Поющая душа артиста Сергея Эскина

Мила МЕЛЬНИКОВА

 

Среди его предков никогда не было ни актеров, ни музыкантов. Выросшие в крестьянских семьях родители Сергея – Анна Алексеевна и Иван Устинович Эскины – еще молодыми обосновались в городе, трудились обычными рабочими. Но, понятно, мечтали о лучшей доле для своих сыновей. Хотя мальчишки по примеру отца, владевшего в совершенстве плотницким и столярным ремеслом, тоже, как бы между прочим, научились владеть рубанком, стамеской, молотком, с виртуозной точностью забивать гвозди...

Драматическое увлечение

Мальчишкой, как большинство соседских пацанов, Сергей летом гонял футбольный мяч во дворе, зимой – хоккейную шайбу. В школьном спортзале вместе с одноклассниками охотно играл в баскетбол, благо ростом Бог не обидел и попадать в корзину длинноногому Эскину не составляло проблем.

О существовании театрального искусства до определенного времени он просто не знал. Ну, так получилось. Принудительно школьников на спектакли не водили. А у родителей, верно, хватало других забот.

Но однажды в общеобразовательную школу, где учился Сережа, пришла интеллигентная женщина. Модного ныне слова «кастинг» в середине 1970-х в нашей стране еще не знали. Наталья Ивановна Разумовская просто спросила, не хочет ли кто из ребят позаниматься в драматическом кружке, предложила подросткам почитать для начала стихи.

Многие, кстати, загорелись из естественного детского любопытства: «А что это такое драмкружок? Как это играть в инсценировках?»

Сергей пошел скорее за компанию. И еще подстегнуло ироничное пожелание классной руководительницы: иди, мол, Эскин, глядишь, и литературу полюбишь.

В кружке у Натальи Разумовской при Дворце пионеров занимались мальчишки и девчонки из разных школ центральной части Саранска. Кто-то, походив пару месяцев, переключался на иные увлечения. А вот Эскин незаметно для себя втянулся в манящий омут актерского перевоплощения. До сих пор помнит свой сценический дебют. Читал басню Крылова «Любопытный», которую, кстати, по школьной программе не изучали. И учителя литературы откровенно изумило, с каким чувством, толком, расстановкой пятиклассник Эскин, ловко изображая диалог, выдал перед зрителями, заполнившими актовый зал:

«Приятель дорогой, здорово!

                    Где ты был?» –

«В Кунсткамере, мой друг!

            Часа там три ходил;

Все видел, высмотрел;

                       от удивленья,

Поверишь ли, не станет

                            ни уменья

Пересказать тебе, ни сил...

Крыловский текст Сергей подал так смачно, что хохотал весь зал – и ровесники дебютанта, и строгие педагоги.

Особым прилежанием Эскин не отличался. Любил по-приятельски подшутить над ровесниками, по-мальчишески похулиганить. Но делал это совершенно беззлобно. Просто умел найти повод повеселить окружающих, поднять настроение. Ну, и присущий ему от природы артистизм выручал Сергея и в обыденности, и на сцене.

Наталья Ивановна, кстати, по отзывам ее питомцев, при всей своей интеллигентности довольно серьезно относилась к творческому процессу и строго требовала от юных артистов соблюдения профессиональных сценических канонов. Студийцы по всем правилам осваивали и сценическую речь, и сценическое движение, в том числе всякие разные танцевальные па. Как-то наставница предложила юным актерам исполнять чарльстон. Сразу воспроизвести динамичные движения этого некогда жутко модного танца с выбросами согнутых в колене ногами без специальной хореографической подготовки вряд ли получится.

– Пробуйте! – скомандовала Разумовская и кивнула сидевшей за фортепиано Саше Лобановой, мол, играй.

Ребята откровенно стушевались. Но едва зазвучали первые аккорды чарльстона, Эскин экспромтом выхватил связку ключей и принялся лихо крутить ею вокруг пальцев в такт мелодии. В общем, ногами не дрыгал, но артистично имитировал мудреный танцевальный драйв.

