Тамара Спиридонова
Эксперимент
Летние каникулы обычно не проходят, а пролетают. Но на этот раз «зацепились за что-то» и целую неделю тянулись нудно, скучно, бесполезно. «Два Т» сидели на скамеечке около дома, мучаясь от безделья и скуки. «Два Т» – это две подруги, две Татьяны. Подруги – не разлей вода. Еще таких называют – «коренными». Они всегда вместе: в кино, в школу, из школы, летом на речку, даже за хлебом ходили вместе, не говоря уже о том, что вместе и пили, и ели, то у одной, то у другой, ходили ночевать друг к другу. Им нравились одни и те же мальчишки, одни и те же вещи. В общем «Два Т» – это значит они.
И вот они сидели скучали, философствовали о жизни, удивлялись разным совпадениям в ней, и даже дошли до физики.
– Ну как это? Что это? Мы не видим тока, а щелчок выключателя: пожалуйста, свет.
– А магнит – это вообще чудо. Что же это за сила такая?
В их рассуждениях вопросов оказались намного больше, чем ответов.
Ну и то сказать – семь классов школы, это еще не университет.
Им нравилось, что они так умно рассуждают, и они находили все новые случаи для обсуждения. Одна «Т» из двух вспоминала маленькую заметку в газете, что в английской школе в одном из классов случилась эпидемия смеха и всех увезли в больницу. Они не могли себе представить – как это нельзя бросить смеяться? «Болтовня», – так решили они и замолчали. Темы для разговоров иссякли, ведь каждый день они вместе и всё уже обговорено по сто раз. От скуки, что ли, а может быть, злой рок, но одна из них зевнула, другая, на нее глядя, тоже. Вспомнили случай в Англии «со смехом», и вокруг зевоты начался новый виток разговора.
– А почему, когда зеваешь, рот открывается? – говорила она.
– А почему, когда сильно зевнешь, слезы на глаза? – говорила другая.
– И правда, а почему? Может, мышцы расслабляются и рот открывается?
– Да нет, вряд ли. Ведь когда на физкультуре говорят: «Вольно», все расслабляются, но не стоят с разинутыми ртами, – и они рассмеялись.
– А правда, почему рот открывается?
Они погрузились в размышления. Наконец одна из подруг предложила провести эксперимент:
– А если просто открывать рот, интересно, будешь зевать или нет?
От безделья они заняли себя «научным экспериментом». Добросовестно открывали рты, смеялись друг над другом. И сделали вывод, что надо открывать рот шире и дольше держать открытым: «эксперимент» продолжался. И – о ужас! Сначала было радостно от того, что эксперимент удался, они старательно зевали, смеялись над собой, а рты открывались все шире, зевота не останавливалась, уже больно стало уголкам рта, а они все зевали и зевали. Потом заболели животы, и в груди стало больно, но рты открывались все шире, до боли сводя скулы, помимо их воли, и они зевали уже до слез. Текли слезы, болели животы, а зевота продолжалась. Им стало не до смеха. Когда они поняли, что эксперимент получился на все сто процентов, а «выключатель» отсутствует, они бросились в дом одной из Татьян, около которого сидели на скамеечке, и со слезами (боясь, что разорвут рты), кое-как объяснили ее матери, что не могут остановить зевоту.
Мать принесли из кухни кружку холодной воды, взяла в рот и стала брызгать на них. Не сразу, а постепенно зевота прекратилась. И они долго сидели дома тихие, напуганные.
Но когда пришли в себя, разразились таким смехом, что даже Танина мать им сказала:
– Может, опять воды принести?
Нескоро они успокоились. А свой «эксперимент» вспоминали до конца каникул.
Так что прежде чем ставить эксперимент, надо хорошенько подумать: а вдруг получится?..