Артемий Владимиров. Уроки целомудрия как основа нравственного воспитания

Священник Артемий ВЛАДИМИРОВ

 

УРОКИ ЦЕЛОМУДРИЯ

КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ[1]

 

 

А кто соблазнит одного из малых сих, верующих

в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили

ему мельничный жернов на шею и потопили его

во глубине морской.

Мф. 18, 6.

 

О повреждении детской души в последние времена говорится в пространной книге «Посмертных вещаний! Преподобного Нила Мироточивого, Афонского подвижника XVI столетия. В ней святой Нил свидетельствует, что самое невинное и нежное — наши дети — в конце времен превзойдут своей злобой и лукавством не только взрослых, но и демонов. И настолько злоухищрены будут мысли и деяния подрастающего поколения, пророчествует святой Нил, что падшей силе даже и не понадобится искушать детей внешними приманками. Они будут по свободному произволению выполнять все то, что диавол хотел бы от них добиться с помощью своих служителей — злых духов.

Анализируя нравственное состояние школы в различных странах мира, мы можем констатировать, что ближе всего к описанной печальной перспективе стоит самая прогрессивная в мире страна — Америка. Та самая страна, которая сегодня пытается «помочь» нашему небогатому материально государству профинансировать программу так называемого сексуального просвещения школьников. По свидетельству американских специалистов, изучающих школьное дело, государственная школа в Америке погибла и погибла окончательно. Здравомыслящие люди (и не только верующие) стараются употребить все усилия, чтобы не отдавать ребенка в государственную школу, но либо воспитывать дома, либо частным образом. Более 80 процентов детей, закончив американскую государственную школу, встречают большие трудности в осмыслении художественного текста на английском языке; около 90 процентов американских юношей и девиц не могут освоить технический текст. Отчего это происходит? Не только оттого, что учителя бесталанны, но более всего из-за падения нравственной атмосферы в школе, которая целиком и полностью находится в зависимости от программы сексуального воспитания, а лучше сказать, растлевания детей.

Европа, к сожалению, близка в этом отношении к Америке, ибо сейчас и во Франции, и в Дании, и в Голландии дети второго – третьего классов обязаны посещать уроки, где с помощью муляжей и внешних изобразительных средств дипломированные развратники (так их назовем с христианской точки зрения) учат детей тому, что должно происходить с партнерами, меняющими друг друга, как перчатки.

Сейчас этот эксперимент уже начинают проводить в некоторых «передовых» школах Москвы и других городов России. Нам стало известно, что во многих отделах районного образования уже складированы соответствующие учебники, богато иллюстрированные, равно как и за государственный счет поставленные контрацептивы, которые должны будут распространяться среди детей либо после посещения этих занятий, либо одновременно со школьными обедами, что уже имеет место в одной московской школе.

Итак, мое маленькое слово посвящено урокам целомудрия как основе нравственного воспитания личности. В наше весьма нецеломудренное время, думаю, нелишне напомнить о том, что величайшие ученые, гении технической мысли, многие деятели искусства, не говоря уже о духовных учителях человечества, как правило, были морально чистоплотны; являясь верными мужьями своих жен, они всей своей жизнью исповедовали высокую нравственную, духовную культуру.

К чему ведет нецеломудрие, половая распущенность, вам хорошо известно. Но все-таки нужно об этом говорить.

Сейчас многие светские врачи проповедуют нашим детям, что рукоблудие (Быт. 38,4 – 10) — вещь совершенно естественная, дозволенная и даже необходимая для правильного полового развития. Нет! И трижды нет! Можно ли признать полезным то, что ведет к импотенции, идиотизму, деградации личности?

Плотский грех связан с потерей девства, невинности, целомудрия, что имеет и свои последствия — духовные, медицинские и нравственные.

