Е.А. Перепечин. Чернобыль: след в Мордовии

 

Е. А. ПЕРЕПЕЧИН

 

ЧЕРНОБЫЛЬ:

СЛЕД В МОРДОВИИ

 

26 апреля 1986 года на четвертом блоке Чернобыльской атомной электростанции произошла авария с разрушением активной зоны реакторной установки и части здания, в котором она располагалась. К 1 часу 23 мин. (время московское) два последовавших один за другим взрыва сорвали крышу со здания. Через образовавшиеся отверстия выбросило бетон, графит и другие осколки, обнаружилась активная зона реактора. Дым и пары с большим количеством радиоактивного материала образовали «горячее» облако, поднявшееся на высоту до двух километров, которое затем прошло над западными районами СССР в направлении Восточной и Западной Европы и с гораздо меньшей плотностью над всем северным полушарием. Наиболее тяжелые осколки и частицы упали близ площадки станции.

На крыше примыкавшего к блоку машинного зала начался пожар. Пожарные не были обучены борьбе с пожаром в таких условиях. Используя традиционные методы, пожар был потушен, за исключением горящего графита в активной зоне. Многие отечественные эксперты в ядерной области считали взрыв такого рода невозможным и первоначально не поверили сообщениям рабочих, побывавших в здании четвертого блока, о разрушении активной зоны. В это время продолжалась подача воды в здание реактора для охлаждения активной зоны, что позднее серьезно осложнило проблему дезактивации. Работники в тот момент в целом не представляли, насколько серьезен был риск облучения. Имевшееся дозиметрическое оборудование не позволяло измерить столь высокие уровни радиации, которые в некоторых местах превышали 10000 рентген/час. Многие из персонала станции были серьезно облучены. Менее чем через час после аварии был отмечен первый случай острой лучевой болезни. У 203 человек из присутствовавших рано утром 26 апреля на площадке реактора были обнаружены клинические проявления острого радиационного облучения или ожоги.

Для проведения первой оценки радиоактивной обстановки и оказания помощи в борьбе с пожаром были привлечены воинские подразделения. Первые измерения показали наличие нейтронного излучения, что говорило и о продолжающейся ядерной реакции в разрушенной активной зоне четвертого блока. Разрушенная активная зона была связана с атмосферой, и было решение закрыть воронку теплопоглощающими и фильтрующими материалами. С 27 апреля по 10 мая летчики ВВС совершили сотни опасных полетов над реактором, сбрасывая с вертолетов тонны бора, свинца, глины, песка и доломита.

Данной работой руководил Герой Советского Союза, ныне генерал-полковник, командующий фронтовой авиацией Николай Тимофеевич Антошкин. Кстати, Николай Тимофеевич по национальности мордвин-мокша, родом из Башкирии.

При аварии на ЧАЭС около 4% продуктов деления и активации, накопленных в реакторе четвертого блока, были выброшены в атмосферу. Географическое распространение загрязнения зависело, главным образом, от направления ветра. В момент аварии произошел мгновенный выброс частиц радиоактивных продуктов, распространившихся в западном направлении, обусловив узкую вытянутую полосу повышенного загрязнения местности на территории Украины. В последующие около тысячи четыреста пятнадцати суток горячая восходящая струя продуктов горения поднимала радиоактивные вещества в тропосферу до высоты 4–6 км, откуда они осаждались в зависимости от преобладающего направления дальнего переноса (Израэль Ю. П. и др., 1987):

с момента аварии до 12 часов 26 апреля – на Белоруссию, Литву, Калининградскую область, Швецию, Финляндию;

с 12 часов 26 апреля до 12 часов 27 апреля – на Полесье, Польшу и далее на юго-запад;

с 12 часов 27 апреля до 29 апреля – на Гомельскую, брянскую области и далее на восток;

29–30 апреля – на Сумскую, Полтавскую области и далее в направлении Румынии;

в течение 1–3 мая – на юг Украины и далее через Черное море на Турцию;

4 мая – на западную часть Украины, Румынию и далее с разворотом на Белоруссию.

Формирование основной части радиоактивных выпадений закончилось в первые 4–5 суток, однако полное формирование радиоактивного следа и пятен продолжалось в течение длительного времени.

Заметные выпадения радиоактивности с дождями достигли и зарубежных стран – Австрии, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Польши, Румынии, Финляндии. В Швеции в связи с загрязнением утренней смены на АЭС Форсмарк (неподалеку от Стокгольма) был даже частично эвакуирован персонал станции, пока не выяснилось, что причиной этого является авария на ЧАЭС. Таким образом, радиоактивный след протянулся, как говорится, «от тайги до британских морей». Загрязнение имеет «пятнистый» характер. Это обусловлено как динамикой выброса, так и неравномерностью выпадения дождей в зонах прохождения радиоактивного облака.

В составе смеси продуктов ядерного деления, выпавших на территории России вскоре после аварии, наиболее радиологически значимыми являются изотопы йода, цезия, стронция, плутония.

