Бунт ради бунта? (Комментарии психолога Н.В.Науменко)

Рисунок Юлии Артамоновой)Любой из нас не понаслышке знает, что такое одиночество. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но каждому выпадала минута почувствовать себя совершенно одиноким, ненужным, непонятым. И если взрослый человек различными способами гонит эту мысль прочь, то подросток буквально зациклен на ней. «Я не такой как все», «Они считают, что я – ноль, полное ничто, а я докажу...» – под этими словами наверняка подпишется каждый третий из тех ребят, кому уже исполнилось четырнадцать. Как раз в эти годы происходит серьезная ломка прежних стереотипов. По еще непонятным ему самому причинам подросток начинает стесняться появления на улице в обществе родителей, ему открывается совершенно новый мир взаимоотношений между людьми за дверями дома. Переоценка себя, своих способностей, окружающего мира, огромное физическое и психологическое напряжение, эмоциональные стрессы – все это буквально обрушивается на растущий организм, а тут еще и родители действуют на него всевозможными упреками не хуже сигнала к аварийному выбросу. И выброс действительно происходит. Кто-то пытается сдержать себя, ограничиваясь слезами «в подушку», кто-то мгновенно срывается на грубость и в ярости готов сокрушить все вокруг, кто-то замыкается в себе, но отныне его поступки родители охарактеризовывают не иначе как «назло нам».

Происходит бунт. Скрытый или явный, но бунт. А средств для его выражения много – это и поведение в обществе, и внешний вид, и экстравагантный взгляд на различные вещи. В некоторой степени это нормально. Стоит вспомнить эпоху хиппи, битников, когда молодые люди сознательно уходили от обеспеченной жизни, из «оранжерей», созданных их мамами-папами, выступая против таких «золотых тельцов», как карьера, деньги, имя в обществе. Устав от разобщенности, от жизни «по правилам», подростки делали все, лишь бы не быть похожими на своих родителей, на ту среду, которую они навязывали.

Конечно, было бы наивно полагать, что эта проблема возникла недавно. Испокон века старшее поколение недовольно младшим. Видимо, поэтому и цитата из Лермонтова – «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя...» и фраза, которую часто можно услышать из уст любого родителя, отчитывающего свое чадо – «Да я в твои годы работал по двум специальностям, отлично учился и по дому помогал...» – с легкостью будут кочевать из столетия в столетие. Бунтовщиками были и многочисленные в XIII–XIV веках ваганты, переосмыслива-ющие строгую науку и ее основные тезисы на свой лад, и молодая интеллигенция России конца XIX века с идеями народничества. Но это, так сказать, «массовые» движения, к тому же отошедшие на страницы учебника по истории. А в наше время? Чего добивается молодой человек, отращивая волосы ниже плеч, крася их в зеленый цвет, да к тому же ведя сомнительную жизнь «свободного художника»?

Во-первых, именно таким способом подросток старается показать окружающим, что он – личность. Он еще не может правильно сформулировать мысли, чтобы поведать близким о своей системе видения мира, поэтому рассчитывает именно на внешний фактор, надеясь, что родители и без слов поймут то, что теперь ему больше нравится ходить с длинными волосами и в потертой «джинсе», а любимая музыка выросла от «Песенки крокодила Гены» до «Offspring» или «Radiohead». Это тоже вполне закономерный процесс, так как у подростка вырабатывается свое мнение, он интуитивно ищет свой путь в жизни. Для родителей же нет более приятного чувства, чем видеть, как их ребенок старается подражать им, копируя поведение или интонацию, и каким же затем ударом является понимание того, что родительское место в жизни повзрослевшего сына или дочери занято друзьями и музыкой, а прежние, традиционно-семейные идеалы пылятся где-то на задворках сознания. Как ни тяжело, но родителям следует смириться с этим фактом, их давление может привести к очень серьезным проблемам в общении с «как бы уже и не детьми».

