"Я пью из чистого источника..." (О жизни и творчестве художника Галины Стэпан)

Елена Бутрова

 

 

 

«Душе моей снятся дороги...»

 

В детстве ей нравилось болеть, потому что, уложив дочку в кровать, добрые руки матери заботливо обкладывали ее географическими картами, атласами и книгами о путешествиях, и в эту минуту маленькая комната преображалась, серенькие зимние сумерки наполнялись яркими красками лета, пряными ароматами диковинных цветов, волнующим шумом прибоя... Огромный и незнакомый мир, оживая в мечтах девочки, казался ей таким чудесным и волнующим, что хотелось поскорее вырасти, чтобы наконец увидеть его и ощутить себя в нем зачарованной странницей...

Галина Стэпан родилась 18 декабря 1946 года в Саранске. Первое ее знакомство с искусством произошло в раннем детстве. Мать девочки, ленинградка Антонина Георгиевна Степанова, любила живопись и считалась искусной рукодельницей. Какая же это была радость для ребенка – видеть, как прямо на глазах рождаются картины! Написанные маслом или вышитые яркими нитками, они казались настоящими произведениями искусства и остались в детской памяти навсегда. И еще ей запомнились рассказы отца Григория Ивановича о ее дедушке  – греке-гончаре из Курской губернии, слывшем хорошим мастером, как и многие его соотечественники, испокон веков жившие на юге России. Греческие ремесленники бережно хранили древние традиции высочайшей культуры своей исторической родины, умело выявляли пластическую красоту природного материала, подчеркивая при этом и благородство его цвета.

После окончания саранской художественной школы дальнейший путь Галины, очарованной романтикой профессии художника, был уже предопределен. В 1962 году, благодаря хорошей начальной подготовке, она становится студенткой живописно-педагогического отделения Рязанского художественного училища. Пять лет, проведенные в его стенах, стали для нее первой ступенью постижения ремесла. Именно там у нее вошло в привычку работать каждый день. Осенью, когда студенты ездили убирать урожай, Галина, вместо того, чтобы весело проводить время в кругу друзей, каждую свободную минуту «тренировала руку», делая наброски, рисуя натуру, а после возвращения «с картошки» устраивала в училище настоящие персональные выставки. Особенное значение имела для нее в то время атмосфера семьи Лизы Поваляевой – подруги по училищу, у которой Галина жила в период занятий. В гостеприимном доме потомственных рязанских интеллигентов, всегда открытом для друзей, она познакомилась со многими интересными людьми – поэтами, музыкантами, артистами, и именно там впервые по-настоящему сумела оценить важность встреч с неординарными личностями.

Годы, проведенные в старинном русском городе, имеющем давние культурные традиции, стали начальным этапом становления творческой личности Галины Стэпан. Закономерным итогом учебы в училище можно считать ее дипломную работу «Праздник мордовской песни» (1967), написанную под впечатлением от народного костюма, красоту и неповторимое своеобразие которого открыл Галине ее любимый учитель Петр Федорович Рябов. Эта первая в ее жизни картина сыграла знаменательную роль и в ее творческой судьбе – приехав в Саранск, именно с ней она впервые пришла на комиссию республиканской выставки, посвященной 50-летию Великой Октябрьской революции (1967). С этого и началось вхождение Галины Стэпан в мордовское искусство.

Важным событием в ее жизни стало появление на свет дочери Лили, подарившей ей ни с чем не сравнимую радость материнства. Забота о ребенке пробудила в молодой женщине самые возвышенные чувства, открыв в ее душе качества, которые впоследствии будут иметь столь важное значение и в ее творческом развитии. В результате переживаемого эмоционального потрясения Галина ощутила необыкновенный прилив бодрости, чувствуя, что уже готова к настоящей работе.

