В прошлом году мы уже публиковали исследование бакалавра богословия, врача и психотерапевта К.В.Зорина «Вино блуда» о последствиях «свободной любви». Материал вызвал большой интерес у наших читателей. Мы хотим продолжить знакомство с работами Константина Вячеславовича и предлагаем его новые исследования в области взаимосвязи медицины и нравственности.
Постепенное разрушение человеческой души, душевности у наших близких или дальних предков может нам передаваться наследственно и вдруг разразиться болезнью. Но я хочу сказать с совершенной убежденностью: никакую болезнь нельзя приписывать только греховности, своей или своих предков. Разумеется, все неладное, что совершается на земле, происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая-либо другая болезнь непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает, и не так редко, что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению.
Митрополит Антоний Сурожский
Бремя наследственности:гены предков и пороки потомков
Однажды к замечательному подвижнику нашей эпохи, старцу Паисию Святогорцу пришел взволнованный юноша, который никак не мог совладать с собой. Выяснилось, что один неопытный духовник вместо дельного совета все проблемы и невзгоды юноши «списал» на его злополучные гены. От безысходности молодой человек впал в отчаяние1.
Старец Паисий сетовал, что люди иногда мучаются помыслом, будто они обременены тяжелой наследственностью. Вернее, демон приносит им такую мысль, желая устрашить, заморочить голову и без серьезных поводов вывести из строя. «Да хотя бы в человеке действительно было что-то наследственное, – уверял старец, – перед благодатью Божией не может устоять ничего»2.
Однако афонский подвижник нисколько не отрицал и не принижал роль генов. «Каждого Бог наделил дарованием, необходимым для того, чтобы получить пользу, независимо от того, использует человек это дарование во благо или нет, – указывал он. – Если человек использует дарованное ему с пользой, то он достигнет совершенства. Наши недостатки – приобретены ли они от собственной невнимательности либо унаследованы от наших родителей – это тоже наша собственность. Каждый из нас должен совершать соответствующую борьбу для того, чтобы от этих недостатков освободиться (курсив. – К. З.)»3.О взаимовлиянии наследственности и духовности пишет духовник Псково-Печерской обители, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он предупреждает обратившуюся к нему за советом женщину о духовных и медицинских осложнениях после искусственного аборта: «Детоубийство – грех смертный. Последствия его отразятся в первую очередь на Вашей душе, а потом и на тех детях, которых Вы уже родили. Они будут в жизни мучиться и Вам воздадут за загубленного братика таким горем, что и не пережить Вам будет. Вот и выбирайте»4.В другом своем письме благодатный старец утешает разбитое горем сердце матери, которая родила психически ненормального ребенка. «В моей власти, – отвечает он, – только молитва о всех скорбящих. А еще я посоветовал бы Вам посмотреть на все происходящее с Вами с духовной точки зрения. Ведь если бы не болезнь сына, Вы продолжали бы «веселиться» в жизни, не ведая, что стремительно летите в бездну. И второй немало-важный момент: болезнь сына – епитимия1 за тех, кто по Вашему произволению не увидел света. А раз епитимия, то за перенесенные Вами страдания последует и прощение. Покрывало же безумия душе сына не повредит. И те, кто говорит Вам о его светлой душе, говорят правду»2.
Старец благословил отдать несчастного ребенка в специальную больницу-интернат и причащать его там. «Другого выхода нет. Ведь если он в своем безумии причинит кому-нибудь увечье, то Вы – не он, а Вы – истаете в горе. Умудри Вас Бог и укрепи!»3Страдания потомков не всегда обусловлены нераскаян-ными злодеяниями предков. Возьмем, например, гемофилию – «болезнь венценосных монархов». Короли – люди из плоти и крови. Чтобы преодолеть династические препятствия и сохранить право на трон, им зачастую приходилось выбирать супруга или супругу из узкого круга самых именитых особ. Так при зачатии к младенцу и попадали дефектные гены, препятствующие нормальной свертываемости крови. Даже при незначительной травме у такого больного возникает опасное кровоизлияние во внутренние органы и суставы. Нередко это губило жизнь или сокращало годы знатнейших представителей европейских дворов. Роковая мутация не обошла стороной принца Леопольда, сына английской королевы Виктории, и цесаревича Алексея, наследника русского престола.Несмотря на то, что причины гемофилии изучены достаточно хорошо, она и по сей день неизлечима. Болезнь поражает почти исключительно мужчин. Женщины выступают носителями дефектных генов. Это доказывает, что далеко не каждый наслед-ственный недуг служит расплатой за ошибки прежних поколений. Но, безусловно, любой генетиче-ский изъян побуждает нас серьезно задуматься о своих корнях, о духовной ответственности за наших усопших и здравствующих родных и близких.
Как видим, наследственность и духовность нужно рассматривать в единой связи. А такая связь гораздо сложнее и крепче, чем кажется на первый взгляд. Для того, чтобы лучше уяснить ее, надо хорошо понимать закономерности духовной, душевной и телесной природы человека, причины его страданий и способы их врачевания.Мы не являемся только духовными, только душевными или только физическими существами. По меткому выражению митрополита Антония Сурожского, «полнота человека – не в его духе или его душе, а в его духовно-душевном единстве с телом. В этом отношении наше тело бесконечно более значительно и обладает бесконечно большими возможностями, чем мы обычно думаем»1. Поэтому при анализе духовной и психологической сферы человека необходимо учитывать его биологическую сторону, а при изучении функций организма – его психологию и духовность. Кроме того, симптомы болезней нужно уметь отличать от признаков нравственной испорченности. Не секрет, что мы буквально сотканы из противоречий. Радость и печаль, злоба и нежность, вдохновение и апатия, жажда наживы и укоры совести – всё переплетено в тугой узел. Вспомним, к примеру, царя Иоанна Грозного – жестокого тирана и одновременно смиренного богомольца, при котором Россия одержала громкие победы и перенесла тяжкие потрясения. Кто разберется, что и чем было обусловлено в его личности?
