Молодая воля

Вячеслав ЛЮТЫЙ

 

К 20-летию журнала «Странник»

Современные литературно-художественные журналы разнообразны по своему литературному и аналитическому наполнению. Как правило, им свойственна универсальность – жанровая, тематическая, историческая и прочая. При этом каким-то словно бы ненужным свойством толстого журнала становится его «адресность» по отношению к читателю. Подобный фактор сохраняется, скажем, в «Сельской нови», где от проблем земли и крестьянина можно легко перейти к страницам с превосходной поэтической лирикой или лаконичным и емким рассказом. Однако этот журнал мы не числим среди литературных «толстяков». И потому почти невзначай возникает странное наблюдение: новая российская литература решительно отказалась от целевого социального размышления и живописания – и энергично двинулась в сторону «читателя как такового».

Однако попутно оказалось, что не всякий автор способен к глубокому обобщению. Но, тем не менее – стремится к нему, поскольку таковы нынешние правила «литературной игры». То есть возникло и распространилось своего рода целевое «литературное думание», а картина жизни – широкой, противоречивой и удивительной в подробностях – отошла на задний план, укрытая тенью интеллектуализма без границ.

И в подобных обстоятельствах именно журнальная практика становится важным ориентиром – потенциальным и перспективным законодателем литературной моды, которая может положительно воздействовать на литературные установки нашего времени.

Саранский молодежный литературно-художественный и публицистический журнал «Странник» в таком контексте выглядит достаточно одиноко. Но сколь важен его поведенческий пример на фоне материалов, что публикуются на его страницах!.. Самые разные по интеллектуальным и художественным очертаниям, они уложены в границы творческой молодежной политики – воспитательной и просвещенческой.

Это издание было создано в 1994 году усилиями Константина Смородина. Жена Анна самоотверженно помогала ему во всем. С годами Анна и Константин Смородины стали авторами блестящей прозы, где православная традиция органично сочетается с житейским обыкновением, а мысль не только серьезна, но и увлекательна и облечена в слова точные и выразительные. Наверное, творческая самостоятельность и способность реализовать себя в разных литературных ипостасях, в конечном счете, и позволили им развернуть журнальный проект, в котором молодежная азартность прекрасно уживается с сосредоточенной мыслью. Причем узнаваемая в деталях реальность не позволяет возможному желчному читателю сказать: «Жизнь и литература тут существуют в словно бы в разных вселенных».

Беллетристика и проблемная проза, поэзия сложная и легкая, своего рода «настроенческая», вещи традиционные и экспериментальные, мемориальные материалы, произведения, открывающие новые литературные имена, поколенческий взгляд на сегодняшнюю страну и зрелое слово мастера, – всё это удивительным образом взаимно уживается под обложкой «Странника». Здесь можно встретить полемические статьи литературного критика Капитолины Кокшеневой (Москва); увлекательные, с налетом мистики повести о современной жизни Сергея Васильева (Воронеж); стихи Дианы Кан, Евгения Семичева (Новокуйбышевск); сердечные рассказы Натальи Моловцевой (Новохоперск)... А также размышления о духовных основах жизни и нравственном поведении молодежи, об искусстве и театре, о глобализме и традиции – и много еще чего...

«Странник» с течением лет стал вполне авторитетным общероссийским изданием, на его страницах с удовольствием печатаются авторы из самых разных регионов страны. Во многом это заслуга Анны и Константина Смородиных, творческая репутация которых в литературном мире очень весома. Но имя саранского «Странника» приобрело и собственную притягательность за счет художественной широты и подлинного демократизма в сочетании материалов, за счет столь редкого сегодня жизнелюбия на фоне депрессивных настроений, пронизывающих нынешнюю русскую литературу.

Поздней осенью 2012 года после тяжелой болезни ушла из жизни Анна Смородина, тонкий литературный вкус которой во многом определял художественную политику журнала. И это горькое обстоятельство оказалось для «Странника» испытанием на прочность и верность положенным в его основание нравственным и творческим принципам. Но словно космиче-
ское тело, набравшее ускорение, журнал продолжает следовать теперь уже собственной традиции – редакционной, развивает ее и укрепляет статус уникального целевого литературного издания.

В октябре прошлого года «Странник» отметил юбилей, о котором в лихих 90-х было трудно и помыслить: уже двадцать лет журнал торит свою, непохожую ни на какие другие тропу. Прошла «ельцинская эпоха», катится к закату «эра российского либерализма», а рядом с саранским молодежным «толстяком» так и нет похожего литературного явления: до сих пор он остается неким ядром возможного проекта, в котором сойдутся прошлое и настоящее – но устремленность в будущее окажется важнее всего иного.

И тогда молодая воля к жизни преодолеет многочисленные преграды и четко обозначит путь, по которому странствующий русский дух пойдет всё дальше и дальше.