Духовные последствия. Плотский грех, осуществленный сначала в мысли, а потом и на деле (имеется в виду все, лежащие вне Богом благословенного супружества), отлучает нашу природу от вечной жизни и в прямом, и в переносном смысле ввергает ее в темное царство вечного отчуждения от Бога. Церковь на протяжении всего своего исторического бытия назначала строгое наказание для блудников, хотя никогда ни один из святых отцов не писал об особых наказаниях для детских преступников в этой области. Очевидно, ни Иоанн Златоуст, ни Василий Великий— великие христианские учителя IV столетия — не могли так зримо, так осязательно предвидеть то, что надвигается сегодня на наших детей. Не собирается ли ныне Международная ассоциация планирования семьи и ее российский вариант, сестра-фирма, дополнить и развить закон об отлучении школы, детей от Церкви и от Бога? Не хочет ли, изгнав из училищ и школ священников, еще и замарать души и тела детей блудной мерзостью? Нелишним будет напомнить, что в 1918 году Русская Православная Церковь произнесла анафему на всех пособников ленинского декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

К духовным последствиям этого греха следует отнести также общее растление человеческой природы и невозможность вступления согрешивших блудным грехом христиан на служение Церкви, ибо пастырское служение требует непременно непорочности. А ведь если никто из наших детей не захочет стать священником, монахом, матушкой — женой священника, то где же нам взять интеллектуальные, нравственные силы для просвещения народа? Грехи неверия и блуда находятся в тесной взаимозависимости. Об этом свидетельствует Евангельская притча о блудном сыне. Помните: он отвернулся от отца и, взяв пожитки, уйдя из отчего дома, расточил имение с блудницами.

Так что отчуждение общества от Бога достигается с равным успехом как системой поголовного атеизма, так и насаждением половой распущенности в демократическом обществе, где дано «всем цветам распускаться под солнцем», в том числе и «цветам зла».

Последствия медицинского, физиологического характера. Современная наука слишком просвещена касательно этих последствий. Специалистам известен закон телегонии.

Закон этот имеет силу и в человеческом обществе. Выражается он в том, что лишивший девицу невинности человек (как правило, это бывают люди циничные, развратные, нечистые, больные) отравит ей всю последующую жизнь, и не только ей, но и ее детям. Дело в том, что клетки, проникшие через естество прелюбодея в лоно незадачливой, романтически настроенной или вовсе лишенной веры девушки, остаются там десятилетиями (а не 2–3 дня!), затем они вступают в единоборство с плодом, который заблагорассудится когда-то зачать этой потрепанной жизнью душе. Вот одна из основных причин врожденных болезней детей, начиная с расстройства нервной системы и кончая повышенным внутричерепным давлением, недоразвитостью, болезнью Дауна и прочими бедами.

Безусловно, половая распущенность, которую ныне хотят навязать российской школе, выразится в ущербности, дегенерации, вырождении ментальных и физических способностей. Интересно, что у святого Нила Мироточивого эти последствия детализируются: он говорит, что люди будут очень маленького роста, просто карлики. Если вам случалось путешествовать по русской деревне, вы не могли не обратить внимания на крайне низкий рост сельской молодежи. Причина этому — развращенность деревенских нравов, курение, винопитие, с детских лет прививаемые подросткам.

Неужели нас действительно ожидает то, что является печальной реальностью в США? Один из видных американских социологов сказал, что американская школа ныне как будто бы поставила задачу выпускать из своих недр балбесов и дебилов. И, если эта нация (коль скоро будем считать американцев нацией) допускает теперь в армию гомосексуалистов, если нет у нее здоровых людей для защиты, то очевидно, что пророчества преподобного Нила в полной мере сбудутся над жертвами тех, кто ныне за счет западных финансов пытается совершить сексуальную революцию и в нашем, столь прекрасном еще, столь удивительном обществе, о чем можно судить по лицам собравшихся здесь людей.

Важно упомянуть еще об одном факте: все эти кампании с контрацептивами для маленьких привели в Америке к ужасающему росту абортов! Таким образом, на практике они получили то, против чего на словах борются.

