человек, который хочет достигнуть своей цели, должен потрудиться. И если для того, чтобы достигнуть чего-либо в земной жизни, нужен труд, то в высшей степени это необходимо в духовной жизни. Ведь вся наша земная жизнь так устроена: человек живет, трудится, стремится к какой-то цели. Но чтобы ее достигнуть, нужно пройти очень много. И достигает своей цели только человек, который отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет (ср.: Мф. 16, 24). Мы знаем, что имеется в виду: крест – это страдания, трудности, болезни, скорби. Всякое дело требует много труда – это часто забывают. А в духовной жизни вообще никто ничего не разумеет, потому что начинается сплошной ропот: «За что? Почему?». Как за что? Хочешь наследовать Царствие Небесное? Господь сказал, каким путем оно достигается. Это звучит примерно так, как у нерадивых школьников, когда их заставляют учить что-то. Зачем? А ты хочешь быть образованным человеком? Ты хочешь чему-то научиться? Так учись. Да, конечно, не поспишь, не понежишься в постели, нужно заниматься. В спорте, чтобы достигнуть каких-то результатов, сколько нужно упражняться?! Заниматься целый день, нагружать себя сверх обычного. Спортсмены-лыжники проходят десятки километров, а после финиша почти падают. Человеку кажется, что он совсем уже не может, но всё равно нужно идти, потому что это самообман – тебе кажется, что невозможно, на самом деле потом втягиваешься, открывается «второе дыхание», и это становится уже привычным. Человек сначала думает, что пройти десять, двадцать, сорок километров – это невозможно, а потом проходит. А солдаты? «Подъем!» – и пошел, с полной амуницией. Жарко или холодно – всё равно беги, да еще и тащи все на себе. Но при этом человек физически развивается, становится профессиональным военным, постепенно продвигается по служебной лестнице. Если он от солдата до высших чинов пройдет все ступени, испытав все тяготы, как многие наши полководцы, тогда он достигает многого и даже может прославиться.

Все понимают, что так и должно быть. Но когда вопрос касается веры, как будто забывают об этом и говорят: «Зачем поститься, зачем молиться?» Каждому солдату не будут разъяснять, для чего ему нужно тащить на себе вещмешок или еще что-то. Ему просто говорят, что это нужно, а сам он только потом поймет, что это действительно нужно. И так в любой области.

Мне вспоминается интервью ректора одного университета, Новосибирского по-моему, которое я прочитал случайно в газете. Он говорил, что, когда был студентом, ему казалось, что многое в системе образования неправильно. Потом, когда стал преподавателем, понял, что, пожалуй, многое все-таки правильно. А когда стал ректором, то полностью принял старую академическую систему, проверенную годами, воспитавшую множество поколений ученых и преподавателей.

Так в любой области, и в духовной в том числе. Многие, едва придя в Церковь, еще даже не «первоклассники», а «дошкольники», ничего не знают, а уже начинают рассуждать о чем-то. Но ведь сначала нужно не теоретически, не умом, а практически многие вещи узнать, и только тогда можно начать о чем-то рассуждать. Как говорил святитель Николай Сербский, нельзя рассуждать о Боге, не утвердившись в вере, то есть, не став глубоко верующим человеком, нельзя рассуждать о Боге. Нельзя рассуждать о чужих грехах, прежде не вспомнив о своих, то есть, только вспомнив свой опыт в духовной области, можешь о чем-то говорить. И это относится ко всему. В любой области человек, прежде чем рассуждать, должен сначала хоть чему-то научиться. А учеба, как мы знаем, требует труда и времени.

И еще один очень существенный момент: для того чтобы достигнуть чего-то в любой области, кроме усердного труда и времени, еще нужно иметь дар Божий. Человек может приложить все свои силы, всё пройти, но на какое место на брачном пиру (ср.: Мф. 22, 2-12) тебя Господь посадит – это Его воля. Будет там, где будет дано – дано по дарованию от Бога. Сколько людей мечтает сесть в кресло руководителя, но кресло-то одно, и попадает на него только один, а остальные желающие остаются или одесную, или ошуюю, или вообще где-нибудь далеко в стороне. И в жизни все с этим считаются. А когда в духовной жизни человек себя мнит кем-то особым, когда мечтает быть кем-то, представляет себя таким, а на самом деле отстоит от этого очень далеко – это и есть самое страшное, то есть гордыня. Христианство – не отвлеченное понятие, не разговоры, а конкретная жизнь, которая выражается в том, что человек здесь, на земле, должен трудиться, имея перед собой Священное Писание, святоотеческие поучения. На этом основании строить свою жизнь. Трудиться – значит трудиться, терпеть – значит нужно терпеть, а результат – это от Бога, не от человека.

