Художественные пути братьев Дыриных

Мила МЕЛЬНИКОВА

 

 

Юрий Дырин широко известен как самобытного живописец, в чьих работах органично переплетаются наивно-откровенная непринужденность чувств и накопленная веками народная мудрость, фактурные сочетания этнического орнамента и яркая, насыщенная цветом, декоративность.

Его брат Виктор Дырин – керамист, создающий замысловатые декоративные панно, скульптуры, необычной формы вазы, в которых «звучат» национальные образы.

Внешне похожие как две капли воды, по характеру братья совершенно разные. Артистичный, энергичный, импульсивный, притягивающий внимание публики Юрий. И менее заметный, словно погруженный в себя, немногословный Виктор. Но оба стали художниками, хотя у каждого – свой творческий путь, свой индивидуальный авторский стиль.

 

Школьная галерея

Они – близнецы. Как в известном шуточном стихотворении «родились в один день и в один час» 25 августа 1967 года. В эрзянском селе Кочкурово Дубенского района. Среди их предков никто вроде не отличался склонностью к художественным ремёслам.

Отец братьев служил лесником, мама – заведовала колхозной фермой.

– Она рассказывала, что, едва научившись ползать, мы прямо на полу, выкрашенном в коричневый цвет, пальцем рисовали какие-то фигуры, – вспоминают близнецы. – Ни карандашей, ни тем более гуаши или акварельных красок в деревне не было. Пластилина, понятно, тоже. А мы лепили разных зверушек из глины и вязкой грязи.

Творческая династия ДыриныхСпециальных альбомов для рисования с большими белоснежными листами в деревне не продавали. Но стремление выразить своё мировосприятие было настолько велико, что сначала мальчишки разрисовывали тетрадки старшей сестры Нины, неосторожно оставленные без присмотра. Потом, когда пошли в школу, испещряли рисунками уже собственные тетради по разным предметам – от первой до последней страницы, включая обложку. Вряд ли подобные художества нравились преподавателям, но они как-то снисходительно относились к творческим «безобразиям» сыновей лесника.

И ещё кочкуровским мальчишкам и девчонкам очень повезло, что общеобразовательной школой тогда руководил Степан Ильич Дергачев – народный учитель СССР, кстати, единственный в Мордовии. Он преподавал географию, но с его подачи на стенах длинного школьного коридора развесили репродукции полотен Шишкина, Айвазовского, Сурикова и других русских классиков, в «Ленинской комнате» – произведений соцреализма.

Братья Дырины до сих пор отлично помнят все произведения из той, «самодеятельной» школьной галереи. Оригиналы многих картин потом, повзрослев, они видели в государственных столичных музеях Москвы, С.-Петербурга, даже за границей, где им довелось бывать.

Культурологическим просвещением сельских школьников целенаправленно никто не занимался. Но детские впечатления от первого знакомства с изобразительным искусством, полученные благодаря заботливому директору, старавшемуся окружить деревенскую детвору прекрасным, оказали на Виктора и Юрия немалое влияние.

Кроме того, их мама выписывала журнал «Семья и школа». Там на цветной вкладке обычно печатали репродукции живописных произведений и рядом – текст об авторе.

– И мы каждый месяц с нетерпением ждали новый номер этого журнала, – рассказывает Юрий. – Особенно сильные эмоции у меня вызвал «Автопортрет...» Ван Гога. Вероятно, его душевные переживания выплеснулись на холст и стали зримы. Во всяком случае, я их ощутил. А когда учительница изо, видимо, заметившая нашу с братом тягу к рисованию, подарила нам этюдник с набором красок, нашей радости не было предела. Мы принялись делать копии встречавшихся нам в журнале картин.

 

Найти свой стиль

 

И родители, надо отдать им должное, не противились желанию сыновей, решивших после школы штурмовать Саранское художественное училище имени Федота Сычкова.

Правда, деревенским парням, не имевшим элементарных профессиональных навыков, которые городские ровесники осваивали в творческих студиях и школах искусств, преодолеть конкурсный отбор оказалось непросто.

Юрия в отличие от Виктора с первого раза в училище не приняли. Зато позволили трудоустроиться кочегаром в котельной того же Сычковского училища.

– Мыслей о другой профессии не возникало. Хотя, естественно, нам было на порядок сложнее, – признаётся Юрий. –
Не только в плане владения основами рисунка, живописи и т.п. Но и общей эрудиции. Поэтому пришлось самостоятельно наверстывать упущенное, читать различную литературу, как специальную, так и художественную. Я, кстати, до сих пор стараюсь читать и мировую классику, и современных авторов, с особым интересом изучаю философию, психологию. Это тоже необходимо для творческого осмысления происходящего вокруг и в тебе самом.

