Екатерина БЕЛОГЛАЗОВА
Люди с НЕограниченными возможностями
Вы задумывались, как живут люди, которые передвигаются на инвалидных колясках? Само слово «инвалид» звучит как приговор. И здесь самое важное не сломаться.
Сказать легко, а представьте, что стоит за этим. Упорная борьба за шанс быть наравне со всеми. Не обращая внимания на сочувствующие взгляды прохожих, на скользкую дорогу и пандусы, сделанные чаще всего не по ГОСТу?! А ещё ежедневная борьба с депрессией. О какой карьере в таких условиях может идти речь?!
Герои историй, с которыми я хочу вас познакомить, доказали себе и другим, что они – люди с неограниченными возможностями.
Маленький боец
В декабре 2011 года семья Тумайкиных отправилась в Починки (Нижегородская область) в гости к родственникам на юбилей. По случаю праздника все подготовились: Лена заранее сделала домашнее задание (не зубрить же его в ночь на понедельник, она все-таки ученица 9 класса,
совсем скоро сдавать итоговые экзамены), родители нарядились, а любимого кота Кузю накормили досыта, чтобы не скучал.
Дорога из Саранска до Починок занимает около часа, поэтому, пока глава семейства сосредоточенно рулил, Полина Ивановна задремала, а Лена, удобно расположившись на заднем сиденье, читала книгу. Александр Петрович – водитель с многолетним стажем, поэтому ездить с ним всегда было спокойно. Правда, дорогу на Починки можно сравнить с американскими горками – там очень крутые подъёмы и склоны.
Приближался именно этот участок. Старенький «жигуль» уверенно полз в гору за медленной фурой, когда та подала знак – впереди никого. Александр Петрович дал по газам, выехал на встречку и в следующее мгновение столкнулся с джипом, который на полной скорости летел со спуска.
Мощный удар – «жигуль» всмятку. Стали останавливаться автомобили, люди бежали к пострадавшим, стараясь помочь. Водитель джипа отделался ушибами, а Тумайкиных (все трое были без сознания) положили рядом на обочину дороги и стали дожидаться экстренных служб.
В это время мимо проезжал медик. Он остановился, внимательно осмотрел лежащих на дороге. «Девочка жива. Пульс есть!» – крикнул он, и вокруг снова засуетились люди.
Лену доставили в Починковскую больницу с многочисленными травмами. Состояние девочки было крайне тяжелое. Врачи не давали и шанса, что она выживет, только твердили родственникам: «Проживёт до вечера, готовьте три могилы сразу».
В день похорон родителей у Лены остановилось сердце. При отсутствии серьёзного оборудования медицинский персонал районной больницы действовал профессионально и слаженно: им удалось вернуть девочку к жизни. Однако необходимо было ехать в городскую больницу, так как техника районной не была предназначена для таких тяжёлых случаев.
Но кто поручится за жизнь, которая висит на волоске? Никто из врачей не давал гарантий, что Лену довезут живой. Ринад Аюпов, директор школы, в которой училась девятиклассница, нашёл реанимобиль, благодаря чему переезд и осуществился.
В это время в гимназии администрация и преподаватели школы, дети и их родители жили новостями о девятикласснице. Был объявлен сбор средств в помощь Леночке. Как рассказывают учителя, деньги несли даже случайно узнавшие о трагедии люди. Все собранные средства передали родственникам девочки.
В Саранске Лену ввели в искусственную кому, поскольку её организм попросту мог не выдержать осознания боли от всех полученных травм. Прогнозы саранских врачей не отличались от прогнозов их коллег из Починок. Лене давали день-два, а в лучшем случае неделю жизни. Листка бумаги, прикрепленного к кровати в реанимации, не хватало, чтобы перечислить все
диагнозы, с которыми она поступила. Подключенная к искусственной вентиляции лёгких, с травмированными внутренними органами, пневмонией, множеством переломов она... жила.
