Елена Голышенкова
Всеобщая интеллектуализация различных сфер мышления с доминантой научно-логического элемента – характерная черта современности. В художественной культуре при этом усиливается интерес ко всякого рода явлениям, которые не укладываются в логическую схему – интуиции, прозрению, вдохновению и другим потаенным сторонам творчества. Искусство XXI века стоит перед задачей найти новый синтез интеллектуального и эмоционального начал, отвечающий специфическим условиям наших дней. Это выражается в интересе к этнической архаике, восходящей из глубины веков духовной силе предков, помогающей сохранить яркую национальную индивидуальность народам, шагнувшим в эпоху универсализма. На рубеже XX–XXI веков отечественные художники разными путями стремятся постичь это актуальное «изначальное» как в своей ментальности, так и в искусстве, кто – объединяя этнические экзотические и авангардные формы, кто – переплетая анализ традиций старых мастеров с поиском новых изобразительных систем, иного взгляда на мир под углом его точки исхода, ответа на вопрос: «Откуда мы?» (Санкт-Петербургская школа аналитического искусства). И если с творчеством местных этнофутуристов Мордовия знакома достаточно широко, то с современными художественными веяниями северной столицы России зрители Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи встретились впервые ровно год тому назад. В октябре-ноябре 2005 года в залах музея работала выставка «Саранск – Санкт-Петербург. Виктор Буртас – Александр Кондратьев. Традиции русского авангарда в творчестве группы «Кочевье». Она представляла совместный творческий проект Министерства культуры РМ, ректора Саранского духовного училища протоиерея Александра Пелина и МРМИИ имени С.Д.Эрьзи. Его цель – на базе знакомства с ярким и нестандартным творчеством Виктора Конадейкина (псевдоним – Буртас) и Александра Кондратьева, основателя группы «Кочевье», дать возможность саранскому зрителю встретиться с «другим» искусством.
Первопричиной, сделавшей этот проект возможным, был приезд из Санкт-Петербурга на родину, в Мордовию, художника В.Конадейкина. Виктор Конадейкин (Буртас – по названию одного из древних поволжских племен) родился в 1963 году в г.Саранске. Мордвин-мокша. В 1985 году окончил Саранское художественное училище имени Ф.В.Сычкова. Учился у педагогов М.В.Салдаева, М.С.Шанина, Е.А.Ноздрина. С 1985 года обосновался в Ленинграде. Принимает участие в городских, всероссийских и международных выставках в составе группы «Кочевье», привлекает внимание зрителей умением соединить в пределах полотна содержание вечных человеческих ценностей с эмоционально яркой формой. Произведения Буртаса находятся в Астраханском художественном музее имени Б.М.Кустодиева, в Ярославском, Костромском художественных музеях, у известных коллекционеров Ф.А.Чудновского, А.Н.Драгункина и в частных коллекциях России и других стран. Лауреат Республиканской премии «Рождественская звезда-2005». В Саранске его персональная выставка проходила впервые. Все представленные на ней работы были выполнены за 2004 – 2005 годы. Поражает вдохновенный порыв и колоссальная трудоспособность автора, как будто родная земля, став неистощимым родником вдохновения, подарила ему массу новых сюжетов, тем, мотивов. Выставка имела широкий резонанс. И естественно, были разные, даже крайне противоположные суждения. Но было очевидно: в таком масштабе «другое» искусство еще никогда не демонстрировалось в нашей республике. В экспозицию вошло более 120 картин и акварелей В.Буртаса и 22 живописных полотна А.Кондратьева, 2 работы В.Куприянова, 3 – Г.Мендагалиева и 2 – С.Касьянова.
Кто же они, эти «кочевники»? Откуда они и куда идут?
Группа «Кочевье» основана в 1986 году. Свое название она получила по составу членов, родом из разных областей России. Группа возникла на постмодернистском культурном пространстве конца 1980-х годов в русле обновленного авангарда, который отрицал официоз существующего искусства, ангажированность и регламентацию художественного процесса. «Кочевники» – это единомышленники, общность которых выражена художественно-эстетической программой, сохраняющей творческую индивидуальность каждого. Группа идет по пути возрождения мифопоэтического целостного сознания архаического искусства, исследуя произведения старых мастеров, используя метод Г.Я.Длугача, ученика К.С.Петрова-Водкина, следуя за опытом А.П.Зайцева. Ее истоком считается неформальная «эрмитажная школа» во главе с Г.Я.Длугачом. Для него и нескольких поколений его учеников Эрмитаж, аккумулирующий опыт видения мира старинных мастеров, становится коллективной мастерской. С середины 1950-х годов он продолжает путь анализа эрмитажных произведений, открытый К.С.Петровым-Водкиным. «И вот таким анализом образования живописных форм я и занялся, и предо мной вскрылся организм картины: я увидел «композицию»... Сквозь живые образы обнаружились передо мной схемы и оси, врезавшиеся в картинную плоскость и выступавшие вовне на зрителя. Я понял, что это они и производят во мне или бурю зрительного воздействия, или радость и покой равновесия» (К.С.Петров-Водкин). Г.Я.Длугач формулирует «философию пластического видения», исследуя композиционную пластику, основной упор делая на системе соотнесения формы и формата картины, на принципе нахождения внутренней напряженности композиции.
