Минувший ХХ век, век трагический, но и славный, Русская Православная Церковь завершила прославлением сонма новомучеников Российских, просиявших в годину лютых гонений от безбожников. Среди них и одиннадцать наших земляков – пастырей, крестьян, монахинь – мужчин и женщин, лютых мучение и смерти не убоявшихся и веру до конца соблюдших. А в начале нового XXI века православная Мордовия, а с ней и вся Церковь Русская вновь духовно торжествует: к лику святых, пока еще местночтимых, сопричтен великий сын России, непобедимый адмирал русского флота, один из его основателей, Феодор Феодорович Ушаков.
Ветры перемен 340 лет проносились над Санаксарской Рождество-Богородичной обителью. Место пустынных духовных подвигов малого братства монахов под руководством игумена Феодосия процвело, взрастило иеромонаха Иоанна, основоположника знаменитой на весь крещеный мир Саровской пустыни, а в конце первого столетия своего существования пришло в упадок. Всероссийскую известность принес Санаксарскому монастырю его восстановитель, благоукраситель и духовный старец святой преподобный Феодор из рода Ушаковых. С тех пор Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь жил духовной жизнью в тиши темниковских лесов, тихо светя миру молитвенными подвигами своих подвижников.
В начале XIX века к стенам этой обители приехал доживать свой, полный трудов, опасностей и служения славе России, век прославленный адмирал Феодор Феодорович Ушаков, родной племянник преподобного Феодора Санаксарского.
В монастыре года идут неспешно, за монастырскими стенами время не властно разрушать, здесь созидается человек, совлекая с себя древнего Адама и облекаясь в нетленную славу Адама нового – Господа Иисуса Христа.
Но грянул Октябрьский переворот, налетели вихри враждебные, разметали монашествующих, загасили неугасимые лампады, разрушили обитель. Духовная пустынь превратилась в место запустения с мерзостью его... Но у Бога всему свой черед – ни добро, ни зло без воздаяния не остаются.
Пришло время, и вспомнила Россия о верном сыне своем, о непобедимом адмирале. Вспомнила в лихолетье, когда враг топтал поля ее, жег города и села, когда «последний матрос Севастополь покинул», и вражеские танки ворвались в столь любимый Феодором Феодоровичем город русской славы. В годы Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль адмирала Ушакова, которыми награждались флотоводцы и моряки-герои. Война была воистину Отечественной – слава Александра Невского и Димитрия Донского, адмирала Ушакова и Суворова вдохновляла и вела народ на великий и правый бой с захватчиками.
Оскверненную могилу Феодора Феодоровича привели в порядок, бюст над ней установили, да и сам Санаксарский монастырь поставили на учет как памятник архитектуры, реставрационные работы начали.
А когда затеплилась духовная жизнь в монастыре, когда братия в нем поселилась, стали паломники со всей России приезжать на поклонение святым могилам старца Феодора и великого племянника его. Приезжали моряки, люди, чтившие воинскую славу адмирала; приезжали и сугубо сухопутные, потрясенные красотой духовного облика флотоводца, приезжали, удивлялись, умилялись сердцем перед тихим подвигом смирения и воздержания, нестяжательства и милосердия. Шутка ли – после Петербурга – затерянная в лесах Алексеевка. Даже представить трудно, какая в то время здесь была глухомань! Деньги – и немалые – отданы адмиралом не только родным, но и всем нуждающимся и обремененным. Этому тихому подвигу дивились не менее, чем громкой славе непобедимого воина, в сорока сражениях, часто с превосходящими силами противника, ни одного корабля не потопившего и ни одного моряка в плен не сдавшего.
В наше лукавое время, когда почти каждый стремится обогатиться за счет разрушения державы, яркой звездой сияет имя Феодора Феодоровича Ушакова, не жалевшего себя, «дабы увидеть новую славу любезного Отечества». Мог бы обогатиться на созидании России, но ни одной крупицы золота не пристало к рукам воина! Высоко слово «честь» понимал – и не продавал, и не предавал. А все свое жалование раздавал близким и дальним: всегда вокруг есть нуждающиеся.
А смирение каково? Какой государственной мощи человек – государство, можно сказать, на Ионических островах устроил, греков от турецкой резни спас, флот черноморский вынянчил, возрастил и славу ему стяжал, для России Черное море отвоевал и на Средиземное вышел, - и вдруг не нужен стал! И Ионические острова не нужны, и флот для государства оказался «дорогостоящей роскошью», да и море Черное как-то ни к чему, не говоря уже о Средиземном... И что ж? Казалось, дело всей жизни адмирала Ушакова разрушалось, однако – ни жалоб, ни брани, ни проклятий в адрес неблагодарного отечества. «Да будет воля Его святая. Все случившееся со мной приемлю с глубочайшим благоговением...»
