«Вы Бога забыли!» – кидает бабушка в лицо нахальному подростку. Разумеется, имея в виду все молодое поколение. Подросток в ответ только ухмыляется: «Сами-то семьдесят лет за что боролись?» Он тоже любитель обобщать – это упрек не бабушке, а всему старшему поколению. И как это ни печально – в словах бабушки и в словах подростка есть некоторая доля истины.
В СССР (России) за семьдесят с лишком лет «пролетарской диктатуры» выросло несколько «безбожных» поколений. А мы – наше поколение – дети и внуки тех, кто «вынес Бога на свалку истории». Но если для наших отцов и дедов очень тяжело забыть коммунистических идолов, то молодежь, не связанная догмами «марксизма-ленинизма», ищет свою истину, свой путь к храму.
Автором данной статьи был проведен небольшой социологический опрос в школах и университете нашего города. И что же? Оказалось, как это ни удивительно,– молодое поколение религиозно не менее своих родителей. Из всех опрошенных молодых людей лишь семь процентов признались в своем атеизме.
Ваше вероисповедание:
Как видите, уровень религиозности достаточно высок, причем прекрасная половина почти стопроцентно религиозна. Хотя, как показали более подробные исследования, обольщаться рано. Зачастую это внешняя религиозность, не подкрепленная никакой внутренней духовной работой. Многие просто путают веру в Бога с обыкновенной принадлежностью к какой-либо конфессии, мол, крещен, значит, православный.
Посещаете Вы какое-либо религиозное собрание, если да, то как часто?
Самое интересное, что двое атеистов тоже признались, что изредка, но заглядывают в храм. Но это лишь подтверждает тот факт, что посещение церкви для них – обыкновенная дань моде. Чтобы не быть голословным, на время отойду от сухого изложения цифр.
Андрей О. взял в привычку каждый год посещать святой источник, что находится под Саранском – «смывать грехи», как он говорит. Но после этого не видит ничего зазорного в том, чтобы идти в ресторан, где его видят в компании «ночных бабочек». «Это жизнь,– не смущается он. Андрей – бизнесмен, «новый русский», и отношения с Богом у него чисто коммерческие: ты – мне, я – тебе. При этом такие «русские» при любом удобном случае и Бога норовят «кинуть». Как легенду вспоминают некоего рэкетира, построившего на свои деньги храм на Нижегородчине. Вспоминают с восхищением – мол, всех его подельников уже нет в живых, а он еще жив. Своего рода пример для подражания.
Если вы заглянете в церковь в непраздничный день, то молодежи вам не увидать. Молодежь идет в церковь не для молитвы, а для отправления обряда (крещения, венчания) или, что очень грустно, после какого-либо непоправимого несчастья. Да и к обрядовости отношение достаточно легкомысленное – не у всех, но все же. Для наших предков венчание было чем-то святым – непреложным законом, нарушать который преступно (вспомните пушкинскую Марью Кирилловну из «Дубровского», когда она после венчания не по доброй воле с князем Верейским вынуждена была отказаться от любимого человека). Игорь С. Поступил иначе. До встречи с Мариной он уже был женат два раза. Любовь была «страшная», решили пожениться – и заодно повенчаться. Через полгода «страшная» любовь ушла, как вода в песок, и он заявил жене: «Я люблю свободу, извини». Они разошлись, у них уже давно другие семьи, но он до сих пор добивается, чтобы их «развенчали».
А совсем недавно автор данных строк стал свидетелем одного любопытного случая, произошедшего в нашей центральной церкви. Молодая учительница привела на экскурсию в храм свой класс. И как раз – во время литургии. Люди молятся – дети с шумом и гамом врываются в церковь, хихикают, отталкивают друг друга перед целованием креста, девочки с непокрытыми головами. Сама учительница, сделав «руки в боки», стоит в дверях храма и зычно, заглушая голос священника, командует: «Кто еще к кресту не приложился? Все приложились?» (Как это похоже: «Дети, кто еще с дедушкой Лениным не сфотографировался?» – милая картинка, подмеченная лет десять назад у памятника вождя в «светлые апрельские дни»). Боюсь, она даже не задалась вопросом: а вдруг среди ее детишек есть представители других конфессий?
Увы, посещение храма, религиозные обряды – для молодежи даже не столько обычай, сколько мода. Посещение церкви на Рождество или Пасху – что-то вроде вечеринки. Вчера модно было Бога ругать, сегодня – поклоняться. Завтра ветер переменится – и место церкви на рождество опять займет ресторан. Модно. Модно молиться, модно выставлять напоказ нательный крест, причем чем массивней, чем дороже – тем лучше.
Но все же я бы не стал утверждать категорически, что все это не от души. Пройдет время, что-то обязательно, но остается, в чью-то детскую душу западет зерно Божие. Да и много ли можно ждать после долгих лет запретов. Ведь и старшее поколение сейчас находится в таком же положении, как молодое. И проведенный небольшой социологический опрос подтвердил: у верующих (хотя бы и внешне) детей – неверующие родители.
