Протоиерей Валериан Кречетов. Как избежать озлобления в мире всеобщего озлобления. Мир лежит во зле и воюет против Истины, но побеждают кроткие

Как избежать озлобления в мире всеобщего озлобления

 

Слово, которое наиболее полно, пожалуй, показывает состояние современного мира, – это озлобленность. Озлобление – славянское слово, удивительно глубоко отражает сущность этого явления: озлобление – обстояние (окружение) злобой. Злоба имеет свойство замкнутой системы, она замыкается на источнике злобы и не может повредить в духовном смысле другому человеку, если в том не возникает ответная злоба. В Библии сказано: [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь (Притч. 9, 12).

Пророка Иезекииля Господь посылает к народу и говорит: Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным... и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!»... и ты будешь жить у скорпионов (Иез. 2, 3-6) – то есть как среди страшных ядовитых существ. И вот это обстояние злобы свидетельствует о том, что мир в своем озлоблении, теряет чувство. А чувство – это то, что называют Святые Отцы сердцем. Разуму даси глас твой – то есть дай голос твоему разуму, прислушайся к нему, – чувство же взыщеши великим гласом (Притч. 2, 3) – то есть, если разум говорит тебе, – прислушивайся к нему, но чувства – это высший глас.

Вся сущность подвига преподобных заключалась в очищении сердца, а именно – в очищении чувств, в устроении чувств в Боге, по-Евангельски. И это главное, потому что мы часто, высказав что-то, только потом начинаем осмысливать то, что сказали. Это свидетельствует о том, что человек говорит так, как и сказано: От избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34). Что у человека в душе – то и выкладывает словами. А уже потом начинает осознавать то, что наговорил.

Озлобление – это выражение состояния душ людей, которые поддались злобе. Обстояние злобы, которое бывает в мире, – это то, о чем Господь сказал: Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте... сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15, 19). Человек с окружающими находится в определенных отношениях, и если это окружение – мирское, а он духовный, то это окружение не может воспринимать его, потому что он, как белая ворона.

В народе говорят – «не от мира сего». Именно так это и есть в жизни, и удивляться этому нечего. Другое дело, что человек «не от мира сего», если это ему дано Богом еще и по его желанию, может влиять на окружение так, что люди начинают тянуться к нему. Вот пример, более или менее известный в наше время, литературное произведение, автобиографическое кстати, – «Отец Арсений». Находясь в тюрьме, среди заключенных, отец Арсений был «не от мира сего». И все, в ком еще теплилась искра Божия, кто тоже был «не от мира сего», тянулись к нему. Ведь, как говорят нам отцы христианства: вера – это жизнь, это не философия, не рассуждение умственное – это жизнь во всей полноте чувств и мыслей.

Есть философия, рассуждения, умствования, но они оторваны от сердечной деятельности. Есть влечения сердечные, но они оторваны от умственной деятельности, то есть они не контролируются размышлениями. Но так как мы находимся в разной степени греховного состояния, то чувства, которые не очищены, не устроены еще в духовном смысле, нас и заводят часто не туда. Мы увлекаемся своими чувствами и только потом начинаем осмысливать. Чувства были для нас великим гласом (Притч. 2, 3), но только это были не те чувства.

Для очищения наших чувств в Церкви существуют Таинства. Господь, по милости Своей, дает наставников, старцев, и дает разумение даже простым священнослужителям, по благодати священства, сказать ответ, как из уст Бога. Нужно стараться свою душу очищать от греха, чувства свои очищать, ум свой напитывать словом Божиим. Читать чаще, в первую очередь Евангелие, творения Святых Отцов, чтобы в их строе начинать мыслить. И молиться, и просить помощи Божией, испрашивать совета, особенно у духовных лиц. Потому что желающий узнать Истину и жить в ней – получит. Как поется в известной песенке – «кто ищет, тот всегда найдет». А откуда это взято? Как всегда, все хорошее берется из духовного, из Евангелия: Ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Лк. 11, 9). Только они ищут другого и находят то, что ищут. А нам нужно искать истины духовные. Ищущий обретает – Господь посылает.

