Он странник и исследователь по натуре, художник по мировосприятию и коллекционер по характеру. Причем Валентин Крайнов всю жизнь коллекционирует не предметы искусства, не раритетные предсеты, а прежде всего – впечатления.
К своим паспортным 89 годам Валентин Сергеевич вдоль и поперек исходил и объездил родную Мордовию, все регионы России и ближнего зарубежья, когда они еще являлись неотъемлемым целым единого Советского Союза, посетил 62 страны. И на том Крайнов не намерен успокаиваться. Он твердо рассчитывает собственными глазами увидеть другие замечательные места, где пока не бывал. Хотя директор турфирмы Сергей Кузьмин, откровенно восхищающийся столь завидной активностью пенсионера, признается, что туроператоры настороженно относятся к возрастным туристам, и при оформлении виз, мягко говоря, возникают сложности. Но Валентин Сергеевич с его одержимостью неоднократно доказал, что даст фору молодым.
Небесная мечта
В отличие от лермонтовского «Мцыри», в сердце Крайнова уживается не одна, но сразу три пламенные страсти. Он и сам вряд ли определит, какая из них сильнее и главнее – стремление к путешествиям, познаванию окружающей реальности, желание запечатлеть каждое мгновение неуловимой реальности в фотокадре или безраздельная влюбленность в небо. Правда, родившееся еще в ранней юности желание летать, пожалуй, единственное, чего ему так и не удалось осуществить в полной мере.
Его отца в 1942-ом мобилизовали на фронт. Как раз шли жесточайшие бои советской армии с фашистскими захватчиками. Крайнов-старший погиб в той кроваво-свинцовой мясорубке.
Валя тогда учился в пятом классе и его свалил тиф. Из-за нехватки еды и перенесенных стрессов иммунитет мальчишки катастрофически ослаб, и болезнь обернулась частичным параличом конечностей. Врачи, да и мать предполагали, что парнишка обречен на инвалидность. Но фронтовой хирург посоветовал ему заняться гимнастикой. И он, вероятно, уверовав в чудодейственную силу физиотерапии, принялся настырно повторять монотонные упражнения. И через три месяца к пущему изумлению медиков поднялся на ноги, начал передвигаться сначала на костылях, потом – опираясь на палочку. Вскоре Валентин стал постоянным участником районных, городских и республиканских соревнований по легкой атлетике, бегал на лыжах. А еще, читая в газетах о героических подвигах советских пилотов, с восторгом глядя на пролетавшие над городом самолеты, мечтал тоже взять в руки штурвал и уверенно управлять курсом «железной птицы». И как только представился шанс, Крайнов записался в местный аэроклуб, выдержав строжайший отбор при конкурсе 200 человек на место. Обучение летному делу давалось ему без труда. В 1948 году Валентина направили на первый всесоюзный слет спортивного туризма в Хосту.
А чуть раньше он познакомился с известным саранским фотографом Егуновым, заинтересовавшись не столько технологией съемок, сколько творческой сутью процесса возникновения фото-чуда.
В общем, оказавшись на черноморском побережье и собственными глазами увидев непостижимые красоты Кавказских гор, Крайнов ощутил неукротимую потребность как можно больше посмотреть, а еще лучше попытаться зафиксировать фрагменты своих впечатлений на пленку. С тех пор он уже не расстается с камерой.
Музыкальный вираж
Закончив семилетку и художественную школу, 15-летний Валентин, оставшись в семье за главного и осознавая свою ответственность за маму, пошел работать электриком.
Однажды ему довелось чинить проводку в доме директора музыкального училища, который в непринужденном общении обнаружил, что у юноши отличный слух. Так совершенно неожиданно для себя Валентин, прежде почти не знавший нотной грамоты, стал студентом музыкального училища, успешно освоил мастерство игры на аккордеоне, не подозревая, насколько такой поворот окажется судьбоносным.
Когда ему пришла повестка в военкомат, он попроси направить его в авиацию и не сомневался, что близок к осуществлению заветной небесной мечты. Не зря же в активе Крайнова имелся опыт полетов в аэроклубе, выступление на соревнованиях. И его направили в... морскую авиацию. Военком, обнаружив среди документов призывника аттестат об окончании музыкального училища, вынес иной вердикт: «Аааа, так ты музыкант? Значит, хорошо развит слуховой аппарат. Отлично! Сейчас нам необходимы радисты, а им как раз требуются такие способности».
