ТАИНСТВЕННОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СМОТРИТЕЛЕЙ
МАЯКА ЭЙЛИН МОР
Это произошло в одну из декабрьских ночей 1900 года на маяке Эйлин Мор, установленном год назад на одном из островков Фланнан, лежащих в Атлантическом океане в двадцати милях к западу от Гебридских островов. Ночью 15 декабря капитан парохода «Арчер», проходя мимо Фланнанских островов, обнаружил, что исчез огонь маяка Эйлин Мор. Об этом происшествии он сообщил Шотландской береговой охране. Однако начавшийся шторм не позволил немедленно выяснить причину отсутствия огня.
На маяке в это время находилась вахта из трех служителей: Томаса Маршалла, первого помощника смотрителя маяка, Джеймса Дуката, второго помощника смотрителя маяка, и ассистента Дональда Макартура. Их знали как опытных и умелых смотрителей, умеющих держать себя в руках в критиче-
ской ситуации. Когда главный смотритель маяка Джозеф Мур прощался с ними три недели назад перед убытием на берег по служебным делам, все были в добром здравии, и казалось невероятным, что всех троих одновременно свалила некая серьезная болезнь, помешавшая выполнять свои обязанности. Других версий на момент получения извещения о ЧП на маяке не было.
Спасательному судну «Герперус», на борту которого находился и Джозеф Мур, подойти к острову удалось лишь 26 декабря. Но на сигналы подходящего к маяку судна никто не отвечал и на причал никто не вышел. Это настораживало.
Первое, что бросилось в глаза высадившемуся на берег Джозефу Муру, – плотно закрытая дверь башни. Внутри было пусто и холодно. На его окрики никто не отозвался. В кухне на столе стоял приготовленный к вечерней трапезе нетронутый ужин. Единственным непорядком был перевернутый стул. Как будто кто-то в спешке выскочил из-за стола. В гардеробе недоставало двух непромокаемых курток и двух пар резиновых сапог. В мастерской исчез ящик с инструментами. В служебных помещениях царил образцовый порядок. Фитили в фонарях были чистыми и обрезанными, резервуары полны масла. Всё было подготовлено для зажжения огня с наступлением сумерек.
Странности появились при изучении вахтенного журнала. Всё больше недоумевая, Джозеф Мур читал:
«12 декабря. День. Сильный северо-западный ветер. Море яростно хлещет. Никогда не видел такого шторма.
12 декабря. Полночь. По-прежнему бушует шторм. Невозможно выйти наружу. Проходящее судно, не услышав туманного горна, приблизилось к маяку так близко, что можно разглядеть огни кают. Дукат раздражен. Макартур плачет.
13 декабря. Полдень. Шторм на протяжении всей ночи. Серый дневной свет. Дукат и Макартур плачут и молятся.
14 декабря. Нет выхода. Все молимся.
15 декабря. Шторм закончился. Море спокойно. Бог над всем».
Странность записей состояла в том, что в эти дни в районе Фланнан ни суда, ни береговая служба на острове Льюис (Гебридский архипелаг) шторма не фиксировали. Правда, погода была свежей, но шторм начался лишь под утро 16 декабря, когда огонь маяка уже сутки как не светил. А Дукат и Макартур были потомственными моряками, смелыми и даже отчаянными людьми и во время штормов никогда не молились и уж тем более не плакали.
Тщательный осмотр острова, размером всего-то 600 на 300 метров, ничего не дал, если не считать того, что на западном берегу, на причале, обнаружили погнутое ограждение. Многократные поиски людей или хотя бы каких-то предметов их одежды, как в самой башне, так и в расселинах скал, тоже оказались безрезультатными, и «Герпиус» убыл в базу, оставив Джозефа Мура в одиночку управлять маяком. Вахта продлилась месяц. Лишь в январе 1901 года его удалось вывезти на берег.
Рассказывая друзьям о своем затворничестве, Мур неоднократно повторял, что в те тягостные дни он постоянно ощущал неестественно гнетущую атмосферу, которая, казалось, окутала весь остров. Иногда он даже явно слышал отдаленные голоса Маршалла, Макартура и Дуката, звавшие его к себе. После пережитого Джозеф Мур категорически отказался вернуться на Фланнанские острова...