Известно, что люди, когда они начинали обращаться к вере, к Церкви, у них было желание что-нибудь об этом почитать, что-то узнать – Господь посылал столько книг, что только читай, узнавай. Но нужно узнавать и читать не одними только глазами и умом, но еще опытом, чувством, потому что оторванное от сердечной деятельности, от труда чтение – это развлечение и оно может послужить только в осуждение. Если много прочитал духовной литературы, то с тебя много и спросится: а что ты сделал? А сделал ты, может, совсем немного из того, что прочитал.

У Святых Отцов есть пример, как один человек пришел к старцу и говорит: «Я хочу учиться». – «Хочешь – ну хорошо», – и старец начал читать ему. А когда дошел до слов еже не согрешати ми языком моим (Пс. 38, 2), тот говорит: «Ну и хватит». И ушел. Через двадцать лет пришел опять. «Что ж ты не приходил?» – спросил старец. – «Да я только теперь начал понимать, как можно язык придерживать». Представляете, какой подвиг – воздержание языка! Но это все сказано в Библии: Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени (Сир. 20, 7). Или еще жестче, но в том же духе: «Отвечать прежде вопроса – безумие» (ср.: Притч. 18, 14). Сколько же премудрости во всем этом!

Старайтесь почаще читать Библию. Особенно Премудрости Соломоновы. Там даны важнейшие жизненные рецепты. Читаешь – все точно так и есть. Как у нас говорят – «не в бровь, а в глаз», да не просто в глаз, а в зрачок. Словеса Твоя: паче меда устом моим (Пс. 118, 103). Такая сладость, когда читаешь духовные строки – точно так в твоей жизни все и есть, и все –Свет стезям моим (Пс. 118, 105), потому что без слова Божия человек во тьме ходит. Аз есмь свет миру (Ин. 8, 12), – Господь говорит.

Обычный житейский пример. Если посмотреть на какую-либо деятельность человека с точки зрения того, согласуется ли она с законом Божиим и заповедями Божиими, то многое начинает выявляться – для чего и почему это делается. Человек вроде хочет что-то сделать, организует целое движение, но не столько для того, чтобы кому-то пользу принести, а чтобы быть в этом движении начальником. Сначала все прикрывается благой целью, но когда проходит время, то оказывается, что человеку было важно только выбраться наверх и начать руководить. Как у нас народ православный говорит: «Начинается за здравие, а кончается за упокой». Ведь как все начинали – за «благо народа», а потом весь народ перестреляли, то есть сначала за здравие, а потом за упокой – так все и вышло.

На первой седмице Великого поста читается в паримии: Аще помолят тя, глаголюще: иди с нами, приобщися крове, скрыем же в землю мужа праведна неправедно... стяжание его многоценное пришлем, исполним же домы наша корыстей... – то есть отнимем у других, разделим все, все будет общее – обще же влагалище стяжем вcи, и мешец един да будет всем нам. Так нас к коммунизму и звали. Дальше говорится: Не иди в путь с ними: уклони же ногу твою от стезь их: нозе бо их на зло текут, и скори суть излияти кровь (Притч. 1, 11-16).

Будем стараться жизнь свою устраивать по Евангелию, по заповедям Божиим. А на все остальное надо смотреть, как сказал преподобный Амвросий Оптинский, взглядом оттуда (из того мира), и тогда все будет на своих местах. Через это укреплять веру.

 

Мир лежит во зле и воюет против Истины, но побеждают кроткие

 

В Великий Четверг Страстной седмицы мы присутствуем на Тайной Вечере Господней. Евангелие подробно повествует о Тайной Вечере и о взятии Спасителя стражей. И все это повествование особенно ярко свидетельствует ложность, показную сторону мирской жизни. А Евангелие говорит о том, что Истина есть, и Кто есть Истина, и что все, что не от Истины, в разной степени ложно.

Спаситель ходит, проповедует, исцеляет, творит чудеса. Зависть, которую вызывает Его известность, Его авторитет в народе, подвигает архиереев, фарисеев и книжников убить Его. Они совещаются об этом. И вот Иуда, один из двенадцати учеников, принимает мысль получить выгоду через предательство и продает Господа за тридцать сребреников – цену раба. Так оценили жизнь Спасителя Его убийцы. Раб в те времена был существом бесправным, да и в наше время состояние раба бесправное. Раб греха, например, – существо, совершенно бесправное, которое послушно выполняет желания своей страсти, и существо беспомощное, потому что в общем-то ничего не может. Скажи ему: «Брось курить! Брось пить!» – а он не может, он совсем беспомощный. А уж о наркоманах и говорить нечего.