Гибкий, подвижный Эскин особенно органично вписался в комедию Мольера «Плутни Скопена». Его хитрющий, изворотливый, стремительный точно ртуть слуга-пройдоха моментально завоевывал симпатии публики.

А первую самостоятельную роль Волка Сергей сыграл в любительском спектакле «Приключение в стране Мультипульти». Забавно, что спустя годы уже зачисленному в штат Республиканского театра музкомедии Эскину опять довелось влезать в шкуру серого персонажа одноименной музыкальной сказки, шедшей в постоянном репертуаре.

«Творческое сиротство»

Но сначала Сергей даже не думал об актерской карьере. Хотя на протяжении пяти лет он занимался у Натальи Разумовской.

Следом за ней самые увлеченные кружковцы перекочевали в ТЮЗ, созданный уже при Республиканском дворце культуры. К слову, некоторые из питомцев Натальи Ивановны закономерно решили связать судьбу с театром, поступили в профильные ленинградские и московские вузы.

А Эскин по окончании общеобразовательной школы поступил в техническое училище, освоил по-настоящему мужскую профессию наладчика технологического оборудования, распределился на одно из крупных промышленных предприятий. Именно в училище ему повезло встретить свою избранницу Ирину. Женился. И как полагается, молодому мужу требовалось уже заботиться о материальном обеспечении семьи.

Попытавшись погрузиться в обыденную трудовую круговерть, он вдруг ощутил необъяснимое «творческое сиротство». Да, все размеренно: отработал смену на заводе и свободен, выполнил план – получил зарплату. Рядом любимая и любящая супруга, ласковая, внимательная, добрая.

Но Сергей вдруг понял, что ему мучительно не хватает той самой, кружащей голову полетности, какую дает сцена, возможность перевоплощаться в разных героев, отдавая им часть своей души, таланта, эмоций.

Дискотечный тренинг

Через полгода он отправился на вступительные экзамены в Нижегородское театральное училище. Прошел два испытательных тура и... затосковал по дому, вернее – по близким, оставшимся в родом городе.

Случайно узнал, что в Саранском музыкальном училище имени Л.П.Кирюкова как раз набирают курс по специальности «актер музыкальной комедии». Правда, начального музыкального образования у Эскина не было. Но, без долгих раздумий забрав документы, он вернулся из Нижнего и решил попробовать удачу в Саранске.

С творческими испытаниями при поступлении в училище Сергей справился благодаря природному артистизму и сценическому опыту, накопленному ранее.

Принять-то его приняли. Однако квалифицированному технику-наладчику Эскину потребовалось наверстывать недостающие начальные знания по сольфеджио, музыкальной литературе и другим музыкальным дисциплинам. Приходилось «грызть гранит творческих наук» ежедневно по шесть часов в учебных аудиториях. Развивать певческий аппарат здорово помогли уроки педагога по вокалу Николая Артемьевича Мадонова.

Зато у Сергея появился отличный шанс вечерами и по выходным попрактиковаться и заодно подзаработать. Вместе с приятелями, объединившимися в ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), выступали на молодежных дискотеках. И не важно, что исполняли они не оригинальный репертуар, а в основном композиции популярных в ту пору «Веселых ребят», «Машины времени», группы «Цветы». Главное – пели и играли не «под фанеру», а живьем, с настоящим драйвом. Сергей, кстати, не только пел, но и вел партии ритм-гитары.

Счастливый случай

А спустя год Эскина и его сокурсников привлекли к сценической практике в местном театре музыкальной комедии, зачислили в штат, ввели в репертуарные спектакли – «Вольный ветер» Дунаевского, «Хелло, Долли!» Дж.Германа, «Опасное сходство» Г.Цабадзе, «Ах, карусель, карусель!..» В.Комарова (по мотивам комедии Н.В.Гоголя «Женитьба»), «Доротея» Т.Н.Хренникова.