Истоки многих наших жизненных перипетий, болезней и нервных срывов коренятся в сокровенных тайниках духа, в «недрах сердца», в неосознанных поступках, в унаследованных склонностях и приобретенных привычках. Роль генетики здесь не переоценить.Влияние генов и окружающей среды на поведение людей изучает сравнительно новое научное направление – генетика личности. Собрано множество фактов, в том числе очень интересных и спорных. Их еще предстоит критически проанализировать. Так, в одном из обзоров знаменитого на весь мир журнала «Science» в значительной мере генетически обусловленными считают даже политические предпочтения, музыкальные вкусы и желаемый вид отпуска2.
Это, конечно, не означает, что существует некий ген «предпочтения рок-музыки» или ген «отпуска в Альпах». И все же подросток, фанатеющий под тяжелый рок, вряд ли будет столь же ценить старинные церковные песнопения. Равно и степенный профессор, разделяющий консервативные убеждения, не пойдет крушить все подряд после разгромного проигрыша своей любимой футбольной команды.Вполне понятно: скажутся возраст, воспитание, образование, репутация, менталитет, общая культура личности и... генетические предпосылки. Целиком исключать значение последних было бы ошибочно. Ведь уже сейчас доказано, что гены прямо или косвенно воздействуют на ряд наших психических функций и психологических черт. Среди них – степень активности, замкнутости, тревожности, агрессивности, сексуальности. У юноши и человека средних лет эти характеристики, безусловно, различаются.Нелегко ответить на вопрос, как именно гены, телосложение и вообще развитие организма влияют на особенности психики и личности. Гены могут быть связаны со страстями и смертными грехами посредством физиологии организма – через жизнедеятельность клеток и тканей. Воздействие наследственности зависит от воли Божией, козней демонов, природной среды, социального окружения, воспитания и, разумеется, от личных усилий человека. Дело не в том, что генетические факторы сами по себе маловажны или не имеют самостоятельного значения. Де-ло в том, что наше поведение и благополучие, состояние здоровья и внутреннего мира определяются не одной генетикой. Гены – это фундамент ор-ганизма. На нем, сообразуясь с замыслом Творца или игнорируя его, человек сам формирует свою личность. А на зыбкой почве строить нелепо и опасно...Итак, посмотрим на взаимоотношения наследственности и духовности в свете православного вероучения и достижений современной науки.
Глава I
«Родословная» греха
Размышляя о судьбах человеческих, святитель Николай Сербский указывает: «От Адама до наших дней в красной реке крови кроется черная струя греха. В крови кроется грех, из крови передается грех, через кровь наследуется грех от Адама до наших дней»1. Диагноз горький, но правдивый. С православной точки зрения, все мы – дети Адама и Евы – являемся без вины виноватыми. Лично никто из нас в раю не согрешил, однако все мы причастны к первородному греху. Он есть нарушение божественного закона и заболевание души, отпадшей от боже-ственной благодати.Первородный грех – это наследственная порча или, по слову преподобного Максима Исповедника, страстность, тленность и смертность2. Анализируя тексты преподоб-ного, исследователи приходят к выводу, что первородный грех есть некий врожденный механизм – склонность человека искать не Бога, а чувственное удовольствие1.
«Восточная Православная Церковь под первородным грехом всегда понимала то «семя тли», ту наследственную порчу и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама... Зачатие и рождение – канал, по которому передается праро-дительская порча»2.«...Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», – покаянно взывает к Богу пророк Давид (Пс. 50, 7). А апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с преступлением Адама: «...Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12).
«Адам приведен был к смерти, и тогда осуждение перешло на всех людей, так как страсть переходила как бы от корня на ветви... Адам в силу положенного на него проклятья, как бы некое наследство, естественно переходящее, распространил на весь род», – учит святитель Кирилл Александрийский3.Автор известных «Очерков православного догматического богословия», протоиерей Николай Малиновский отождествляет «наследственный грех в потомках Адама» с «греховным состоянием природы, наслед-ственной греховной порчей». Вот почему родители могут передавать своим детям, внукам, правнукам и по цепочке поколений дальше определенные порочные склонности, телесные недостатки и предрасположенность к болезням4.
«Потомки Адама, – заключает протоиерей Николай, – наследуя зараженную грехом природу, приумножают наследственную греховность своими личными грехами, а потому естественно терпят наказание за грех, осужденный в Адаме, как в родоначальнике»5.
Наследственная порча поразила несчастный род людской и расползается по нему, словно раковая опухоль1. Добро в человеке смешалось со злом и перестало быть истинным добром подобно тому, как вкусная и полезная пища под действием яда становится отравой. «Всякий рождается на свет поврежденным, с самостью или семенем всех страстей, – отмечает святитель Феофан Затворник. – Что у одного это семя развивается преимущественно одной стороной, у другого – другой, это прежде всего зависит от темперамента, принимаемого от родителей, далее от воспитания, больше же всего от подражания, которое питается предлежа-щими примерами, обычаями, обращением и сообществом. Как дерево молодое, человек среди сих обстоятельств невольно склоняется в какую-либо сторону, а потом, вступив на путь жизни и действуя в том же направлении, утверждается в нем привычкой, которая становится второй, как говорят, природой»2.