В настоящее время плотность загрязнения по цезию-137 более 1 Ки/кв.км. зарегистрирована в 14 административных территориях России. Общая площадь радиоактивного загрязнения территорий достигает 60 тыс. кв. км (по площади равно двум Мордовиям), на которых расположено более 7500 населенных пунктов с численностью населения свыше 2,6 млн. чел.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в зависимости от степени радиоактивного загрязнения все территории делятся на четыре зоны:

Зона отчуждения – территория вокруг ЧАЭС и часть территорий Российской Федерации, загрязненная радиоактивными веществами, из которой в 1986 и 1987 годах население было эвакуировано;

Зона отселения – с плотностью загрязнения почв цезием-137 свыше 15 Ки/кв. км;

Зона проживания с правом на отселение – с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км;

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом – с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км.

В соответствии с распоряжением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. № 557-р, в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, включены 28 населенных пунктов шести районов Мордовии, в которых проживают около 15 тысяч человек, получающих установленные льготы и компенсации.

В зону загрязнения входят населенные пункты: Гузынцы, Косогоры, Софьино (Большеберезниковский район); Гуляево, Иклей, Кергуды, Малые Ичалки, Пичевирь (Ичалковский район); Кривозерье (Лямбирский район); Альза, Большое Маресьево, Красный Воин, Кочкуши, Кульмино, Малое Маресьево, Мокшалей, Огаревка, Отрадное, Пянгелей, Сырятино (Чамзинский район); Иняты, Алтары, Белозерье (Ромодановский район); Куликовка, Макаровка, Монастырское, Пушкино, Ялга (Октябрьский район г. Саранска). Содержание цезия-137 в почве г. Саранска колеблется от 0,07 до 2,39 при среднем содержании – о,47 Ки/кв. км.

В течение 1992-1996 гг. республиканским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Т.П. Зорькина), радиологическим отделом агрохимцентра «Мордовский» (В.Х. Петрачков), радиологической лабораторией Верхне-Волжского управления гидромета (Н.Л. Дейнега), Московским институтом минералогии, геохимии и кристаллохимии редких металлов (Э.К. Буренков) и НПО «Тайфун» Института экспериментальной метеорологии (г. Обнинск) обследована почва более 400 населенных пунктов Мордовии на содержание радиоактивных веществ. В результате проведенных исследований выявлено, что в 70 населенных пунктах среднее содержание цезия-137 от 1 до 3 Ки/кв. км (4 зона).

Как отмечено выше, 28 населенных пунктов включены в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.

Данные по 42 населенным пунктам Правительство республики представило в Правительство Российской Федерации с предложением о включении их в вышестоящий Перечень. Настоящее предложение будет рассмотрено в течение 1997 года.

К указанным населенным пунктам относятся: Старые Найманы, Молния, Федоровка, Починки, Судосево, Елизаветинка (Большеберезниковский район); Новлей (Инсарский район); Ичалки, Кемля, Смольный, Новая Степановка, Лобаски, Такшино, Оброчное, Языковка, Ульяновка, Рождественно, Баево, Инсаровка, Октябрьский (Ичалковский район); Булгаково, Заречный, Новая Нечаевка, Старая нечаевка (Кочкуровский район); Пятино, Курилово (Ромодановский район); Красное Сельцо (деревня), Нижний Урледим, Яковщина, Александровка, Красный Уголок, Ускляй (Рузаевский район); Чамзинка, Малые Ремезенки, Пичеуры, Репакуши, Красногорное (Чамзинский район); Луховка, Грибоедово, Ивановка (Октябрьский район г. Саранска).

Общая картина загрязнения радиоактивным цезием-137 территории Мордовии представлена на карте.

По данным радиологического отдела агрохимцентра «Мордовский» на 74 тыс. га сельскохозяйственных угодий, обследованных в 1993 году, на 25% площади выявлена плотность загрязнения цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. На данной территории были проведены агротехнические и химические мероприятия (поверхностное улучшение кормовых угодий и коренное улучшение лугов и пастбищ, внесение калийных и органо-минеральных удобрений, известкование кислых почв).

Исследования, проведенные с 1986 года вышеназванной организацией, а также радиологическим отделом республиканской ветеринарной лаборатории (В.А. Маскайкин) и отделом радиационной гигиены (Л.М. Лысякова) республиканского центра санэпиднадзора, показали, что из нескольких десятков тысяч проб пищевых продуктов не выявлено повышенного содержания цезия-137, и все они соответствуют временным допустимым уровням с большим запасом.

Определения содержания цезия в организме более 400 человек, проведенные республиканским центром Госсанэпиднадзора, показали, что концентрация данного радиоактивного вещества в теле человека составляла от 0,024 до 0,04 Ки/кв. км (допустимая норма – 0,1–0,2), т.е. в 4–5 раз ниже допустимого.

Таким образом, радиационную обстановку в Мордовии можно считать относительно спокойной.