Как сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Когда сопоставляешь жизнь Феодора Феодоровича со своей собственной, понимаешь, что такое святость».
Это понимали все, кто знакомился с обстоятельствами его жизни. Не только гений морских сражений, сколько мы знаем гениев, чья жизнь, мягко говоря, далека от нравственных идеалов, а тут – ни пятнышка, кристальной чистоты душа была у гениального флотоводца. Потому, как только возобновилась монашеская жизнь в Санаксарском монастыре, началось собирание материалов для прославления Феодора Феодоровича Ушакова. В юбилейном 2000 году управляющий Саранской и Мордовской епархией архиепископ Варсонофий обратился в Синодальную комиссию по канонизации святых Русской Православной Церкви. Комиссия, внимательно изучив подвижнические труды и служение Отечеству адмирала Ф.Ф.Ушакова, его благочестивую жизнь, праведность, милосердие и самоотверженный подвиг благотворительности, не нашла препятствий к канонизации, и в декабре 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал свое благословение на прославление адмирала Российского флота Феодора Ушакова в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии. Отныне Российский флот, боголюбивое Российское воинство обрели небесного предстателя и ходатая пред престолом Божиим о многострадальном Отечестве нашем, которое в настоящее время переживает один из самых сложных моментов в своей истории.
Дай Бог, по молитвам праведного воина Феодора, чтобы благо Отечества стало главной заботой каждого россиянина!
В начале августа 2001 года над Санаксаром подули морские ветры, словно парусники плыли по бескрайней шири небес облака, колыхались хоругви, гордо реяли Андреевские стяги. Сухопутная мордовская глубинка на два дня стала морской столицей и центром духовных празднеств. 4–5 августа здесь состоялись торжества по случаю канонизации Феодора Феодоровича Ушакова, в которых приняли участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, епископ Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископ Балтийский Серафим.
Для участия в канонизации в Санаксарский монастырь прибыли первый заместитель Главкоманачальник Главного штаба ВМФ России адмирал Кравченко, командующие флотами: Черноморским – адмирал В.П.Комоедов, Балтийским – вице-адмирал В.П.Валуев, заместитель командующего Северным флотом – вице-адмирал В.Г.Доброскоченко, командующий Военно-морскими силами Украины – адмирал М.Б.Ежель, бывший главком ВМФ СССР, Герой Советского Союза, адмирал В.Н.Чернавин, представители Тихоокеанского флота, Каспийской и Азовской флотилий, начальник Балтийского военно-морского института имени Ф.Ф.Ушакова контр-адмирал А.А.Римяшевский, делегация с тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков» во главе с капитаном первого ранга А.С.Фадеевым. Воистину не только в Санаксаре, но и во всей Мордовии никогда не собиралось столько военных моряков одновременно, а в таком звании даже и в Генштабе не каждый день увидишь!
Среди почетных гостей были Герои Советского Союза, военные в отставке, летчик М.П.Девятаев, В.П.Гицков, уроженец Темниковского района, генерал-полковник авиации Н.Т.Антошкин, адмирал Е.Н.Васенков, вице-адмирал Г.И.Золотухин, инициатор причисления к лику Святых Русской Православной Церкви Ф.Ф.Ушакова председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев, автор последней книги о Феодоре Феодоровиче, специально изданной к дню канонизации, капитан первого ранга В.Д.Овчинников, первый заместитель начальника Главного финансово-экономического управления МВД России генерал-майор Н.А.Ермошкин, генеральный директор завода «Звездочка», на стапелях которого ремонтируется атомный крейсер «Адмирал Ушаков», Н.Я.Калистратов, директор Российского федерального ядерного центра ВНИИЭР, находящегося в Сарове – месте духовных подвигов святого преподобного Серафима – Р.И.Илькаев (к торжествам руководимый им Центр отремонтировал часы на монастырской колокольне. Атомщики вообще много делают для восстановления Санаксарской обители), потомки славного рода дворян Ушаковых.
Из официальных лиц на торжествах присутствовали глава Республики Мордовия Н.И.Меркушкин, Глава Правительства РМ В.Д.Волков, заместитель полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе В.Ю.Зорин, главный федеральный инспектор по Мордовии А.М.Пыков, губернатор Ульяновской области, Герой России, генерал В.А.Шаманов, представители многих министерств и ведомств России, администрации соседних регионов и Московской области.
Более шести тысяч паломников прибыли не только из Мордовии, но и из Москвы, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Сарова, Украины и Белоруссии, Калининграда и Петербурга, из Тюменской области и с берегов Черного моря, из Красноярска и от берегов Северных морей.