Вчера в московском Доме дружбы проходила закрытая конференция, на которую нельзя было попасть ни одному священнику. На этой конференции, называвшейся «Планирование семьи: вчера, сегодня, завтра», составлялось обращение к правительственным инстанциям с целью скорейшего внедрения в наши школы программ «сексуального просвещения».

Скажем, наконец, и о нравственных последствиях плотской раслущеююсти. Любой священник об этом знает лучше врача, потому что священники занимаются нравственностью, так сказать, профессионально, и посему им легко, хотя и горько, делать выводы. Разврат, прежде всего, отражается на складе человеческой души, душа теряет природные, Богом данные добродетели: ясность ума, умение схватывать изучаемый материал на лету, проницательность, свойственную детской психологии, радость сердца и переживание каждого мига как полноты бытия — все то, что, собственно, и делает детство счастливым. Детям присуща удивительная телесная динамика. Почему они постоянно прыгают, бегают, почему они не хотят знать ни минуточки покоя? Потому что тело для них — это поджарый арабский скакун, инструмент, через который проявляет себя душа в окружающем ее мире. Если вы когда-нибудь общались с блудниками, развратниками, то, полагаю, замечали у них некую томность, расслабленность телесных членов, смердение телесно-дущенного организма; они оживают только тогда, когда предмет страсти вырастает перед их глазами.

О нравственных последствиях плотской распущенности особенно красноречиво свидетельствует цинизм. Цинизм — неверие в святое — не может обойтись без онегинского сплина, печали, тоски, уныния, доходящих мало-помалу до отчаяния и суицидального комплекса. Когда мы, священники, на исповеди узнаем о попытках самоубийства, то убеждаемся: как правило, наложение на себя рук провоцируется блудными драмами и падениями, которыми, к сожалению, богата жизнь современного человека.

Половая распущенность ведет к вырождению межличностного общения. Не будем романтиками: на Западе в учебниках по «половому» воспитанию предлагаются и вариативные отношения с партнерами одного и того же пола. Там ведь полная «демократия» в области половой жизни.

Нравственные последствия греховного образа мыслей и жизни сказываются в одержимости, которую французы называют «obsession» — «одержимость страстью». Человек не владеет сббой, голос разума смолкает; похоть, забираясь в святилище души, приводит к агрессии, росту изнасилований, безобразным сценам, которые превращают место собраний таких одержимых личностей в свальный грех. Мы, священники Москвы, уже знаем, к несчастью, как в школах, где администрация совсем не следит за нравственным воспитанием учащихся, подростки средь бела дня творят скверну в туалетах со своими же одноклассницами.

Один знакомый мне бизнесмен, деловой человек, как-то сказал: «С немцами я готов иметь дело и заключать торговые контракты, с французами — никогда».— «Почему так?» — Потому что у немцев семейные добродетели на высоте, у французов же даже самые симпатичные президенты, в том числе и скончавшийся недавно почти национальным героем, изменяют и не считают это грехом. Если человек изменяет самому любимому и близкому существу, неужто он не будет изменять мне, случайному торговому партнеру?»

Все перечисленное означает гибель: политическую, экономическую, моральную, духовную, и мы с вами тому свидетели (помните, как был введен в древний город Троянский конь? Тихо, незаметно!). Учителя, педагоги суть стражники, они стоят на страже детской души. Следовательно, и отвечать всем нам придется: прилагали усилия или нет в борьбе с очередной импортированной напастью. Но все-таки мне не хотелось бы говорить только об ужасах, ведь тема моего доклада: «Уроки целомудрия как основа нравственного воспитания».

Думаю, что главное в деле привития целомудрия — это личность учителя. «В сообщающихся сосудах,— говорит Паскаль,— уровень жидкости одинаковый». Если учитель не дорожит семьей, не любит самого слова «целомудрие», то никакие учебники, даже самые прекрасные, не помогут.

