Законы роста в душе человека
Влияние среды: передача чувств и подражание
«Будьте подражателями мне, как я Христу».
«Спасайтесь от рода сего развращенного».
Деян. 2, 40.
При отношениях человека с другими людьми имеет место закон взаимного влияния – передача чувств, как бы взаимного «резонанса», т. е. пробуждения в человеке того душевного переживания, которое он чувствует в другом.
Закон этот сильно проявляется у родственных по духу душ.
Сильна способность восприятия положительных эмоций у мягких сердцем, легковосприимчивых, нежных душ и слаба у душ с «черствым сердцем».
На основе этого закона возникают чувства ответной любви, жалости, сочувствия, сострадания.
Эта восприимчивость положительных эмоций особенно обострена у душ, исполненных Христовой любви.
Поэтому окружающая нас среда имеет для нас очень большое значение: она формирует нашу психику.
Соломон пишет: «Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми – развратится».
Прп. Исаак Сириянин писал: «Лучше жить со зверями, чем с людьми худого поведения».
Основной закон духовного совершенства – окружение себя обстановкой возвышающей, а не принижающей уровень души.
Св. отцы говорили: «С преподобными – преподобен будешь, а со строптивыми – развратишься».
Ст. Амвросий: «Когда дикая лошадь присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, тогда и сама пойдет в ряд. Так и человек», – добавляет старец.
Важным условием для подражания является взаимная связь душ через любовь, симпатию и доверие.
Особенно сильное подражание себе могут вызвать люди с сильной, целеустремленной волей и яркой индивидуальностью, а для христиан – подвижники, старцы, проповедники, духовные отцы и все праведники.
Св. отцы советуют теснейшее сближение с людьми, у которых просвещенные души.
Преподобный Иосиф Волоколамский говорит: «Следуй ему во всём, внимай словам его, делай приятное ему. Если ты нашел такого человека, будь покоен: ты нашел ключ к Царству Небесному».
По словам архиеп. Антония, «та духовная сила, которая войдет в нас при общении со старцами, просветит и примирит нас с жизнью... будет заключаться не столько в самом содержании ответа (на наши вопросы), сколько в том обстоятельстве, что светящаяся в облике и речи душа старца перельется в нашу душу, и мы ощутим в себе совершенно новое, дотоле нам неведомое содержание».
Схиархим. Софроний оговаривается: «Со святыми жить не всегда легко».
Никакой святой не может освободить от необходимости личной борьбы с живущим в нас грехом. Освободить нас от труда и подвига он не может. И потому святой может показаться жестоким.
Ап. Павел пишет: «Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы». Или: «Какое общение праведности с беззаконием?» Что общего у света с тьмою? Какая совместимость храма Божия с идолами?
Господь говорит: «И потому выйдите из среды их и отделитесь – и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас».
Ап. Павел: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно»; и далее: «Если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его».
Ап. Павел: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или злоречивым: с такими даже и не есть вместе. Итак, извергайте развращенного из среды вашей».
Симеон Новый Богослов: «Мертв для святых мир и люди мира».
Старец Силуан: «Когда духовный человек встречается с недуховным, то обоим скучно и тяжело им общение».
Привычки
«Бойся плохих привычек больше, чем врагов».
«Привычка есть вторая натура» – это глубокая истина. Привычка создает святых, но привычка же создает и осужденных на вечную муку.
Закон привычки – это закон духовной инерции.
Прочная привычка – это большая сила, которая легко преодолевает препятствия.
При наличии прочных привычек действия человеком совершаются очень легко, автоматически – без затраты волевых усилий.
Поэтому хорошая привычка есть скопленный духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь.
И, наоборот, скверная привычка – это яд в крови, который постепенно отравляет человеческую жизнь.
Если привыкнешь ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают, а если привыкнешь к добру, то Бог в том содействует Своею благодатью.
Если привыкнешь постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви.
