Постная пища для ума

Мария Сакович

 

Весна – время не только пробуждения природы после зимнего сна. Это время подготовки души к пробуждению после спячки – и подготовки к её Воскресению со Христом. Великий Пост – 40 дней молитвы, воздержания в ожидании величайшего чуда в мировой истории – чуда смерти Бога за людей, чуда искупительной Жертвы – и чуда Его Воскресения и возвращения к людям. В этот период и читать лучше книги соответствующие времени и помогающие настроиться на нужный лад – на волну осмысления, понимания и благоговения. Вот небольшая подборка книг, которые могут в этом помочь.

Клайв Стейплз Льюис, «Письма Баламута».

Ни для кого не секрет, что Льюис – один из виднейших и известнейших христианских литераторов 19-20 веков, теолог, философ, профессор Оксфорда и Кембриджа, друг Толкиена и автор знаменитого цикла «Хроники Нарнии». В принципе, из творчества Льюиса можно рекомендовать для чтения в пост практически любое его произведения – от упомянутых уже «Хроник», интересных для семейного чтения, до полуфантастичного, полуфилософского романа «Пока мы лиц не обрели», рассказывающего об Искуплении Любовью. Но я полюбила «Письма Баламута» в первую очередь потому, что читая их, получаешь всё по максимуму – от удовольствия и даже смеха до трепета и ужаса узнавания. Однако следует заметить, что к автору в случае с «Письмами» применимо высказывание из Евангелия – «Нет пророка в своем отечестве». Дело в том, что на родине книга прошла почти незамеченной – а добавлю, что это было первое опубликованное произведение Льюиса, и сложись обстоятельства чуть иначе, мы, возможно, никогда бы не узнали о чудесном мире Нарнии; и только после грандиозного и громкого успеха в США британцы соизволили заметить и по достоинству оценить талант молодого автора.

Сюжет «Писем Баламута» прост – маститый, достигший высот в адской карьере бес поучает в письмах неопытного племянника, как правильно губить души людей. Первое задание бесенка – совратить с пути истинного молодого и добродетельного англичанина, только вступившего на путь веры. Казалось бы, его неокрепшая в духовной брани душа должна стать легкой добычей. Но получится ли у Гнусика одержать победу?

Несмотря на то, что повесть была написана в 1942 году, она не потеряла актуальности и в наше время. Приведу цитату: «Конечно, тебе известно, что, если человека нельзя вылечить от посещения церкви, самое лучшее – отправить его на долгие поиски церкви, для него «подходящей». Пусть побродит до тех пор, пока не станет ценителем и знатоком церквей». Не так сложно в этих словах разглядеть себя – ведь нас так многое не устраивает не только в храме, куда мы постоянно ходим – нас не устраивает подчас и сама Церковь как общность схожих в своих поисках Высшего смысла людей. Нам всё не так – язык бого-
служения (слишком сложный), время, в которое проходят службы (рано, поздно, просто не вовремя), священники (толстые, тонкие, грубые, ласковые, пьяницы, развратники, глупые, заумные – нужное подчеркнуть), прихожане (тут список эпитетов грозит стать бесконечным) и так далее, и так далее. Читая «Письма Баламута», начинаешь понимать очень четко – бесы куда искушеннее людей и прекрасно изучили человеческую природу. Если мы умны, они подлавливают нас на снобизме и самовозвышении; если глупы – нас ловят на непонимании и природной лени, которая не дает погрузиться в процесс самообучения. На любую нашу черту у бесов есть нужный крючок для ловли человеческой души на живца – и живцом может оказаться даже сама наша вера. Ведь, как мы помним, бесы в части веры немало преуспели, что уж и говорить о том, что они сами «веруют и трепещут». Единственное, чему силы ада противостоять не могут – смирение, молитва и Благодать. Помимо прочего, «Письма Баламута» – великолепный путеводитель по грехам и человеческой психологии – в каждом письме описано, практически в виде инструкции, как вызвать те или иные чувства и почему именно они могут погубить в результате человеческую душу. Но – Баламут, в виде предупреждения племяннику, показывает нам и пути спасения – его он пытается предостеречь, мы же можем взять «предостережения» Баламута на заметку и избежать попадания в дьявольские ловушки. Ну и, конечно, повесть просто приятно и интересно читать – настолько захватывающе, доступно и вместе с тем гениально она написана.

Олеся Николаева, «Небесный огонь» и другие рассказы». 

Олеся Николаева – матушка, супруга протоиерея Владимира Вигилянского, писатель, поэт, журналист, старый друг и сподвижник митрополита Тихона (Шевкунова). «Небесный огонь» – своего рода продолжение серии, начатой книгой тогда еще архимандрита Тихона «Несвятые святые» и другие рассказы». Главная тема всей серии – Промысл Божий в человеческой жизни, принятие воли Всевышнего и радость узнавания Божества. Автор сама считает, что идет на риск, рассказывая о чудесах, которые случились в ее жизни – ведь это предмет очень личный, сокровенный, однако полагает этот риск оправданным, ведь истории, явно свидетельствующие о действии Промысла в мире и душе человека – радостны, утешительны и духоподъемны. И это в самом деле так – а что еще нужно для «постного» чтения?