В 1972 году она пришла работать педагогом в детскую художественную школу, директором которой был П.Ф.Рябов. Увлеченная его примером, художница погрузилась в новую для нее жизнь, без устали выискивая для школы одаренных детей, развивая у них природные способности к изобразительному искусству, знакомя с основами профессиональной грамоты. Искренне любя своих учеников и получая в ответ их доверие и привязанность, художница начинает писать детские портреты, два из которых – «Портрет Оли Жидковой» и «Портрет дочери в шубке» (оба – 1972) – экспонировались на республиканской молодежной выставке 1972 года, а также «Портрет Лены» (1973), участвовавший в IV Региональной выставке в Иванове (1974).

Хотя Галине нравилась атмосфера новаторства, царящая в художественной школе, работа педагога отнимала у нее слишком много времени и сил, и это не давало покоя молодому живописцу, испытывавшему страстное желание заняться творчеством. Нарастал неизбежный в подобной ситуации разлад между мечтой о настоящем искусстве и действительностью, которая не могла больше удовлетворять стремительно развивающуюся личность. И в этот переломный для нее период помощь снова пришла от любимого учителя, более того, прозорливость Петра Федоровича сыграла решающую роль в ее дальнейшей творческой судьбе. Именно по его совету Галина Стэпан решает отправиться в поездку по мордовским деревням, чтобы ближе познакомиться с жизнью крестьян, сельской природой, поработать «с натурой». Зимой 1973–1974 года она впервые приезжает в мордовское село Рыбкино.

Предчувствия не обманули Галину: в заброшенной среди лесов и холмов скромной деревеньке ей впервые открылся мир во всей его красоте и многогранности. Лишенная привычного бытового комфорта, жизнь в избе «бабушки-мокшанки» с лихвой компенсировалась «роскошью» каждодневного общения с сельской мордвой, простодушие и сердечность которой потрясли молодую художницу. Отсутствие же заборов и замков, сквернословия, хамства и пьянства – неотъемлемых атрибутов «цивилизации» – невольно наводило на мысль о возможности существования иных форм жизни человека, о которых ранее даже не догадывалась городская художница. Заповедной казалась ей и сама великолепная природа окрестностей, тишина и свежий воздух, чистая родниковая вода и пенье птиц – весь окружающий мир новых красок, звуков и форм. Душевное потрясение, которое Галина Стэпан пережила во время своей первой поездки в мордов-
скую «глубинку», стало для нее важным источником художественного познания мира. Таким образом, судьба сама подсказывала ей большую и серьезную тему, предоставляя великолепный натурный материал. В результате только первой поездки в Рыбкино художница сделала несколько десятков рисунков, набросков, придумала эскизы будущих картин. Среди первых значительных «деревенских» портретов Галины Стэпан следует выделить такие работы, как: «Баба», «Крестьянка», «Дед» (все – акварель, 1974), рисунок карандашом «Портрет бабушки» (1974), а также написанные маслом «Брат с сестрой» (1973) и «Мокшанка» (1974–1975). Стремясь лучше узнать окружающих людей, она без устали пишет и рисует портреты соседей, их детей, знакомых и незнакомых сельчан, с удовольствием позировавших городской художнице. Выполненные в различных техниках, листы в ее папке составили первую графическую серию «Село Рыбкино и его жители» (1973–1975), которую отличает удивительное многообразие персонажей, умение автора почувствовать и передать самое главное в их характерах, теплоту и уважительное отношение к каждому из них.

В поисках нового культурного пространства в 1975 году Галина Стэпан впервые приезжает на Сенеж, которому было суждено стать следующим важным источником ее вдохновенья. В этот известный еще с середины шестидесятых годов дом творчества СХ СССР каждый год на два месяца съезжались молодые художники – живописцы и графики, чтобы работать над жанровыми картинами, учась друг у друга и под руководством опытных консультантов – как правило, известных мастеров. Многих, вступивших на самостоятельный творческий путь в 60–70-е годы, сформировал Сенеж в своих советах, спорах и дискуссиях об искусстве и суровой критике. Расположенный в живописнейшем уголке Подмосковья – на озере Сенеж в 60 км от Москвы, Дом творчества обеспечивал своим молодым обитателям возможность постоянных встреч с известными художниками и деятелями культуры, а также – участие в многочисленных молодежных выставках, столь важных и необходимых в период становления творческой личности.