С тех пор, как Адам захотел поставить в центр мироздания себя, а не Бога, главным намерением нашего сердца стал эгоизм. В основе самолюбия (точнее себялюбия) лежит поиск наслаждения, стремление к удовольствию или, по мысли преподобного Максима Исповедника, «страстная привязанность к телу»3.Недаром апостол Павел увещевает нас «вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти... Попечения о плоти не превращайте в похоти... Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Предел невежества и ожесточения сердца – «делать всякую нечистоту с ненасытимостью» (см.: Рим. 13, 13–14; Гал. 5, 16; Еф. 4, 18–19).
Труды современных авторов раскрывают новые грани древних богословских прозрений. Так, английский ученый Ричард Докинз в своей популярной книге «Эгоистичный ген» называет человека биологически поврежденным существом, которое печется лишь о собственных интересах. «Генетический эгоизм» настраивает нас только на два вида жертвенного (вернее, побуждающего к са-мопожертвованию) поведения: защиту рода и поиск взаимной выгоды. Бескорыстная, самозабвенная любовь к детям – это родительский инстинкт, ядро чувства материнства и чувства отцовства4.
Тормозом биологической склонности к эгоизму являются, по замыслу Божию, библейская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39) и иные христианские предписания. Призывая нас подчинять личные интересы требованиям нравственности и нормам общества, они способствуют духовному росту человека и выживанию человечества в целом. В этом плане христианские принципы помогают сдерживать и даже преодолевать природный эгоизм людей.
Опираясь на результаты полученных данных, Р. Докинз обращается к читателям с весьма характерным призывом: «Давайте стараться учиться великодушию и альтруизму, потому что мы от природы эгоистичны. Давайте поймем, на что нас толкают эгоистичные гены, поскольку тогда мы сможем, по крайней мере, уменьшить их воздействие, что невозможно никакому биологическому виду, кроме человека»1.
Штутгартский психоаналитик Петер Куттер считает базисом, общим знаменателем всех страстей жадность, а, по сути, – тот же эгоизм. О чем бы мы ни мечтали – об изысканных кушаньях и напитках, об интимной близости, о богатстве, о власти, о славе – обычно глубинный мотив всех желаний есть жадность. Согласно П.Куттеру, это – потребность обязательно получить желаемое, чтобы испытать удовлетворение. Иначе мы чувствуем себя внутренне опустошенными и обездоленными2.
Высказывания Р.Докинза и П.Куттера служат блестящим научным комментарием к прозорливым словам апостола Иакова: «Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите; просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 1–3).
Итак, себялюбие – семя греха – посеяно в нас издревле. Как плевел, оно постепенно растет и подталкивает человека на любое беззаконие.Святые отцы установили генетическую связь и порядок возникновения страстей. Прежде всего выделяются три родовые страсти – «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16) или: саможаление, своеволие и славолюбие. Три основные страсти порождают восемь производных – чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость (гордыню). Как звенья единой цепи, первое звено тянет за собой прочие. Лишь тщеславие и гордыня стоят особняком как вполне самодостаточные пороки.Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин полагает, что «чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние соединены между собой особым неким сродством, по коему излишество предыдущей дает начало последующей... Потому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ними от последующих к предыдущим... Чтобы победить уныние, сначала надобно подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную страсть; чтобы подавить эту похоть, должно обуздать чревоугодие»1.
Все страсти разделяются также на плотские (телесные) и духовные (душевные). Плотские – это чревоугодие и любодеяние, ибо они коренятся в биологических потребностях и инстинктах. Порой очень трудно четко разграничить их физиологические и психологические элементы. Однако человек сам решает, поддаться на искушение или нет.Остальные шесть страстей – духовные. Они совершаются без всякого содействия тела. «Происходя по склонности одной души, они не только не доставляют никакого удовольствия плоти, но еще поражают ее тяжким недугом и питают только больную душу пищею жалкого услаждения»2.
«Некоторые из страстей, родившись в душе, переходят в тело, а некоторые наоборот», – наставляет преподобный Иоанн Лествичник3. Действительно, определенные виды гнева, мирской печали и уныния возникают от внутренних причин, включая нарушения нервной системы и гормонального фона (см. гл. VII – IX).
Ряд грехов, переходя в порочное состояние духа и ожесточая сердце нераскаянностью, признаются наиболее тяжелыми. Они вопиют к небу об отмщении. «Грехом к смерти» (1 Ин. 5, 16) являются хула на Святого Духа (Мф. 12, 31–32), сознательное и решительное отречение от христианской веры, особенно от веры в воплощение Сына Божия (1 Ин. 4, 3; Евр. 10, 26–31), человеконенавистничество (1 Ин. 3, 15), лишение работников вполне заслуженной ими платы (Иак. 5, 1–5), дерзкие оскорбления и побои родителей (Мф. 15, 4).Особо тяжкие, закоренелые страсти ведут душу к вечной погибели и потому называются смертными грехами1. По святоотеческой традиции, смертных грехов семь:- гордыня до самообожания (самообожествление, культ собственного «я»);- иудина жадность к деньгам (любостяжание, лихоимство, ростовщичество и т. д.);- черная зависть (скорбь при благополучии ближнего, вражда к преуспевающим людям, клевета на них и т. п.);- безграничное плотоугодие (пресыщение, пьянство и пр.);- неистовый разврат (блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, мужеложство и т. д.);- крайняя жестокость (мстительность, злоба и ненависть вплоть до намеренного убийства, особенно детоубийства и убийства родителей);- духовная беспечность (нерадение о спасении души, леность, праздность, отчаяние, самоубийство)2.
Причины страстей весьма разнообразны. Но условно их можно разбить на три большие группы – вожделения плоти, соблазны окружающей обстановки и ухищрения демонов. «...Человецы плоть носяще, и в мире живуще, от диавола прельстишася», – слышим мы в священнической молитве перед Таинством исповеди3.