И после обучающих курсов новоиспеченный аккордеонист-радист попал на флот, в Крондштат. Добросовестно отслужив два года, он проявил себя еще и активным комсомольцем. Командование было весьма довольно и рекомендовало старшину второй статьи Крайнова на учебу в Ленинградское военно-морское училище.
По-прежнему влюбленный в небо, он, тем не менее, воспользовался рекомендацией. И ни разу не пожалел. Учился с удовольствием, успешно постигая тонкости военно-морской профессии. А кроме того, всё свободное время посвящал знакомству с культурными и историческими достопримечательностями северной столицы и ближайших окрестностей, походам в театры и музеи.
Университетский роман
Через пять лет дипломированного офицера Крайнова командировали в Севастополь служить на торпедных катерах. Правда, грянувшая хрущевская кампания армейской, как бы сейчас сказали, оптимизации заставила Валентина Крайнова искать себе иную, гражданскую профессию.
Вернувшись в Ленинград, он некоторое время с не меньшим удовольствие работал гидом и туринструктором, водил туристов в походы по Карельскому перешейку. Однако семейные обстоятельства заставили Валентина возвратиться в Саранск. Захворавшая мама нуждалась в уходе и заботе сына.
Неугомонный Крайнов, имея в запасе уже два образования, но ощущая неистребимую жажду знаний, в 1957-ом поступил на факультет иностранных языков местного вуза. Видимо, тоже не случайно. Куратором их группы назначили молоденькую преподавательницу Марию Степановну, в чьи обязанности входила так называемая организационно-воспитательная работа со студентами. А в качестве помощника она выбрала Валентина. Во-первых, он был старше других сокурсников, практически ровесник наставницы, во-вторых, играл на аккордеоне. И они на пару успешно занимались организацией различных внеурочных, культмассовых мероприятий. И деловые отношения логично переросли в более близкие. Скоро преподавательница вышла замуж за Валентина, в 1958-ом у них родился сын Сережа.
Правда, студент Крайнов, трезво осознав, что иностранная филология – не его стихия, спустя год перевелся на исторический факультет и с головой погрузился в исследования нераспаханной нивы современной истории. По окончании вуза он преподавал в общеобразовательной школе, а потом его назначили директором музыкальной.
Всегда добросовестно исполняя служебные обязанности, свободное время и отпуск Валентин Сергеевич посвящал путешествиям, разумеется, всегда наперевес с фотоаппаратом. Супруга против этого особо не возражала, но и не разделяла пристрастий мужа, как он ни пытался ее «заразить» интересом к странствиям. Однажды всё же уговорил свою «иностранку» съездить на море. Но даже солнечное южное побережье не очаровало Марию Степановну, которая просто тоскливо отсчитывала дни до возвращения домой. А вот сын охотно путешествовал с отцом, переняв от него и увлечение историей.
Фотолетописец современной истории
В 1975 году в биографии Валентина Сергеевича случился еще один значимый вираж. Его, к тому времени окончившего аспирантуру, пригласили в Черниговскую область руководить Историческим музеем. И Крайнов согласился. Поскольку, как ученый, заинтересовался трагической судьбой последней возлюбленной гетмана Ивана Мазепы Мотри (Матрены, Марии) Кочубей – дочери генерального судьи Василия Леонтьевича Кочубея, чьи взаимоотношения описаны в Пушкинской поэме «Полтава». Административные заботы директор Крайнов совмещал с кропотливыми поисками и изучением сохранившихся свидетельств, перелопатив горы архивных и иных документов в Киеве, Москве, Ленинграде, Полтаве, Чернигове. Результатом тех исследований, в общей сложности продолжавшихся около четверти века, стала книга Валентина Крайнова «Матрена Васильевна Кочубей: Были и небылицы».
Впрочем, Валентина Сергеевича с полным основанием можно считать соавтором многих десятков книг и альбомов, которые проиллюстрированы снятыми им фотографиями. Подумать только: в его богатейшей коллекции есть кадры улиц Саранска 75-летней давности. И за многие годы набралась целая фотогалерея знаменитостей и настоящая фотолетопись нашей республики, по которой можно изучать ее историю.
Причем, прежде чем «заархивировать» материал, Крайнов осматривает всё снятое, тщательно отбирая наиболее «говорящие», содержательные кадры.
И из каждого путешествия он привозит массу впечатлений, наблюдений и пойманных его чутким взглядом мгновений.