Следующим этапом в развитии и обогащении школы аналитического искусства является метод А.П.Зайцева, профессора кафедры рисунка Санкт-Петербургского высшего художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной, занимавшегося в свое время в группе Г.Я.Длугача. Он вычленяет ряд модулей, с помощью которых старые мастера конструировали живописную плоскость картины, математически точно выстраивая композицию. А.П.Зайцев продолжает развивать в этом плане еще одну линию, выделенную К.С.Петровым-Водкиным, обратившись к внутреннему переосмыслению древнерусской иконописи. Исследования композиционных схем иконы дали многое в плане построения пространства картины, в возможности передачи невидимого мира с помощью пространственно-временного смещения. А.П.Зайцев и его ученики подчиняют изобразительные элементы на холсте определенным линиям и их движению. В сущности линия – и есть движение. Точка, летящая в пространстве, оставляет след в виде линии. Линии бьются из края в край холста, вычерчивая своеобразную решетку композиции. При этом линия то принадлежит плоскости, то может пронизывать полотно насквозь.
Мощная аналитическая традиция с изучением математической структуры композиции художников прошлого и исследование «вихрелучения» древнерусской иконописи, бинокулярности и обратной перспективы, закономерностей пропорций, форматов и углов как модулей для построения композиции явились краеугольными камнями творческого метода «Кочевья». По выражению А.В.Кондратьева, ученика А.П.Зайцева, они заново открывали методы изображения, их невидимые тайные стороны, вырабатывали специфическое видение, то расчленяя форму на слагаемые элементы, то следя за динамикой ее развития, мыслили не предметами, а формами, рожденными энергией силовых линий и вихрей.
Вся основа композиции строится на геометрических фигурах и элементах – куб, квадрат, круг, треугольник и диагональ, вертикаль, горизонталь. Эти элементы взаимопроникают друг в друга, взаимодополняют, уравновешивают композицию. Посредством конструктивных линий, цветовых отношений создается напряженная ситуация. Напряжение достигается на точке схода силовых линий картины, выраженных геометрическими элементами. В них сосредоточены свет, тень, воздействующие на зрительское восприятие. Идея точки схода, напряжения открыты лучистами (Игорь Ларионов), избравшими своими главными выразительными средствами диагональ, вертикаль, взаимопроникновение цветов друг в друга. Прямая линия несет в себе обозначение движения, цвет – психологическую функцию. Немаловажное значение имеет свет, который смещается вместе с движением пространства, что создает ощущение движения воздуха, расстояния между тем и другим цветом, положенными рядом. В целом доминирует усиленный элемент кубофутуристической трансформации линий и плоскостей. Образ строится за счет пластических и цветовых средств. Задача «кочевников» – с помощью именно этих средств показать, что мир можно увидеть другими глазами, препарируя его слой за слоем до изначальных молекул и атомов и делая новые открытия в пределах одного холста достоянием зрительского внимания.
Основатель группы – Александр Валентинович Кондратьев родился в 1949 году в г.Нежин (Украина). В 1970 году окончил Минское художественное училище, в 1983 году – ЛВХПУ имени В.И.Мухиной. Учеба в студии С.П.Мосевича и параллельно в студенческом научном обществе у А.П.Зайцева многое определила в дальнейшей судьбе художника. С 1987 по 2003 год работает
в ЛВХПУ имени В.И.Мухиной. С 2003 года декан факультета коммуникативного дизайна Санкт-Петербург-
ского института телевидения, бизнеса и дизайна. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Произведения Александра Кондратьева находятся в Ярославском, Костромском художественных музеях, Астраханском художественном музее имени Б.М.Кустодиева, а также в коллекции Ф.А.Чудновского и частных коллекциях России, Франции, США, Германии, Италии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Англии, Польши.