Рассмотрим подробнее эти духовные, социально-психологические и биологические факторы возникновения страстей.1. По учению святых отцов, каждой страсти соответствует свой бес4. «Не знаете ли людей, которые всегда лгут, без конца лгут, ни слова правды не говорят! – восклицает выдающийся врач, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). – Разве не одержимы они нечистым духом лжи, силой того, кого Господь назвал отцом лжи, – диавола? А когда видите неистово развратную блудницу, разве не скажете тогда, что она одержима бесом блуда? Те разбойники, бандиты, которые убивают десятки людей с целью грабежа, которые способны зарезать грудного ребенка, разве эти люди не одержимы бесами кровожадности, бесами убийства, бесами насилия? Это всё бесноватые: их много-много среди нас.А мы сами далеки ли от них? Нет, не далеки. Все мы заражены гордостью, честолюбием, тщеславием, завистью. А это что? Это тоже одержимость бесами гордости, честолюбия, зависти»1.2. «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). Эта цитата из послания апостола Павла показывает, что аморальность способна разложить твердые нравственные устои общества. Принцип таков: «Малая закваска квасит все тесто» (1 Кор. 5, 6). Или, как гласит русская пословица, «ложка дегтя портит бочку меда». Растлевающее влияние внешнего мира настолько велико, что оно в силах раздавить даже самого зрелого и стойкого человека. Пропаганда насилия, разврата и наживы губит миллионы душ, и жизнь убеждает нас в этом постоянно.Огромную отрицательную роль играет неправильное воспитание. Ребенок, как губка, впитывает в себя порочные навыки своих родителей или опекунов. Подчас незаметно для себя и близких он приучается переедать, без разбора смотреть телевизор, скандалить по поводу и без повода, непременно добиваться своего и т. д.3. Нередко пружина греха кроется в физиологии: в нормальных биологических влечениях и инстинктах, в «беспорочных, естественных страстях» (голоде, жажде, сне и т. п.). Когда склонность к чему-либо слишком мощная, она выходит из-под контроля сознания, за-хватывает его в свою власть и буквально опутывает человека. Тогда потребность, уже извращенная грехом, живет внутри нас как бы независимой, самостоятельной, автономной жизнью. Вероятно, это и есть один из признаков особой «души» греха, о которой упоминает преподобный Макарий Великий и которую, по его толкованию, Господь велит нам возненавидеть (Лк. 14, 2 и Ин. 12, 25)2.
«Если склонность делает насилие потребности, заковывая ее в определенную форму, и ее искажает или дает ей неверное, неестественное направление, – пишет святитель Феофан Затворник, – то... потребности и природа находятся в насильственном порабощении»3.
Возбуждая генетический аппарат, нервную систему и железы внутренней секреции, грех требует, подчас принуждает нас к такой деятельности или поведению, которые не отвечают реальному запросу организма. Например, вместо сбалансированного рациона толкает к перееданию. Так физиологическое влечение к пище вырождается в один из видов чревоугодия, и мы из «хозяев» становимся «рабами», внутренне несвободными и нездоровыми людьми (см. гл. IV).Наивно думать, будто три указанные причины – духовная, социально-психологическая и биологическая – действуют строго по очереди и возбуждают страсти по порядку. Зачастую все факторы давят на нас в совокупности, с утроенной мощью. Когда человек попадает в омут, всё влечет его вниз: и воронка воды, и внутренний шок, и собственный вес, и земное притяжение...
По мнению аввы Евагрия, если демону не удается рассеять наше внимание на молитве, он «принуждает телесный темперамент произвести некое чуждое представление» в уме. Бесы прикасаются к определенным зонам головного мозга и тем провоцируют людей на неблаговидные поступки1. Говоря научным языком, темная сила воздействует на процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.«Такова хитрость у лукавых бесов, – предостерегает преподобный Паисий (Величковский), – они постоянно заняты нами; как сторожа, подмечают наши наклонности и пожелания... Какую страсть замечают в нас, к тому нас и побуждают, такие и расставляют нам сети... Бесы ищут в нас повода, потому что чрез свою наклонность и пожелание мы скорее запутаемся»2. По мысли старца Паисия Святогорца, чувствительного и нервного от природы человека демон хочет сделать еще более раздражительным, жестокосердного – еще более не-обузданным и грубым, «и пьяному внушает не оставлять вина, но пить еще больше»3.
К счастью, Господь никогда не попускает чрезмерных искушений и дозирует их время. Иначе никто не смог бы устоять в духовной брани. Творец сострадает нашим немощам и учитывает, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8, 21).«Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи, – благовествует Библия. – Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи» (Прем. 11, 27 и 12, 2). Давая место покаянию и милуя нечестивых, Бог тем не менее ведает, что «племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится во веки (курсив. – К. З.). Ибо семя их было проклятое от начала...» (Прем. 12, 10–11).По мысли блаженного Феофилакта Болгарского, в результате грехопадения Адама человеческая плоть сделалась «сподручной греху». Но это не ее вина. Наклонность души к худшему дает греху свободу действовать. «Если разбойник займет дворец, то дворец не виновен в том. Так и здесь: если в членах моих обитает грех, то плоть – не зло, ибо она изнасилована»1.
