Живописные таланты сельской мастерицы Веры Куликовой

Мила МЕЛЬНИКОВА

Несколько лет назад, оказавшись в Теньгушеве на фестивале «Мордовия мастеровая», среди разнообразия сувенирной продукции и множества ярких колоритных матрешек я невольно задержала взгляд на деревянных сударынях Веры Куликовой. Они заметно отличались от других румяных барышень
в пестрых, цветастых сарафанах. Каким-то невероятно изысканным стилем и нарочитой сдержанностью. В коричнево-кремовых платьях, расписанных пейзажами с деревянными избушками и маковками каменных церквей. А точеные головки покрыты ажурными кружевными полушалками,
спускающимися воланами на плечи. И лица их не лакированно-кукольные, но по-особому одухотворенные.

Вера КуликоваТех матрешек в необычных нарядах, как выяснилось, Вера Васильевна создавала в качестве дипломного проекта, когда заочно училась на художественном факультете МГПИ имени М.Е. Евсевьева. Хотя она сама уже не первый год обучает талантливых сельских ребят и девочек тонкостям изобразительного творчества в Теньгушевской детской школе искусств. А в юности с отличием окончила Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина.

Да только ортодоксальные чиновничьи требования регионального министерства обязали Веру Васильевну, коли она преподает в сельской школе искусств, получать обязательное педагогическое образование. Поскольку формально московское училище приравнивалось к техникуму. И не важно, что по профильным художественным дисциплинам в местном вузе ничего нового Куликовой осваивать не пришлось, напротив, чаще она сама помогала сокурсникам-заочникам готовить работы по рисунку и живописи. А вот включенная в обязательную программу для студентов пединститута математика, порядком подзабытая после
школы, заставила ее немало попотеть и поволноваться.

Что касается необычного декора ее дипломных матрешек, то он возник отнюдь не случайно. Тиражировать традиционные популярные образцы теньгушевских кукол Вере Васильевне не интересно, она всегда по-своему смотрит на окружающий мир, видит естественные прелести в реальности, которые большинство людей порой просто не замечают. Потому и созданные ее руками работы наполнены особым душевным теп-
лом и светом.

А для дипломного проекта Вера Куликова выбрала тему «Старый Саранск». Именно исторические пейзажи современной столицы Мордовии стали основой дизайна одежды расписных красавиц. Но прежде чем взяться за кисти, Вера Васильевна перечитала массу исторической литературы, говорит, что главным подспорьем для нее послужили монографии и справочники известного исследователя-краеведа Сергея Бахмустова.

Вузовская комиссия оценила идею и воплощение дипломного проекта Веры Куликовой на отлично. Ее «Старый Саранск», символичной ретроспективой укрывший одежду пяти матрешек, экспонировался на нескольких топовых выставках, а теперь хранится среди лучших достижений выпускников кафед-
ры художественного образования в МГПИ. А теньгушевские коллеги без преувеличения говорят про Веру Васильевну: «Она у нас гений!»

Фамильные гены

Утонченное художественное чутье передалось Вере по наследству. Хотя изобразительное творчество у сельчан никогда не считалось серьезным занятием. Для жизни требовалось владеть каким-нибудь практичным ремеслом, способным прокормить и обеспечить семью.

Ее дед славился в округе как мастер по изготовлению сбруй, упряжи и иных аксессуаров для лошадей. Папа Василий Павлович владел врожденным плотницким даром и на редкость острым глазомером. Именно этот талант и трудолюбие спасло его во время Великой Отечественной войны.

После того, как артиллерийское подразделение, в составе которого сражался рядовой Куликов, попало в окружение, Василий оказался в плену. Немцам требовались рабочие руки. Пленный солдат был вынужден нести трудовую повинность. А работать плохо он не умел. Так что даже немецкий хозяин, пораженный исключительной добросовестностью Василия, вручил ему в благодарность наручные часы.

Правда, на Родине к тем, кто находился в фашистском плену, относились, мягко говоря, с подозрением. И подаренные часы один из чиновников, оформлявший на возвратившегося Куликова документы, просто экспроприировал: «Чтобы, значит, было меньше
проблем».

– Отец, – вспоминает Вера Васильевна, – и мебель делал, и ажурные резные наличники с замысловатым орнаментом такой необычайной красоты, что даже приезжали какие-то столичные фоторепортеры, снимали. Для охотников папа мастерил из приманки – резных подсадных уток, внешне почти не отличавшихся от живых. А для детей выпиливал из дерева различные
подвижные игрушки. Наша мама, Анна Алексеевна, шила, вышивала. В общем-то, рукоделье было привычным занятием в семье.

Старший брат Веры, Василий трудился мастером по ремонту холодильных установок на маслозаводе. А для души самоучкой освоил изготовление ювелирных изделий. Брат Николай в юности получил специальность токаря по металлу, но также филигранно владеет мастерством художественной обработки древесины. И как отец, для души он делает забавные эксклюзивные игрушки в штучном экземпляре – романтичную корову с крыльями, настоящего Буратино с движущимися руками и ногами и т.д.

Школьный класс над алтарем

Вера, самая младшая в
семье, единственная из детей училась в художественной школе, которая тогда находилась при районном клубе. А под клуб местные власти приспособили церковь иконы Казанской Божией Матери, построенную на средства прихожан еще в XIX веке. В 1929 году здание храма переоборудовали, существенно изменив интерьеры, заложив ряд проемов, установив в трапезной подвесные потолки, пристроив
с запада деревянный тамбур входа, а к южному фасаду – кинопроекционную.

