Чудотворная икона Саранского Всемилостивого Спаса

Дмитрий Фролов

 

С 1930 г., с момента уничтожения иконостаса (а в 1932 г. и самого здания) Спасского собора Саранска прошло около 90 лет. Долгое время официально считалось, что кроме воспоминаний и описаний XIX в. история не донесла до нас изображения главной святыни города – чудотворной иконы Всемилостивого Спаса. Однако в 2012 г. в фондах МРОКМ им. И.Д.Воронина среди сотен дореволюционных фотографий автору статьи удалось обнаружить две с изображением внутреннего убранства Спасского собора, запечатленного в период после 1886 г. На одной из них изображение Саранского Всемилостивого Спаса1. Фотография черно-белая, лик Христа темный, но убранство и иконография позволяют с большой степенью достоверности воспроизвести почти неразличимый лик. На сегодняшний день – это единственная известная фотография утраченной святыни.

Практически с самого момента основания Саранска в далекую Москву начинают приходить донесения от соборных протопопов и воевод о чудесах и исцелениях от некоторых икон. Наиболее известной, прославившейся многими чудесами, была саранская икона Всемилостивого Спаса (Спаса Нерукотворенного). Невдалеке от Саранского кремля в XVII веке располагались два крупных села – Архангельское Голицыно и Богородицкое Голицыно – вотчины князей Голицыных. По сохранившемуся в списке XIX в. свидетельству князя Александра Васильевича Голицына (проживавшего и умершего в Саранске в первой половине – середине XIX в.), эту икону его предки получили в благословение и дар от царей Московских,  а спустя какое-то время ее перенесли в свою новую вотчину, с. Богородицкое Голицыно, откуда не позднее 1651 г. она была передана в Саранск, в новую соборную церковь Всемилостивого Спаса. Находившаяся рядом самая высокая проездная башня Саранского кремля по собору получила название Спасской. Точная дата перенесения иконы не известна, но очевидно, что это событие произошло в десятилетие между 1641 г. – датой постройки кремля и основания Саранска, и 1651 г., поскольку в 1653 г. в Саранск на имя стольника и воеводы Федора Леонтьева от царя Алексея Михайловича из приказа Казанского дворца пришла грамота, в которой читаем: «Бил челом Государю Саранского городу, нового собору церкви Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа поп Иван Степанов, и сказано, в прошлом-де в 7159 (1651. – Д.Ф.) году по Государеву указу велено ему, попу Ивану и церковным причтам под пашню отвести земли Инзерского острогу из сторожевой черты...»2 То есть, безусловно, к 1651 г. икона Всемилостивого Спаса стала главной святыней города.

Одно из сохранившихся описаний данной иконы составлено и опубликовано пензенским протоиереем Иаковым Бурлуцким в 1870 г., откуда мы узнаем следующее: «Икона сия находится местною (в местном ряду иконостаса) в Саранском соборе. Она размерами 1 арш. 12,5 верш. (128 см. – Д.Ф.) в вышину и 1 арш. 7,5 верш. (106 см. – Д.Ф.) ширины; живопись оной древняго греческого (т. е. канонического. – Д.Ф.) стиля, впрочем довольно хорошо сохранившаяся. Сребропозлащенная риза на ней в 20 фунтов и 74 золотника весом, украшена по венцу 8 бриллиантовыми репьями с литерами Он, Омега, Наш из бриллиантовых же и иных камней, над венцом прикреплена корона из восточного хрусталя, под которою на винте прикреплен бриллиант в золотом сиянии»3. Все это можно увидеть на публикуемой фотографии.

В конце XIX в. врач и краевед Г. П. Петерсон писал об этом образе: «Темный лик этой огромной иконы резко выделяется на золотом фоне ризы, и особенно при блеске многочисленных светильников. Выносимый из храма во время народных бедствий или к тяжелобольным и умирающим образ Всемилостивого Спаса был неизбежным свидетелем всех трагических моментов жизни саранского населения; перед ним неоднократно лились народные слезы, слышались вопли и рыдания коленопреклоненных жителей или тихо возносимый к небу последний вздох умирающего...»4