«Факты и наблюдения свидетельствуют о возрастании греховности падшей природы и о связи развития греха с генетическими предрасположенностями, – заключает доктор богословия, протоиерей Влади-слав Свешников. – Во многих случаях склонность к той или иной страсти, несомненно, генетически обусловлена. Так, можно порой видеть совершенно одинаковые по типу проявления гнева в трех и более поколениях (у бабушки, матери и дочки)... Отвращение к греху того или иного рода также может быть связано с определенной природной предрасположенностью... К одним видам греха у разных личностей имеется очевидная врожденная склонность, к другим – очевидное природное отвращение»2. Подчеркнем, что наследственно передаются не сами страсти, а только предрасположенность к ним, пагубные склонности. «Природную склонность к падению под влиянием страстей, – утверждает святитель Иоанн Златоуст, – может побеждать ум, при содействии труда»3.Увы, наследственный эгоизм – очень живучий и плодовитый сорняк. Кочуя из поколения в поколение, он производит в нас плевелы порочных страстей. Это, хотя и ущемляет нашу свободу, но не парализует ее полностью. Вот почему мы несем ответственность за свое поведение и должны бороться с унаследованными и приобретенными пороками. Вот почему в наших душах ежедневно разгораются разные внутренние конфликты: между «хочу» и «нельзя», между «не хочу» и «надо».
Глава II
Свобода – это длина цепи?
Потеряв вследствие грехопадения взаимную точку опоры, все части человеческой природы – дух, душа и тело – перестали получать и взаимную друг от друга помощь. Райская гармония разума, чувства и воли распалась, и внутри нас воцарился хаос. Мы буквально разрываемся от постоянной сумятицы и перенапряжения. Грех приковывает душу к себе. Ее освобождает истина, но порабощает злой навык.Ведущую роль в поддержании накала внутриличностных конфликтов играет неразумная (бессознательная) сила души. От лица всех кающихся христиан апостол Павел вопиет: «Не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий ме-ня пленником закона греховного...» (Рим. 7, 19 – 23).
Весьма поэтично эта картина отражена в стихотворении «Раб греха»:
Опять живу не так, как надо,
Живу не так, как сам хочу.
Что ни творю – душа не рада,
Где нужно плакать – хохочу.
Хочу быть добрым – озлобляюсь.
Хочу быть трезвым – снова пью.
Хочу поститься – объедаюсь.
Хочу петь песни – слезы лью.
Хочу быть скромным – восхваляюсь.
Хочу быть щедрым, но скуплюсь.
Хочу трудиться – расслабляюсь.
Хочу быть верным – волочусь.
Хочу сдержаться, но болтаю.
Хочу бороться, но молчу.
Хочу гореть, но остываю.
Хочу, хочу, хочу, хочу...
Зачем живу не так, как надо?
И почему – не как хочу?
Свобода – крест, а не награда.
Добра хочу, а зло верчу.
И в паутине искушений
Не Божий раб, а раб греха,
Погряз я в жажде наслаждений,
Погибну я наверняка.
Но чью я волю выполняю,
Я, раб греха, коль не свою?
И пусть я беса проклинаю,
Ему служу всю жизнь мою1.
Каков же механизм пленения человека страстью? По учению святых отцов-аскетов, грех овладевает человеком не сразу2. Сначала приходит помысел – простая мысль на какую-либо тему. «Прилог» («приражение») к душе помысла сравним с ударом мяча о стену. Это – безгрешно, ибо мы не в силах контролировать вереницу мыслей, которые, словно мошкара, кружатся в сознании. «Сдружение» («сочетание») – следующий момент, когда мы схватываем определенную мысль, цепляемся за нее, ловим брошенный «мячик». Мы собеседуем с помыслом и еще способны отказаться от разговора с ним – выбросить его вон из головы.Если мысль греховна, а мы склоняемся на ее сторону, уступаем ее давлению, любуемся ею, то «сдружение» перерастает в «сложение» («сосложение»). Но лишь только мы внутренне согласились на помысел и перестали ему сопротивляться, он тотчас превращается из «невинного приятеля» в «жестокого деспота». «Пленение» есть полное соединение и порабощение ума греховным помыслом, «насильственное и невольное увлечение сердца», нарушающее душевный мир. Вырваться из «плена» стоит уже «борьбы» – огромных усилий по прорыву «блокады».Со временем порок становится навыком, укореняет-ся, вживляется и делается как бы неотъемлемым природ-ным свойством души. Это – страсть, заключительная фаза рабства греху. Она открывает просторную дорогу греховным деяниям, словам, мыслям и чувствам. Теперь страсть беспрепятственно понукает своей жертвой и играет с ней, как футболист с мячиком.А все начинается, казалось бы, с безобидных помыслов! Поэтому святые отцы советуют внимательно отслеживать их и сторожить себя, как кошка мышку. Отсечь лукавый помысел в зародыше достаточно легко. Это все равно, что удалить тонкий стебелек, а не мощный корень. В итоге наша внутренняя свобода прежде всего зависит от чистоты помыслов. Свободой нельзя владеть. Ее можно только принять, причем как дар Божий. Она всегда подвергается нападению и всегда в опасности. Если здоровое чувство опасности ослабевает, свобода уже почти утрачена, и мы внутренне больны. Тогда грех, будто спрут, улавливает нас и опутывает своими «щупальцами».Опираясь на многовековую православную аскетическую традицию, святитель Феофан Затворник подробно описывает истоки и механизмы потери «свободы сердца», утраты нашей внутренней независимости. Каждому из нас предлагается честно взглянуть вглубь себя и увидеть там «пленника, связанного по рукам и ногам, против воли влекомого туда и сюда». Однако, прельщаясь, он мечтает о себе, будто бы наслаждается полной свободой. Узы этого пленника – пристрастия к окружающим лицам и вещам, с которыми больно расстаться1.