И, понятно, для молодых артистов святое дело – детские сказки. Особой популярностью у детворы пользовались «Приключения Кота Леопольда». Приставучих мышей, одержимых жаждой отомстить коту, играли сокурсницы Сергея, две Ольги – Вдовина и Мугрычева. А Эскин перевоплощался в добродушного 
Леопольда, ласково усмирившего мелких грызунов: «Ребяятааа, давайте жить дружно!»

Летом студентов вместе с остальной труппой почти на три месяца командировали на гастроли. Молодые, еще не дипломированные вокалисты с азартом колесили по стране – Псков, Новгород, Саратов... С одной стороны, молодым давалась замечательная возможность перенимать в деле опыт у маститых коллег. С другой... Окончивший консерваторию Алексей Стрюков искренне по-дружески втолковывал Сергею, дескать, если хочешь реализоваться в творчестве, необходимо овладеть школой, мастерством вокальной техники.

А директору театра жутко не хотелось лишаться работоспособного и дисциплинированного молодого артиста. Он старательно отговаривал Эскина, мол, хватит тебе и училища, поешь – хорошо, играешь – классно! Чего тебе даст вуз? Работой ты и так не обделен.

Сомнения Сергея развеял удачный случай. Летом 1986 года в Саранск приехали московские специалисты, чтобы прослушать местных талантливых музыкантов, желающих учиться в Государственном институте театрального искусства. Эскин решил во что бы то ни стало рискнуть. Но, как нарочно, дни вступительных прослушиваний совпали по времени с гастролями Мордовского театра музкомедии за пределами республики. Администрация категорически заявила, что заменить Эскина некем и он должен играть в заявленных спектаклях. Срывать гастроли Сергей не посмел. Вместе с труппой вечерами выходил на сцену в Астрахани, а утром самолетом летел на конкурсные прослушивания в Саранск и следом назад. И так пять раз.

Иногда его опять охватывали сомнения: «Стоит ли рваться? Для чего менять привычный уклад?» Но мудрый опытный коллега вовремя посоветовал: «Если не решишься сейчас, потом точно не поедешь, упустишь время. Репертуарный театр затягивает, как трясина».

«Зойкина квартира» олимпийского режиссера

Однако, когда Эскин узнал, что его приняли в прославленный ГИТИС, все сомнения окончательно развеялись. Спасибо, родные не препятствовали стремлению Сергея. Напротив, жена Ирина всячески поддерживала его творческие порывы, позволила мужу учиться, взяв на себя основные заботы по воспитанию маленькой дочки. Конечно, родители тоже помогали молодым.

Учился Эскин с азартом, по максимуму впитывая тонкости мастерства. Конечно, непросто приходилось и в материальном смысле. Хорошо, что театры, музеи и библиотеки воспитанникам ГИТИСа позволялось посещать бесплатно. И все же на вузовскую стипендию семью 
не прокормить.

Сергея выручали передавшееся от дедов мужицкое упорство и трудовая семейная закалка. Пока пять лет жил в Моск-
ве, с земляком Сергеем Плодухиным они находили для себя оплачиваемые подработки. Мели улицы, разгребали снег и т.п. Отцовская школа тоже очень пригодилась – в студенческом общежитии Эскин выполнял обязанности плотника. Удавалось не только сэкономить, но и скопить на подарки родным. Когда случалось навестить близких, обязательно привозил им столичныегостинцы.

Эскин признается, что невероятным счастьем было общение с такими мастерами, как профессор Матвей Абрамович Ошеровский.

До ГИТИСа Матвей Абрамович служил главным режиссером театров музыкальной комедии в Воронеже, Краснодаре, Одессе. Как один из режиссеров руководил постановкой массовых торжеств московской Олимпиады-1980.

С курсом Сергея Эскина Ошеровский выпустил булгаковскую «Зойкину квартиру», которую студенты – беспрецедентный случай! – показали в десяти городах страны.