Во-вторых, бунтарское поведение можно объяснить и попыткой создать свой собственный мир, ведь подросток уже вышел из без-опасного, надежного времени детства, а до взрослого еще шагать и шагать. Сплошь и рядом его поджидают стрессовые ситуации, тем более что общество просто зачумлено терроризмом, идеями глобальных катастроф, да и просто шпаной за углом. И подросток даже чисто физически нуждается в придуманном им мире, где разделяют его увлечение нестандартной музыкой, где пустоголовые парни не станут колотить только за то, что он выглядит не так, как все. Но, к сожалению, когда подростку так требуется надежная опора, даже в собственной семье он превращается в изгоя. Конечно, вряд ли можно ждать одобрения родителей по поводу того, что их дочь вставила в ухо целых пять сережек и сделала татуировку на плече. Однако и конец света устраивать не следует. Кто знает, как может отозваться этот гнев – а вдруг ваш бунтарь решит для себя, что «родители не хотят меня понимать, значит, поймет кто-то другой», и двинется навстречу приключениям, а заодно станет «мстить» родителям, живя той жизнью, на которую они накладывали табу – то есть примется за алкоголь, наркотики. Так все-таки, может быть, будет лучше, если родители тоже сделают переоценку ценностей и выяснят, что им больше по душе – когда руки их сорванца увешаны цепочками и феньками или когда они истыканы иглой? Конечно, это довольно крайний подход, но вот история одного уже взрослого человека: он получил тяжелое нервное расстройство из-за того, что почти два года мать грозилась отрезать его тщательно оберегаемую от ножниц шевелюру, причем обещала сделать это, когда мальчик будет спать. С тех пор он не может уснуть, пока не удостоверится, что дверь в спальню заперта. Подростковые страхи ничуть не меньше влияют на формирование личности, чем детские, так что для родителей есть еще один повод призадуматься и поставить дело таким образом, чтобы наказание соответствовало «преступлению».

Многие чудачества, авантюризм можно списать на переходный возраст. В это время каждый подросток мечтает быть независимым и восстать неважно против кого или чего. Начинаются споры с учителями, разборки с родителями, насмешки со стороны одноклассников. А бесшабашность, показное буйство часто оказывается всего лишь верхним слоем, за которым подросток пытается спрятать от других свой глубокий и ранимый внутренний мир.

Бунтари, нонконформисты и попросту неформалы – это не так уж и страшно. Ведь мы и не должны быть «как все». Просто замечательно, что люди такие разные, что, несмотря на общеутвердившиеся взгляды, каждый может добавить к ним что-то свое.

Другое дело, что подростки, потеряв меру, действительно могут наломать дров. Родители должны сдерживать их, но использовать при этом самые «демократичные» способы. Однако, как показывает время, если никто из конфликтующих сторон не перегнет палку, то увлечение лозунгами «детей цветов»*  и тусовочной жизнью довольно быстро сойдет на нет, едва ваш отпрыск вступит во взрослую жизнь и ему придется самому работать, чтобы оплатить счета за электричество и квартиру. А там, глядишь, и собственные дети пойдут, вовсе не до бунтов станет. Впрочем, как утверждают сами неформалы – настоящие бунтари всегда осознают, что делают, и отвечают за свои поступки. И бунт в их понимании не что иное, как попытка остаться собой и говорить до конца то, что думаешь, никого и ничего не боясь.

 

Рис. автора

 

Комментарий психолога

 

Переходный возраст, отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, «второго рождения», возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного «Я». Однако в свете новейших исследований стало очевидно, что далеко не все свойства личности и ее самосознания существенно меняются в переходном возрасте, а также что даже глубокие качественные сдвиги не обязательно протекают конфликтно. Это стоит помнить всем родителям, чьи дети приближаются к этому возрасту.

Сдвиги в юношеском образе «Я», по мнению психологов, заключаются не столько в количественной оценке своих черт, уже достигших достаточно высокой стабильности, а в постановке новых вопросов о себе.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственная осознаваемая реальность – это внешний мир. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей его опыта, средоточением которого является он сам. Известный отечественный психолог И.С.Кон приводил в пример ответ одной 15-летней девочки, которая на вопрос психолога «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» – ответила: «Я сама».

Обретая возможность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает для себя целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки... Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Вместе с осознанием своей неповторимости, непохожести приходит чувство одиночества. Собственное «Я» нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный будничной повседневностью. Преувеличение своей уникальности, непохожести на других часто порождает застенчивость, страх показаться смешным, «потерять себя» в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения.

Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. Страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью. Одни буквально рвутся вон из детства, у других расставание с ним происходит мучительно.

В юношеском возрасте с особой остротой встает вопрос о смысле жизни. Однако это всегда симптом известной неудовлетворенности. Человек, поглощенный каким-то делом, не спрашивает себя, имеет ли оно смысл. Самокопание, критическая переоценка ценностей, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с другими людьми. И именно потому, что проблема эта по сути своей – практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Родителям следует понять, что все новое и непонятное, что вдруг начало происходить с их ребенком, есть следствие вхождения его во взрослый мир, а также то, что сложность этого вхождения во многом будет зависеть и от их правильного отношения к своему ребенку. Не следует пугаться «переходного» возраста – это, конечно, трудный, но одновременно прекрасный период в жизни каждого человека. Он наконец-то начинает обретать СЕБЯ.

 

 Н.В.Науменко,

психолог