Рыба, попавшаяся на удочку, хотя и плавает, но удерживается леской. Птица в клетке, хотя и двигается, но – в пределах клетки. И пристрастия оставляют нам свободу действовать, пока душа не перечит им. Иначе нам трудно совладать с собой.«Чем больше пристрастий, тем меньше круг свободы. А бывает и так, что иной всем связан и не в силах сделать движения в одну сторону без того, чтобы не причинить себе боли с другой. Подобно тому, как идущий где-либо в лесу и запутавшийся там руками и ногами, и платьем в прилипчивую траву, каким бы членом ни двинул, чувствует себя связанным. Таким точь-в-точь чувствует себя и пристрастный ко многому тварному», – подытоживает святитель Феофан2.
В этом плане все мы напоминаем пловца, плотно обвитого густыми водорослями. Но главная беда в том, что мы «плавать» толком не умеем и, вдобавок, не зная брода, суемся в воду. Грех, не получивший должного отпора, «въедается», буквально прилипает к нам, словно рыба-прилипала к акуле. Постепенно человек впадает в иллюзию нрав-ственной вседозволенности, ложно понятой им как «свобода», снимает с себя «тормоза» ответственности, заглушает укоры совести и с головой окунается в «омут». Человек думает, что сам распоряжается своими жела-ниями, потребностями, интересами и т. д. На деле же он связан ими. Неограниченная «свобода» – это капкан.За примерами далеко ходить не надо: зависимость от табака, алкоголя, наркотиков, Интернета, азартных игр... Сегодня в России – бум игорных заведений и игровых автоматов. Русские оказались по характеру очень азартными. Это и раньше было известно из нашей классической лите-ратуры про карты и рулетку, а ныне видно по игровым залам.Чем дальше от столицы игорного бизнеса, тем сплоченнее армия игроков. С тех пор, как на окраинах страны появились игровые автоматы, селяне и горожане почти беспрерывно звенят жетонами. О баснословных выигрышах слагают легенды, и поэтому все дружно ринулись в бой с нищетой.Бывают и другие мотивы. Однажды в популярной телевизионной передаче рассказывалось о журналисте Феликсе Медведеве. В перестроечное время он работал в журнале «Огонек». Пока в Москве не открылось первое казино, этот состоятельный человек имел квартиру, три машины, личного шофера, бесценную коллекцию книг. Выходя из редакции, он каждый раз ставил на рулетку, чтобы отыграть очередной проигрыш. Посте-пенно имущество Ф.Медведева «испарилось», а долг раздулся до астрономической суммы – миллион долларов США.Иной раз, когда кончаются деньги, люди закладывают даже родных детей! Логика проста: «Если деньги не принесу, убейте мою семью». Один бывший охранник обычного московского зала игровых автоматов по имени Дмитрий родственников никому не закладывал. Они ушли сами. А 35-летний игрок разместил в Интернете скорбное письмо-признание: «Всем должен. Ничего не осталось. Сам справиться не смогу». «Я видел, – вспоминает несчастный, – как люди проигрывают целые состояния. Они, как и я, думали, что проигрывают деньги, но они проиграли душу, положение, уважение к себе. Они не верят ни во что, кроме картинок, которые показывают нам эти аппараты».А вот еще страшная история. О ней сообщалось в центральной прессе. Труп своего отца Виталий обнаружил утром, придя после ночной смены. Рядом с бельевой веревкой, примотанной к ручке балконной двери, лежала предсмертная записка: «Простите меня, не могу справиться с подлыми игральными автоматами. Занял у знакомых 1150 рублей на игру...»Близкие ни о чем не догадывались. Они знали, что глава их семьи уже год пытался поправить финансовое положение с помощью азартных игр. Но огромных сумм никогда не проигрывал. И тут – роковой финал, по сути, из-за пустяка!Врачи считают, что одержимость игрой – игромания (лудомания) – настоящая болезнь. Она длится месяцами, иногда годами. Обостряется, как правило, ночью. Патологическую азартность вызывают неблагоприятные духовные и социально-психологические факторы. Существенный вклад вносят также генетические и биохимические отклонения. Сами больные во все это мало верят. Их возражения, вроде бы, резонны: казино – это музыка, песни, вино, разноцветные мониторы, красочные афиши... Но нигде не написано: «Минздрав предупреждает...»
Сначала увлечение автоматами вполне осознанно. Разве не всласть в одночасье приобрести баснословные купюры?! Потом осознанное стремление выиграть куда-то уходит. Остается лишь непреодолимое желание дергать заветную ручку и завороженно смотреть на мигающий экран. Такие люди фактически «сидят на игле». Время летит для них как-то рвано. Они помнят, что отошли, съели булочку, выпили воды – и опять к автомату. Лудоманьяки продолжают играть и во сне.Когда расстройство усиливается, больной полностью утрачивает ощущение реальности. Для него теряют смысл семья, репутация, работа. Так разрушается личность. Воистину, «игры недоброй воли» (точнее «игры доброй неволи») до добра не доводят.Почему же потеря внутренней свободы влечет за собой столь катастрофические по-следствия? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как соотносятся личность, разум, свобода и наследственность.
Преподобный Иоанн Дамаскин указывает, что свобода выбора неразрывно соединена с разумом. Лишь тот разумен, кто «господин своих действий и не зависит» от них. Животные неразумны, а значит, несвободны. «Человек же, будучи разумным, скорее ведет природу, нежели ведется ею, вследствие чего... если только хочет, имеет власть подавить свое желание или последовать за ним»1.Это высказывание интересно сопоставить с мнением видного немецкого врача и философа Карла Ясперса. По его мысли, разум проистекает не из природы, а из человеческой свободы. Когда мы поступаем неразумно, то теряем свое подлинное достоинство1.
