Константин Смородин
* * *
Вдруг «накатило» и я покатил
по перекрёсткам в ночных лабиринтах
улиц уснувших, упавших без сил,
меж фонарей, снежной мутью повитых.
Бросилась с плачем в колёса зима,
жалуясь на разносольные грязи.
Как приведенья, столпились дома,
прячась в колючей и сумрачной вязи.
Мне даже совестно стало на миг
в собственной смуте пред смутой невнятной.
Город заснеженный словно поник.
Лишь фонарей обступившие пятна.
Что же? Куда же? Где нить Ариадны?..
* * *
Люблю огни ночного Ленинграда:
в каналах тёмных плещутся дома,
и первый снег кружит... Дворцов армада.
Как в латах рыцарских – сырая тьма.
В пыли алмазной сада Летнего ограда.
А в подворотне пан преследует наяду,
пытается обнять, но – взмах руки,
и, надо ж, экая досада,
на взмах руки вдруг тормозит такси.
Наяда радостно спешит:
– Не провожай, не надо! –
Но на прощание смягчается: – Прости!..
Пан раздосадован. Куда идти?
К тому ж – час тридцать. Развели мосты.
Снег падает, с дождём перемежаясь.
Кошчонка чёрная дорогу перешла.
Пан скачет, нецензурно выражаясь.
А улица белым становится бела.
* * *
Город юности моей –
Ленинград,
ты Москвы мне был милей
во сто крат.
Ты открыл мне сто дверей –
выбирай,
но борол меня Борей
через край.
Я покинул дивный град
Ленинград.
Дней прошедших дождь и град –
виноград.
Нынче вышел на парад
Петербург, –
Ленинграда старший брат.
Здравствуй, друг!
* * *
Дым плывёт над городом
сизокрылым голубем.
Солнца край на западе
тает алой заводью.
Звёзды пробиваются
на вечернем бархате.
Треск морозный ловит слух.
Снег лежит – лебяжий пух.
Ночь грядёт морозная,
ясная и звёздная.
Что с луною делают?
Смотрит старой девою.
И зовёт со всех сторон
зимней ночи светлый сон.
Никуда не денешься,
влюбишься и женишься.
Я уже, наверно, сплю?
Свет луны вслед кораблю...
* * *
Тихо движется река.
Берег неподвижен.
Но меняет берега
время. Видишь?.. Вижу!..
Сорок лет тому назад
здесь лежал на пляже, –
унесла его вода
с красноталом даже.
Там вон с удочкой сидел.
Да, на перекате.
Перекат тот вроде цел...
Только он ли, брате?..
Деревенька тут века
над рекой стояла.
Унесла её река
вместе с красноталом.
Вновь стою я над рекой –
движется, как время.
Небо. Тишина. Покой.
Вечер дышит в темя.
* * *
Слава Богу за всё, за всё
я иду по тропе, тропе
на крутом берегу, берегу
над зелёной водой, водой
Долгий день всё плывёт, плывёт
и от зноя пылит, пылит
я иду над рекой, рекой
над зелёной водой, водой
Слава Богу за всё, за всё
скоро солнце зайдёт, зайдёт
над рекою закат, закат
зной в себя соберёт, соберёт
и проникнет тогда река
в серебристую ночи стынь
и осядут росой века –
жемчугами ночных пустынь.
* * *
Редкая птица долетит до середины Днепра...
1
Не раздражайте пустоту,
она ответит тонким звоном
иль дребезжанием вагона
на оборвавшемся мосту.
Что прошлое? Пустой вокзал.
Ты опоздал, там просто пусто.
Пустой вагон продребезжал.
Мост оборвался, шпалой хрустнув.
2
А жизнь? Она горит огнём
и пеплом сыплется под ноги,
и исчезает вслед за днём
в вечернем сумраке дороги.
Одно утешит: красота.
Ты присмотрись – она повсюду,
она повсюду разлита
свидетельством, что жизнь есть чудо.
3
И оживёт пустой вокзал,
и поезд тронется на малой,
и мост, что в темноте пропал,
вновь через бездну бросит шпалы.
* * *
Живу своей жизнью в дремучих, нездешних лесах,
средь чувств непонятных и мыслей, бредущих без троп,
в душе иногда возникает неведомый страх,
как будто бы кто-то глядит на меня в микроскоп.
Я – что, незаметен? Я – гордый, я – сильный, большой.
В душе нарастает как хохот раскатистый страх.
Приходится нянчиться с нежной и робкой душой:
не бойся... ещё полетаешь... лишь тело рассыплется в прах...
Не бойся, душа, я найду в этих древних лесах
заветный обрыв, что позволит однажды взлететь,
парить над пространством, как ангел, парить в небесах.
А смерти-то – нет, говорят. Надо верить, и делать, и сметь...
* * *
Ты заглянул в чужую жизнь
и там уснул.
Издалека думал: вулкан,
в вулкане – гул,
когда же в кратер заглянул,
то понял – храп.
Хотел бежать, да клонит в сон.
Всё, брат, пропал.
Тебе приснилась твоя жизнь?
Вставай, пора...
* * *
Время движется с космической скоростью,
Господу надоело наше пустое времяпровождение,
и если гнев Его пока пролился кислотной моросью,
то невозможно не понять: это – предупреждение.
Стадо кочует от телеэкрана к экрану компьютера,
от гаджета к гаджету, от мобильника к мобильнику,
и если требуется перекусить (вечер там или утро),
то можно по навигатору пройти к холодильнику.
Мир виртуальный всё громче стучит и яростней
в двери и окна, в крыши и в наши головы, –
и исчезают леса, высыхают реки, тают снега полярные...
скоро опять мы предстанем пред Господом, голые.
Триптих
1
Всё это ремесло,
всё – вопреки тебя:
связалась пара слов
и вот живут, скорбя.
Готовы убежать
под именем чужим, –
пока ты их рожал,
ты был необходим.
Тебе сыграю туш! –
ты этого хотел?
Как много Тел и душ,
как мало Душ и тел.
2
Мысль изреченная – есть ложь.
Ф. Т ю т ч е в
А сам-то не по лжи
живёшь и хлеб жуёшь?
Давай, пиши, пиши.
Всё сказанное – ложь.
А то, что не сказал –
другому передай.
Ночь. Улица. Вокзал.
А дальше – угадай.
3
Все те красивые слова –
к чему они?
Плотва, плотва.
А щука-то не дремлет.
И золотая булава
уже вонзилась в землю.
И нашим чувствам вопреки,
и нашим увереньям,
на берегу ночной реки
мы упускаем время.
* * *
Гляжу на томики поэтов,
слеза не вдруг щекочет глаз,
ведь это – жизнь!.. вот эта!.. эта!..
что так горела и рвалась
в страстях, в исканиях, в страданьях,
не сокрушивши мирозданья, –
в потёртый томик улеглась,
в обычный томик уместилась!
Какая боль!.. Какая милость...