Война нового поколения

 

Атака из киберсферы.

Биты и байты вместо танков и ракет

 

Последние события из Югославии в конце 20-го века еще раз явили всему миру ужасный облик войны: бомбардировки, беженцы, изувеченные трупы людей и огромные разрушения. Как известно, конфликты, в том числе и военные, неизбежны. Тем не менее возникает вопрос, неужели нельзя перевести их на более цивилизованный уровень, используя для этого последние достижения науки и техники? Какой же станет война в будущем, об этом речь пойдет ниже.

Итак, что же готовит нам грядущий век – войну с применением биологических или химических отравляющих веществ или атомный апокалипсис? Нам представляется, что ни то, и ни другое, поскольку в этом не будет никакой необходимости, так как большая война связана с крупными расходами и тем самым весьма накладна. Уничтожение противника будет происходить более спокойно и цивилизованно и при этом довольно недорого и эффективно. Нападающей стороне в будущем потребуется как минимум один портативный компьютер да гостиничный номер для центрального командного пункта. Противник даже не будет знать о том, что ему объявлена война. Просто в один прекрасный момент на его территории ночью погаснет освещение, замрут электростанции, дадут сбой компьютерные банковские системы. Где-нибудь, скажем, в мусорнице вблизи правительственной резиденции сработает «электромагнитная бомба» и выведет из строя чипы всех компьютеров в радиусе 500 метров. До пострадавшей стороны лишь через некоторое время дойдет, что началась война, и еще более продолжительный срок понадобится, чтобы установить, кто на нее напал.

Все может произойти именно так, что-то типа «Кибер-Перл-Харбора», который так и мерещится, в особенности американцам, как сокрушительная атака из электронной сферы. С нападения на военно-морскую базу США Перл Харбор 7 декабря 1941 года японцы начали войну против американцев. Как утверждают компетентные лица, сигналов тревоги об электронном варианте этого нападения было уже предостаточно. Если верить им на слово, то 86% компьютерных систем в министерстве обороны США уже подверглись атакам хакеров, 300000 раз в одном лишь 1995 году посторонним удавалось проникать в раскинутые по всей планете компьютерные сети Пентагона. Эффект внезапности также присутствовал: говорят, что 96% всех проникновений в сеть и манипуляций с банками данных были сначала совсем не замечены операторами. Последствия таких действий продемонстрировал офицер, который с помощью портативного компьютера и модема сумел взять под свой контроль целый американский военно-морской флот. Единственным утешением для командующего флотом может служить то, что офицер действовал по приказу сверху. Это были всего лишь учения.

«Да, старые добрые сражения с использованием танков и самолетов уходят в прошлое», – не без сожаления констатирует военный историк Элиот Коген. Если в 1985 году на поле боя находилось пять – семь тысяч солдат на квадратную милю, то сегодня их только четыре, а в ближайшем будущем останется и того меньше – две. В то же время, если содержание одного воина обходилось раньше сравнительно дешево, то будущий солдат станет довольно дорогим универсальным военным специалистом (хотя по подсчетам он все же дешевле армии «пушечного мяса»). Боевые действия будут вестись примерно следующим образом. Из своего блиндажа солдат запустит на вражеские позиции осообразные автоматические летающие устройства, которые, выделив специальный газ, выведут из строя противника. Непосредственно на поле сражения он может воспользоваться пристегнутой к запястью клавиатурой портативного компьютера для получения нужной информации и электронной почты, закрепленный на каске прибор ночного видения поможет ему идентифицировать противника как в темноте, так и в тумане. Установленная в каске видеокамера будет транслировать изображение непосредственно с места событий на базу, а панорамный проектор передавать всю визуальную информацию непосредственно на сетчатку глаз солдата. Его пули попадут в цель с помощью ночного лазерного прицела, в случае же газовой атаки имеющееся в его полевой форме устройство автоматически впрыснет ему противоядие.

