Александр Замотаев. "У детей должно быть детство..."

«У ДЕТЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕТСТВО...»

 

Александр Иванович Замотаев известен в Республике Мордовия не только как крупный хозяйственник, долгое время руководивший крупнейшим в республике Октябрьским районом и не только как популярный общественно-политический деятель, но и как человек неравнодушный к проблемам молодежи. Он много времени проводит с подростками, живет их нуждами и проблемами, знает их психологию. Именно поэтому мы и обратились к нему с вопросами, волнующими сегодня многих.

Корр.: Как раньше, в советское время властные структуры относились к молодежным проблемам, и что на Ваш взгляд происходит сейчас?

А. И.: Казалось бы, разрешению молодежных проблем придавалось огромное значение, в партийных комитетах определялась молодежная политика, в комсомольских организациях составлялись различные планы и мероприятия. К сожалению, многое оставалось лишь на бумаге и больше было слов, чем дела. В результате дети были самыми бесправными и самыми незащищенными.

К началу восьмидесятых годов стало четко вырисовываться образование неформальных молодежных группировок.

Подростки начали осознавать, что защитить свои интересы, обеспечить свои права смогут лишь они сами. И инициатива в определении молодежной по­литики должна исходить от самой молодежи. Подростки лучше знают, что им нужно. То, что им навязывалось взрослыми, подростками просто не воспринималось. В молодежной среде возрастала напряженность. Росли неформальные объединения. В этой ситуации нужно было брать процесс под свой контроль. Официальные структуры оказались не готовы к этому.

Вернувшись после окончания Горьковской высшей партийной школы в 1981 году, я пытался объяснить идеологическим работникам обкома, горкома, райкомов КПСС необходимость проведения этой важнейшей работы. Однако вскоре понял, что бесполезно обиваю пороги этих организаций. Тогда и возникла идея создания в городе системы клубов, где формы и содержание работы, взаимоотношения, виды занятий как можно полнее удовлетворяли бы интересы подростков.

Самым сложным в этом большом деле было сформи­ровать руководящий орган движения, подобрать людей. К организации работы были привлечены настоящие энтузиасты, одержимые общей идеей. С помощью самих ребятишек благоустраивались подвальные и полуподвальные помещения, причем ребята с радостью мазали, красили, выносили мусор... Они поняли, что все делают для себя, так, как им нравится. К сделанному относились очень бережно. Один за другим начали открываться наши клубы во всех районах города: на улице Осипенко, Гожувской, проспекте Ленина, бульваре Эрьзи... В течение года открылось более 10 клубов, в каждом из которых занималось 50 и более подростков. В это время у нас сложились хорошие отношения с руководителями спортивных со­оружений, нам бесплатно предоставляли свои залы и арены Дворец спорта и общество «Динамо», стадионы «Светотехника» и «Электровыпрямитель». У нас никогда не было недостатка в желающих заниматься. Спектр занятий был очень широкий – от разведе­ния цветов до силовых единоборств. Возраст занимающихся был тоже очень разный: от 6-ти до 70-ти лет. Интересы пожилых людей и подростков, даже детей настолько совпадали, что меня уже не удивляло, когда я видел, как самозабвенно гоняют мяч 50-летние мужчины и десятилетние девчонки. Кроме футбола играли в теннис, волейбол, занимались легкой атлетикой.

А потом начались изменения в обществе. Зарабатывать деньги старались все, и измерения перешли на рубль. Это не могло не отразиться и на подростках. Все чаще в наших подвалах стали торговать жвачками, импортными товарами, некоторые спортивные залы переоборудовали в платные залы для демонстрации видеофильмов. Коммерция, овладевшая нашим обществом безжалостно затягивала и подростков. В принципе это и неплохо, ведь есть сегодня директора государственных предприятий, коммерческих организаций, бизнесмены, которые когда-то занимались в наших клубах. Но есть и такие, которые решили зарабатывать деньги другим – криминальным путем. И все же я сторонник того, чтобы бизнесом занимались взрослые, а дети гоняли мяч, играли, пели, вязали, выращивали цветы. У детей должно быть детство, а мы, взрослые обязаны им его обеспечить.

Корр.: Тогда же существовало столько секций, кружков...