Из донесения царю Алексею Михайловичу 1662 г. сохранилось упоминание только о семи чудесах от иконы Всемилостивого Спаса. Несомненно, их было гораздо больше, поскольку известно, что были и другие донесения о многих чудесах от этой иконы, однако никаких иных письменных свидетельств время не сохранило. У саранской купчихи Анастасии Денисовны Коровиной в 1850–1860 гг. хранился рукописный «Список о чудесах образа Спасителя, находящегося при саранском соборе, с подлиннаго доношения протопопом Иваном царю Алексею Михайловичу», в этом списке записано: «Лета от создания мира 7170 (1662 г. – Д.Ф.) донесено было стольником и воеводою Федором Бутурлиным и саранским протопопом Иваном Степановым... что они имеют образ Спасителя, принесенный Саранского уезда села Богородицкаго...», в списке значатся следующие чудеса: «1. Протопоп Иван Степанов пел молебен для Максимки, имевшего голову больную и обе руки сухие, и тот получил изцеление. 2. Стрелецкая жена Иванова Анна Климова разслаблена была ногами, ползала, и обещалась петь молебен, протопоп пел молебен, и она получила изцеление. 3. Матрена Иванова, стрелецкая жена, бывши слепая, просила служить молебен, протоп Иван пел молебен – и прозрела. 4. Ермолаева жена стрелецкая разслаблена была руками и ногами, протопоп Иван пел молебен – и получила изцеление. 5. Больная глазами жена... получила изцеление. 6. Больная от ломоты в голове получила изцеление. 7. Казак очима не видел и руки имел больныя, протопоп Иван пел молебен, и тот получил изцеление». По указанию протоиерея Иакова Бурлуцкого, в 1850-е гг. «подобная же во всем запись доставлена была причту Саранского собора от титулярного советника Степана Гавриловича Тереньтева»5. Таким образом, из списка грамоты-донесения в Москву узнаем, что в 1662 году от иконы Всемилостивого Спаса произошло 7 чудес, из них 2 со слепыми (прозрения), 2 – с «расслабленными», 2 – с «больными головой», 1 – с больной глазами.

В 1685–1695 гг. иеромонах Иона выстроил вместо старого деревянного новый, второй по счету Спасский собор, простоявший почти до конца XIX столетия и разобранный за ветхостью. Единственное изображение данного второго собора можно увидеть на гравюре середины XVIII века «Вид города Саранска с приезду на восток» – фрагмент саранского кремля со Спасским (пятиглавый) и Знаменским (одноглавый) соборами. Вот как описывают современные авторы данную постройку: «По конструкции собор был кубический, пятиглавый, с высокой колокольней, пристроенной, очевидно, уже в восемнадцатом столетии»6.

Главное событие Саранска всех веков его жизни вплоть до революции была Саранская Спасская ярмарка, приуроченная памяти главной святыни города – иконы Спаса Нерукотворенного 16 (29 – по новому стилю) августа, длившаяся неделю.

И в XVIII в., и в XIX в. чудеса от этой иконы не только не истощались, но и приумножались. В тот период их известно очень много, в том числе избавление города и уезда от татарских набегов вплоть до 1717 г., когда ногайцы, осадившие Пензу, не пошли к Саранску; прекращение эпидемий холеры...

В XVIII столетии данная икона пользовалась благоговейным почитанием, о чем ярко свидетельствует всего один документ – указ Нижегородской консистории № 2262 от 14 июля 1796 г., копия с которого хранилась в архиве Саранского Петропавловского монастыря и была опубликована в 1870 г., где отмечено: «В приказании Его Преосвященства Павла, епископа Нижегородскаго и Алатырскаго, данном сей консистории текущего июля в 14 день, предписано: как известно Его преосвященству стало, что в городе Саранске в Спасском соборе находится большой Нерукотворенный образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в великолепном украшении, к которому бывают богатые вклады, также и доход; того для предписать Саранскаго Петропавловскаго монастыря игумену Амвросию указом, чтобы он по прошествии каждаго месяца, как о бываемом доходе, равно и вновь делаемом усердствующими прикладе Его Преосвященству репортовал с приложением надлежащих доходам реестров, а прикладам описи»7.

В XIX в. случаи исцеления от этой иконы продолжались. Приведем несколько общеизветных «чудес», имевших письменные свидетельства. В Симбирской губернии, у дворян Броницких дочь в продолжение многих лет была больна ногами и не могла ходить. Однажды ей в сонном видении троекратно явился нерукотворенный образ Спасителя, причем некий глас ей повелел отслужить в Саранском Спасском соборе пред этим образом молебен, и когда все это было исполнено, то ломота в ногах ее прекратилась и уже на второй день она смогла встать на ноги, а через неделю совершенно выздоровела.

В начале XIX в. помещица с. Айкова госпожа Шувалова (скончалась в 1848 г. в возрасте 69 лет) весь год была больная некоей грудной болезнью, признанной медиками опасной и неизлечимой. Возложивши упование на Бога, она, по предварительному обещанию, просила из Саранского собора принести Нерукотворенный образ в ее имение. Когда для встречи святыни была выведена из дома и наклонилась, чтобы икону пронесли над ней, «из больной груди открылась материя, от чего она тотчас почувствовала облегчение, а вскоре после сего и совершенно выздоровела»8.

Помещица Симбирской губернии госпожа Лазарева в продолжение значительного времени страдала зубной болезнью, и «как скоро в Саранске отслужила молебен пред чудотворным образом Спасителя, тот час получила изцеление. После сего движимая благодарным чувством к небесному Врачу своему ежегодно присылала в Саранский собор на масло к сей святой иконе по 100 рублей ассигнациями, до самой своей смерти, последовавшей в 1840 году»9.