Аншлаговые премьеры

Многие выпускники московских вузов тогда старались «зацепиться» в столице. А Сергей с радостью вернулся в родную Мордовию, ведь его ждали не только дома, но и в театре, который с октября 1992 года получил статус Государственного музыкального, а его репертуар начал активно пополняться операми.

В Саранске молодой дипломированный баритон не испытывал недостатка творческой востребованности. Буквально сразу Эскин исполнил партию в опере Дж.Верди «Травиата». Причем премьерный спектакль, в котором солировали тенор Сергей Плодухин и баритон Сергей Эскин, три дня шел с аншлагом.

Затем Эскин спел такие драматургически непростые партии, как Роберт в «Иоланте» П.И.Чайковского, Грязной в «Царской невесте» Н.А.Римского-Корсакова, Бартоло в «Севильском цирюльнике» Дж.Россини, Евгений Онегин в одноименной опере П.И.Чайковского, эпический герой в национальной опере М.Фомина «Сияжар».

И для начинающих артистов Яушевского театра Эскин, по их признанию, служил эталоном сценического мастерства. Не только потому, что в нем чувствовалась авторитетная школа прославленного ГИТИСа. Эскин подкупал даже не столько безупречной вокальной техникой, сколько непринужденным артистизмом, достоверностью создаваемых 
сценических образов.

А общение с Сергеем – на репетициях, на представлениях и просто в повседневной неформальной обыденности – помогало только что принятым в оперную труппу театра выпускникам саранского музучилища избавиться от психологического зажима, раскрепоститься.

Коллеги не скрывают, что обожают выступать вместе с Эскиным, считая его идеальным партнером. С ним комфортно, уютно. В любой постановке и обстановке.

Кстати, не забыл артист и переданные от отца и усвоенные с детства плотницкие и строительные навыки. Правда, про эти таланты Заслуженного артиста России, народного артиста Мордовии Сергея Эскина знают лишь близкие. По секрету скажем: к примеру, ремонт в свой квартире певец делает собственными руками, запросто может отремонтировать замок, починить мебель. Но это все остается глубоко за кулисами.

Идеальная фактура

Однако специфика уездного города не позволяет ограничивать репертуар сугубо высокими жанрами. И в афише местного Яушевского музыкально театра наряду с классикой присутствуют оперетты, мюзиклы.

– Для меня каждая роль в каждой постановке одинаково дорога. И каждый раз перед выходом на сцену я волнуюсь. Важно ведь не просто все исполнить точно по нотам, но передать глубину характера своего героя, – уверен Заслуженный артист России, Народный артист Мордовии Сергей Эскин, в чьем арсенале сегодня уже не один десяток вокальных партий, не одна сотня сыгранных спектаклей.

Казалось бы, за тридцать пять лет сценической жизни можно привыкнуть к пространству зрительного зала, не мандражировать, в сотый раз повторяя давно заученный текст.

Да, он научился настраивать связки, владеть голосом, управлять эмоциями. И по-прежнему сохраняет завидную физическую форму. Стройный, подтянутый, с неизменно ровной спиной. Художники-постановщики говорят: у Сергея Ивановича отличная фактура – как раз для костюмных ролей, княжеские фраки на нем сидят как на кадровом офицере.

Действительно, артист Эскин отличается благородной осанкой и невероятно хорош в образе американского консула Шарплесса в опере Дж.Пуччини «Мадам Баттерфляй». Не менее симпатично смотрится его пират Гаспар в комической опере Г.Доницетти «Как стать мужем и уцелеть» или граф Базаров в музыкальной комедии В.Баскина «Подлинная история поручика Ржевского».

Впрочем, баритон Сергея Эскина звучит не только в театральных постановках. Многие с удовольствием слушают в его исполнении романсы, патриотические и популярные песни советской эстрады. Главное – в нем не угасает желание своим творчеством доставлять радость окружающим и получать от этого удовольствие.