Чтение для развлечения

Мария Сакович


Для меня чтение – это в первую очередь удовольствие почти физическое. Процесс складывания закорючек в осмысленный посыл, поток информации меня завораживает. Если читаешь что-то серьезное, это однозначно вызывает и эмпатию, и бурную реакцию мозга, который работает не покладая извилин над генерацией мыслей и выводов. Но ведь иногда нужно и расслабиться – мозгу в том числе. Именно для этих случаев я приготовила для вас несколько небольших рекомендаций довольно интересных, с моей точки зрения, книг – для эмоционального и когнтитивного релакса.

Дуглас Коупленд, «Мисс Вайоминг»

Открыла для себя Дугласа Коупленда и очень этому рада. Канадец пишет о многих современных явлениях, оказывающих внимание на нас и наше понимание мира, но мы этого не замечаем. Коупленд - самый продаваемый (не уверена, но отчего бы и нет) писатель современности, его книги - одна из важнейших статей канадского экспорта. Родился в Германии, учился промышленному дизайну в Италии и Японии - кстати, обладатель двух премий по основной специальности. В общем, яркий человек. После знакомства с ним в список внесла "Поколение Х", "Нормальных семей не бывает" и "Рабов Майкрософта", а сейчас речь пойдет о "Мисс Вайоминг".

Сьюзен Колгейт - жертва матери, одержимой успехом дочери и конкурсов красоты, с детства не слезала с подиумов самых разных соревнований. Чтобы обеспечить себя и стать независимой от матери, пытается строить карьеру в Голливуде, но получается не очень - играть она не умеет совершенно. Но в ее жизни случается Встреча, которая способна многое изменить...

Джон Линдси Джонсон - режиссёр, продюсер, наркоман, едва не умерший от наркотиков и алкоголя, предпринявший попытку спастись от самого себя, понять главное, перестроить свою вселенную - сбежавший от мира, друзей, матери и социальных служб и бродивший по Америке, опускаясь постепенно на покрытое вязким илом социальное дно...

Мэрилин Колгейт - бывшая красавица, ставшая объектом семейного насилия в детстве, слегка повёрнутая на красоте и успехе собственной дочери, одержимая идеей семейственности, обожающая малышей - и родившая одну Сьюзен... Человек, переживший несколько жутких трагедий, когда ей хватило бы и одной - и ненавидимая собственной дочерью...

Жизни всех этих людей, их сложные, порой похожие на детективные, поиски и жизненные сюжеты, настолько завораживает, что отрываться от текста не хочется. Роман весёлый, но пронизан настолько острой социальной сатирой, что иногда передёргивает от омерзения и осознания. Очень рекомендую любителям нестандартных и при этом до оскомины привычных сюжетных ходов, показанных с неожиданной стороны, размышлений и интересных выводов.

Ханна Кент, «Темная вода»

Я люблю читать неизвестных мне авторов, если нравится то, что написано в аннотации к книге. Так я нашла немало интересных вещей - имею в виду, конечно, современную литературу. Ханна Кент и её "Темная вода" - как раз такой случай.

Ханна Кент - австралийка, родилась в Аделаиде в 1985 году, сейчас живет в Мельбурне и является редактором литературного журнала. "Темная вода" - её второй роман (я, естественно, теперь хочу прочитать и первый, "Вкус дыма", о котором пишут ещё лучше). И, надо сказать, роман очень достойный.

