Из поучений схиигумена Саввы (Остапенко)

 

Законы роста в душе человека

Влияние среды: передача чувств и подражание

«Будьте подражателями мне, как я Христу».

«Спасайтесь от рода сего развращенного».

Деян. 2, 40.

При отношениях человека с другими людьми имеет место закон взаимного влияния – передача чувств, как бы взаимного «резонанса», т. е. пробуждения в человеке того душевного переживания, которое он чувствует в другом.

Закон этот сильно проявляется у родственных по духу душ.

Сильна способность восприятия положительных эмоций у мягких сердцем, легковосприимчивых, нежных душ и слаба у душ с «черствым сердцем».

На основе этого закона возникают чувства ответной любви, жалости, сочувствия, сострадания.

Эта восприимчивость положительных эмоций особенно обострена у душ, исполненных Христовой любви.

Поэтому окружающая нас среда имеет для нас очень большое значение: она формирует нашу психику.

Соломон пишет: «Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми – развратится».

Прп. Исаак Сириянин писал: «Лучше жить со зверями, чем с людьми худого поведения».

Основной закон духовного совершенства – окружение себя обстановкой возвышающей, а не принижающей уровень души.

Св. отцы говорили: «С преподобными – преподобен будешь, а со строптивыми – развратишься».

Ст. Амвросий: «Когда дикая лошадь присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, тогда и сама пойдет в ряд. Так и человек», – добавляет старец.

Важным условием для подражания является взаимная связь душ через любовь, симпатию и доверие.

Особенно сильное подражание себе могут вызвать люди с сильной, целеустремленной волей и яркой индивидуальностью, а для христиан – подвижники, старцы, проповедники, духовные отцы и все праведники.

Св. отцы советуют теснейшее сближение с людьми, у которых просвещенные души.

Преподобный Иосиф Волоколамский говорит: «Следуй ему во всём, внимай словам его, делай приятное ему. Если ты нашел такого человека, будь покоен: ты нашел ключ к Царству Небесному».

По словам архиеп. Антония, «та духовная сила, которая войдет в нас при общении со старцами, просветит и примирит нас с жизнью... будет заключаться не столько в самом содержании ответа (на наши вопросы), сколько в том обстоятельстве, что светящаяся в облике и речи душа старца перельется в нашу душу, и мы ощутим в себе совершенно новое, дотоле нам неведомое содержание».

Схиархим. Софроний оговаривается: «Со святыми жить не всегда легко».

Никакой святой не может освободить от необходимости личной борьбы с живущим в нас грехом. Освободить нас от труда и подвига он не может. И потому святой может показаться жестоким.

Ап. Павел пишет: «Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы». Или: «Какое общение праведности с беззаконием?» Что общего у света с тьмою? Какая совместимость храма Божия с идолами?

Господь говорит: «И потому выйдите из среды их и отделитесь – и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас».

Ап. Павел: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно»; и далее: «Если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его».

Ап. Павел: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или злоречивым: с такими даже и не есть вместе. Итак, извергайте развращенного из среды вашей».

Симеон Новый Богослов: «Мертв для святых мир и люди мира».

Старец Силуан: «Когда духовный человек встречается с недуховным, то обоим скучно и тяжело им общение».

Привычки

«Бойся плохих привычек больше, чем врагов».

«Привычка есть вторая натура» – это глубокая истина. Привычка создает святых, но привычка же создает и осужденных на вечную муку.

Закон привычки – это закон духовной инерции.

Прочная привычка – это большая сила, которая легко преодолевает препятствия.

При наличии прочных привычек действия человеком совершаются очень легко, автоматически – без затраты волевых усилий.

Поэтому хорошая привычка есть скопленный духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь.

И, наоборот, скверная привычка – это яд в крови, который постепенно отравляет человеческую жизнь.

Если привыкнешь ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают, а если привыкнешь к добру, то Бог в том содействует Своею благодатью.

Если привыкнешь постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви.