По результатам расследования трагедии Управление северными маяками Внешних Гебрид опубликовало официальную версию, по которой служители стали жертвой необычайной силы шквала. Эта версия мало кого удовлетворила, и поиски истины продолжались.
...В середине 50-х годов XX века тогдашний смотритель маяка Эйлин Мор вновь вернулся к волновавшей многих шотландцев теме. Уолтер Алдеберт, так звали этого человека, во время сильных северо-западных ветров сделал несколько снимков на том самом обрыве, с которого, как полагают, смыло смотрителей в декабре 1900 года. Фотографии показали, что, при ударе волн о береговые утесы, вдоль почти отвесной каменной стены взлетают на высоту до двухсот футов (примерно 60 метров) мощные водяные столбы. Мгновенно рухнув на голову неосторожного человека, такая масса воды, как песчинку, смоет его в море. Проанализировав материалы официального расследования, Уолтер реконструировал декабрьские события полувековой давности. По его мнению, всё происходило так. Погода резко ухудшалась. Когда сели за стол ужинать, ветер усилился. Двое мужчин, облачившись в «непромоканцы», прихватив ящик с инструментом, отправились на западный причал укрепить ослабленное ограждение, чтобы его не разрушило волнами. Налетевший шквал сбросил их в море. Услышав громоподобный удар, третий служитель выскочил узнать, что произошло. Едва он приблизился к краю обрыва, как взметнувшийся столб воды сбросил и его в море. Однако не всех удовлетворило и это объяснение.
Английский исследователь Винсент Гэддис, как в свое время и Джозеф Мур, обратил внимание на зловещий характер записей смотрителя Маршалла в вахтенном журнале с 13 по 15 декабря. По его убеждению, записи говорят о том, что служителям в течение нескольких дней угрожал не шторм, а некая бестелесная гнетущая сила. Этого же мнения придерживается и Карей Миллер, перелопативший сотни документов и опросивший всех смотрителей, когда-либо служивших на Эйлин Мор. Он выяснил много интересного и таинственного в истории Фланнанских островов. Оказалось, что многие столетия эти острова были необитаемыми. Время от времени на них высаживались пастухи, чтобы попасти своих овец, но ни при каких обстоятельствах не оставались там на ночь. По их уверениям, пустынные острова кишели призраками, а самый крупный из Фланнан – островок Эйлин Мор – служил обиталищем эльфов, не терпевших чужаков. Когда в 1899 году люди высадились на остров и приступили к строительству маяка, эльфы возмутились и стали мстить. Сначала по неизвестным причинам упал с галереи фонарного сооружения и насмерть разбился о скалы рабочий строитель. Потом при хорошей погоде у самого пирса перевернулась шлюпка с четырьмя гребцами. Все погибли. И наконец наступили трагические события декабря 1900 года. Обратил внимание исследователь и на два ранее неизвестных любопытных факта: Джеймс Дукат перед убытием на вахту жаловался родным, что ему очень не хочется ехать на Эйлин Мор, так как он чувствует нарастающее беспокойство, точно перед большой бедой. И еще часы в комнате служителей (при полном заводе) остановились в полночь с 15 на 16 декабря...
Обобщив все эти события, Карей Миллер утверждает, что «некая невидимая сила, обитавшая на островке, не желала терпеть незваных гостей и избавилась от них». А «когда прибывший на остров Джозеф Мур распахнул дверь маяка и выкрикнул имена своих друзей, с макушки башни сорвались и с криками улетели в сторону моря три огромные черные птицы, подобных которым никто никогда не видел»!..