К сожалению, нередко люди ведут себя хуже животных. И что удивляться, если неблаго-дарного обзывают свиньей, ленивого – трутнем, развратного – кобелем, бестолкового – бараном, а упрямого – ослом?! Тот, кто опустился нравственно, уподобляется своему прототипу в животном мире2.Итак, личность – это человек, которого отличает Бог, кто имеет свой уникальный и неповторимый лик, чье имя «написано у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 27). Личность есть «сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3, 4).
Согласно известному православному богослову В.Н.Лосскому, «личность, этот образ Божий в человеке, есть свобода человека по отношению к своей природе». Мыслитель обращается к авторитету святителя Григория Нисского: «Личность есть избавление от законов необходимости, неподвла-стность господству природы, возможность свободно себя определять». Обычно мы находимся в тех рамках, которые нам ставят гены, естественные запросы организма, привычки, характер, общество и т. д. Но истинная сущность человека не зависит ни от чего. Его достоинство – в возможности освободиться от своей природы не ради ее уничтожения, а ради ее преображения в Боге3. Позиция святителя Григория, на которую ссылается В.Н.Лосский, созвучна идее крупного австрийского психолога и психотерапевта Виктора Франкла. Ученый полагает, что влечения человека находятся во власти его духовности. В идеале именно она контролирует и обуздывает наши биологические и социальные потребности. Человек имеет влечения, а животное состоит из них. Разница очевидна. Человек как таковой – это его свобода по отношению к собственным влечениям, наследственности и окружающей среде. Несмотря на судьбу и множество ограничений, мы и сами выбираем свою долю. Это – наше неотъемлемое достояние. Бытие личности означает свободу стать личностью4.
Однако в результате грехопадения цельность нашей личности нарушилась. Наклонность ко греху помрачает нравственное сознание, ущемляет нашу свободу, самостоятельность и независимость. Мы не можем не грешить. Если нам и удается избегать грехов, то без помощи Божией мы снова запутываемся в них. На сей счет апостол Петр цитирует мудрую пословицу: «Пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2, 22).Итак, мы внутренне свободны лишь в той мере, в какой связаны с Богом и справляемся со своими страстями. «Кто кем побежден, тот тому и раб», – свидетельствует Библия (2 Пет. 2, 19). Это – аксиома. Божественная благодать укрепляет силу воли к добру. Свобода духовно зрелой личности определяется ее собственным отношением к происходящим событиям. А свобода духовно слабого человека зависит от «длины его цепи». Уточним: той цепи, на которую он вольно или невольно сам себя посадил (позволил посадить).Укротить, а тем более преодолеть пагубное влияние демонов, окружающего мира и дурной наследственности никто из нас своими силами не способен. «...Богу же все возможно» (Мф. 19, 26). Поэтому унывать и отчаиваться не стоит. Господь в силах спасти даже самого падшего человека. «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму...», – так святой Иоанн Предтеча обнадеживает кающихся грешников и укоряет самодовольных фарисеев.Резюмируем словами В.Франкла: «Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит себя сам. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель – не из камней»1.
И тут возникает закономерный вопрос: как правильно распорядиться своим природным потенциалом?
Глава III
Мы и наши врожденные склонности
В отечественной литературе по психологии склонность понимается как направленность на соответствующую деятельность, потребность заниматься ею. Когда мы склонны делать что-либо, нам нравится поступать именно так. Это облегчает работу. Она становится привлекательной, притягательной и не является просто средством достижения какой-то цели1.В данной книге мы будем рассматривать склонности не с точки зрения психологии, а с позиций медицины и богословия. Поэтому под врожденными склонностями условимся считать природные задатки и наследственную предрасположенность к чему-либо, например, к страсти, болезни или аномалии.
Врожденные склонности бывают наследственными (образуются в момент оплодотворения яйцеклетки) или формируются в эмбриональном периоде (от зачатия до родов). Поэтому мы приходим в мир сей, не будучи tabula rasa (чистой доской). Мы уже отягощены или, наоборот, награждены определенным «наследственным багажом». Сила унаследованных склонностей зависит от генов, внутриутробного развития, воспитания и т. д. Окружающая среда гасит или стимулирует проявление врожденных склонностей. Вот почему они реализуются не все и не в равной степени.
Врожденные склонности накладывают отпечаток на формирование органов и тканей, на психику, способности, поведение и косвенно – на становление личности. Надо учиться понимать это. Например, предрасположенность к раку, шизофрении или эпилепсии сильно затрагивает и физическое здоровье, и социальные контакты, и духовное бытие человека. Не секрет, что люди, предрасположенные к какому-либо недугу, заболевают им быстрее, чем те, кто не предрасположены к нему.С точки зрения нравственного богословия, врожденные склонности можно разделить на три категории:- положительные (склонность к аккуратности и т. п.);- этически нейтральные (музыкальность, впечатлительность, тяготение к гуманитарным или техническим дисциплинам и т. д.);- отрицательные (склонность к пьянству, гневливости, меланхолии, истеричности и т. п.).К «наследственному грузу» следует относиться серьезно. Общий принцип такой: нравственно положительные склонности нужно развивать, нейтральные – обращать в добродетели, от-рицательные – пресекать. Это чрезвычайно важная составляющая духовной борьбы христианина за спасение души.Приведем примеры.Если врожденная склонность к аккуратности используется «по прямому назначению», то она помогает человеку хорошо обустроить дом, вести хозяйство, соблюдать чистоту, быть бережливым и рачительным. Кто от природы наделен этим качеством, у того отличный старт. Но подчас (особенно при эпилептоидном складе характера) аккуратность гипертрофируется. Она превращается в несносный педантизм, придирчивую мелочность, излишнюю скрупулезность, подчеркнутую пунктуальность, чистоплюйство. Общаться с таким человекам, мягко говоря, сложно.Среди нравственно нейтральных склонностей, частично обусловленных генами, упомянем тягу к путешествиям или к домоседству. Очевидно, если кто-либо «легкий на подъем» и не любит сидеть дома, то ему лучше использовать свой внутренний импульс для хороших дел. Не для того, чтобы бесцельно глазеть на мир и ради пустого любопытства объездить полсвета, а для того, чтобы приобщиться к достижениям мировой культуры, узнать нечто полезное, совершить паломничество к святыням. А человек, которому по душе уединение и домашний уют, имеет неплохие задатки для внимательной молитвы, богомыслия, чтения духовной литературы... Однако он может применить свой потенциал иначе: замкнуться на себе, отгородиться от чужой боли и проводить время впустую.Аналогично вправе распорядиться собой музыкально одаренный человек: воспевать гимны сатане, сочинять пошлые песенки или петь в церковном хоре, заниматься настоящим искусством. Выбор – за человеком, но отличный слух, прекрасная память, чувство ритма и эмоциональная отзывчивость на мелодию даны ему от природы, точнее – от Бога.
