Нетипичный типаж, или "Парень из соседнего подъезда"

Мила МЕЛЬНИКОВА

 

Сейчас его знают миллионы телезрителей. И сотни людей ходят в Московский художественный театр специально на спектакли, в которых играет именно Станислав Дужников. Хотя внешне он никак не соответствует образу эталонных голливудских мачо, скорее похож на обычного парня из соседнего подъезда.

Станислав ДужниковБольшой и добрый. Но как раз такой типаж необычайно близок и дорог российской публике, всецело доверяющей героям Дужникова – кого бы он ни играл. Будь то разгильдяй Толя Пестемеев, прозванный сослуживцами «Бомба», в культовом фильме про армию «ДМБ», неторопливый коллега Анастасии Каменской Миша Доценко в популярном сериале про феноменальную сотрудницу уголовного розыска. Или буфетчик Семен в экранизации романа Бориса Акунина «Турецкий гамбит», дегустатор Толик в комедии «Француз», Семен Неясный в исторической драме «Господа офицеры: Спасти императора», искренне влюбленный в главную героиню сосед Петр в мелодраме «Колечко с бирюзой», военный моряк Борис Кочин  в комедии «Мины в фарватере!», полковой унтер Птуха в историческом приключенческом фильме «1812: Уланская баллада», сказочный Илья Муромец в современной детской ленте «Приключения в тридесятом царстве», отчаянно бесстрашный курьер Михаил в фильме-катастрофе «Метро». Ну, и, разумеется, очень многие считают актера прежде всего старшим братом главного героя Кости из ситкома «Воронины» и часто принимают Дужникова за его персонажа, неудачливого милиционера Леню Воронина. Причем герои Станислава Дужникова любимы не только среди россиян, но и зрителями стран СНГ.

Между тем, путь Станислава на большую сцену и широкий экран получился отнюдь не прямым и коротким.

Бабушкино воспитание

Он родился 17 мая 1973 года. Учился в Саранской общеобразовательной средней школе №20. Кстати, педагоги-старожилы вспоминают, что маленький Стасик Дужников, мягко говоря, не отличался примерным поведением. Да и предрасположенности к актерству школьные наставники за ним не замечали. Даром, что аккурат напротив учебного заведения располагается местный
театр и школьники регулярно дружно всем классом ходили на разные утренние представления. А еще в дошкольную пору мама водила Стаса на детские спектакли. Но, видно, тогда вирус актерства еще не зацепил шаловливого паренька. Тем более, среди близких Стаса никто не был связан со сценическим творчеством. Мама работала педиатром, папа – строитель. Бабушка и дедушка по материнской линии, Анастасия Федоровна и Борис Федорович Шишкановы, преподавали в Старошайговской сельской школе.

При всей своей непоседливости Стас всегда с почтением относился к деду, воевавшему на фронтах Великой Отечественной, а после Победы учившему сельских мальчишек и девчонок истории, географии и НВП – начальной военной подготовке, был тогда в школьной программе такой предмет. Бабушка Анастасия Федоровна многие годы вела такие серьезные дисциплины, как физика и математика, и пользовалась уважением среди односельчан.

В непростой подростковый период, к тому же после развода родителей, в саранской школе Стаса считали безнадежным хулиганом. Шестиклассник Дужников не успевал по пяти предметам. А тут еще скончался дед. И мама, Любовь Борисовна, отправила сына к бабушке на перевоспитание, а заодно – чтобы помогал ей по хозяйству.

До сих пор, как только позволяет плотный рабочий график, актер любит приезжать в Старое Шайгово, в небольшой дом, где прошли, как он сам заверяет, самые лучшие годы его жизни.

Понятно, даже влияние строгой и уважаемой бабушки не способно моментально изменить характер. И несколько лет назад, на встрече с саранскими зрителями, Дужников без лукавства признавался, что и в селе они с приятелями хулиганничали, лазили, допустим, ночами в сады за яблоками и т.п. Не потому что хотели напакостить хозяевам. Нет, просто подогреваемыми азартом озорства пацанами тайные яблочные рейды воспринимались как некое романтическое приключение.

Однако в местной школьной среде Стас ощущал влияние непререкаемого бабушкиного авторитета, налагавшего на него определенные обязательства.
И как бы то ни было, бабушка внесла весомую лепту в воспитание внука, научив его упорству, выдержке, умению отвечать за свои слова и поступки.

