С «Новой фантастикой» и ее организатором Артёмом Кузнецовым я познакомилась совершенно случайно, на очередной встрече писателей. Сразу заинтересовалась – новое в мире современной литературы интересует всегда, по определению. Летом этого года Артём пригласил меня на Пятую, юбилейную церемонию награждения лауреатов в отель «Метрополь», и сказать, что я была удивлена – значит ничего не сказать. Поразил размах премии, количество участников, молодые лица авторов и горящие глаза. И сразу стало понятно – у современной российской фантастики есть будущее, и оно вполне ясное и позитивное.
Немного информации: конкурс стартовал в 2016 году при поддержке известных писателей фантастов, включая Веру Камшу, Дмитрия Руса и Романа Злотникова. В первый же год он собрал почти 800 заявок, и стал одним из самых заметных конкурсов для начинающих авторов. На сегодня в конкурсе поучаствовало уже больше 4000 человек из России, стран СНГ, Европы, Канады и США.
У конкурса два состава жюри — профессиональное из издающихся писателей, критиков, редакторов и других профессионалов книжной индустрии, и главное жюри, куда входят звезды фантастики, включая Артема Каменистого, Софию Ролдугину, Павла Корнева и председателя жюри Василия Головачева. Конкурсанты соревнуются за целый набор призов:
- участие в недельном мастер-классе от членов жюри в Москве;
- публикация в сборнике конкурса с отдельным гонораром;
- денежный приз в 15 000 рублей для 10 победителей сезона, + 35 000 для автора лучшего рассказа сезона по мнению главного жюри.
Удалось пообщаться и с Артёмом, который любезно согласился ответить на несколько моих вопросов.
- Артём, расскажите немного о себе — как пришли в литературу, где учились, жизненные вводные, любимые авторы.
- Тут особенно рассказывать нечего, потому что в как таковую литературу я так и не пришел. Я просто PR-щик, который слушал рассказы друзей про проблемы в книжной сфере и решил предложить им решение, которое с одной стороны поможет издателям находить талантливых авторов, которые заслуживают внимания, а с другой стороны - возможность для начинающих авторов пробиться в издательство. Так что я просто рядовой любитель фантастики, которого в какой-то момент стал волновать вопрос «Что же я буду читать через 10-20 лет?». К счастью, у меня также оказалось достаточно возможностей, чтобы как-то на это повлиять.
- Как и почему возникла мысль организовать такую премию? Почему выбор пал именно на этот жанр?
- Выбор пал на фантастику, потому что это самое активное сообщество, где самый большой процент пишущих «на душу читателей». То есть детективы читают больше, но среди любителей детектива очень мало людей хотят его написать. И, к тому же, на мой взгляд, именно фантастика оказывает самое сильное влияние на мечты и устремления общества.
По поводу формата премии и почему решили делать ее так. Вообще идея с конкурсом конечно же не нова и первая реакция знакомых и коллег из книжной индустрии была в духе «да зачем нужен еще один конкурс». На самом деле замечание вполне справедливое, так как конкурсов по фантастике и фэнтези очень много! Но проблема с новыми авторами остается, значит, они не направлены на ее решение.
Как говорил Сальвадор Дали, «талантливые художники копируют, великие — воруют!» И действительно — зачем изобретать что-то, если это уже существует. Стали искать среди разных конкурсов в разных отраслях что-то, что решало бы нашу задачу — помочь начинающему автору с карьерой. И нашли в США конкурс «Писатели будущего» (Writers of the Future) — это конкурс фантастического рассказа для начинающих авторов, который в далеком 1983 году был основан писателем Л. Роном Хаббардом, вместе с его друзьями и коллегами Роджером Желязны, Френком Гербертом и другими фантастами. На первом вручении премии был даже Рей Бредбери. Впрочем, главное тут другое — конкурс существует уже больше 30 лет, сегодня это один из самых влиятельных фантастических конкурсов на английском языке и он действительно помогает начинающим авторам с карьерой. Так, более 130 бывших победителей этого конкурса сегодня стали профессиональными писателями.