Сейчас, к сожалению, наблюдается опасная тенденция — демократизация основ школьного процесса. В школу приходят молодые учителя, которые не считают нужным носить пиджак, белую рубашку, галстук (как в старое доброе время). Они намеренно сокращают дистанцию между учителем и учеником, подчас строят учебный процесс не созидая, а разрушая, превращают урок в якшание с теми, кого должны были бы до себя поднимать.

Директору необходимо обратить внимание на духовный, нравственный портрет того учителя, который несет детям слово о добре, о душе, о Боге. Если урок будет преподавать женщина, которая исполнена веры в Бога, если она морально чистоплотна, если для нее чадородие не проклятие, а благословение, то, конечно, слова ее, самый облик, атмосфера, ее окружающая, словно магнит, привлекут к себе даже распущенных детей, не получавших того, что нужно дома, в семье. Такой учитель, безусловно, понимает, что не школа, а дом формирует вкусы, поведение и личность ребенка. Убежден, что именно учитель-христианин призван содеиствовать воцерковлению родителей.

Когда мы приведем родителей на первую исповедь, когда родители покаются в грехах своей юности и получат правильное представление о жизни человека, о христианской семейной этике, можно будет о чем-то говорить, за что-то бороться, ибо все эти горе-программы, как вирус, распространяются в России именно потому, что почва благоприятна. Трупный запашок сладострастия витает сегодня над нашими домами, а святая область чадородия, супружеская жизнь превращена у самых, кажется, благонамеренных людей в разврат, строго осуждаемый святыми отцами. Итак, просвещение родителей через педагога-христианина — это дело и дело великое. Пусть каждый осознает себя подвижником на этом поприще.
Следующий маленький шаг в уроке целомудрия — это внешний вид учащихся. Болезненно мы, педагоги, переживали уничтожение формы в наших школах. Ведь признаемся, советская школа получила в наследие от русской школы некое пуританство. Благодаря этому она была и еще остается несравнимой со школами американскими, японскими, голландскими и иными. Вот почему во многих православно ориентированных гимназиях умные директора по совету священнослужителей (которые сами в форме ходят) идут на расходы и вновь вводят школьную форму. Русский мыслитель священник Павел Флоренский не случайно сказал, что одежда — это продолжение личности. Ребенок в школьной форме ощущает себя школьником, учеником, частичкой школьного организма. Школьная форма действительно от чего-то предохраняет, обуславливает определенным образом поведение учащегося.

Следующее, на что мы должны обратить внимание (сколько будет в наших силах),— это соблюдение детей от развращающих зрелищ и дурных сообществ, портящих «благие нравы», по слову апостола Павла. Задача почти невыполнимая, потому что ныне наши дома осквернены тем, что именуется пошлостью. Прекрасную формулировку пошлости дал Дмитрий Сергеевич Мережковский, большой путаник в области религиозного сознания, но человек эстетически и филологически очень чуткий: «Пошло то, что пошло», то есть начало кочевать и бродить по сердцам и головам множества людей. Царство Хамово, кажется, ныне занимает как никогда прочное положение в обществе, а седалищем своим оно имеет наши сердца, сердца людей, у которых за краткое время понизились все критерии оценок: этические, эстетические, духовные.

Итак, нужно уметь коллектив детей каким-то образом защитить, отвратить от пошлости, от низкопробных средств массовой информации — это и нравственная, и социальная задача. Помните слова Базарова: «Скажи мне дело, и я соглашусь»? Настоящее дело, которое раскрывает душевное богатство личности, помогает чувствовать себя человеком,— деятельная христианская любовь к ближнему, кто бы он ни был: больной ли, инвалид, престарелый человек, оставленный родственниками без попечения. Вот тот урок жизни, который более всего (вместе с участием в церковном богослужении) является противоядием для нравственно не окрепшего детского организма.