Едва начался учебный год, Дужникова тут же привлекли к общественно-полезной работе. Правда, в школьном драмкружке ему по первости доверяли лишь таскать стулья. Но однажды из любопытства он остался на репетицию. Однокласснице никак не удавалось войти в образ. Наблюдавший за процессом Стас смотрел-смотрел, а потом не выдержал и... показал, как нужно играть. Тогда учительница Раиса Ивановна Гришина и предложила ему исполнить в готовившейся постановке по сказке «Золушка» роль... сумасбродной мачехи.

Став уже дипломированным актером, Дужников признался: «Конечно, в первый раз выйти из-за кулисы на сцену ой как непросто! Это всё равно, что впервые прыгнуть с парашютом! Дыхание аж перехватывало!»

Но тот «прыжок» оказался судьбоносным. Стас решил посвятить себя сцене. Правда, близкие считали актерство несерьезным занятием для мужчины, надеялись, что он выберет более надежную профессию. Единственной, кто поддержал его в желании поступать в театральный, была мама. А воспитанное бабушкой упорство помогло Стасу преодолеть все препятствия и добиться намеченной цели.

Доброволец

По окончании школы Дужников попробовал поступить в Казанский институт культуры. Но в 1990-ом году там набирался целевой курс для национального драматического театра Татарстана. И от абитуриентов прежде всего требовалось свободное владение татарским языком. Стас не знал ни слова на татарском. Пришлось ему возвращаться домой.

А тут представители Республиканского училища культуры как раз ездили по районам Мордовии в поисках потенциальных студентов.

Надо уточнить: в «лихие» 1990-е местная молодежь не особо рвалась осваивать творческие профессии, не сулившие ни особых прибылей, ни финансовой стабильности. Тем не менее училище отправляло по райцентрам агитбригады, показывавшие «радужные перспективы» для выпускников «кулька» (так в народе ласково именовали учебное заведение, готовившее руководителей сельской художественной самодеятельности, клубов и т.п.).

«Ни выпускники сельских школ, ни их родители особого энтузиазма по поводу обучения в «кульке» не проявляли. А в Старошайговской школе, где в актовом зале выступила агитбригада, вдруг к нам подходит долговязый белокурый парень и заявляет: «Вот я хочу у вас учиться!», – вспоминает директор Республиканского музыкального театра имени И.М.Яушева Владимир Шарапов, в ту пору преподававший в училище культуры актерское мастерство и режиссуру. – Первое, что я заметил, длиннющие ноги и безразмерные, как лыжи, ботинки».

Неожиданным добровольцем оказался Стас Дужников. «Он тогда еще не набрал солидного веса, – продолжает Владимир Шарапов, – был худой и нескладный. На занятиях по сценическому движению со стороны забавно смотрелось, как он выполняет кувырок: тело уже перевернулось, а ноги докатывались с задержкой. Не скажу, что Стас выделялся лидерскими качествами, но он постоянно оказывался в эпицентре активной училищной деятельности».

К слову, близко приятельствовал Дужников с ребятами, учившимися на музыкальной специализации. И кстати, в их компании еще в пору своего саранского студенчества дебютировал в кино, о чем сам уже и забыл. Оно и понятно. Поскольку снимался, разумеется, не фильм, а видеоклип. А группа веселых студентов под аккомпанемент саранских виртуозов-инструменталистов изображала радостных посетителей кафе-ресторана.

По мнению Владимира Шарапова, в Дужникове уже тогда обнаруживалось стремление к серьезному театральному искусству: «Было заметно, что Стасу тесновато в рамках училищной программы. Мы же готовили режиссеров культмассовых мероприятий, а он хотел играть на театральной сцене. Потому руководство училища не стало препятствовать его желанию – учиться в Москве. Перед тем, как Стас отправился штурмовать столичные вузы, я попросил мэтров республиканской русской драмы его посмотреть, чтобы, может, дали какие дельные советы. Он почитал им стихи, что-то показал. И Николай Павлович Большаков со свойственной ему категоричностью заключил, мол, не нужно тебе, парень, никуда поступать. А спустя многие годы народный артист Большаков при личной встрече с Дужниковым признался, что очень ошибся, вынося тогда свой вердикт. Стас своим творчеством многократно доказал, что он настоящий Артист».

Штурм «Щуки» в четыре попытки

Однако с первой попытки осуществить мечту – поступить в московский театральный вуз – Дужникову не удалось. И тут проявилась фирменная мордовская настырность. Возвращаться назад несолоно хлебавши он не стал.