И тогда все начали молиться. Родные, друзья, знакомые, одноклассники ходили в храм, чтобы поставить свечку о здравии рабы Божьей Елены, звонили во все храмы районов республики, описывая тяжелейшую ситуацию. Вся Мордовия возносила молитвы за здоровье девочки. К Лене в реанимацию приходил священник, который пособоровал девочку. Родственники вместе с батюшкой молились о спасении Лены, а после – слушали врачей и не могли сдержать
слёз. Прогнозы всё те же неутешительные. «Вероятно, она умрёт, так и не придя в сознание», – так сказал заведующий реаниматологическим отделением.
А на следующий Лена пришла в себя. Не в состоянии глотать, говорить и дышать самостоятельно, девочка боролась за жизнь!
В то время, когда она лежала в реанимации без сознания, маме одноклассницы Лены приснился сон: её погибшие родители спрашивают: «Мы Леночку забираем?» – «Нет, оставьте...» – «Хорошо», – согласились они и пошли по дороге, крепко взявшись за руки.
Одноклассники стремились попасть к Лене, чтобы поддержать ее. Зная о том, что к тяжелобольным пускают лишь близких родственников, они представлялись медперсоналу братьями и сёстрами девочки. Медсёстры прекрасно знали, что Лена единственный ребёнок в семье, но время от времени пускали друзей, так как после общения у Леночки наблюдалась позитивная динамика. Дети к таким встречам готовились: записывали видеоприветы, готовили письма, которые потом показывали Лене, чтобы она прочитала, рассказывали свежие новости. В бесконечности белых стен девочка жила впечатлениями. Конечно же, главным вдохновителем на
прекрасные поступки и информатором оставался классный руководитель девочки, Елена Николаевна Тезикова. Она переживала за свою ученицу как за собственную дочь и каждый урок начинала с того, что рассказывала о новостях из больницы. Но многие из детей так и не узнали, что у Лены несколько раз происходили остановки сердца, а самая длинная длилась целых 11 минут во время сложнейшей операции – трепанации черепа.
Лену поддерживали не только дети и классный руководитель. Директор гимназии несколько раз приходил к Лене, когда она лежала в реанимации, чтобы подбодрить. А мама одного из одноклассников сделала девочке маникюр, когда та тихонько пожаловалась на длинные ногти. Лена после таких встреч была на седьмом небе, они давали ей заряд энергии.
В реанимации Лена лежала не одну неделю. От скуки она сочиняла стихи и решала в голове сложные примеры – тренировала память. Пройдёт несколько лет, и про Лену узнает финалист шоу «Удивительные люди» Илья Антонов. Он помнит тысячи знаков числа пи. Илья был поражён, что девушка, пережившая клиническую смерть длиной в 11 минут, общается, улыбается, учится... Илья даже рассказал несколько приёмов из мнемотехники (искусство, помогающее запоминать большие объёмы информации).
Но вопрос, которым встречала своих дорогих посетителей девочка, оставался неизменным: «Как мама с папой?» – «Лежат в больнице, в отделении для взрослых», – отвечали ей... и перехватывало дыхание от осознания того, что словом можно убить этого отчаянного борца за жизнь. Врачи категорически запретили говорить Лене правду про родителей до переезда в обычную палату, иначе это могло ухудшить её состояние.
Опекунство над девочкой оформила родная тетя, которая посвятила свою жизнь Лене. Она всегда находилась рядом. После выписки из реанимации девочке сказали про родителей. «Если бы я могла наложить руки на себя, я бы умерла прямо сейчас», – очень страшные слова сказала тогда Лена.
Время неустанно бежит вперед... Раны затянулись, переломы зажили, – и стало понятно, что Лена обездвижена. Она не чувствовала ни тепла, ни холода, не могла поднять руку, но любое прикосновение воспринимала болезненно. Позвоночник цел, а причину, по которой Лена не могла двигаться, никто не находил. Лишь спустя несколько лет врачи выяснили, что мышцы атрофировались и, возможно, помогут тренажёры и ежедневные упражнения.
Когда Лену выписали из больницы, она была прикована к инвалидной коляске. Было принято решение уехать вместе с семьёй тети в Нижегородскую область, где они продолжили борьбу за самостоятельную Леночкину жизнь.