Главное в искусстве А.В.Кондратьева – интуитивное чувство необходимости обращения к изначальным истокам жизни – сложным, суровым, грубым. Он ощущает свою причастность ко всему бывшему на земле: и к истории с ее реальным и мифологическим контекстом, и к этногенезу, и к собственно природе во всей широте этого понятия. Животные сопричастны миру человека. Иногда, когда художник особенно ярко хочет передать ощущение преобладания древнейших энергийных сил природы, животные доминируют. Так, в работе «Коровы» огромная голова коровы неотвратимо нависает над всем символически выстроенным, почти космическим пейзажем. Его работы посвящены родовым понятиям, центральным событиям философского цикла жизни. Женщины и дети – привычный тандем сюжетов А.В.Кондратьева («Морозный день», «Прогулка», «Женщины с детьми»). Иерархия выражается покровительственными функциями старших: они несут, ведут, оберегают малых. Фигуры людей или отдельные части тела гипертрофированы, головы нередко совмещают анфас и профиль. Автор их рассматривает с разных точек зрения, которые сводятся в одну единую изначальную точку исхода, как будто буравит толщу памяти поколений и выходит на просторы земли миллионы лет до нашей эры, когда человек и силы природы были близки до полной слиянности.
Композиция для художника – одно из мощных выразительных средств наряду с пластикой. Вороны, реющие над полем, волы, склонившие рога к речным струям, коровы в лесу у Черного озера... Они так логически крепко и пластически энергично закомпанованы, что нет причин сомневаться в их самоценности в контексте мироздания. Треугольники елей соотнесены организующим композицию диагоналям. Выстроенность углов встречающихся наклонных, геометризация пространства, пластические дуги сферических поверхностей создают беспокойное пространство его картин с первородно тяжеловесным, иногда мрачным колоритом. Цвета приближены к натуральным – земляные оттенки. Его образы-символы – мощные монолиты, они отправляют нашу память в глубины прошлого, может быть дочеловеческого, воскрешая в ней интуитивное ощущение могучей земной стихии – камня. Хронотоп его полотен укладывается в формулу «здесь – всюду – всегда». Под знаком изначального раскрывает он сложные философские темы рождения и смерти, человека и природы, зверя и человека («Волк», «Вороны»). По-прежнему в его искусстве стоят вопросы: Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?
Эти положения явились истоком творчества Виктора Конадейкина, оказали большое влияние на формирование художественного мировидения, стилистических подходов живописца. Творчество Буртаса лежит в русле современного аналитического искусства. Характерная его черта – множественность художественно-эстетических основ, на которые он опирается. Это и кубофутуризм, и лучизм, и примитивизм, и народное искусство, и детский рисунок и т. д., что обогащает его традициями, идущими из глубины веков. Последнее наиболее ярко отражается в разработке монументально-декоративного начала искусства, плоскостного решения пространства картины, особой знаковости и символичности образа. Большое значение здесь приобретает специфическое использование роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий). Все это вместе формирует основной принцип аналитического искусства Буртаса: нахождение внутренней напряженности композиции как в конструкции, так и в цвете. Отсюда повышенная экспрессия его образов. Художник говорит, что чувство для него превыше разума. Он, как и христиане, убежден, что человек мыслит сердцем. То есть в чувстве имеется разум, но в разуме нет чувства. Он поддерживает принцип мышления цветом, отдавая предпочтение контрастным сочетаниям: чем контрастнее, тем ближе к состоянию его ищущей души. И еще: живописец не соблазняется абсолютной беспредметностью. Он увлечен экс-прессионистическими и декоративными тенденциями своего искусства, которые воплощает внепредметным цветом. При этом сам предмет лишь отдаленно напоминает натуру, сохраняя ее «мотив», то есть натурные прообразы мастера не покидают.
Буртас хочет понять строение картины и самой жизни, узнать, посредством чего воссоздаются образы красоты, возвышенного, страдания, мудрости, страсти. И в этом ему особенно помогает анализ древнерусского искусства, и не только в конструктивном плане, но прежде всего в духовном. Идет неистовый поиск художником истины, иногда современно парадоксальное утверждение гармонии агрессивностью, желание видеть даже в разрушающемся энергию рождения, продления, стойкости. Эти мысли находят выражение в волнующих автора темах, составляющих своеобразные разделы выставки: «В начале было Слово...», «Метаморфозы» (об особенностях творческого метода мастера), «...И Слово было Бог» (произведения на библейско-евангельскую тему), «Мир моего детства», «Мир тетки Пелагеи» (проблема авторской рефлексии в творчестве Буртаса), «Праздники» (народное начало в искусстве художника).