В итоге мы решили скопировать базовые принципы этого конкурса и адаптировать его к нашим реалиям и задачам. Конкурс был внимательно изучен, включая интервью победителей первых 25 лет конкурса спустя 5, 10 и даже 20 лет после победы. Мне повезло даже встретиться с одним из организаторов конкурса, который запускал его в 1983 году и задать некоторые вопросы ему.
В результате получалась следующая картина, которая нам нужна, чтобы конкурс работал и отличался от остальных конкурсов:
1. должна быть церемония вручения, чтобы это не был просто один из миллиона сетевых конкурсов;
2. должны быть реальные призы, сопоставимые с гонораром, который может получить начинающий автор за свою работу;
3. у конкурса должно быть жюри из звезд фантастики и редакторов крупных издательств, чтобы в дальнейшем это могло помочь начинающим авторам;
4. рассказы победителей должны публиковаться в ежегодном сборнике, чтобы познакомить издателей с рассказами победителей, а также чтобы создать первую запись в их библиографии;
5. должен быть мастер-класс для победителей, на котором они могут получить полезную информацию, полезные знакомства и параллельно осознать, что это только начало пути и им надо очень много работать, чтобы добиться чего-то в профессии.
И на 5-й сезон премии, на мой взгляд, нам удалось воплотить это максимально близко к идеальной картине. Мероприятие вручения проходит в отеле Метрополь, антология «Новая фантастика» издается холдингом «Рипол» и продается в крупных книготорговых сетях, победители премии активно издаются в журналах и выпускают романы в крупных издательствах. Похоже, что-то у нас начало получаться.
- Опишите в нескольких словах вашего автора-лауреата: каким он должен быть, на ваш взгляд?
- Талантливым и желающим чего-то добиться в литературе. Как показали первые 5 лет конкурса, второе крайне важно. Потому что талантлив каждый финалист, и мы со своей стороны постарались создать условия для старта, а дальше уже зависит от Человека. Те, кто начинает активно работать и пробиваться, получают заслуженный успех. К таким можно отнести Романа Бубнова из первого сезона конкурса — у него вышло несколько книг и рассказов, и, конечно Яну Летт — восходящую звезду фэнтези. Кто-то очень активно работает и готовит материал, кто-то побеждает в других конкурсах.
Забавно, что среди победителей премии есть люди, которые вообще занимаются другими вещами по жизни, и вдруг решили написать рассказ, который оказался достоин призового места. Они продолжают заниматься своей профессией и не развиваются в литературе. И, на самом деле, это нормально. Мы можем дать возможность, а у человека дальше есть право воспользоваться ей или нет.
- О членах жюри: кто входит, как судит, как принимаются решения?
- Мы ожидали где-то 300-400 заявок на конкурс и понимали, что главное жюри не будет все это читать. Но как-то отбирать надо и это должен быть прозрачный и относительно объективный отбор (насколько это возможно).
Поэтому первым этапом стал самосуд от участников, который и определял, кто пройдет к жюри. В итоге мы увидели слабые стороны такого подхода и добавили еще один этап отбора — профессиональное жюри, а самосуд больше не проходит внутри группы, вместо этого, участники судят «соседей».
Из каждой группы выходит два или три рассказа (в зависимости от общего количества участников), их заново перемешивают и распределяют по профессиональному жюри. Там уже находятся профессионалы из книжной сферы, такие как редактор издательства «Рипол» Дарья Ченская, публикующиеся авторы Михаил Ремер, Марго Генер, Игорь Вардунас. Также руководители крупных литературных сообществ и даже буктьюбер и писательница Мария Покусаева. Всего около 20 человек, которые и отбирают 20-25 лучших рассказов сезона, которые лягут на стол к главному жюри.