Сколько интересного и нового она открыла для себя в общении с друзьями, сколько радости и надежд эта дружба подарила молодой женщине! Рассказы новых друзей о своей родине казались ей настоящей сказкой. И уже тогда у нее родилась мечта увидеть древние восточные города, горы и пустыни – прекрасные края, полные ярких красок и магии, открыть для себя новый мир, каза-
вшийся невероятно далеким и вместе с тем таким притягательным...

Особенно запомнилось Галине одно июльское утро, когда Алексей Сметнев из села Подгорное Конаково впервые привез ее на сенокос. И она вдруг увидела огромные яркие цветы – одетые в чистые праздничные одежды, в луга входили женщины, ступая неспешно и торжественно, словно в храм на молитву...

Это впечатление и легло в основу создания художником серии картин «Сенокос», в которую вошли следующие полотна: «Вечер. Мокшанские луга» (1976–1977), «Тишина» (1977), «Вечер» (1977), «Отдых на сенокосе» (1978), «Сенокос – пора ягод» (1978), а также – обширный подготовительный материал, собранный в результате напряженного многолетнего труда. «Какое это было счастье – приходить и приносить аромат зелени в своих одеждах!» Этот цикл – лучший в творчестве Галины Стэпан.

Настоящей творческой удачей стал «Двойной портрет» (1978), в котором ощущение единства природы и человека достигает своего апогея. Его можно считать своеобразным автопортретом художницы: эмоциональная связь героев строится на основе ее личных отношений с дочерью, возникая из самого сокровенного чувства, переживаемого ими. Девочка-подросток словно предчувствует свое будущее в облике и судьбе матери, а женщина узнает свое прошлое в образе дочери. Единство душ, взаимопонимание и взаимопроникновение в мысли и чувства другого – вот основная идея полотна. «Даже когда мы молчали, наши сердца не переставали слушать друг друга», – так поэтически отзывается об этих отношениях художница.

Чтобы правильно определить место, которое творчество художницы Галины Стэпан занимает в контексте изобразительного искусства Мордовии 70-х годов, важно помнить, что именно ей, единственной из молодых художников республики, в этот период удалось создать высокохудожественный образ мордовки, не только воспевающий ее самобытную красоту, но и раскрывающий достоинства национального характера. Более того, она сумела сделать национальный образ актуальным в масштабах всего современного отечественного искусства. Именно это позволило ей «вывести» героинь своих картин на уровень всероссийских, всесоюзных, а также международных выставок, снискав им заслуженное признание зрителей и положительные отзывы критиков.

В связи с этим следует особо отметить активную выставочную деятельность Галины Стэпан в этот период. Потому что именно участие в выставках считается важным критерием оценки деятельности художника. В течение только семидесятых годов она приняла участие более чем в двадцати выставках, что стало для молодого живописца определяющим показателем роста его мастерства. Произведения Галины Стэпан, с успехом экспонировавшиеся на выставках в Москве, Ленинграде, Чебоксарах, Ташкенте, Болгарии, Монголии, Австрии, были впоследствии приобретены музеями страны, а также зарубежными коллекционерами. Ее творческая эволюция, будучи наиболее активной именно в этот период, успешно протекала в русле современного ей советского искусства, имея, таким образом, «одну группу крови» с творчеством лучших художников огромной страны.

