"Настроения" Татьяны Климкиной

Ольга БЕЛОМОЕВА

 

Солнечным мартовским днем мы отправились к Татьяне Климкиной домой, чтобы посмотреть ее работы и решить вопрос об организации выставки.

Что, собственно говоря, мне было о ней известно? И много, и мало одновременно. Например, я знала, что она училась на художественном отделении детской школы искусств № 7 в Ялге, в 1999 году окончила живописно-педагогическое отделение Саранского художественного училища, успешно совмещая учебу в нем с заочным обучением на факультете экономики сельского хозяйства. Училась она у Народного художника Мордовии А.И. Коровина, который, будучи педагогом от природы, не «ломал» учеников под себя, а стремился выявить и развить изюминку в каждом своем подопечном. Еще когда Т. Климкина была его ученицей, он, как мне помнится, отмечал ее тяготение к живописности, тонкое понимание цвета. Запомнилась и ее дипломная работа, вызвавшая довольно продолжительную полемику во время защиты и получившая оценку «отлично». Знала я и о том, что сейчас Татьяна Викторовна – педагог той самой ДШИ, в которой училась когда-то. Но вот о том, что именно она хочет показать на выставке, я не имела ни малейшего понятия.

Нас встретила крохотная комнатка частного дома в Николаевке, которая показалась еще меньше от того, что со всех сторон на нас смотрели картины. Их было не более тридцати, но первый, невольно вырвавшийся вопрос: «Как Вы пишете такую живопись здесь – она требует большого пространства» – пожалуй, сразу дает представление о первом впечатлении от увиденных картин. Они поразили не столько своими масштабами, сколько напряженной эмоциональностью, которая вряд ли ассоциируется с обликом хрупкой, невысокой девушки, которая их написала. Вопрос об организации выставки решился сам собой – будем делать. Почти сразу родилось и название – «Настроения». Оно очень точно отразило главное, что привлекает в работах Т. Климкиной: они насыщены мощными эмоциями, представленными широким спектром – от тишины и покоя в «Первом снеге» до драматических переживаний, наиболее ярко выраженных в портретах. Это – «Портрет матери», наполненный скорбным раздумьем о жизни, «Наташа», запоминающаяся трепетной незащищенностью хрупкой, угловатой девочки, «Портрет незнакомки», чьи черты тонут в сумраке воздушной дымки. Подлинно трагичен образ работы «Без названия», выполненный в жанре интерьера, в которой перекрестье оконной рамы не без основания воспринимается зрителем как образ распятия. Живопись Т.Климкиной подчас рождает нерадостные настроения. Но почему мы ждем от искусства рассказа только о светлых сторонах жизни, которая бывает разной? Впрочем, большинство работ звучит отнюдь не пессимистично. Многие из них поражают какой-то необыкновенно мощной энергией, жизненной силой, напряженным пульсом жизни («Сиреневый натюрморт», «Пайгармский монастырь»).

Конечно, первые работы – это только начало, и вполне возможно, что спустя несколько лет живопись Т. Климкиной будет иной, но сейчас молодой автор осмелилась заявить о себе как о художнике, ведущем поиск своей линии в искусстве. Ее дарование – дарование именно живописца. Сразу же оговорюсь, что ее произведения понравятся далеко не каждому, не всякий оценит отношение Татьяны к живописи как стихии цвета. Такая линия получила довольно значительное развитие в отечественном искусстве, присутствует она и в изобразительном искусстве Мордовии, но вот соотнести работы Климкиной с творчеством других художников нашей республики, чтобы провести возможные аналогии, довольно трудно. Пожалуй, наиболее близко ее искусство к живописи Виталия Жучкова, который в решении холста несколько более увлечен декоративностью цвета, ритма, формы. Т.Климкина тяготеет больше к содержательности своих работ. Ее картины не для тех, кто ждет от искусства только отдохновения, успокоения, благости. Они требуют от зрителя сопереживания, проникновения вглубь, а не приятного скольжения по поверхности и рождают волнующие впечатления, настроения, мысли.

Цвет – вот что прежде всего определяет эмоциональный строй картин. Он то сгущается и горит, передавая напряжение момента («Маки»), то переливается и мерцает, рождая ощущение загадочной тишины («Натюрморт с засушенными цветами»). Не меньшее значение, чем цвету, автор придает и адекватности композиционных решений. Это и тщательный выбор формата и размера холста: нередко она обращается к вытянутым вверх («Желтые цветы») или по горизонтали («Разбитый натюрморт») прямоугольным формам; крупные по размеру работы соседствуют у нее с небольшими камерными холстами. По-разному построено пространство картин, то уходящее в глубину («Первый снег»), то сокращенное «Пайгармский монастырь»), но всегда замкнутое. Подчас веское слово «говорит» в ее работах ритм: не менее, чем мощный синий цвет, трагизм образа в работе «Без названия» рождает ритм наклонившихся под углом плоскостей. Но, пожалуй, особое значение приобретает у Т.Климкиной манера письма – широкая, смелая, пастозная, так же, как и колорит, выдающая темперамент автора, темперамент человека решительного и яркого. Художница уделяет немало внимания и выразительности фактуры. На поверхности холста хорошо видны красочные мазки, заметны движения кисти. Это не просто вводит нас в творческую лабораторию, но вносит дополнительную динамику в созданные ею образы. Столь активное использование разнообразных выразительных средств живописи свидетельствует не просто об активности молодого автора. У нас на глазах вершится процесс рождения художника.

Смелое оперирование средствами художественной выразительности приводит молодую художницу к использованию довольно условного художественного языка. В ее работах нет откровенно жизнеподобного изображения предметов, людей, явлений. Поэтому, хотя автор и не избегает фигуративности, изображение подано в ее искусстве более условно, чем это принято в традиционном реализме («Дождики», «Березы»). Как следствие, работы Т.Климкиной требуют ассоциативного, а не «сюжетно-повествовательного» восприятия. Объект изображения для нее – богатейшая возможность выразить свои чувства, настроения, переживания, мысли.

Однако в целом очень благополучное впечатление о выставке Татьяны Климкиной вовсе не исключает того, что на ней представлены работы разного художественного качества. При том, что большинство из них вызывают самую положительную оценку, некоторые холсты, на наш взгляд, удались художнице в меньшей степени.

Но чего действительно не отнять у Т. Климкиной в лучших работах – так это умения превратить пейзаж, натюрморт, интерьер в картину, поскольку автор не просто дает внешнюю характеристику объекта изображения, а насыщает свою работу серьезным, глубоким содержанием. Молодому автору есть о чем сказать зрителю. Татьяна Климкина достаточно свободно пользуется выразительными средствами живописи, чтобы рассказать о своем и вовлечь в диалог зрителя.

Конечно, это ее первый опыт в искусстве. Но первая выставка – всегда трудный и ответственный шаг. Человек, решившийся на него, стоит как бы у нулевой отметки. Если выставка станет успехом, то перед ним – высокая и трудная вершина, к которой он отныне должен стремиться. Если она обернется неудачей, то перед ним дилемма – отступить или сделать новую попытку. Выставка «Настроения» Т.Климкиной – несомненный успех, но это – самое начало творческого пути со всеми его взлетами и падениями, удачами и кризисами. И ей, как и всякому молодому автору, предстоит понять, что это и есть счастье настоящего художника.