– Наш класс размещался как раз над алтарем, – вспоминает Вера Васильевна, – а алтарь превратили в физкультурный зал.

Тогда она и подумать не смела, что спустя много лет, уже после того, как здание храма вернут Русской Православной Церкви и там возоб-
новятся службы, ей придется восстанавливать старинную роспись, очищать от патины серебряные оклады и даже реставрировать лик Спасителя, варварски замазанный воинствующими
атеистами.

Художник-модельер

Но сначала юная Верочка мечтала связать свою судьбу с творческой профессией. Хотя родителям ой как не хотелось отпускать от себя младшую и единственную дочку. Веру поддержал старший брат Василий, тяготевший к искусству. Он сам отвез 14-летнюю сестренку (после восьмилетки) в Александровское проф-
училище во Владимирской
области, где готовили художников по вышивке. Чем не специальность для творчески одаренной девочки? А уж оттуда мастер Александровского ПТУ направил талантливую ученицу-отличницу Куликову в Москву.

Студентам Калининского художественно-промышленного училища прежде всего преподавали основы классического академического образования, открывающие
простор для воплощения авторской фантазии. Вера Куликова училась там на художника-модельера по вышивке, старательно выполняла учебные задания и придумывала новые узоры и фасоны. Ее работы уже тогда демонстрировались на студенческих выставках как образцово-показательные. И дипломная белоснежная, вышитая гладью, маркизетовая блузочка с модным тогда рукавом «летучая мышь» произвела настоящий фурор.

Однако выстроить успешную карьеру в модельном бизнесе ей не удалось. Как раз началась пресловутая перестройка, рухнула стройная система трудоустройства выпускников. И Вера вернулась с родные Башкирцы. Тем более, состарившиеся родители нуждались в заботе и уходе.

Храмовые росписи

Однако художники-модельеры по вышивке в селе не востребованы. Зато Теньгушевский район известен декоративно-прикладными промыслами. В советскую пору там успешно действовал деревообрабатывающий комбинат, специализировавшийся на изготовлении сувенирной продукции. Мужчины вытачивали из дерева заготовки матрешек, шкатулок и тому подобного, а женщины расписывали их красочными узорами.

Но вскоре и ДОК буквально сгорел, а восстанавливать производство уже никто не взялся. Умельцы до сих пор, кто как может, зарабатывают малоприбыльными частными заказами, остальные, как в досоветские времена, подались на «отхожий промысел» – вахтовиками в большие города.

Вера Васильевна лишена коммерческой жилки. Но ее редкостный талант востребован. Настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери в нижегородском селе Бутаково, протоиерей Владимир Савельев, когда-то трудившийся токарем в теньгушевском ДОКе, зная о художественном даровании Веры Куликовой, именно ей доверил реставрацию церковной росписи. Работа эта небыстрая, требующая аккуратности, кропотливости и особого вдохновения.

Кроме храмов в Теньгушеве и Бутаково, вместе с братом Вера Васильевна последние несколько лет оформляет интерьер деревянной церкви в соседней деревне Красный Яр. По ее эскизам Николай выточил резные Царские врата. Она расписывает алтарь.

Любопытно, что с XVIII века и Бутаково, и Башкирцы перешли во владение к дворянам Никифоровым, построившим в своих имениях несколько храмов.

Помещик Иван Федорович Никифоров, в течение десяти лет бывший предводителем темниковского дворянства, в 1799 году пригласил французского архитектора Николя Леграна. По его проекту в Бутаково возвели белокаменную церковь Казанской иконы Божией Матери с двухколоколенной папертью.

А в родном селе Веры Куликовой – Башкирцах в 1864 году по заказу наследников Никифорова построили деревянную церковь, прихожанами которой были верующие соседних деревень Баево, Телимерка, Красный Яр. По имеющимся сведениям, в советское время храм, как тогда практиковалось, национализировали, но само строение не разрушили. Более того, в начале 1970-х специалисты провели соответствующую экспертизу и церковь признали памятником архитектуры. Что, впрочем, не спасло ее. Вера Васильевна даже не помнит, как выглядел тот деревянный храм, поскольку была еще школьницей. А позже время, снега, дожди и ветры стерли сельский памятник деревянного зодчества с лица земли.

Любимая наставница

Росписью храмовых стен и реставрацией церковных убранств Вера Куликова занимается в свободное от педагогических обязанностей время. И каждому делу она, как отец, отдается всецело. Потому что иначе не умеет.

К каждому уроку она готовится как к театральному дебюту. Заранее придумывает для учеников различные задания, чтобы оттачивание скрупулезных профессиональных навыков у них происходило через увлекательные творческие превращения.

Семи-двенадцатилетние сельские мальчики и девочки готовы, старательно высунув языки, часами пыхтеть в классе Веры Васильевны. Они не только постигают тонкости рисунка, композиции и т.п., но вместе с наставницей увлеченно мастерят, к примеру, симпатичных бычков из... обычной туалетной бумаги.

Кстати, некоторые из учеников Веры Куликовой уже твердо решили связать свою судьбу с искусством и педагогикой. Настя Дергаева поступила в московский творческий вуз, Марина Ялышева стала студенткой художественно-педагогического факультета МГПУ имени М.Е. Евсевьева. Александр Попов продолжает образование в Саранском художественном училище имени Ф.В. Сычкова.

Фото
Григория Денисова