Особенности исторического развития общества в 80-е годы обусловили появление нового настроения и психологических интонаций в отечественном изобразительном искусстве. Политическое и экономическое разобщение страны и ее граждан привело к потере национальной идеи, которая в предыдущие периоды так благотворно питала советскую культуру (например, тема деревни воспринималась художниками как обобщенный образ родины). Утрата потребности общества в большой и серьезной теме, формирующей в сознании его членов активную гражданскую позицию, привела к идейному кризису в изобразительном искусстве, последствия которого незамедлительно сказались на его эволюции.

Искусствовед А.Морозов охарактеризовал 80-е годы как «ситуацию выжидания». По его мнению, впервые оказавшись в стороне от процесса общественного обновления, изобразительное искусство все более погружалось в свои собственные нужды и проблемы, более материальные, чем духовные, в свою очередь упустив свой шанс стать необходимыми обществу в его борьбе за возрождение традиций. В результате изменился внутренний импульс искусства: темы, особенно актуальные в 70-е годы, были исчерпаны, и в силу вступили другие тенденции – «рационалистического конструирования мира». Таким образом, под воздействием новых тенденций общественного развития неизбежные изменения наметились и в творчестве художников. Они начинают наиболее активно интересоваться темой современного города, а провинциальные персонажи все чаще воспринимаются ими уже со значительной долей иронии и даже гротеска. Светлое радостное чувство, вызванное поэтическим созерцанием окружающего мира, сменяет ощущение драмы. Нетрудно заметить, что утверждение нового в творчестве художников в 80-е годы происходило, в первую очередь, за счет отрицания предыдущего эстетического идеала.

Воцарение новой тематики и настроения в искусстве решительным образом сказалось на развитии станковой картины, в результате чего многие «семидесятники», чье творчество тяготело к принципиально иному восприятию мира, иным героям и иной их образно-живописной трактовке, оказались «вне темы», что нередко приводило их к растерянности и – даже депрессии.

Таким образом, существенные перемены в профессиональной деятельности живописца Галины Стэпан, происшедшие в 80-е годы, были неизбежны, став, в свою очередь, закономерным результатом эволюции всего современного ей изобразительного искусства. В этот период изменения в ее судьбе наиболее отчетливо отразились на ее творческих поисках.

В 1979 году по приглашению своей сенежской подруги Любы Фроликовой Галина Стэпан впервые попадает в Таджикистан. Самолет всего за несколько часов из холода глубокой российской осени перенесся в царство вечного лета и солнца, и она увидела наконец страну своей мечты – горы, кишлаки, древние города. Воображение художницы потрясла высочайшая культура Востока, и особенно иранская миниатюра с ее тончайшим колоритом, воздействующим на самые сокровенные струны души.

Азия дала ей энергию, ощущение мощного духовного начала и еще – цвет, рожденный ярким южным солнцем. «Когда я впервые увидела Азию, сердце мое осталось там навсегда...»

Это концептуальное качество – «цвет как свет» – и стало в дальнейшем определять поиски художником новой живописной гармонии. В работах первого цикла среднеазиатских пейзажей «Памир» (1979) именно сила цвета и пластика живописного мазка определяют эмоциональную наполненность формы. Локализуя и обобщая колорит, не боясь смелых контрастов открытых цветов, художница добивается ясной читаемости планов, насыщая цветом пространство картин.

Редкое чувство полного слияния человека с природой открывало Галине жизнь земли в ее тончайшем трепете. Этот эмоциональный момент и лег в основу создания художником пейзажных серий «Туманное утро» и «Деревья у воды» (1980–1985). Усиливая декоративные возможности колорита и добиваясь тончайших тональных градаций основных цветов, обобщая плоскости, исключая при этом малейшую детализацию, автор придает этюдам характер живописного панно.

На протяжении всего творческого пути Галины Стэпан главной и единственной темой ее работ была и остается жизнь человека между цивилизацией и природой.