Центром торжеств по канонизации адмирала Ф.Ф.Ушакова стала Соборная площадь Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря, где был установлен помост с переносными престолом и жертвенником. Здесь в 16 часов 4 августа началась малая вечерня, а в 17 часов состоялось торжественное Всенощное бдение, которое возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в сослужении прибывших на торжества архиереев -–архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла, архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, епископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, епископа Балтийского Серафима, ста человек епархиального духовенства, наместника и братии монастыря.
От временного алтаря до святых ворот обители над многотысячным собранием молящихся возвышались хоругви, привезенные в Санаксар Союзом православных хоругвеносцев из Москвы.
На Утрене, после великой ектении на «Бог Господь», при пении духовенством и хорами тропаря праведному воину Феодору, все служащие и народ, держа в руках зажженные свечи, вышли крестным ходом к Воскресенскому храму, где временно пребывали честные мощи праведника. Плывут над народом хоругви с образами Спасителя, Божией Матери, великих святых Церкви, Царя-страстотерпца Николая и всей Царской Семьи, благоверных князей Александра невского Дмитрия Донского, а также с иконой новопрославляемого праведного воина Феодора. На одной хоругви изображен воин в современной солдатской форме. Это Евгений Родионов, попавший в плен к чеченцам в 1996 году. За отказ снять крест и отречься от православной веры он был обезглавлен.
В рядах крестного хода идут моряки, наследники воинской славы непобедимого адмирала. Когда он завоевывал славу Российскому флоту, не было у России ни Северного, ни Тихоокеанского флотов, теперь их посланцы склоняют головы уже не перед земными подвигами адмирала, а перед его небесным прославлением.
Особо отрадно видеть среди участников крестного хода юные лица. Это делегаты от Морского Московского кадетского корпуса имени героев Севастополя, ребята из Православного культурно-просветительского центра имени Ф.Ф.Ушакова из города Темникова, «Православные витязи» из Рязани. Это надежда России.
Не смолкая, гудят колокола, радостны лица у богомольцев: еще один небесный предстатель есть у России, непобедимый воин земных царей молит об Отечестве своем Царя Небесного в этот час и будет молить до скончания веков о всех, чтущих святую память его!
У входа в Воскресенскую церковь крестный ход остановился. Митрополит Кирилл со служащими архиереями вошли в храм, где в последний раз соборно вознесли молитву о упокоении души приснопамятного воина Феодора, последний раз звучит над его гробом с честными мощами «Вечная память». После окончания каждения гроб с честными мощами воина Феодора, покрытый Андреевским стягом, подняли на плечи адмиралы. Маленький штрих – верующие не признают случайностей – где-то замешкался монах, который должен был принести Андреевский флаг, чтобы им покрыли гроб адмирала Ушакова. И тогда командующий Черноморским флотом В.П.Комоедов покрыл флагом Черноморского флота гроб адмирала, бывшего некогда его Главнокомандующим...
Под гром военного оркестра, исполняющего «Славься!» из оперы М.Глинки «Жизнь за царя», адмиралы вынесли раку со святыми мощами воина Феодора из Воскресенской церкви.
Адмиралу Феодору Феодоровичу Ушакову были отданы последние воинские почести: раздался троекратный ружейный салют и прозвучал гимн России.
И знамена, и почетный караул, и оркестр, и салют, и гимн – все это прекрасный воинский ритуал, который дополнил и украсил торжества по канонизации адмирала Ушакова, человека военного.
После отдания воинских почестей раку с честными мощами воина Феодора приняли на свои плечи архиереи, и крестный ход под согласное молитвенное пение духовенства и верующих «Святый праведный воине Феодоре, моли Бога о нас» – величаво вошел на соборную площадь монастыря. Святители Христовы поставили раку с мощами посредине соборной площади на специально приготовленном месте. Хор запел «Хвалите имя Господне», и Всенощное бдение продолжилось благообразно по чину церковному, уставная служба воскресению была соединена со службой прославляемому святому воину Феодору. Высокопреосвященнейший архиепископ Варсонофий зачитал Деяние о канонизации. Митрополит Кирилл крестообразно благословил народ иконой святого праведного воина Феодора. Свершилось! Отныне и вовеки в своих молитвах мы будем обращаться к новопрославленному святому, будем служить ему молебны, читать акафист, призывать его в бедах и скорбях своих, благодарить за оказанную помощь. У Российского флота есть свой небесный покровитель – не святой, в житии которого есть факт помощи его утопавшим в морской пучине, а человек, который сам в этой пучине не только плавал, но и сражался, знающий не понаслышке о тяжестях морской службы. «Величаем, величаем тя, святый праведный воине Феодоре, и чтим честную память твою...»