Через год он всё-таки поступил на оформительское отделение, а позже его взяли как раз художником-оформителем в Республиканский дворец культуры. Правда, особо творческого там ничего не требовалось. Малевать информационные плакаты о фильмах, которые показывали в кинозале, и анонсировать выступления залётных гастролёров. Зато в РДК ему выделили отдельное помещение под мастерскую, что вполне устраивало тогда начинающего живописца: «С утра и до полудня я писал для души, а после обеда выполнял оформительские обязанности».

В училище братьям Дыриным тоже повезло с наставниками.

Юрий до сих пор мысленно благодарит Марата Семёновича Шанина, советовавшего ему: «Пиши больше с натуры, очищай палитру. У природы самые точныеЮрий Дырин. Берегиня краски». И он каждое лето писал этюды, набивая руку, тренируя глаз, восприятие цвета. Кстати, и сейчас, накопив солидный педагогический стаж, Юрий Александрович продолжает учиться у природы, при этом стараясь не просто передать студентам профессиональные навыки, но и помочь им творчески, самостоятельно мыслить, чему он научился, общаясь с Владимиром Маратовичем Шаниным, Олегом Колчановым и другими уже состоявшимися коллегами, окончившими творческие вузы в Ленинграде, Харькове, Москве.

– Считаю, художник должен иметь профессиональное образование, редкие гении обходятся без него, – убеждён Юрий Дырин. – Я говорю своим ученикам, что эта профессия не принесет много денег, но сделает вашу жизнь творчески наполненной. Если профессия даёт тебе удовлетворение, ты счастливый человек!

– Как ни странно, наибольшее удовлетворение от творчества я ощущал в 1990-е. Не только потому, что был молод. Меня переполняло вдохновение, новые идеи, желание создавать что-то новое. Хотя в финансовом смысле время было непростое, картины практически не покупали. Людей, прежде всего, заботило, на что одеться, прокормить детей. Но меня тогда, честно, абсолютно не волновал вопрос денег. Даже если кто-то просил на заказ сделать копию моей же работы, я отказывался, не хотел тратить на это время, – откровенничает живописец.

Действительно, его неординарный авторский стиль привлёк интерес ценителей изобразительного искусства ещё в начале 1990-х. Первые персональные выставки – сначала в арт-салоне на ул. Ботевградской, затем – в Музее Эрьзи – вызвали нешуточный резонанс. Затем его этно-футуристические произведения демонстрировались в Москве, Магдебурге, Таллине, Праге, Норвегии, Финляндии...

– Каждый видит и воспринимает окружающий мир по-своему. Художник должен быть узнаваем и похож только на себя и больше ни на кого, – уверен Юрий Дырин. – Я сразу нашел свой стиль и никогда не пытался ему изменять. Были разные периоды.

Но мне всегда нравилось писать фантазии так, как мне хочется: ярко, сочно. Если бы моё профессиональное становление пришлось на годы советской власти, скорее всего, не было бы художника Юрия Дырина. Думаю, я со своими картинами попал бы в психушку, как многие другие художники, не вписавшиеся в строгие рамки соцреализма.

 

«Куйгорож» для «Горы самоцветов»

 

Сейчас – чего скрывать? – картины Юрия Дырина пользуются завидным спросом у коллекционеров современного искусства.

Себя он называет эрзянским этнофутуристом. К слову, некоторые авторитетные искусствоведы, этнографы теперь посвящают серьёзные научные исследования живописи Юрия Дырина.

«В его творчестве собрана и синтезирована в личный уникальный стиль народная мудрость и элементы стилей художественной культуры всего мира. В его картинах обнаруживаются признаки как модерна, так и сюрреализма, фовизма, примитивизма.

Достигнуть такой ассоциативно-колоритной образности невозможно ни стараниями мысли, ни особыми установками.

...В его взрослом утонченном понимании искусства очень хорошо сохраняется чистое, детское восприятие мира. Он, как настоящий творец, не прощается с деликатным взглядом наивного детства.

Художник очень чутко воспринимает и выражает цвета, ритм, линии...

Орнамент в работах Юрия Дырина – это не простой украшающий элемент, а средство приобщения зрителя к тайне бесконечности...

Художник умеет поразить зрителя «живой декоративностью» картин, богатых обилием рельефных природных фактур. При создании живописного полотна использует всевозможные натуральные материалы: паклю, птичьи перышки, мешковину и даже шишки...

Цвет в картинах Юрия Дырина обретает необыкновенную густоту, содержательность, пылкость и темпераментность... Цвета в его работах звучат, будто музыка: цвет солнца раскален до звона, небесный ультрамарин звучит нежной мелодией чувственности, зеленый как будто шумно льется через край.

При этом в разнообразии красок и хаосе форм и сопоставлений не теряется ни одна деталь...»