Если привыкнешь давать милостыню, быть послушным, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь всегда делать и в этом найдешь ты покой в Боге.

Древние греки говорили: «Самая большая победа – это победа над самим собой». Для христианина она вполне возможна. Но начинать надо с усиленной о том молитвы.

Главное условие успеха – «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». Залог успеха в Божией помощи достигается усиленной молитвой.

Душе христианина не полезно богатство. Усиленный труд развивает отвращение к безделью. Скудность в пище развивает воздержание, низкое положение в обществе способствует скромности.

Испытанием, скудостью Господь Сам помогает нам в развитии в нас добрых привычек.

Пост служит к закалке нашего духа. Рост духовного организма происходит постепенно и медленно, как рост организма животного мира.

Исаак Сириянин: «Если привычка потребует чего однажды и требование не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой».

Итак, в развитии своих добрых привычек нельзя рассчитывать на внезапность перемены, но при постоянных усилиях в преодолении трудности поставленных задач привычки развиваются постепенно.

Цепь добрых привычек – это ограда нашего духа, стены крепости. Прорыв в одном месте – уже передает город неприятелю. Так, одна привычка, например, невоздержанность в осуждении, лишает христианина духовной устроенности – способствования в нем Духа Святого.

Какие привычки развить прежде всего?

1. Привыкнуть выполнять молитву тщательно, неторопливо, с наивысшим вниманием.

2. Приучить себя к постоянной – в течение всего дня – молитве.

3. Молитву утреннюю почитать самым важным делом дня.

В отношении к ближним приучить себя:

1. К тщательному сбережению своего мирного состояния духа, имея отвращение к спорам, раздражению, ссорам, упрекам, укорам и т. п.

2. К предпочтению воли ближнего, а не своей.

3. По возможности, к исполнению всех просьб ближнего, не противоречащих совести или интересам других, ставя целью успокоение духа ближних.

4. Посетителей принимать как посланных от Бога, оказывая им гостеприимство, радушие и помощь.

В отношении слова приучить себя:

1. К скудости слов, т. е. не говорить ничего лишнего и ненужного, не празднословить.

2. Иметь отвращение ко лжи и осуждению других.

3. В основе всех слов иметь любовь к поддержанию в других бодрости духа.

4. К частому произношению слов: «прости», «благодарю», «пожалуйста».

В делах приучить себя:

1. Проверять себя перед
всяким делом: можно ли получить на него благословение Господне.

2. К неторопливому, тщательному и своевременному выполнению всех дел.

3. Не быть ни одной минуты в праздности.

4. Приучить себя к возможно более раннему подъему с постели, сразу вставая с нее.

В отношении пищи приучить себя:

1. Принимать пищу только в определенное время.

2. Есть и пить мерою без пресыщения.

3. Принимать пищу с молитвою и благодарением, как дар Божий.

В области мышления приучить себя не дозволять мыслей маловерия, неприязни, осуждения.

Закоснение

«Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший».

Верующих людей можно подразделить на две категории:

1. Людей, имеющих веру, но мертвых по духу: у них вера без дел. Они самонадеянны.

2. Истинные христиане, живые члены Церкви, исполняющие заповеди Христа, любящие Бога, ближнего и творящие дела милосердия.

Этих христиан можно разделить на две категории:

а) растущих духовно,

б) находящихся в состоянии «закоснения».

Остановившийся рост в духовном отношении – это признак духовного неблагополучия или духовного умирания.

Св. отцы говорят: «Одна душа, ищущая совершенства, в глазах Господа дороже тысячи душ, не стремящихся к преображению своего сердца».

Поэтому для христианской души очень опасна остановка на пути совершенствования. Самоуверенность и довольство своими поступками происходят от неведения своей души, что очень опасно, т. к. это ведет к закоренелости.

Игумен Иоанн пишет: «Пусть в шествии христианина на гору Божию не смущают его «оступки» и «падения».

Хорошо иметь мудрых духовных руководителей.