А. И.: Все это так. И тем не менее – в школе, в кружках чувствовалась официальщина, в секциях развивались только спортивные навыки, а у нас была хорошая атмосфера, товарищеская что ли... Доходило до того, что сразу после шко­лы дети бежали в свои подвалы, уроки здесь учили. Старшие помогали младшим, уроки делали прямо на теннисных столах. Я по вечерам оббегал клубы, часто вместе со Славой Мочаловым. Нет мячей, теннисных шариков, сломалась ракетка – принесем, починим. Кстати, из наших ребячьих ком­паний сформировались два, можно сказать, профессиональных клуба, прогремевших на всю страну: это женская футбольная команда «Крылья советов» и клуб «Одержимые», насчитывавший в середине восьмидесятых более трехсот участников и известный своими достижениями всем любителям бега далеко за пределами Мордовии. Именно в клубе был воспитан чемпион России в суточном беге 1995 года Александр Щекин, пробежавший за сутки 258 км 144 м. В разное время в клубе занимались чемпион СНГ на десятикилометровой дистанции Михаил Храмов, Виктор Чегин, ставший впоследствии тренером и воспитавший чемпионку мира по спортивной ходьбе Ирину Станкину. Много работал с легкоатлетами тренер Анатолий Шилков. И самое удивительное, все делалось на общественных началах, без всевозможных освобождений от работы. Саша Щекин с самого начала и до завоевания чемпионского звания, ни разу не освобождался от работы, а трудится он сменным мастером на ТЭЦ-2. «Крылья советов» в 1990 году в кубке Советского Союза заняли седьмое место. Команда в конце восьмидесятых была одной из сильнейших в стране и неудивительно, что сегодня воспитанницы нашей команды играют в семи командах высшей лиги. Жаль, что это все в прошлом. Иные времена, иные заботы...

Корр.: Нередко сегодня можно слышать о Вашей связи с преступными группировками. Как вы это объясните?

А. И.: Не знаю, что подразумевается под связью с преступными группировками. Я никогда не скрывал своих отношений с ребятами. Я с ними встречался, встречаюсь и буду встречаться, в том числе и с лидерами молодежных группировок. Только одно могу сказать, я никогда не призывал их к противозаконным действиям, наоборот, старался воспрепятствовать этому. А слухи о моих каких-то преступных связях распускаются давно и сознательно. В этом для кого-то есть смысл. А теперь о группировках. Образовавшиеся в начале восьмидесятых годов небольшие группы, так называемые «конторы», выпавшие из поля зрения органов власти, стали быстро развиваться, укрепляясь экономически и организационно. Сегодня это мощные коммерческие структуры, имеющие солидную финансовую и технологическую базу и вынужденные содержать хоть и неофициальную, но надежную охрану. И списывать их со счетов, не считаться с ними сегодня уже нельзя, более того, непозволительно противопоставлять их и правоохранительные органы. Высшему руководству республики в целях улучшения экономической ситуации, укрепления правопорядка давно пора встретиться с лидерами молодежных образований, польза будет несомненной. Во всяком случае во время таких встреч будет получена ценнейшая информация необходимая для того, чтобы в последующем взять ситуацию под контроль. Комитет молодежи, образованный с целью определения молодежной политики, не сможет справиться с возложенными на него задачами без основательной помощи.

Корр.: От подростков можно слышать о какой-то системе, по которой Вы живете. Поделитесь опытом, может, кто-то ею воспользуется.

А. И.: Я противник каких-либо подражаний. У нас у всех разное здоровье, волевые качества, степень подготовленности и т. д. Поэтому каждый из нас должен для себя сам вырабатывать образ жизни. Я не знаю, кто может сегодня жить по-моему. Я тридцать лет живу по собственной системе, изо дня в день наращивая нагрузки, придумывая более сложные испытания. Сегодня для меня уже пройденный этап 42 км, 50 км, 100 км и суточный бег. Теперь я готовлюсь к шестисуточному пробегу в Одессе. Кроме того, купаюсь в проруби, бегаю по снегу босиком, голодаю по несколько суток, очищаю печень. Но эта моя собственная система, приспособленная к организму, и вряд ли она будет для кого-то приемлема. Есть общие принципы, они, кстати, заложены в системе Порфирия Иванова: ежедневная связь с землей, закаливание, голодание, физические нагрузки, бережное отношение к природе. А объем нагрузок должен выработать каждый для себя сам.

Материал подготовил К. Сергеев