«Я ночевал то у знакомых, то в каких-то общежитиях, то зимой на неотапливаемой даче. Почти приключение! Полторы недели вообще «жил» на Казанском вокзале: сложил нехитрые вещички в камеру хранения, умылся в туалете – и на работу, – рассказывает Станислав о тех своих столичных мытарствах. – Родители не могли помогать мне финансово, приходилось самому зарабатывать средства на жизнь. Подметал дворы, разгружал вагоны, трудился охранником, официантом...»

При этом он самостоятельно оплачивал учебу в Московском колледже современного искусства, которая осуществлялась на коммерческой основе, но в профессиональном плане мало что давала.

И каждый год Дужников одержимо сдавал вступительные экзамены в престижный театральный институт имени Бориса Щукина. Наконец, с четвертого раза, его приняли на курс Евгения Князева, который тогда набирал свою первую актерскую группу, а впоследствии стал ректором «Щуки» и особенно прославился, сыграв великого мистификатора Вольфа Мессинга в телесериале «Сын отца народов».

К слову, вместе со Станиславом на курсе Князева учились ныне тоже весьма популярные киноактеры – Дмитрий Ульянов и Мария Куликова.

Существует мнение, будто преподаватели театральных вузов запрещают студентам до окончания учебы сниматься в кино. Тем не менее многие пока недипломированные актеры умудряются попасть на съемочную площадку, чтобы попробовать вкус кинематографической специфики. И Дужников, будучи студентом «Щуки», мелькнул в эпизодах экранизации Алексея Сахарова по повести Пушкина «Барышня-крестьянка» и боевике режиссера Рудольфа Фрунтова «Всё то, о чем мы так долго мечтали». «В титрах тех фильмов даже моя фамилия не указана, – улыбаясь, поясняет Станислав. – В «Барышне-крестьянке» мой герой в красной рубахе появляется на пару минут, в толпе дворовых людей. Но близкие многократно пересматривали ленту и искренне радовались, видя родное лицо. И я тогда гордился, мол, вот, уже снялся в настоящем кино».

А широкую известность уже дипломированному актеру Дужникову принесла роль рядового «Бомбы». По признанию Станислава, на кастинг фильма Романа Качана «ДМБ» он попал совершенно случайно, так сказать, пришел за компанию с коллегами из московского театра имени Гоголя. Зато созданный им образ незадачливого слесаря-инструментальщика Толи Пестемеева, из-за собственной безалаберности устроившего пожар на заводе и, чтобы избежать наказания, добровольно попросившегося в армию, сразу завоевал зрительскую популярность.

Хотя сам себе Дужников в этой роли не понравился и, вспоминая свои первые впечатления, признается: «Посмотрев черновой материал «ДМБ», я думал: всё – дорога в кино мне закрыта. Но картина имела огромный успех. Я поехал на «Кинотавр» и буквально на следующий день «проснулся знаменитым...» 

Посланник Чемпионата мира-2018

Сегодня заслуженный артист Мордовии Дужников – известный и весьма востребованный актер. Его постоянно снимают в кинофильмах и сериалах, приглашают в качестве ведущего телешоу. Но важной частью профессиональной жизни Станислава остается служение театру.

Окончив вуз, он несколько сезонов играл в московском театре имени Гоголя и театре под руководством Армена Джигарханяна. По словам его первого саранского наставника Владимира Шарапова, «Стас всегда мечтал играть на сцене Московского художественного театра». И в 2009 году худрук МХТ имени Чехова Олег Табаков пригласил Дужникова в труппу прославленного театра. Некоторые даже шутят: «Табаков собрал в МХТ мордовскую диаспору. Олег Павлович сам на четверть мордвин, Николай Чиндяйкин  –  наполовину, Дужников – полный мордвин». Причем знаменитые актеры не думают отрекаться от своей национальной принадлежности. Напротив, искренне гордятся этническими корнями.

А Станислав при любой возможности охотно приезжает на свою малую родину, навещает живущих в Саранске старшую сестру, племянника и других родных, поддерживает связи со школьными друзьями и приятелями юношеской поры.

Он охотно участвовал в эстафете Олимпийского огня, с гордостью пробегая с факелом по улицам любимого Саранска, и согласился взять на себя обязанности посла города-организатора матчей Чемпионата мира по футболу-2018. Ведь в детстве Дужников, как большинство мальчишек, гонял футбольный мяч, в юности занимался в различных спортивных секциях.

Да и сейчас не теряет форму. Хотя специфика актерской профессии требует то стремительного увеличения объемов, то резкого похудания, необходимо владеть своим телом. Потому Стас по мере возможности старается находить время для посещения тренажерного зала. Впрочем, в жизни, да и в творчестве большее значение имеет не внешность, главное – внутреннее содержание.