Время многое меняет в жизни человека, а для художника перемены сказываются, в первую очередь, на его мироощущении. Чуткий от природы, он всегда остро реагирует на малейшее изменение естественного и столь необходимого ему порядка вещей, который составлял некогда суть его бытия, а значит – и его искусства. Понимая неизбежность перемен, он все же воспринимает их как недопустимое разрушение сложившейся в его представлении гармонии – той важной цепи, где доселе существовало крепкое центральное звено, связующее детей и родителей. И невольно то, что раньше художница делила с ними – любовь, душевную близость и сердечную теплоту, теперь стало предназначаться лишь ей одной. В ее жизни изменилось главное – не то, что не с кем стало поделиться горем, а то, что радость никогда уже не будет полной, как раньше, когда были рядом те, кому можно было ее подарить – мать и дочь.

Периодом серьезных жизненных испытаний для Галины Стэпан стали 90-е годы. Преодолеть же этот сложный этап сомнений и отчаяния ей помогла привычка постоянно работать с натурой. Поэтому, несмотря на изменения, происшедшие в ее судьбе, и во многом даже благодаря им, она в это время пишет особенно много и напряженно, что приводит ее к интересным открытиям в области портрета и пейзажа. Именно эти жанры вот уже более тридцати лет являются для художницы настоящей творческой лабораторией, где она ставит и решает сложные живописные задачи, пробует смелые нетривиальные решения.

Жизненное и творческое кредо Галины Стэпан – постоянное движение. Ей очень важно всегда идти вперед, открывая новое, познавая неизведанное. Она не может долго находиться на одном месте, а тем более – в замкнутом пространстве мастерской. Когда художница обдумывает замысел очередного произведения, ей обязательно нужна натура. Ведь только в конкретном пространстве она получает тот заряд энергии, который так необходим ей для создания картины. В экстремальной обстановке пробуждаются ее внутренние силы, появляется творческий азарт.

Художнику постоянно нужен животворный источник, из которого он может напиться мудрости, набраться жизненной силы, очистить и освежить мысли. Вот почему ее всегда тянуло туда, где чисто и светло: на природу, к невинным детям и мудрым старикам, высоко в горы или далеко в заброшенные деревни... «Стремлюсь туда, где легко дышится, где не ходишь, а летаешь, и смотришь – не насмотришься, и слушаешь – не наслушаешься...»

Горы и люди помогли Галине Стэпан после долгих лет вновь обрести себя, вернули веру в собственные силы, открыли новый источник жизненной энергии и вдохновение: «Там, на леднике, соприкоснувшись с великолепием гор и настоящими людьми, я с наслаждением пережила каждую минуту бытия».

Галина Стэпан знает, что ее новая картина будет непохожа на предыдущие, потому что ее любимые герои уже не те, что были раньше. Нет, они не стали хуже, просто они стали другими. Потому что безжалостное время изменило все вокруг. И нет уже в сердцах людей той открытости и доброты, которые так восхищали молодую художницу. И безмятежность на их лицах сменилась озабоченностью, и даже старики теперь не такие, как раньше. А на дверях сельских изб, некогда приветливо распахнутых, уже висят тяжелые замки... «И в моей душе осталась лишь глубокая тоска по земле моих воспоминаний...»

И все же, находясь на перепутье, она, как всегда, продолжает искать новый источник мужества и вдохновенья, который поможет ей не только пережить это трудное время, но и продолжить творческий путь.

Есть в мире образов, созданных Галиной Стэпан, некая исповедальность. Весь строй ее чувств идеален, и это не может не отражаться в ее искусстве. От природы обладая тонкой поэтической душой и светлым радостным взглядом на мир, она с неизменным спокойствием ведет свое искусство сквозь сумятицу и неразбериху современной художественной жизни.

По семейному преданию, среди предков матери художницы была маленькая беспокойная монголка – изящная и хрупкая, с тонкими чертами лица и пронзительно черными глазами, она любила свободу и степь и больше всего на свете боялась замкнутого пространства, а также – жизни, в которой каждый день похож на предыдущий. И еще ей часто снился один и тот же сон – о весне и о дороге...