С оснащенных навигационной системой джипов будут постоянно фиксироваться как свои, так и вражеские координаты. Используемая обычно яхтсменами, альпинистами и путешественниками спутниковая навигационная система будет теперь применяться по своему прямому назначению, точно наводя ракеты на вражеские цели. Если прежде для деморализации противника с самолетов сбрасывали листовки, то будущие специалисты по информационной войне станут разбрасывать над полем сражения дискеты с порнографией и компьютерными играми. Как только вражеские солдаты клюнут на этот подарок и запустят дискеты, вирус моментально уничтожит все их программы и банки данных.

Уже во время использования американских солдат в Боснии в компьютерах военных обнаружили массу всевозможных вирусов. Выяснилось, что им их «подарили» союзники при обмене информацией. Перемены коснутся и гражданского населения. Агрессивных граждан будут усмирять с помощью бинбэгов, резиновых пуль и клейкой пены, которая буквально в доли секунды вылетает из пульверизатора и парализует движение жертвы. Большие скопления людей будут нейтрализоваться сбрасываемыми с вертолета липкими сетями. Из выполненных в форме громкоговорителей приборов будут доноситься звуковые частоты, повреждающие внутренние органы и вызывающие тошноту и судороги, которые могут закончиться смертельным исходом. Так называемое оружие типа Vortex «стреляет» быстро распространяющимися акустическими ударными волнами, воздействующими на возмутителей спокойствия так, как будто бы кто-то их сбил с ног тяжелой резиновой дубиной.

Едва приметные сверху спутники покинут околоземную орбиту для того, чтобы вывести из строя вражеские спутники. Одна-единственная взорванная на орбите ракета могла бы послужить образованию гибельной для многих спутников осколочной зоны. С остальными справились бы запущенные с тайных баз суперлегкие самолеты, которые моментально достигнут верхних слоев атмосферы и собьют спутники ракетами или лазерами.

По оценкам министерства обороны США, через десять лет 70% военной связи будут обслуживаться компьютерными спутниками. А это значит, что две враждебные нации могут получить шпионские снимки с одного и того же спутника или арендовать на нем каналы связи. Шпионаж с околоземной орбиты уже сегодня больше не является монополией спецслужб и военных. Первым коммерческим космическим шпионом стал запущенный в 1986 году французами спутник «Spot Image», затем последовали еще запуски в России и США. В настоящее время планируется вывести на орбиту примерно 30 спутников слежения, так что через пару лет на свободном рынке появятся высококачественные изображения на экране радиолокаторов и снимки в любом спектральном диапазоне. Таким образом, война развернется за контроль над информацией и будет вестись с ее помощью. Как полагает эксперт по Интернету Винн Швартау, «достоверная информация будет предоставлять стратегическое превосходство, такое как прежде танки или атомное оружие. Информационная война,– продолжает он,– это электронный конфликт, где информация имеет стратегическое значение: ее нужно либо уничтожить, либо захватить». Наглядным примером служит пока только экономическая сфера. В 1998 году американская инвестиционная компания Asensio как бы дала сигнал к наступлению на технологическую фирму Turbodyne. Несмотря на то, что акции Turbodyne росли в течение последних месяцев, Asensio инвестировала деньги не в растущий, а в падающий курс акций и запустила в Интернет информацию о бесперспективности новых разработок Turbodyne. Курс акций Turbodyne обрушился в один день, Asensio заработала миллионы.

Подобным же образом ведется и информационная война между странами, где запускается и распространяется информация, правдивости которой не придается никакого значения. Хотя пропаганда и психологическая война велись всегда, тем не менее цифровая техника открывает совершенно новые возможности для фальсификации и ее распространения. Звук, изображение и голос можно изменить любым образом. Подверженная различным манипуляциям информация идет по телевизору и в Интернет, и все верят ей, потому что они сами видели и слышали это, даже не подозревая о том, что уже давным-давно ничему больше доверять нельзя. Как и в обычной войне, так и здесь первостепенное значение имеет внезапный упреждающий удар. Какая-то определенная информация должна запускаться и с быстротой молнии распространяться на многих стратегических передаточных пунктах. Ими могут быть, к примеру, поисковые серверы Интернета или чаще всего посещаемые страницы сети.