Так вот, раб – это существо беспомощное, беззащитное, потому что его могли продать, убить, сделать с ним что угодно. Для того чтобы взять Спасителя, был призван целый отряд воинов, да еще и народ с дрекольем, с оружием. И все они – на одного беззащитного Человека. Господь им говорит: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня (Мф. 26, 55; Мк. 14, 48; Лк. 22, 52). То есть днем Я был открыт, не прятался, а вы берете Меня ночью.

От кого защищать, с кем сражаться пришел отряд воинов и множество людей?! Все ученики разбежались. Единственный, кто попытался защитить, – это апостол Петр, он замахнулся мечом, попал по уху слуге, но потом и Петр, по предсказанию Спасителя, трижды от Него отрекся. Так что в общем-то никто в защиту не выступил. А ведь сколько людей за Ним ходило!

Это один из примеров лживости мира – все в нем устроено с помпой, всегда шум, суета. А из-за чего, собственно? Зачем столько оружия и воинов? Шум, гам, а из-за чего? Так мир в своем духе вторгается в жизнь человеческую. И потом сам мир над собой смеется, в названиях всевозможных пьес, литературных произведений, так у Шекспира «Много шума из ничего». Много разговоров, а о чем разговоры-то?

Если за каждым словом Евангелия, за каждым словом Священного Писания стоит столько премудрости, что только с годами с помощью Божией начинаешь хоть до чего-то доходить, то мир показывает нам примеры другого рода. Его представители, даже люди известные, начальствующие говорят по полтора-два часа речи, а по сути не говорят ничего. Когда это выслушаешь, возникает вопрос: «А что же он сказал?» Изводит тысячи тонн словесной руды – а зачем, в чем смысл? А сколько сейчас написано всевозможной макулатуры!

При духовном устроении становится понятно, что людям необходимо очень немного. Евангелие, написанное четырьмя Евангелистами, Апостольские Послания, Откровение Иоанна Богослова – вместе это называется Новым Заветом. История Ветхого Завета, изложенная в Бытии, Исходе, Числах, пророчествах праотцев, – это, как говорят Святые Отцы, история каждого народа и каждого человека. Ветхий Завет и Новый Завет – вместе это именуется Библией. Это необходимо для нашей жизни. Церковь учит нас: самое главное, что мы должны усвоить, – это духовная наука. Она касается души человеческой. Наши отношения между собой и ко всему, что нас окружает, и прежде всего к Богу, зиждутся на духовной основе.

Великий пост показывает, что нам совсем немного нужно для питания. Все знают, что снытью, которая везде растет, преподобный Серафим питался два года. Простая травка, которую никто не замечает, а оказывается, ею можно питаться с помощью Божией. То есть для существования человека нужно совсем немного.

Не нужны экономические и продовольственные программы, надо скромно жить по-христиански. Многие вещи совершенно нам не нужны. Человечество тысячелетиями жило без компьютеров, без телевизоров, без автомашин, без лифтов, без многоэтажных коробок – и, слава Богу, очень даже хорошо жило. Самое главное – душа человеческая.

«Если в семье лад, то не нужен и клад». Если есть согласие и любовь, то не так важно, в каком жилище жить – «с милым рай и в шалаше». Человек воздержанно живет, но в любви и согласии. Библия об этом говорит: Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором (Притч. 17, 1). И с этим, пожалуй, никто не будет спорить. Ну а если кто спорит, то только те, у кого полные столы, – они только тем и занимаются, что спорят.

Великий пост премудрым Промыслом Божиим Церковью установлен для того, чтобы напомнить нам о здоровом образе жизни. О том, что можно жить в тишине, покое, скромно питаться – и все будет хорошо, даже еще лучше, чем в другое время. Но самое главное – все делать с любовью и миром. Господь перед крестными страданиями собрал своих учеников и сказал: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34-35). Если между людьми есть любовь и согласие, то больше ничего в общем-то и не нужно – не нужны хоромы, не нужны особые кушанья. Поэтому враг всегда старается расколоть людей между собой, найти предателя и через него посеять раздор.