В череде нескончаемых упражнений, массажа и боли до слёз Лена решила во что бы то ни стало окончить школу и сдать ЕГЭ. Девочка старательно делала домашние задания, которые ей задавали приходившие к ней учителя.
К выпускным проверкам знаний отнеслась серьезно не только сама экзаменующаяся, но и организаторы. «У нас был полный аншлаг, – смеется тётя Лены, Валентина Ивановна. – Установили несколько камер, в каждой комнате по две. Боялись, что мы ей шпаргалку дадим». Помимо основных предметов Лена выбрала литературу, которую любила с детства. По требованиям нужно было написать 5 сочинений, которые девочка набирала на клавиатуре, стиснув в зубах палочку – руки работали слабо. «У неё от подготовок шея очень опухла, – рассказывает Валентина Ивановна. – Она боялась, что время закончится, а надо всё написать, поэтому вечно торопилась, давала лишнюю нагрузку шее». После ЕГЭ девушка восстанавливала шейные мышцы.
«В 18 окончу школу, в 23 – университет, в 25 выйду замуж» – так говорила о планах маленькая Леночка своим подружкам. Горькой насмешкой судьбы звучали бы эти слова в воспоминаниях, если бы не одно «но». Всё идёт по плану! В свои 23 года Лена защитила диплом на заочном отделении экономического факультета одного из московских вузов!
Четыре раза в год она проходит курсы в Нижегородском реабилитационном центре, к ней регулярно приезжают на дом массажисты. Стоимость одного курса обходится семье больше чем в 100 000 рублей. Государство оказывает поддержку людям, попавшим в тяжелые жизненные ситуации, но порой расходы значительно превышаются. «Шанс, что я буду ходить, есть, – поясняет Лена. – У меня каждый день расписан по минутам,
постоянная разработка мышц. Если хотя бы день пропустить – не наверстаю».
На сегодняшний день девушка уверенно держит спину, может долго сидеть, перебирает руками, переписывается с друзьями в соцсетях.
Её невозможно назвать инвалидом. Она не раз доказала себе, что способна выжить, когда на это нет шансов, сдать ЕГЭ на высокие баллы с палкой в зубах, улыбаться, когда хочется плакать навзрыд.
Поэтому, когда вам становится невыносимо трудно, вспоминайте маленького бойца Лену Тумайкину, которая отстояла своё право на жизнь.
Врач – ангел-хранитель
Таких молодых людей с ограниченными возможностями, которые не сломались и живут полной жизнью, – много. Например, Денис Антипов из Магадана тоже попал в ДТП и сломал шею. Ему, как и Лене Тумайкиной, помог врач, который случайно проезжал по той же трассе в то же
время.
Пока ехала «скорая», этот врач разговаривал с Денисом, старался, чтобы парень не потерял сознание, не разрешал ему вертеть головой, чтобы не усугубить травму. Денис считает, что остался жив благодаря этому врачу.
Несколько лет молодой человек пытался найти своего спасителя, но ни имени, ни больницы, в которой тот работает, он не знал. Помог... конкурс!
Интернет-СМИ «Подвиги» просили всех пользователей в соцсетях рассказать, как им помогли в их жизни врачи. И Денис рассказал свою историю. Спустя НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ после этого ему скинули номер того самого врача. Что называется, теория шести рукопожатий в деле.
Ангелом-хранителем парня оказался Владимир Александ-
рович Кулишов из Сусуманской районной больницы. Денис на связи с Владимиром и мечтает встретиться с ним.
Но как жил сам Денис после
той аварии? Кома, боль, отрицание. Когда он пришёл в себя, то не мог поверить, что всё это произошло на самом деле и с ним. Парню было всего 24 года на момент трагедии, у него была любимая работа, друзья, хобби. А после аварии исчезло всё, даже возможность пошевелиться.
«Я месяц провалялся в коме и перестал контролировать своё тело, – вспоминает Денис. – Я истерил, кричал, всё никак не мог смириться с тем, что не чувствую ног...» Парень решил, что его жизнь закончилась, он существует в теле, которое не может нормально работать. Он стал заложником самого себя. А вся его история в браузере была заполнена запросами об эвтаназии.