У Буртаса свой индивидуальный почерк в стане «кочевников» – сильный, нервный, импульсивно-лихорадочный. Он убежденно изменяет пропорции и объемы изображаемых предметов для того, чтобы приблизить их суть к содержанию знака, символа. Поэтому его живописный язык весьма лаконичен. Первой составной его визуального впечатления является линия. Она определяет контуры формы и в то же время атомизирует эту форму изнутри. Для Буртаса важен принцип «сделанности» картины – сделанности формой, конструкцией, их динамикой и напряжением, при обязательной наполненности их потаенным смыслом: в любом объекте есть целый невидимый мир явлений, их эманаций, реалий, известных и тайных свойств бытия. Многомерность – еще одна часть аналитического искусства В.Конадейкина, проистекающая из многоплановости русской иконы. Предмет нельзя написать на холсте с единственного данного угла зрения, убежден художник, следует воспользоваться и другими точками. Картина – это выход в открытое пространство, обитатели которого одновременно рассматривают в измерениях этого пространства и друг друга, и художника, и зрителя. Буртас организует картину как действующую силу. Для этого он концентрирует пространство, свет и тень, интенсифицирует цвет, использует цветодинамизм («Ангел-пастух»). Выделяются своеобразные кубатура и сфера света и тени, то есть они воспринимаются как явления, имеющие форму и цвет («Сон Иакова»). Причем цвет остро выявленный, с резкой границей перехода одного в другой. Рисунок подчеркивается темно-синим или черным контуром, который собирает, концентрирует пространство композиции. Все персонажи полотна собираются контуром в единое целое («Стирка белья», «Апостол Петр, бросающий сети»). Художник рассматривает полотно как пластическое событие, передающее смысл воплощаемого явления. Пластическая ситуация, адекватная смыслу темы, располагается на плоскости холста и ликвидирует его глубину. Понимание пространства как одного из главных «рассказчиков» картины вместе со специфическим истолкованием роли цвета определяют сложившийся живописный стиль Буртаса.
Заострение образа ради акцентирования его основополагающих черт приводит Буртаса к созданию знака методом трансформации. Наблюдая натуру, художник постепенно абстрагируется от конкретного образа, жертвует точностью воспроизведения ради постижения сути предмета, ради его смысла и прибегает к деформации («Семья», «Взгляд», «Красный угол», «Лица»). Объект изображения становится неким символом, метамоделью. От образа к знаку – так проходит творческую эволюцию Буртас. Иконические знаки замещают денотат – изображаемую конкретную вещь: лицо становится ликом, торс лошади, фигура человека – неким иероглифом, или вернее, пиктограммой. Используя подобные архаические приемы, Буртас, как и другие «кочевники», остается сыном искушенного XX века. Экономя изобразительные средства, он прорывается в сферу исключительно интеллектуальную, однако не преступает границ искусства.
В творчестве художника конкретность четко перекликается с ассоциативным началом в сюжетах. Отец несет козленка подобно доброму пастырю. Человек держит рыбу, и ребра обнажены: грудная клетка как окно, – и это мальчик – Христос. Изба с лампой и окном, рыба и чаша на столе – вечные символы. Купание ребенка («Купание»), семья за праздничным столом («Утро перед Пасхой», «Рождество») – все напоено ароматом авторской рефлексии, детской незамутненной памяти, исполнено ощущением светлого праздника, уюта домашнего очага и прелести родной земли.
Особый, на первый взгляд предельно простоватый и грубый мир деревни в работах художника неразрывно интуитивно связан с природой, с братьями нашими меньшими, нерасторжим с землей и ее тайнами рода и племени, когда-то ее населявшими. Мордовский народ – один из немногих в финно-угорской группе сохраняет доныне нерасторжимую связь с природой, умение «слушать» землю, чувствовать ее зов. Вечная мудрость патриархального уклада народной жизни, свято чтимые обычаи и обряды и прежде всего человечность и доброта души простой крестьянки («Встреча») – основные составляющие очень значимой для автора темы «Мир тетки Пелагеи», навсегда вписанный в «Мир детства».