И так во всём и везде. Возьмите область семейную – все мечтают иметь семью, детей, но ведь не у многих получается. Прежде всего потому, что, к несчастью, большая часть современной молодежи вообще не привыкла трудиться. И никто не думает, что семейная жизнь есть труд. Труд не только физический, хотя и физического достаточно, но и внутренний труд над своей душой, и труд в терпении, в выдержке – во всем. И при этом всегда помнить, что ты можешь стараться, а результат всё равно от Бога. Некоторые стараются, трудятся, а результат не тот, который им хотелось бы получить.

Почему так? Это уже воля Божия, это то, что иногда нам трудно постигнуть, потому что сие не от человека, а от Бога. Человек молится, желает достигнуть молитвенного состояния, но опять же на всем этом лежит одна и та же печать: трудиться – трудись, терпеть что-то надо – терпи, а будет то, что Бог даст. То есть от нас труды, а результат – от Бога. И это не значит, что если ты потрудился, то обязательно должен получить. У Бога ничего не проходит бесследно, и результат какой-то будет. Но какой? Тот, который Господь ссудит для этого человека. И не обязательно результат будет в этой жизни. Ведь мы большей частью взираем на эту жизнь. Мы совсем не думаем о будущей. Кстати, чем человек меньше здесь получит всяких почитаний и благодарностей, тем больше получит от Бога, если он действительно ради Бога трудился.

Здесь должна быть крепкая вера, потому что обычно человек хочет увидеть плоды своего труда: «Я что-то сделал и за это должен получить то-то и то-то». Но если мы имеем в виду жизнь не только эту, а готовим себя прежде всего к будущей жизни, то мы должны понимать, что, если здесь чего-то нет, – значит, Господь иным образом это явит. Рассуждать, что мы что-то заработали и заслужили, мы не должны. Чего мы достойны?! Мы ведь знаем, люди рождаются с разными дарованиями и даже с разными характерами: один с детства уже командует, волевой, властный, другому этого не дано, он этого и не может. И как можно сказать, что человек чего-то сам достиг? Почему он мог чего-то достичь? Да потому, что ему это было дано. А если бы ему не было дано, он достиг бы этого? Нет, конечно.

Никто из нас не может даже о самом себе сказать, что, собственно, наше. Не может разобраться в своих мыслях и чувствах. Наша внутренняя духовная жизнь настолько сложна, что человеку трудно разобраться в себе самом, в том, что в нем происходит. Говорят: «Разберись в себе самом», или: «Живи своим умом». Человек часто живет не своим умом, хотя искренне считает, что он сам так думает. Однако он просто прислушивается к тому, что ему внушает диавол. Бывает в душе голос Божий, но он тихий, кроткий, смиренный. Зато враг действует или нахрапом, или старается уловить душу человеческую тонкой лестью. Когда человек находится в определенном состоянии, враг подкидывает ему свои мысли и человек начинает действовать по его указке. И разобраться, что свое, а что от врага, довольно трудно. 
Поэтому и сказано: Не судите (Мф. 7, 1; Лк. 6, 37). Один Судия – Господь.

В Евангелии Господь говорит о том, кому куда сесть. Потому что это уготовано в селениях Божиих. А что значит уготовано? Уготовано – потому что Господь знает всё наперед. Как же так? Значит, всё предопределено? Предопределение – понятие человеческое. Для Бога нет понятия «предопределено». Он просто всё знает. Для Него нет времени. Мы живем во времени, поэтому мы закованы в «было», «есть» и «будет». И в этом смысле всё, что происходит в человеческом разумении, переплетается с тем, что к нам самим приходят откуда-то какие-то мысли. Когда говорят: «Человек не в духе». Когда он озлоблен, находится в диавольском духе, то есть в другом духе. Господь даже ученикам своим говорит: Не веста, коего духа еста вы (Лк. 9, 55). То есть Дух Божий – это дух мира, любви, кротости. «В духе» – это когда человек благодушный, то есть с благодатью Божией. Дух диавольский – дух злобы, раздражения и всякой жестокости. Происходящее в жизни человека является экзаменом, который каждый здесь, в этой жизни, сдает, только в разной степени.

Почему одного человека Господь забирает младенцем, не дав ему испытаний, а другого чуть ли не до ста лет испытывает, проверяет – это дело Божие, это не наше дело. Если есть у человека смирение, то он понимает, что на всё воля Божия. Но человек, который не имеет веры, блуждает в этой жизни, делает неправильные шаги и выводы, потому что не знает Истины Евангельской.