Но может ли существовать школа, дело воспитания без нравственных идеалов? Если нет идеала, значит, нет и сопряженного с идеалом героизма, романтики. Ныне души наших детей увядают, молодежь ищет романтики там, где ее нет,— в бандитизме. Стало быть, задача из задач педагога — воскресить нравственный идеал, тем паче, что он уже давно воскрес, его сила дышит в простых и незлобивых сердцах: этот идеал — Христос, Пресвятая Богородица и святые Божии люди, которые исходили всю Русскую землю, свидетельствуя высшую правду.

Когда меня приглашают в школу к старшеклассникам, думаю, с чего начать разговор, чем закончить. Сорок пять минут времени, а впереди — вечность... Я всегда выбираю рассказ (если уверен, что его не слышали) о святой Елисавете Феодоровне. Поистине она близка к идеалу — красивейшая женщина, целомудрие которой сделало ее белым ангелом России! Если удается вложить мысль о нравственной красоте в сердца детей, то достигается маленькая победа.

Чем же, как не этим, должен заниматься педагог? Он должен, сам стремясь к жизни чистой, честной, благородной каждый раз на своих уроках приближать к этому идеалу детей. Тогда урок нравственности состоится, слово жизни будет произнесено и услышано!

Вспомогательные средства колоссальные: сколько книг, фильмов прекрасной музыки! Маленький секрет: если вы не уверены в победе над «детской дурашливостью» на уроке по нравственному воспитанию, ведите беседу, включив магнитофон или поставив пластинку с музыкой Вивальди. На этом фоне можете говорить — стопроцентное внимание обеспечено! Почему? Потому что синтез искусств — слово, музыка, помноженные на искренность,— дает удивительные результаты: даже «едкие металлисты умиляются душой, мягчеют. Это наша педагогическая лаборатория, наша кухня, и мы, педагоги, не должны отговариваться нищетой, тем паче, что пресловутые «видики» да «маги» у всех есть — пусть они служат добру.

Итак, необходим нравственный подвиг, дети не любят обыденщины: самое страшное, когда им на уроках скучно. А чтоб не было скучно, должна быть борьба. Не так уж не прав был Маркс, когда на вопрос, в чем он видит смысл жизни, ответил: «В борьбе». Борьба, как известно,— это лишь средство. Но Маркс, как всегда, недосмотрел. Ему простительно, ибо его глаза были засорены неправильным учением, но у нас же учение «верное, живое, действенное»! Покажите детям, как мучительно трудно стяжать чистоту сердца, расскажите им, какой это кровавый подвиг. Напрасно Рахметов лежал на гвоздях, ведь целомудрия-то он не имел, да к тому же Чернышевский пишет, что его герой не мог думать, размышлять, предварительно не накурившись. А вы почитайте детям Жития святых, да без купюр, и они поймут, о чем идет речь. Прочитайте им Житие преподобного Моисея Угрина, брата святого Георгия Угрина, убитого, когда он защищал грудью своего князя Бориса от предательских кинжалов черни. Святой Моисей Угрин, молодой, красивый, попал в плен к гордой полячке, она посадила его в замок, окружила роскошной обстановкой и всячески соблазняла на грех. Прочтите детям о том, как он сопротивлялся блудной женщине. Ради чего? Ради веры и верности Истине! Вот на этом нужно воспитывать детей, это живые образы: Мария Египетская, Житие которой оглашается в храме Великим постом, Иосиф Прекрасный, ветхозаветный праведник, святая Сусанна — вот вам и религиоведение. Прочитайте последнюю главу пророка Даниила о целомудренной Сусанне! Так это современно, никакого теоретизирования: живая речь, живой подвиг, страдание и венец чистоты — дети слушают, затаив дыхание. Только нужно находить темы. Но на то мы и педагоги, грех нам жаловаться на отсутствие дидактического материала.