Единственное, что поддерживало Дениса, так это забота родителей. Ради них стоило хотя бы предпринять попытку жить. Постепенно парень вернулся к работе, у него появились цели, мечты, он взял ипотеку на квартиру и сейчас делает там ремонт. Он до сих пор не чувствует тело ниже груди, говорит, что он по грудь в кипятке – такие бывают боли... Но за прошлый год Денис успел слетать в отпуск в две страны. Да, пандемия, да, он на коляске. Представьте себе – смог!
Сейчас Денису 28 лет. Он, как и все люди на инвалидных коляс-
ках, сталкивается с неуважением к себе: не уступили место на стоянке, не пустили в лифт, таксист отказался вести «трудноперевозимого». Всё это не может радовать. Но Денис старается жить только положительными эмоциями. Он говорит: «Мы сами строим свою жизнь. И в этом строительстве 100% успеха зависит только от нас самих. Всё остальное является только отмазками».
Как покорить Эльбрус без ног?
Этот человек – воплощение подвига.
В 2015 году десантник Рустам Набиев служил в армии в городе Омске. Четырехэтажная казарма, в которой жили он и другие сослуживцы, рухнула, и молодого десантника замуровало бетонной плитой. В той трагедии погибли 24 человека, десятки получили увечья. За сутки до этого они приняли военную присягу... Рустам вспоминает:
– После присяги я вступил в наряд, сдал свой пост и вернулся в расположение. Я был уставшим, сутки практически не спал. Пошел умываться. Я долго не ложился, если так вспомнить. Время было где-то половина одиннадцатого, хотя в десять уже отбой. Я подошел к окну, где находилось мое койко-место, хотел снять тельняшку. Тут подбежал дежурный по роте, начал кричать, дал приказ, мол, бегом. Я только успел повернуть голову в его сторону и сразу провалился вниз. Здание обрушилось мгновенно. Четыре этажа сложились за полторы секунды.
Рустам провалился со второго этажа на первый, а сверху его придавило стеной. Замурованный в бетоне, он провёл так 7 часов и не терял
сознание ни на секунду. Плакал, кричал, боялся умереть...
Машины со спасателями добирались до пострадавших долго, поскольку казарма находилась за чертой города. Чтобы помочь молодым военнослужащим, их выжившие сослуживцы разбирали завалы вручную, но не резко – из-за плит, которые висели и могли в любую секунду сорваться.
Набиева вытаскивал из-под плит 40 минут. У него был открытый перелом ног, потом пойдёт заражение и ампутация конечностей... Месяц Рустам приходил в себя.
– Я думал, что Индира (моя девушка) может меня бросить, что никто не полюбит такого калеку, что я буду обузой для родителей. На сороковой день, когда мне огласили список и количество погибших, тумблер переключился. Дело в том, что там еще мой друг погиб, и я решил, что буду жить, несмотря ни на что, и пофиг, что ног нет, – вспоминает он.
Он лежал в больнице 7 месяцев и похудел с 82 килограммов до 38. Рустам учился жить заново...
Сейчас он счастливый глава семейста: любимая Индира подарила ему двух замечательных дочек. Рустам активно занимается спортом, научился ходить на протезах. А в прошлом году он покорил Эльбрус!
Восхождение на данную гору, даже для опытных альпинистов, настоящее испытание. Тяжелейшие условия подъема: жгучий холод, кислородное голодание, да и специальная экипировка просто необходима для того, чтобы не только покорить высоту
5 642 метра, но и благополучно спуститься с вершины. К восхождению Рустам готовился полгода. Сначала он собирался покорить вершину в специальных санях, но планы изменились и пришлось весь путь проделать на руках.
Тяжелейший подъем занял 15 часов, за это время он преодолел 13 километров по снегу и льду. Свой путь он описывает так: «Виктор отходил от меня на длину веревки и ждал, пока я догоню, замыкал цепочку Иоанн. Потом Виктор снова отходил. Он шел свои 10 метров 20-30 секунд. В это время я валился от усталости и успевал заснуть».
Его восхождение было настоящим испытанием, но парень выдержал его с честью. Этот подъём он посвятил
своей семье.