Счастливые мгновения пути
Валентин Сергеевич категорически не признает пассивное загорание на пляже. Даже попадая на морское побережье, он не лежит пластом под солнцем, но активно обследует окрестности, стараясь разузнать как можно больше о культуре, традициях, особенностях того или иного народа.
В отличие от многих туристов, Крайнов не тратит время на походы по заграничным магазинам. И покупает разве что сувениры, собирает монеты и т.п., не просто в качестве коллекционных экспонатов. У него каждая вещь – это своеобразный паспорт страны и времени.
До недавних пор имелась у Валентина Сергеевича уникальная коллекция фотоаппаратов, начиная от советских: «Фотокор», «Зенит», «ФЭД», «Смена», «Киев», «Москва», «Зоркий», «Любитель», «Юность», «Мир», «Весна» и т.д. Всего – более 200 раритетных пленочных экземпляров. Понятно, сам он теперь освоил современную цифровую технику. А свои раритеты (к слову, сохранившие все рабочие функции) несколько лет назад продал одному московскому бизнесмену – любителю ретро-фототехники. Валентин Сергеевич трезво рассудил, мол, «мне она уже без надобности». Зато на вырученную сумму ему удалось совершить еще одну турпоездку.
Рассматривая кипы снятых Крайновым фотографий, можно заодно учить географию и этнологию. Австралия, Австрия, Аргентина, Бирма, Ботсвана, Бразилия, Венесуэла, Греция, Замбия, Дания, Испания, Камбоджа, Китай, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Португалия, Италия, США, Таиланд, Турция, Чили, Швейцария, ЮАР, Япония... Увидеть глазами Валентина Сергеевича Ниагарский водопад и Великую Китайскую стену, легендарные греческие Акрополь и Амфитеатр, идолов чилийского острова Пасхи и шанхайские небоскребы, пирамиды индей-
ского племени майя в Мексике и домик норвежского композитора-романтика Эдварда Грига, балет «Щелкунчик» на струях фонтана в Перу и замок Гамлета в Дании, полюбоваться норвежскими фьордами и вулканом Этна на Сицилии...
Понятно, в поездках случается всякое. Особенно за границей. Допустим, прилетел Крайнов в Венесуэлу. А в аэропорту его никто не встретил. По недоразумению гид то ли опоздал к самолету, то ли перепутал рейс. Два часа ночи. Куда светлокожему чужеземцу податься? Местного языка россиянин не знает, венесуэльцы ни по-русски, ни по-английски не понимают. Валентин Сергеевич по форменной амуниции вычислил тамошнего полицейского, обратился к нему. Тот только плечами пожимает, дескать, «I don’t understand you».
Между тем оплошавшие венесуэльские туроператоры, обнаружив «пропажу», принялись звонить коллегам в Москву, те – в саранское турагентство: так и так, потерялся ваш пенсионер, не знаем, как с ним связаться... Здесь тоже все не на шутку переполошились. А Валентин Сергеевич, не теряя самообладания, где на ломаном английском, а больше – мимикой и жестами объяснил тамошним стражам правопорядка, мол, надо связаться с Российским посольством. В общем, проблему решили.
В стране Восходящего Солнца он тоже чуть не потерялся. Обычно Крайнов предпочитает совершать пешеходные экскурсии. Так лучше ощущаешь атмосферу, настроение людей, можно ближе рассмотреть постройки, вникнуть в архитектурные особенности. Благо опытный путешественник вполне неплохо ориентируется на местности даже в незнакомых городах. «Главное – запомнить какое-нибудь приметное строение и держаться в его направлении», – объясняет Валентин Сергеевич.
Вот и в Японии, отправившись за сувенирами, он приглядел такой «ориентир» недалеко от своего отеля. Но из-за специфической планировки, пока бродил по улочкам, не заметил, как упустил приметное здание из вида. Поплутав несколько часов по окрестностям, Крайнов всё-таки нашел свой отель.
«Безвыходных ситуаций не существует, – убежден Валентин Сергеевич. Важно – ни при каких обстоятельствах не паниковать».
Наверное, такое философское отношение к действительности позволяет ему сохранять завидную физическую форму и душевную гармонию, не поддаваться календарному возрасту
и на год вперед планировать маршруты для следующих поездок и походов.
И совершенно точно сказал заведующий кафедрой архитектуры и дизайна Мордовского госуниверситета Виктор Махаев: «Путешествия и фотография для Крайнова – не увлечение и не работа, это просто его образ жизни».