Если привыкнешь давать милостыню, быть послушным, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь всегда делать и в этом найдешь ты покой в Боге.
Древние греки говорили: «Самая большая победа – это победа над самим собой». Для христианина она вполне возможна. Но начинать надо с усиленной о том молитвы.
Главное условие успеха – «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». Залог успеха в Божией помощи достигается усиленной молитвой.
Душе христианина не полезно богатство. Усиленный труд развивает отвращение к безделью. Скудность в пище развивает воздержание, низкое положение в обществе способствует скромности.
Испытанием, скудостью Господь Сам помогает нам в развитии в нас добрых привычек.
Пост служит к закалке нашего духа. Рост духовного организма происходит постепенно и медленно, как рост организма животного мира.
Исаак Сириянин: «Если привычка потребует чего однажды и требование не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой».
Итак, в развитии своих добрых привычек нельзя рассчитывать на внезапность перемены, но при постоянных усилиях в преодолении трудности поставленных задач привычки развиваются постепенно.
Цепь добрых привычек – это ограда нашего духа, стены крепости. Прорыв в одном месте – уже передает город неприятелю. Так, одна привычка, например, невоздержанность в осуждении, лишает христианина духовной устроенности – способствования в нем Духа Святого.
Какие привычки развить прежде всего?
1. Привыкнуть выполнять молитву тщательно, неторопливо, с наивысшим вниманием.
2. Приучить себя к постоянной – в течение всего дня – молитве.
3. Молитву утреннюю почитать самым важным делом дня.
В отношении к ближним приучить себя:
1. К тщательному сбережению своего мирного состояния духа, имея отвращение к спорам, раздражению, ссорам, упрекам, укорам и т. п.
2. К предпочтению воли ближнего, а не своей.
3. По возможности, к исполнению всех просьб ближнего, не противоречащих совести или интересам других, ставя целью успокоение духа ближних.
4. Посетителей принимать как посланных от Бога, оказывая им гостеприимство, радушие и помощь.
В отношении слова приучить себя:
1. К скудости слов, т. е. не говорить ничего лишнего и ненужного, не празднословить.
2. Иметь отвращение ко лжи и осуждению других.
3. В основе всех слов иметь любовь к поддержанию в других бодрости духа.
4. К частому произношению слов: «прости», «благодарю», «пожалуйста».
В делах приучить себя:
1. Проверять себя перед
всяким делом: можно ли получить на него благословение Господне.
2. К неторопливому, тщательному и своевременному выполнению всех дел.
3. Не быть ни одной минуты в праздности.
4. Приучить себя к возможно более раннему подъему с постели, сразу вставая с нее.
В отношении пищи приучить себя:
1. Принимать пищу только в определенное время.
2. Есть и пить мерою без пресыщения.
3. Принимать пищу с молитвою и благодарением, как дар Божий.
В области мышления приучить себя не дозволять мыслей маловерия, неприязни, осуждения.
Закоснение
«Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший».
Верующих людей можно подразделить на две категории:
1. Людей, имеющих веру, но мертвых по духу: у них вера без дел. Они самонадеянны.
2. Истинные христиане, живые члены Церкви, исполняющие заповеди Христа, любящие Бога, ближнего и творящие дела милосердия.
Этих христиан можно разделить на две категории:
а) растущих духовно,
б) находящихся в состоянии «закоснения».
Остановившийся рост в духовном отношении – это признак духовного неблагополучия или духовного умирания.
Св. отцы говорят: «Одна душа, ищущая совершенства, в глазах Господа дороже тысячи душ, не стремящихся к преображению своего сердца».
Поэтому для христианской души очень опасна остановка на пути совершенствования. Самоуверенность и довольство своими поступками происходят от неведения своей души, что очень опасно, т. к. это ведет к закоренелости.
Игумен Иоанн пишет: «Пусть в шествии христианина на гору Божию не смущают его «оступки» и «падения».
Хорошо иметь мудрых духовных руководителей.