В главном жюри в этом году уже подтвердили свое участие Вячеслав Бакулин, Павел Корнев, Александра Черчень, Владимир Ларионов, Борис Юлин. Председателем жюри остается Василий Головачев.
Это далеко не полный список, так как мы продолжаем вести переговоры с другими известными фантастами, и ожидаем в этом году еще минимум троих членов главного жюри.
- Как вы думаете, в чем принципиальное различие между классикой фантастики и современными авторами — и есть ли оно?
- Я думаю, его нет. В том смысле, что сегодня мы читаем произведения, которые через 40-50 лет станут классикой фантастики. Конечно, это будут единицы из моря книг, которые сегодня публикуются, но это нормально и так было всегда. Есть языковые различия, появляются новые идеи, но глобальной разницы, на мой взгляд, нет.
Если сильно упростить, можно сказать что классика фантастики - это произведения, которые с одной стороны оказали влияние на развитие жанра, а с другой прошли проверку временем и не потеряли актуальности при смене поколений. Взять ту же «Дюну», которая была написана больше полувека назад в абсолютно другой социальной, технологической и политической обстановке. Но вот выходит новая экранизация - и молодежь 21-го века бежит ее посмотреть, а потом активно обсуждает.
И сегодня хорошая фантастика точно существует, она есть и в русскоязычном и в англоязычном сегменте. У того же Лукьяненко, на мой взгляд, есть очень сильные произведения, включая «Звезды - холодные игрушки». У Романа Злотникова циклы «Шпаги над звездами» или «Урожденный Дворянин», или серия «Играть, чтобы жить» Дмитрия Руса вполне могут стать классикой жанра в будущем. И очень хочется надеяться, что среди русской классики фантастики начала 21 века, будет как минимум один победитель «Новой фантастики».
- Многие читатели сейчас задаются вопросом: если великие фантасты всё уже предсказали, то куда фантастика движется сейчас? Что принципиально нового в ней есть — то, о чем не писали великие?
- Тут лучше ответит кто-нибудь из профессиональных критиков. Я думаю, что хорошая и великая фантастика всегда была не про технологии, а про людей и их отношения, про поведение в критической ситуации и внутренние конфликты. А эта тема настолько обширна, что в ближайшие пару сотен лет ее можно обыгрывать бесконечно. К тому же сейчас появляются принципиально новые фант допущения, наподобие ЛитРПГ.
- Есть ли у фантастики — жанра, часто направленного в будущее — это самое будущее? Как она будет развиваться?
- Не знаю! Пусть будет сюрпризом.
- Как вы думаете, какой станет премия через 10 лет?
- Через 10 лет мы хотим видеть эту премию стабильно работающим лифтом для начинающих авторов, благодаря которому они будут заходить в профессию, становиться новыми звездами жанра и двигать фантастику вперед к тем самым новым горизонтам. Мы будем стараться сделать эту премию более известной, более авторитетной, чтобы попадание в финал уже открывало для писателя двери в издательский мир.
И через 10 лет лично мне хочется, представляя главное жюри конкурса, сказать: «Кстати, этот член жюри не только известный и всеми вами любимый писатель, но и победитель премии «Новая фантастика!»
- Расскажите читателям, как принять участие в конкурсе.
- Это очень просто. Если вы начинающий автор, то есть у вас меньше 5000 экземпляров изданных работ, за которые вы получили гонорар (или проданных электронных копий), вы пишете в жанре фантастики, фэнтези, мистики или даже магического реализма, всё, что вам нужно - это отправить уникальный рассказ на адрес konkurs@true-writer.ru. Подробные условия можно найти на сайте организаторов — клубов «Бумажный Слон» и «Настоящий писатель», или просто вбив в поисковик «Конкурс новая фантастика 2022».
В ближайших номерах читайте рассказы финалистов и победителей конкурса «Новая фантастика»-2021.