Верят ли в Бога Ваши родители?
Одним словом, количество детей-атеистов раза в два меньше, чем количество родителей-атеистов. Хотя еще раз скажу, что такое разделение условно по причине пристрастного отношения детей к своим родителям. Возможно, если бы опрос проводился среди родителей, подобное соотношение оказалось бы не в пользу подрастающего поколения.
Естественно, что в сознании молодых людей происходит смешение многих понятий. Медвежью услугу оказывают средства массовой информации, фильмы и пр., подчас пропагандирующие жестокость, насилие, сексуальную распущенность. Поэтому не приходится удивляться, когда происходит подмена многих понятий. Этот процесс, как говорится, «уже пошел».
Что такое в Вашем понимании грех?
Фактически около половины опрошенных не знают правильного ответа! Как видим, нашлись и такие, которые вообще не видят ничего плохого в грехе. Стоит отметить, что девушки понятия добра и зла различают гораздо лучше, чем юноши.
Юноши Саранска склонны видеть в грехе уголовщину или мелкое хулиганство. Немногие связывают понятие греха с соблюдением заповедей. А один из так называемых «гопников» презрительно бросил людям, выходящим из церкви: «Христиане – дураки, жизнь одна, надо наслаждаться…»
Заповеди соблюдать невыгодно – слишком много табу. Но можно ли ждать воды в пустыне?! Социальная обстановка в городе на грани катастрофы, людям на заводах не выплачивают заработанное. Растет озлобленность не только против властей, но и друг против друга. Увеличиваются потребление алкоголя, преступность (особенно подростковая). Вспомните, «конторы» в нашем городе появились и расползлись с «расцветом» взрослых проблем, с наступлением кризиса не только в экономике, но и в духовной сфере. Молодежь была предоставлена самой себе. Поэтому упрекать молодежь в невежестве и безверии – это значит упрекать самих себя в том же. Загляните в залы суда: матери малолетних преступников бьются в истерике: «Мое чадо хорошее, это все друзья, улица…» И это чудо, что молодежь наша еще во что-то верит, что еще довольно большая часть сохранила понятие о Боге, о заповедях.
Недавно у нас в Саранске открылось первое Духовное училище, большей частью в нем учатся юноши лет двадцати, поэтом можно сделать вывод: ситуация медленно, но поправляется.
Хотя семьдесят лет безбожия не могут не сказываться даже на тех, кто этого безбожия уже не застал. Все эти годы шло промывание мозгов: верующие – отсталые люди, священники наживаются на подаяниях прихожан, Церковь – реакционная клерикальная организация, выступающая против науки и прогресса. Нет нужды здесь развеивать эти мифы. Только вот до сих пор они не выветрились из наших голов. Так, Сергей Д. делает знак равенства между Богом и священнослужителями. Сергей считает, что слишком дорого, по его мнению, заплатил за свое крещение, а потом и венчание. Из этого сделал вывод, что в церкви все наживаются, что церковь не нужна и следовательно – Бога нет (вспомним, что юный Володя Ульянов отказался от Бога и сорвал с шеи крест, увидев попа-взяточника).
Другой, очень прогрессивно настроенный молодой человек, на вопрос: «Вы верите в Бога?» рассмеялся: «Как можно верить в то, о чем не знаешь?!» («… блаженны невидевшие и уверовавшие», Иоанн. 20;29).
При всем этом проведенный социологический мини-опрос показал: наши молодые люди – не меньшие, если не большие, суеверы, чем пожилое поколение. Помнится, в годы застоя, мальчика могли пристыдить: «Ты же пионер, а веришь в черную кошку, не будь, как старушка». Посмотрите на следующий результат опроса и убедитесь сами:
Суеверны ли Вы?
Как видите, и в вере, и в суеверии впереди женщины. Но погодите радоваться за тех, кто назвал себя несуеверным и считает черную кошку бабушкиной сказкой. Следующий вопрос был фактически тот же, но в другой форме:
Верите ли Вы в сглаз, порчу, приметы?
Обратите внимание, как подскочил процент тех, кто верит в суеверия! Добавлю интереса ради, что около 10% респондентов, сказавших, что они несуеверны, признались, что верят или в сглаз, или в порчу, или в приметы.