Кстати, на умение Юрия Дырина трактовать этнический фольклор по-своему, на ярком, понятном современникам образном языке, обратил внимание сценарист и режиссер-аниматор Сергей Меринов. В 2007 году он предложил мордовскому живописцу нарисовать персонажей мокшанской сказки «Куйгорож» и придумать облик главного героя, мифологического существа, этакий гибрид совы и змеи.

В итоге мультфильм «Куйгорож», снятый московской студией «Пилот» в цикле «Гора самоцветов», получил награды двенадцати престижных международных фестивалей, заслужив премию «Золотой орёл» Национальной Академии кинематографии.

 

Творческий трудоголизм

 

Виктор Дырин, окончив Саранское училище, продолжил профессиональное образование на факультете монументально-декоративного и прикладного искусства Московского художественно-промышленного университета имени Г.С. Строганова. Хотя в училище он одинаково охотно и с равным успехом занимался живописью и графикой, но в столичном вузе основной специализаций студента с сельскими корнями стала художественная керамика, работа с глиной. Это словно участие в волшебном процессе, когда стараешься стать союзником природы и силы огня, превращая бесформенную массу в произведение искусства, обладающее уникальной формой и смысловым содержанием.

Виктор Дырин. СкачкиПричем руководитель курса посоветовал Виктору сосредоточиться именно на близкой ему генетически национальной тематике. А выполненный Виктором Дыриным выпускной «Потрет мордовки» заслужил отличную оценку аттестационной госкомиссии.

Однако получив диплом престижного вуза, Виктор вернулся в родную Мордовию.

Преподавал гончарное мастерство в Республиканском колледже культуры и искусств, затем – на отделении среднего профессионального образования Института национальной культуры Мордовского госуниверситета. В родном Сычковском училище он уже много годы ведёт уроки по живописи и рисунку. Но керамика по-прежнему занимает важное место в его творчестве, за которое Российская Академия художеств вручила Виктору Дырину Серебряную медаль.

Его изделия неоднократно демонстрировались на всероссийских, межрегиональных, республиканских экспозициях, прошли две персональные выставки.

А ещё Виктор Александрович охотно делится тонкостями гончарного ремесла и керамического искусства с коллегами, студентами и юными дарованиями. Кстати, детвора, узнав, что Виктор Дырин проводит мастер-класс, с энтузиазмом бежит к дяде-волшебнику и заворожённо следит, как ритмично вертится гончарный круг, а кусок глины в ладонях мастера обретает стройность кувшина, и сами охотно лепят и расписывают глиняных лисичек и лошадок.

Что касается Юрия, то окончив Институт национальной культуры Мордовского госуниверситета по специальности «Культурология», он без колебания согласился преподавать рисунок и живопись студентам родного художественного училища. Но когда ему предложили занять директорскую должности, призадумался. Признаётся, возникли опасения, не помешают ли административные обязанности творчеству. Но решил не отказываться и понял, что если очень хочешь, то осилишь любую задачу.

– Как все деревенские, я с детства привык просыпаться рано. Встал и с 6 утра в мастерской. Пара часов до начала уроков – в моём распоряжении, ну, и в выходные достаточно времени, чтобы и у мольберта поработать, и с близкими пообщаться, – делится секретами творческой продуктивности директор Дырин.

 

По стопам родителей

Близкие с пониманием относятся к одержимому трудоголизмом Юрию.

Его супруга Наталья Морозова – тоже художник. Говорит, изначально в художественную школу она попала случайно, за компанию с лучшей подружкой, которой не хотелось туда одной ходить. Но общение с замечательными, увлеченными своим делом наставницами Людмилой Михайловной Острась-Демяшкиной и Людмилой Николаевной Нарбековой разожгло в ней творческий огонь.

А в училище судьба свела её с будущим мужем.

Теперь Наталья – дипломированный мастер декоративно-прикладного искусства, создаёт изумительные гобелены и преподает студентам-сычковцам живопись и роспись по ткани.

Их дочка София и сын Аркадий, чуть ли не с рождения проводившие время в папиной мастерской, тоже унаследовали художественные пристрастия. Однако Наталья и Юрий убеждены: нет никакого резона принуждать детей заниматься искусством против их воли.

12-летняя Соня, некоторое время поучившись в «художке», теперь сосредоточилась на хореографии, где тоже требуется немало сил – физических и эмоциональных.

А четырехлетний Аркаша лучшим живописцем на свете считает, конечно, папу. И не исключено, продолжит творческую династию. Благо, в семье профессиональных художников есть и карандаши, и краски, и кисти.

– У нас дома на стенах много живописных работ Юры. Я неоднократно наблюдала, как Аркаша взбирается на спинку дивана и, затаив дыхание, пальчиком старательно аккуратно обводит контуры на картине. Если сын захочет продолжить династию, мы, разумеется, возражать не будем, – все-таки с надеждой говорит Наталья.