Внутреннее устройство человека – непостоянство. Когда с человеком время от времени что-то случается, то он вскоре обо всем забывает и снова расслабляется. А постоянство возникает, когда на человека всё время что-то давит, и он старается в этих обстоятельствах найти какой-то путь, как себя вести, что чувствовать, и постепенно начинает стяжать определенное внутреннее устроение, на основании которого уже и строит свою жизнь.

Если бы мы хорошо знали Священное Писание, то нам было бы известно, что, например, слово – это такой инструмент, данный человеку, который можно назвать обоюдоострым мечом, и с ним нужно обращаться очень осторожно. Почему и сказано: Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени (Сир. 20, 7). Или же: Иже отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (Притч. 18, 13). И это человек начинает понимать постепенно, после многих испытаний и трудностей.

Если Господь поможет и человек стремится к этому, он начинает сдерживать свой язык, следить за выражениями, не спешить с выводами, внимательнее относиться к высказываниям. 
А жизнь идет, и Господь Промыслом Своим всё постепенно устрояет. В основе всего у нас должна лежать вера в то, что всё управляется Промыслом Божиим. Мы должны свою жизнь строить согласно Евангелию, согласно заповедям, это от нас зависит.

Человек, который занимается спортом, уже начинает жизнь строить так, чтобы избегать всяких гулянок, развлечений, они просто запрещены. Кто хочет достигнуть каких-то результатов, не должен ни пить, ни курить – всё это отбрасывается. И постепенно жизнь перестраивается, всё это становится уже принципом жизни, постепенно появляется режим. Допустим, у трудящегося в сельской местности свой режим, потому что нужно рано вставать, скотину кормить, сажать. Везде нужен труд, и когда человек принимает это как данность, то по этому принципу у него перестраивается постепенно вся жизнь. И она уже не становится такой трудной, как сначала кажется. Например, если человек учится в школе, потом в высшем учебном заведении, затем в аспирантуре, занимается научной работой, то для него работать с книгой в библиотеке – обычное дело. А для начинающего школьника книжку открыть – это подвиг. Для человека, который сельской работой занимается, обычное дело копать, таскать, поливать, он к физическому труду привычен. Или в армии – там требуют, чтобы ботинки были всегда начищены, все пуговицы пришиты, все выглажено, и это становится повседневной жизнью. И хотя в начале службы всё это сложно – стирать, пришивать воротнички, аккуратно складывать одежду, но потом это переходит в разряд обычного.

Почему я об этих вещах так подробно говорю? Потому что так же и в духовной жизни. Утром и вечером молиться, перед обедом и после – обычное дело, не помолился – как будто чего-то не хватает. Не был в церкви – уже что-то не так. Каждое воскресенье, субботу вечером – в храм Божий. Всё это становится нормальным. Пост для тех, кто его только начинает соблюдать, тяжел. А тот, кто давно постится, уже ждет – скорее бы пост начался, надоело переедать, по гостям ходить, там излишества всякие. Жизнь перестраивается. На работе не постятся – берет с собой кашу в баночке. Кашки поел спокойно – и полезно, и приятно, и дешево, как, между прочим, выяснилось. И все это очень просто, и становится обычным, а для другого – невыносимо. То есть всё зависит от того, к чему себя человек приучит. Несчастные курильщики. Они не могут отстать от этой заразы, травят свое здоровье. Пьяницы – еще страшнее, а наркоманы – вообще погибель. Люди мучаются, гибнут, причем и душа, и тело гибнут. А посты, молитвы – сплошная польза. Да, труд есть везде, этого не избежишь, потому что для того, чтобы чего-то достигнуть, нужно потрудиться. Кажется, так всё просто, но «где просто, там Ангелов со сто». А в нашей жизни всё так сложно получается, потому что мы ленивы, горды и самолюбивы, вдобавок ко всему еще и очень глупы. Прости, Господи! Посмотри, разумно ли то, что ты делаешь? А мы всё равно настаиваем на своем. Таких несчастных полно, люди сами приучают себя ко всему этому. Мы в тишину погружаемся, а эти несчастные чуть что – сразу включают музыку бесовскую, гром, треск. Оглохнешь от нее, и в голове всё перемешается, а они приучают себя к этому, потому что так у них принято. Человек часто приучает себя к чему-то вредному в подражании кому-то.

Нам есть кому подражать – святым. Что за люди были наши преподобные, святители и подвижники благочестия – что это были за люди! Какие у них были кресты – болезни, гонения, и всё они переносили! А мы немного не можем потерпеть. Прости нас, Господи! Будем стараться каждый на своем месте трудиться. И прежде всего – духовно трудиться, потому что всё остальное мы всё равно оставим – положение, профессию. А пойдем к Богу. С чем пойдем? Над этим и нужно трудиться. Как говорили святые, человек, который трудится, и здесь начинает предвкушать райское блаженство, и в будущем наследует вечную жизнь.