Последнее время и наш город не избежал массового нашествия всяких оккультистов: экстрасенсов, ясновидцев, астрологов. Люди, в том числе и молодежь, валом валят на эти представления. При этом каждый уважающий себя шарлатан не преминет побравировать своей набожностью, осеняя себя где ни попадя крестным знамением. А за кругленькую сумму не только «обрубит» вам «сатанинский хвост», но и обеспечит «божественную ауру», будь вы даже самим люцифером. Кстати, недавно в редакции одной из саранских газет произошел необычный случай. Одна из многочисленных ясновидиц получила от тамошних журналистов решительный отказ на публикацию своих откровений с одним из богов, приходящих к ней на рандеву пару раз в месяц. Ее реакция была мгновенной: «Бог (она не уточнила, какой: ее ли, или его дружок) вас накажет! Я проклинаю вас! У вас больше не выйдет ни одного номера!» Неисчерпаемая доброта и любовь наших экстрасенсов к ближнему своему! Но народ абсолютно не задумывается над этической стороной деятельности этих шарлатанов: вот уж где мздоимство! Люди, в особенности молодые, как правило, прельщаются внешней стороной, поддаваясь магии обмана: тайные знания, аура, предвидение будущего. Звучит заманчиво. Правда, экстрасенсам повезло меньше, чем суевериям, но все же процент верящих в них достаточно высок. Хотя у студентов он ниже, чем у школьников. Это и понятно: чем необразванней человек, тем легче его обмануть.
Верите ли Вы экстрасенсам, астрологам, ясновидцам?
Если бы шла атака на молодое поколение только со стороны «чумаков» и «глоб», это было бы полбеды. Да, они отравляют душу сладкой ложью, но не крадут душ. Самая страшная угроза на сегодня – неприкрытая агрессия всяческих тоталитарных сект типа Белого Братства, мунитов и пр.
Года три-четыре назад в нашем городе появились «белые братья», расхаживавшие в длинных белых балахонах наподобие ку-клукс-клановских даже в самую знойную погоду. С упорством, достойным Сизифа, они проповедовали конец света. Всех, кто не соглашался с ними (то бишь отказывался стать их последователем), они обвиняли во всех смертных грехах. Обещанный конец света не наступил. Добавлю, что многие из «братьев» закончили свой «путь к богу» в психиатрической клинике, а сами «боги» угодили за решетку. Были их последователи и у нас. Другая секта, по слухам, до сих пор полуподпольно существует. Речь идет о секте неких «недочеловеков», стремящихся стать «дочеловеками». Несколько лет назад я был свидетелем откровений матери одного такого «недочеловека»: «Сын ушел из дома, живет в какой-то квартире с такими же, как он. Я нашла эту квартиру. Встретил меня сам «посвященный», но в квартиру не пустил. Сын уговорил меня уйти, а потом при другой встрече объяснил, что им, простым «недочеловекам», запрещено делать что-либо без разрешения гуру, в том числе и встречаться с родителями». Приказание этого гуру, любое, считается законом, ослушаться никак нельзя.
Не сотвори себе кумира – гласит одна из заповедей. Но… Увы, молодежь во все времена была падка на загадочное, тайное. Устав от беспредела нашей жизни, не найдя защиты, некоторые кидаются в крайности, абсолютно не задумываясь ни о сути этих сект, ни о личностях тех, кто их возглавляет, ни, тем более, о последствиях. Зачастую на удочку таких сект попадаются слабохарактерные, легко поддающиеся чужому влиянию люди.
Но нет худа без добра. Переболев болезнью, человек приобретает к ней иммунитет. И результаты социологического опроса это подтверждают.
Ваше отношение к новым религиозным движениям типа Белого Братства, Общества сознания Кришны и т.п.?
как видите, и здесь девушки нашего города лидируют. Из юношей никто не отозвался положительно о подобных сектах. А вот девушки не выдерживают напора сектантской пропаганды, они более легковерны и более уязвимы в психологическом плане. Но задуматься надо над другим: почти половина опрошенных не выказали к этим тоталитарным и полутоталитарным сектам никакого отношения, им все равно. А равнодушного человека легко увлечь, чем стойко придерживающегося своего мнения. И ответы на последний вопрос нашей анкеты подтверждают это.
Согласились бы Вы на предложение о вступлении в члены такого религиозного движения?
Как видите, по сравнению с предыдущим опросом процент желающих вступить в такую секту ненамного, но вырос. Причем за счет равнодушных. Самое интересное, один из респондентов хоть и выказал положительное отношение к этим сектам, но вступить в них наотрез отказался. Равнодушные же больше и «думают», чем относящиеся к этим сектам отрицательно. Значит, болезнь еще до конца не преодолена. И в заключение небольшой штрих: среди опрашиваемых оказался и член подобной секты. В графе «Верят ли в Бога Ваши родители?» он написал – нет.
Из всего вышеизложенного можно создать образ среднего молодого жителя Саранска. Этот человек считает себя христианином, но в церковь, как правило, не ходит, в меру суеверен. К разного рода магам и экстрасенсам относится со скептическим интересом. Новые религиозные течения проходят для него стороной.
P.S. Автор благодарит учащихся школ № 1 и № 13, студентов математического, строительного и экономического факультетов за участие в этом небольшом социологическом исследовании.