Смешение христианских и языческих обрядов, наложившееся на детские воспоминания, делает Буртаса своеобразным выразителем национального сознания. Мордва долгое время были язычниками. Поэтому недавние языческие корни, с одной стороны, и истовое утверждение православных ценностей, с другой, составляют большое своеобразие творчества Буртаса с усиленным условно-декоративным элементом изобразительного языка. По-прежнему в народном сознании петух – символ беды, огня; а красный цвет наряден. Отсюда повышенная декоративность и знаковость холстов Виктора. Старинные обычаи, праздничные забавы и ритуалы: игры, зимние колядки, катание на тройках, скоморошьи затеи, обливание водой на Ивана Купалу, – нашли отражение в эмоциональной экспрессии, гротеске, самоиронии и образной символике работ серии «Праздники» («Кукольник», «Рождественские гуляния»). Под стать им и живописно-пластический язык автора: перекраивание пространства по законам орнаментально-символической плоскости, архаизация и примитивизация форм подобно детскому экспрессивно выразительному языку. Аналогичные пластические элементы отработаны в народном и промысловом искусстве: в мотивах, символике и стилистике рукодельной вышивки, деревянной игрушки, что особенно близко мастеру по генетической памяти, национальному происхождению, народному началу его искусства. В цвето-пластических решениях холстов ощущается интуитивное обращение автора к извечным силам природы, энергийным стихиям, которым поклонялись предки, древним этнокультурным знакам («Пожар»).
Русский авангард всегда сохранял связь с духовными традициями народа: и в простом лубке, и в древней иконе черпали авангардисты идеи для своего творчества. «...Христианство в своей оценке кладет на весы не внешнее, жесткое действие, но внутреннее, гибкое. Тут лежит корень дальнейшей переоценки ценностей, непрерывно, а стало быть, и в этот час, медленно творящей дальнейшее, а в то же время и корень той внутренней одухотворенности, которую мы постепенно постигаем и в области искусства» (Василий Кандинский).
«Художественно-пластический мир иконы с его знаковостью и символикой дает возможность «кочевникам» заглянуть в прошлое и настоящее. Возвращение к традициям древнерусского искусства дает толчок к новым духовным поискам. Осмысление библейско-евангельских тем, художественно-пластических находок в иконе, влияние духовной культуры на формирование художественной личности через восприятие и усвоение форм создают художественный вкус, воспитывают» (Виктор Конадейкин).
Созданные Буртасом образы отражают эстетическое многообразие мира и его проявлений. Трагическое и возвышенное начала звучат в работах библейской серии «Тайная вечеря», «Казнь Петра», «Иов многострадальный», «Ангел-пастух», «Добрый пастырь». Произведения из серии «Метаморфозы» исполнены таинственного ощущения чудесного. Гротескно-иронические ноты проскальзывают в работах серии «Праздники». Полотна из серии «Мир тетки Пелагеи» и «Мир моего детства» поражают лирико-драматической интонацией.
Поэтической оригинальностью отличается еще один мощный пласт творчества В. Конадейкина – акварель. На выставке отдельные акварели автора экспонировались вместе со стихами протоиерея Виктора Зимина, написанными им в студенческую бытность в Институте имени Гнесиных до посвящения его в духовный сан. Нежные, почти беспредметные акварели художника свидетельствуют о существовании по-прежнему традиции беспредметности в мировом искусстве, о связях слова, звука, линии, цвета. Акварели и стихи, построенные на музыкальной игре звуков и потаенных ускользающих смыслов, заключенные в единую экспозицию, представляли собой извечный синтез искусств и явились иллюстрациями к изданию альбома акварелей Буртаса и стихов В. Зимина «Дафнис и Хлоя».
«По мысли В.Кандинского, основным художественным элементом живописи является точка и линия на плоскости. Я же утверждаю, что эта фраза должна быть продолжена. Точка, линия и опять возвращение в точку. Только идея заключается в том, что эта точка завершает картину и имеет важное значение, так же, как все имеет начало и конец. Как сказано в Божественном Писании: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец». Этот философски-ассоциативный маятникообразный ритм характерен для серии акварелей Буртаса, иллюстрирующих философскую поэзию В.Зимина в альбоме «Точка – тире – точка», но в то же время имеющих абсолютно самостоятельное значение.
Буртас, создавая произведение, не делает его временным, относящимся к тому или иному национальному или религиозному признаку, а старается создать искусство, принадлежащее всему человечеству и понятное на все времена. В этом суть народного мироощущения, его коренная идея – ощущения себя не только частью природы, но и частицей всего мироздания. Здесь заложена одна из основополагающих идей русского искусства (по Ф.М.Достоевскому) – национальное российское мировосприятие с его идеей всечеловечности, вырастающей из единства Природы и Человека как залога единства всего человеческого в мире. Вот то главное зерно, которое придает актуальность искусству группы «Кочевье», в частности и творчеству Виктора Конадейкина.