Матушка много рассказывает о действительно личном – о семье и любви, о болезнях и переживаниях. В жизни ее и ее супруга было множество испытаний самого разного свойства – от чисто материальных до таких, которые можно назвать «духовной бранью». Работа, дом, дети, помощь нуждающимся – всё удалось преодолеть, с верой, надеждой, любовью – и юмором. Цитирую: «В древних патериках есть история про одного авву, подвижника, человека святой жизни, который порой шутил и посмеивался над чем-нибудь со своими учениками. Его спросили: – Как же так? А он ответил: – Если тетиву лука долго натягивать, она может лопнуть от напряжения. Поэтому нужно время от времени ее ослаблять». Поэтому в книге есть истории из церковной жизни, которые вызывают улыбку – забавные, смешные и даже нелепые. И нет в этом ничего криминального, ровно наоборот – люди воцерковленные, верующие всё равно остаются людьми, а юмор – добрый, без язвительности и унизительности – отличительное свойство именно людей. Особенно если это смех над собой.

Читатель 40+ мало чему в книге удивится, он еще помнит советские времена и как в этот период бывало тяжело верующему – и как несравненно благостно, когда преодолеваешь препоны и ловушки, поставленные властью. Молодому же читателю, возможно, жизненные рассказы книги покажутся немного сказочными, ведь молодежь возрастала во времена, когда всё дозволено и любая вера, кроме откровенной дьявольщины и криминала, имеет право на существование. Но тем интереснее и нужнее – молодым людям нужно знать, через что прошли их старшие единомышленники, может быть, тогда они будут чуточку снисходительнее к ним. Однако нет повода думать, что мы или наши родители жили в лютом Средневековье – верили, ходили в церковь, искали и находили «места скопления» единоверцев, дружили, паломничали, обсуждали богословские вопросы на кухнях – с вечера и до утра, а потом бежали на работу или в вуз, а вечером снова бежали на службу, и так в этой круговерти поиска смыслов шла жизнь... Прекрасная своей сложностью и одновременно простотой. Когда твой выбор – сейчас и до конца, потому что назад дороги не будет.

Читается «Небесный огонь» легко: Олеся Николаева – мастер слова и поэт, ее тексты воздушны, но при этом почти материальны, они легко и уютно укладываются в память, устраиваются там надолго, свернувшись аккуратными клубочками, чтобы в нужный момент потянуться, расправить сонные вербальные «косточки» и выйти в свет – впечатлением, воспоминанием, нужным примером или просто хорошей и правильной историей к чаю.

«Незавершенная литургия», протоиерей Алексий Мокиевский

Скажу прямо: надпись «Православный роман» под названием на титульном листе может и привлечь, и насторожить – как меня, к примеру. В силу воспитания и жесткой самоцензуры в этом отношении я не склонна бросаться читать любой так называемый «православный роман», даже если он написан протоиереем. Более того – я вполне могу читать «макулатуру» и во всех смыслах светскую, но не приемлю таковой в части религиозной литературы. Однако тот факт, что книгу я нашла в маминой библиотеке, послужил однозначной рекомендацией. Ни я, ни мама не ошиблись – роман потрясает.

В основе сюжета переплетение истории и современности. На Русском Севере стоит старинный храм, оскверненный, но не разрушенный – однако стоит на острове и подобраться к нему сложно. Он окружен мистической атмосферой, словно не подпускает к себе людей – и при этом притягивает, словно магнитом. В нем когда-то путем насилия оборвалась Литургия, остались непотребленными Святые Дары... и поэтому храм стал Дароносицей, ожидающей, когда же придет священник и закончит Жертвоприношение... Но кто и как узнает об этой тайне храма? Ведь давно сгинули в жерновах революции и священник отец Георгий, и народ, и староста... Разве что Силы Небесные вмешаются и приведут того, кто сможет, не испугавшись, завершить Таинство и освободить и храм, и Ангела его, прикованных к грешной земле.

Роман изобилует подробностями, с которыми обычный прихожанин, не общающийся близко со священниками, сталкивается редко и почти незнаком. Читатель узнает о том, что чувствует и делает батюшка в алтаре, какие слова произносит, как открывается его сердце и само становится жертвенником... священники об этом редко говорят открыто – это очень личное. Трепет, благоговение, всепоглощающая Любовь – и всеохватывающая и всепрощающая вера, которая наполняет жизнь ощущением вечного присутствия Бога. Иереи – люди, которые не просто знают о существовании Чуда – они это чудо совершают своей верой и любовью. Они – проводники этого Чуда. Поэтому при чтении иногда чувствуешь благоговение и бегут мурашки – как если бы тебе показали кусочек Неба, дали краешком глаза взглянуть на то, как оно Там всё происходит – ведь храм, по сути, и есть кусочек Неба на земле, а алтарь – место, где Небо Высшее объединяется в каждой литургии с Небом Земным. Помимо уже сказанного, хочу добавить – книга просто пронизана любовью пастыря не только к пастве, а именно к богослужению. Я бы очень рекомендовала прочесть ее тем, кто считает, что священники – все как один карьеристы и в Церкви именно «работают». Если у людей такая любовь к «работе», такое благоговение и счастье – то это лучшие люди на свете.

В завершение приведу цитату, которая кажется мне одной из главных в книге: «Когда служишь литургию, делай это так и относись к служению так, будто это твоя последняя литургия. Здесь не должно быть привычки или только формы служения. Здесь надо гореть молитвою. А то так можно и обезьяну выдрессировать служить, но только не будет это Литургией, а сплошной театр, если не цирк. На то ты и поставлен у престола, чтобы литургисать с пламенною верою в сердце и этим пламенем зажигать сердца людей». У отца Алексия получилось зажечь этим пламенем сердца не только его прихожан, но и читателей.