Святые Отцы завещали нам, что самое главное – это любовь, мир и согласие. Что ни возьмешь, куда ни обратишь свой взор, везде можно найти этому подтверждение. Святые Отцы ставили нам в пример творение Божие – пчелок. Кто там у них занимается промфинпланом или еще каким-либо планированием? Просто каждая трудится в меру своих сил, и все получается так, как подобает. Н.В.Гоголь сказал, что если каждый на своем месте будет исполнять работу так, как подобает, по-христиански, с усердием, без лености, честно, то все общество постепенно придет в нормальное состояние. И действительно, никакие системы, никакие технические преобразования не спасут людей, если они не будут заниматься своей душой. В любых системах люди, если они нечестные и корыстные, находят лазейки и способы воровать, присваивать себе чужое. Говорят, что если все денежные расчеты перевести на карточки, то никто уже не сможет воровать. Как не сможет?! Да карточку подделает – и все! Говорят, что на лоб и на правую руку будут помещать индивидуальные метки, и только это надежно. Что, на лоб нельзя наклеить другую штуку?! Можно. Какой-нибудь «умелец» наклеит чип миллионера себе на лоб и пойдет – ищи-свищи его.

Если нет честности, то всегда можно найти способ украсть. Мир лежит во лжи, он все равно будет лгать и изворачиваться, какие технические средства ни придумай. Он найдет против одного средства другое, которое позволит обойти защиту и украсть. Мир постоянно занят только тем, чтобы вывернуться, где-то схитрить, обмануть.

Однако двигателем жизни является любовь. В Евангелии сказано так: Блаженны кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5). Людям простым по их простоте души Господь открывал духовные истины. Жил, например, один добрый парень, но, правда, выпивал. Причем выпивал по немощи, как о нем сказал отец Сергий Орлов: «Он пьет-то от доброты». И вот, когда Иван пришел в себя и решил лечиться, то сказал своей матери примечательные слова: «Ты знаешь, мамочка, какой Бог сильный и добрый! И если Он меня отпустит в этот мир, я больше никогда не буду пить. Если бы кто знал, какой враг – пьянство смрадное, он никогда бы эту гадость в рот не брал». А ведь когда-то он без этого не мог и существовать. «А знаешь, мама, как там выглядят добрые дела?» – «Нет, сынок, не знаю». – «Добрые дела там, как сад, полный цветов. И нет ничего лучше на этой земле, чем жить в мире и творить добро». В сущности, простыми словами простой человек сказал ту же самую Евангельскую истину: жить в любви и мире. Вот к этому нас все время и призывает Евангелие. Жизнь приводит нам примеры озлобления, обстояния злобой, на которую если посмотреть – она смешно выглядит. На что злиться-то? Против кого? Против кроткого смиренного человека?

Ведь какая война была против Церкви! А о чем Церковь всегда говорила? Только о любви, о добре, о милостыне. И какая злоба против нее была! Как будто на разбойника вышли (Мф. 26, 55; Лк. 22, 52) – сказано в Евангелии. Хватали беззащитных священников, монахов, монахинь, просто верующих людей – в кандалы, в тюрьмы. Действительно стража с мечами и дрекольями. Да ведь никто никуда и не бежал! Все это свидетельство того, что мир лежит во зле и во лжи и воюет против истины, любви и добра. Война эта идет постоянно. Начинается она в душе, когда приходят мысли, потом наступает определенное состояние – с этим мы должны бороться. Каждый из нас должен помнить, что душа его является ареной этой борьбы, полем духовной битвы. И эта духовная, невидимая брань идет постоянно.

Самое главное, как я уже сказал, надо стараться, если возможно, мир иметь со всеми. Как говорил наш старец отец Сергий Орлов: «От нас зло не должно исходить». А чтобы оно не исходило, нужно всячески бороться с тем, чтобы оно не возникло у нас в душе. От избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34; Лк. 6, 45). Поэтому, если в сердце начинается что-то нехорошее, нужно стараться гасить это внутреннее раздражение в отношении кого бы и чего бы то ни было, иначе можешь уста не сдержать и все это выплеснется наружу. Нужно соблюдать духовный пост. Он заключается и в воздержании языка, и в сдерживании своих гневливых порывов, и в том, чтобы избегать осуждения и клеветы. Будем стараться очищать свое сердце от страстей с помощью Божией.