Как утверждают аналитики Элвин и Хейди Тофлер, США включают в планы информационной войны и психологические операции, воздействующие на эмоциональную и ментальную сферы и в конечном счете на поведение определенных групп людей. Профессор американского военно-воздушного колледжа Джордж Стейн подтверждает, что с помощью новых технических средств и технологий создан потенциал для ведения такой психологической войны, которая знакома нам лишь по научной фантастике. Если раньше войны велись за контроль над территорией, а затем над производственными мощностями, то так называемые войны третьей волны будут вестись за контроль над знаниями. По мнению профессора, запущенная, например, по телеканалам дезинформация может заменить тысячу танков. Пока до граждан воюющей страны дойдет, что видеоматериал о якобы состоявшихся переговорах о заключении перемирия их главой с противником был сфабрикован ЦРУ, может быть слишком поздно, и все солдаты уже разойдутся по домам.

Все свидетельствует о том, что войны будущего станут вести хорошо скрытые от разведки противника специалисты, которые попытаются с помощью клавиатуры, мышки и сложных вычислительных машин нащупать компьютерный нерв противника через Интернет. «Компьютеры станут главными целями для упреждающего удара», – считает Винн Швартау. Для подобного электронного удара больше не нужны миллиардные затраты. Адское оружие будущего – это программное обеспечение, которое может быть создано парой программистов крупного бюро, скажем, где-нибудь в Азии. Финансовые расходы на изготовление такого программного обеспечения настолько малы, что их могут позволить себе даже бедные страны. Вполне оправданы опасения, что толковое подразделение программистов, равно как и недорогое и готовое, как говорится, работать до упаду, могло бы вывести из игры промышленные державы, сильно зависящие от электронной обработки данных, с помощью всего лишь нескольких запущенных хакерами «бомб программного обеспечения». И самое главное, что все происходит при закрытых дверях: клиент остается неизвестным, доставка идет через модем, гонорар переводится на счет в швейцарском банке. Атака на системы связи продолжает, хотя и на другом уровне, то, что раньше делалось с помощью нервно-паралитических отравляющих веществ. Правда, речь здесь идет не о нервной системе людей, а о военно-технических средствах. Чем сложнее информационная система противника, тем она уязвимей и тем зависимее враг от ее безупречного функционирования. Одна атака на эту нервную систему, и вся вражеская военная машина парализована. Точно так же как и живое существо, военный аппарат больше не может координировать свои действия при этом «истощении нервной системы» и становится беззащитным, потому что система обработки информации выведена из строя.

Уже распространяется ужасный слух о том, что страна с развитой промышленностью может быть «вырублена» извне чуть ли не с помощью «пульта дистанционного управления». Американские военные с присущей им оперативностью уже провели своего рода компьютерные маневры, в ходе которых несколько команд хакеров «атаковали» правительственные компьютеры. Результаты маневров повергли военных в уныние. Комментируя их, заместитель министра обороны США туманно заявил, что военные обнаружили кое-какие проблемы и получили довольно любопытные факты. Не пожелавший назваться официальный представитель Пентагона не стал юлить, откровенно сказав, что был полный хаос. Таким образом был извлечен горький урок, а именно то, что в случае войны горстка хакеров, «атаковав» фондовые биржи, компьютеры военных и аэропорты, может нанести большой ущерб даже супердержаве.

Джон Дейч (директор ЦРУ до 1997 г.) был, пожалуй, прав, назвав электрон «ультимативным пристрелянным оружием». Вслед за ним бывший начальник генштаба США Томас Мурер предупреждает: «Если начнется третья мировая война, то ее выиграет тот, кто контролирует использование всего электромагнитного спектра». Так что на поле сражения скоро будет звучать вместо привычного «Внимание, приготовиться, огонь!» совсем другая команда: «Control, alt, delete!»

 

Перевод с немецкого А. Злобина