В пожаре 1852 г. сильно пострадал второй саранский Спасский собор, вместо которого было решено выстроить третий по счету, освященный в 1886 году. Этот собор простоял совсем недолго и был разрушен большевиками в 1932 г., тогда же бесследно пропала и сама святыня вместе с баснословно дорогим окладом...

Заключая повествование о Саранском Спасе, протоиерей Иаков Бурлуцкий в 1870 г. писал: «жители города Саранска часто... служат пред ней молебны... а нередко прибегают к ней (иконе) с молитвою в своих нуждах и обстоятельствах и жители не только окрестных, но даже отдаленных городов и селений, особенно уездов: Саранского, Инсарскаго, Городищенскаго, Карсунскаго и проч... Сию св. икону предносят во всех крестных ходах, бываемых в городе Саранске; а во время общественных бедствий, болезней, бездождия и подоб., ее берут в пораженные селения, веруя в чудодеющую благодать Божию, от нея истекающую»10.

Публикуемая в начале данной статьи фотография с изображением чудотворной иконы Всемилостивого Спаса, находившейся в трех саранских Спасских соборах с 1651 по 1930 г., является единственной.

Иконография наиболее распространенная в XVI–XVII  в., когда убрус с ликом Христа держат полуфигуры ангелов. Сравните, например, с аналогичной прорисью с иконы XVII в. из собрания Н.П.Кондакова11. На Саранском Спасе пряди волос лежат чуть менее пышно и борода Христа близка к варианту иконографии Спас мокрая брада. В основном же схема традиционна.

 На фотографии видно, что за венцом-нимбом Христа подвешена вышитая золотом лента. В фондах МРОКМ хранится подобный предмет неизвестного происхождения из бывших саранских храмов, датируемый рубежом XIX–XX вв., с чуть менее дробным рисунком, – с изображением херувимов и растительным орнаментом, вышитых золотными нитями по фиолетовому бархату. По краю лента обшита серебряной бахромой. Возможно, она некогда украшала нимб чудотворной иконы.

На фотографии еще можно рассмотреть, что к нижним краям нимба подвешен крест, явно из благородных металлов. Киот с образом находится на уровне солеи, к нему ведут 4 ступени. Перед Спасом подвешена тройная лампада, а на уровне третьей ступени перед иконой находится высокий четырехугольный подсвечник со множеством свечей. Далее направо виден местный ряд иконостаса правого придела до царских врат. В местном ряду правого придела от Спаса направо – святой диакон Стефан (?), затем Благовещение, на царских вратах 6 икон: 4 круглых – изображения евангелистов и 2 овальные – архангел Гавриил и Богоматерь – Благовещение. На переднем плане фотографии в углу солеи видна металлическая просечная хоругвь с изображением Николая чудотворца. В праздничном ряду над св. диаконом – Жены Мироносицы у Гроба Господня, над Благовещением, предположительно, Сретенье. Третий ряд иконостаса срезан.

На обороте документа фиолетовый штамп известного саранского фотографа рубежа XIX – XX вв. в виде трех лент с надписью: «ФОТОГРАФIЯ
Михаила Алексе(ять)евича КРИТСКАГО».

В 2012  году совместно с И.А. Лошкаревым автором статьи был написан образ-реконструкция первоначального вида Саранского Всемилостивого Спаса практически «в меру и подобие» древней иконы. За иконографическую основу данного произведения была взята публикуемая фотография, колористическое решение было позаимствовано со среднерусской иконы Спаса Нерукотворного второй половины – конца XVI столетия. Таким мог быть Саранский Всемилостивый Спас к моменту его принесения в первый деревянный собор.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

 

1 Фотография начала XX в. // МРОКМ им. И.Д. Воронина. НВФ 2932/5.

2 Фролов Д.В. Саранский Всемилостивый Спас в документах
XVII – XX вв. // Центр и периферия. 2013. №1. С.108.

3 Там же. С.109.

4 Петерсон Г.П. Краткий очерк достопримечательностей города Саранска и Саранского уезда // Сборник Пензенского губернского статистического комитета. Пенза, 1899. Вып. 4. С.33–34.

5 Фролов Д.В. Саранский Всемилостивый Спас в документах
XVII – XX вв. // Центр и периферия. 2013. №1. С.109.

6 Бахмустов С. Б., Лаптун В. И. Разорванное ожерелье. Саранск, 1991. С.107.

7 Фролов Д.В. Саранский Всемилостивый Спас в документах
XVII – XX вв. // Центр и периферия. 2013. №1. С.110.

8 Там же. С.110.

9 Там же. С.111.

10 Там же. С.112.

11 См.: Маркелов Г.В. Книга иконных образцов. СПб., 2006. Т. 1. С. 91.