КАТАСТРОФЫ
В архивах британского адмиралтейства хранится рапорт известного строителя маяков Роберта Стивенсона (деда знаменитого писателя), составленный им летом 1840 года после инспекторской поездки на острова пролива Ла-Манш. «Я нашел, – докладывал Стивенсон, – ревун и фонарь навигационного знака скал Каскетс в весьма неудовлетворительном состоянии, в основном из-за их небрежной постройки. Маяк на скалах Каскетс, важнейший из всех и находящийся на самой напряженной в мире судоходной трассе, хуже всех, которые я осмотрел. И я настоятельно рекомендую заменить на нем фонарь и ревун. Можно содрогнуться от одной мысли, что там может произойти, если это не будет сделано».
Чиновники «Trinity-House» к предостережению Стивенсона не прислушались, а 1 апреля 1889 года Великобритания была потрясена «пасхальным кораблекрушением»: на скалах Каскетс разбился пароход «Стелла». Капитан в густом тумане не увидел слабого навигационного огня и не услышал установленной на маяке сирены. Из 217 пассажиров и членов экипажа, находившихся в момент катастрофы на борту, 124 погибли. Увы, «Стелла» была не последним кораблем, погибшим из-за того, что капитан вовремя не увидел огня маяка...
Между островами Силли и мысом Лендс-Энд в юго-западной оконечности полуострова Корнуэлл находятся скалы Вулф-Рок. Многие века в гроте одной из скал с усилением ветра появлялся отчетливо слышимый звук, похожий на вой волка, и чем ожесточеннее дул ветер, тем сильнее и дальше был слышен этот вой. За что скалы получили название Wolf (волк), а капитаны судов, услышав волчий вой, срочно меняли курс, уклоняясь от опасного места.
Жителям островов Силли, расположенных рядом со скалами, волчий вой был совсем ни к чему. Он «отпугивал» верную добычу. Ведь по законам существовавшего тогда «берегового права», содержимое разбившихся на скалах судов принадлежало им. Собравшись на совет, старейшины постановили: «заткнуть волку пасть». Рыбаки завалили камнями грот, и вой прекратился. Не прошло и трех месяцев, как на скалах Вулф-Рок в тумане разбился корабль, а вскоре еще, потом еще...
Бристольские купцы, владельцы кораблей, не желая терпеть убытки, решили «оживить» волка. По их заказу лондонские мастера изготовили из медных листов статую огромного волка с открытой пастью. Конструкция предполагала, что ветер, проходя между челюстями медного зверя, будет издавать утробный звук, слышимый на многие мили в округе. Подготовленную к сборке статую по фрагментам доставили на скалы Вулф-Рока. Но в одну из штормовых ночей отчаянные островитяне подошли на вельботе к скале и побросали все заготовки в море. Кораблекрушения продолжались...
К середине XIX века вопрос о частых кораблекрушениях у берегов Силли и Вулф-Рока стал настолько серьезным, что обсуждался в Палате общин Британского парламента. Тот обязал «Trinity-House» построить на западной оконечности островов, на скале Бишоп-Рок, маяк.
Жители островов пришли в ярость и стали жаловаться премьер-министру, что парламент «отнимает у них божью благодать». Однако их стенания остались без внимания. Маяк на скале Бишоп-Рок был построен. Но, к радости островитян, башня оказалась недолговечной. Первым же штормом ее разнесло в щепки. В 1858 году на скалах вновь возвели маяк, теперь уже каменный, высотой 33 метра. Огонь Вулф-Рока был виден за 16 миль. Через двадцать лет башню нарастили до сорока четырех метров, и дальность видимости огня увеличилась до 23 миль.
А в 1907 году во время сильного тумана два буксира на малой скорости вели за «усы» (швартовые концы, поданные с носа буксируемого судна на корму буксировщиков) элегантный новейший четырехмачтовый корабль «Жаклин». Услышав туманную сирену Вулф-Рока, один из буксиров осторожно стал уклоняться влево, а другой с той же предосторожностью вправо. Неожиданный удар сотряс башню. Перепуганные смотрители выскочили на галерею и увидели прямо перед собой развороченный нос красавца-корабля...
После этой, самой невероятной, морской катастрофы, маяки оснастили ещё и колоколами. Однако вскоре стало ясно, что при сильном шторме звук колокола почти не слышен, и это новшество не повысило безопасность мореплавания. Морские катастрофы у маяков продолжались...