Из унаследованной твердости характера вырастают либо внутренняя стойкость, мужественность и целеустремленность, либо жесткость, неуступчивость и упрямство. Допустим, унаследована обостренная чуткость – тоже качество этически ней-тральное. Кто-то на этом врожденном фундаменте воспитает такие черты своей личности, как отзывчивость, милосердие, сердечность, умение понимать людей. А у кого-то, напротив, эта врожденная особенность создаст почву для ранимости, подозрительности, мнительности, недоверия к людям.Старец Паисий Святогорец утверждает: «Впечатлительность, чуткость – это естественные дарования. Однако, к несчастью, диаволу иногда удается использовать их в своих целях. Диавол часто внушает чуткому, впечатлительному человеку сгущать краски, чтобы он был не в силах перенести какую-то трудность или же – чуть понеся ее – надорвался, разочаровался, измучился и, в конце концов, покалечился. Если с пользой употребить врожденную впечатлительность, чуткость, то она станет небесной. Если же позво-лить, чтобы ею воспользовался диавол, то она выйдет человеку боком... Так человек выбрасывает Божьи дары. Вместо того, чтобы благодарить Бога, он понимает всё шиворот-навыворот»1.Дело не в человеческой натуре, а в том, как мы ею распорядимся. Когда личность сделает свой выбор, потенциальная возможность постепенно реализуется в лучшую или худшую сторону.Нейтральные, а тем более хорошие врожденные склонности подобны евангельским талантам, которые господин раздал своим слугам. «Одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе». Повторим: «Каждому по его силе», – не чрезмерно, дабы полученное не сломало и не раздавило человека. «По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета». Кто трудом и молитвой приумножил таланты, вошел «в радость господина» своего. А лукавого и ленивого раба, который не захотел трудиться, выбросили «во тьму внешнюю», где «плач и скрежет зубов» (см.: Мф. 25, 14–30).Порочные врожденные склонности представляют для нас особый интерес. Это – не дарования Господа, а «плевелы лукавого». В какой-то мере они подталкивают человека к совершению небогоугодных, неблаговидных поступков.
Порой встречаются люди, что называется, ищущие «острых ощущений». Они склонны к опасному, рискованному, возбуждающему их чувства опыту. Нередко они ходят «по лезвию ножа». Это выражается по-разному: в стремлении заниматься экстремальными видами спорта (автогонками, альпинизмом и т. п.), в приеме наркотиков и алкоголя, в пристрастии к азартным играм, в постоянной смене сексуальных партнеров. А кто-то просто любит «выкинуть» что-нибудь предосудительное, непристойное2.Желание «быть на краю», «щекотать нервы» – устойчивая особенность личности, ее выбор. По мнению американского ученого Марвина Заккермана, отчасти (не стопроцентно) это объясняется генами3.
Врожденная тяга к «острым ощущениям» – одно из типичных следствий грехопадения Адама, источник наших личных грехов. Чтобы преодолеть врожденные склонности подобного рода, необходимо, как минимум, правильно расклассифицировать их и соотнести с учением святых отцов. В дальнейшем мы убедимся, что порочные склонности всецело коренятся в страстности человека и соответствуют конкретным страстям. А поскольку основ-ных страстей восемь, то и все нравственно отрицательные врож-денные склонности логично тоже разбить на восемь групп.
При этом сразу уточним, что построить органичную, стройную и неискусственную систему едва ли удастся. По мысли крупного исследователя православного аскетического богословия, епископа Варнавы (Беляева), «в безумных страстях – всякое бесчиние и неустройство». Поэтому любые святоотеческие схемы пороков не универсальны, хотя в них, безусловно, есть своя правда1. То же самое относится и к попыткам жестко «привязать» пагубные врожденные склонности и болезни к нравственным порокам. Здесь не избежать условностей, оговорок и допущений. К примеру, святитель Игнатий (Брянчанинов) считает пьянство разновидностью чревоугодия2. Епископ Варнава туда же включает курение и наркоманию, а отчаяние и самоубийство связывает не столько с унынием, сколько с печалью3. Понятно, что это приемлемый подход. Но он не отражает всей полноты проблемы, всех причин данных заболеваний.Суммируем вышесказанное:
Грехопадение Адама
v
Наследственная порча человеческой природы
v
Восемь греховных страстей
v
Генетические и физиологические механизмы страстей
v
Порочные врожденные склонности
v
Личные грехи человека
v
Внутриличностные конфликты
v
Духовная борьба
Далее о каждой из восьми групп пагубных врожденных склонностей расскажем подробнее.
Продолжение следует.