Интересно, что будет, если организации планирования семьи удастся провести свой эксперимент? Я, как филолог в прошлом, задаю себе такой вопрос: что случится с речью детей, что произойдет с их языковым запасом, лексиконом, как дети после этих уроков будут выражать свои мысли? Ведь пикантные темы должны обсуждаться после уроков, ведь надо как-то сделать «предложение», получить отказ или приглашение — что же придет им на помощь? Боюсь, что нашим подросткам-подранкам придет на помощь матерный лексикон... да, только он! Этот лексикон есть изобретение бесов — не татар, не персов, не каких-то туземцев, его выдумали демоны. И выдумали для того, чтобы хулить Божие творение, хулить тело человека, хулить святую область чадородия и через мерзкое слово растлевать сердцевину — душу, чтобы затем приступить уже к телесному растлению. Вместо демонов «адову работу» будут выполнять «специалисты».

Разрабатывая тему целомудрия на уроках нравственного воспитания, мы должны быть очень внимательны к словам и очень усердно заниматься русским языком. Исконно русские слова, их корни в большинстве своем восходят к церковнославянскому пласту, они одухотворены, возвышенны, непосредственно соотносятся с нравственным миром человека. Можно, например, предложить ребятам сочинение на тему: «Что вы слышите в слове «целомудрие», и почему вы хотите быть целомудренными?» Дети напишут вам удивительно глубокие работы. Мы, к сожалению, сейчас мало обращаем внимания на речь и не занимаемся с детьми лексикой, мы не составляем словариков духовных понятий, хотя слово имеет мощнейшую воспитательную силу. Не случайно Христос говорил о том, что Его апостолы были уже очищены через слово, то есть целомудренны.

И в заключение — самое важное, относящееся к целомудрию. Православие (как духовная культура нашего Отечества) приобщает нас к бесценному сокровищу — гигиене человеческого сердца, профилактике чистоты души. Суть этой профилактики — в умении различать и качественно оценивать свои помыслы, мысли. Отсеивая плевелы и оставляя пшеницу, мы побеждаем и низлагаем зло внутри себя. Этого не знают, этим не владеют никакие рационалистические системы морали, ни энциклопедисты-просветители, ни соцреалисты. Этим обладает только Православие, этому учат своего маленького питомца батюшка-священник и бабушка-воспитательница: «Дитя мое, сохрани тебя Бог от грязных и нехороших мыслей. Бог все знает... Видишь, с иконы предупреждает, а вместе и благословляет, чтобы мысль была чиста и светла». Искусство педагога в том, чтобы ввести ум ребенка в сердце и научить дитя сторожить свое сердце от непрошенных гостей: злых, лукавых, нецеломудренных помыслов. Сколько здесь требуется чуткости, профессионализма, а главное глубокой воцерковленности учителя!

Не только уроки целомудрия, но и всякие вообще уроки требуют дисциплины. Без сознательной дисциплины учебный процесс невозможен. Когда речь идет о нравственности, то и так называемые мелочи становятся важными. Замечал ли кто из вас, как меняется выражение лица школьника, жующего жвачку? Оно теряет дух скромности, разума и целомудрия. Ведь развязное поведение в классе уже говорит о недостатке стыдливости, которая делает детей ангелами!  То же скажем и об осанке, умении или неумении держать себя как подобает школьнику. Одно — когда сидят разваливщись, в вальяжных, «американских» позах, другое — когда «по-православному», по-богатырски распрямляют спину и плечи. В здоровом теле — здоровый дух.

Сейчас мы с вами действильно стоим перед выбором. Ныне сбываются слова Апокалипсиса: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр. 22, 11). Пусть услышит тот, кто решил осквернить самых маленьких, беззащитных, грозное предупреждение: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною» (Откр. 22,12). Сегодня каждый и в государстве, и, страшно сказать, внутри церковной ограды делает то, что ему кажется справедливым. Но вот в чем вопрос: с кем ты будешь, педагог? Что ты, обыкновенный учитель обыкновенной школы, вручишь сегодня своему питомцу: свечу веры или средство контрацепции? Предпримешь ли жертвенные усилия, чтобы школа стала училищем здоровых понятий и благородной жизни, или будешь продолжать «отлучать» школу от Церкви и нравственной правды?



[1] Доклад прочитан на VII Рождественских чтениях (г. Москва).