Дело происходит в ирландской деревушке недалеко от городка Килларни. 19 век, крестьяне, католики и при этом - дремучие язычники и суеверы. Бедность, граничащая с нищетой, много табака и алкоголя, условия жизни для нас, современных - дичайшие. Но и в этих условиях есть любовь, сострадание, надежда - а уж ненависти, зависти и злодейства пруд пруди. Действие начинается с того, что у приличной и очень добропорядочной женщины Норы Лихи скоропостижно умирает муж Мартин, нестарый мужчина, на котором держится благосостояние всей семьи. Незадолго до этого печального события семья Лихи уже распростилась с единственной дочерью Джоанной, и воспитывает её сироту-сына Михяла, которого вернул бабушке и дедушке вдовый зять. А с внуком неладно - ему 4 года, но он не ходит, не говорит, ножки его совсем слабенькие и не держат тело, и вообще он кажется умственно отсталым, хотя года дед и бабка видели его двухгодовалым, мальчик был красавчиком, бегал и бойко разговаривал. Что случилось с ребенком, отчего он стал таким - никто не знает, медицина и Церковь оказываются бессильны. И тогда в дело вступает Нэнс Роух - знахарка, живущая на окраине села. Она знается с фэйри - "добрыми соседями", как их опасливо называют сельчане, разбирается в травах, верит в Бога и Богородицу, и не считает фэйри нечистой силой - для ада и нечисти они сделали слишком мало плохого, а для рая и ангелов - слишком мало хорошего. Такие духи "сами по себе".  Нэнс Роух убеждает Нору в том, что младенец, донимающий вдову ночными воплями и убожеством, никакой не Михял, а так называемый "подменыш" - эльф, подброшенный фэйри вместо красивого и умненького мальчишки. Доведенная до отчаяния Нора воспринимает эту версию едва ли не с облегчением, и наконец у неё появляется цель - вернуть мальчика, обменять его на подкидыша! Ради этого она готова на всё. Даже на преступление.

Для тех, кто ищет в книге мистику, у меня плохая новость - её там нет. Много разговоров на тему фэйри, но никаких сверхъестественных событий. А вот для любителей практической психологии в романе раздолье и пир для ума - нашлось место всему: ревности, обиде, злобе, сплетням, отчаянию, состраданию и любви. Смесь похлеще торфяного виски, наподобие потиня - крепчайшего самогона, который гонят в каждом доме. Очень хороший слог - спокойный, без украшательств и витиеватости, читается легко и погружаешься в атмосферу с головой без каких-либо неудобств. Очень рекомендую всем любителям качественной психологической прозы - есть над чем подумать, что запомнить и о чем рассказать читающим друзьям.

Уинифред Уотсон, «Один день мисс Петтигрю»

Для тех, кто хочет почитать что-то незатейливое, лёгкое, но забавное и жизнеутверждающее -"Один день мисс Петтигрю" Уинифред Уотсон то, что нужно. Скромная гувернантка, которая ещё и не ахти какая гувернантка мисс Петтигрю с удивительным именем Джиневра находится в поисках места и обращается в бюро по найму,  где ее посылают к некой мисс Лафосс, которая ищет гувернантку для двоих своих детей. Придя по адресу, мисс Петтигрю знакомится с очаровательной хозяйкой, актрисой и певицей, и с головой погружается в ее бурную, суматошную жизнь, буквально с корабля на бал. Это история Золушки 35+, полная юмора, бурлеска и трагикомедийных обстоятельств, из которых мисс Петтигрю удается выпутываться самой и спасать мисс Лафосс и ее друзей только благодаря огромному жизненному опыту и собственной внимательности. Женщина, которая вынуждена всю жизнь подчиняться разным людям, может многому научиться и впоследствии применить это в жизни, если хватит ума. В результате всё устраивается наилучшим образом - мисс Лафосс определяется, за кого ей следует выйти замуж, а мисс Петтигрю находит и работу, и судьбу. Единственное, что расстраивает в книге - в жизни так, к сожалению, не бывает. А хотелось бы.

История очень яркая, похожая на фейерверк событий, калейдоскоп героев и чувств. В ней много мудрости, юмора и оптимизма - иногда достаточно одного дня, чтобы изменить жизнь. В общем, рекомендую всем, кому не хватает положительных эмоций именно сегодня - книги хватает на вечер, максимум, если растягивать - на два. Читайте и наслаждайтесь!

Элена Ферранте, «Незнакомая дочь»

"Ребёнок никогда не хочет получить только то, что просит, наоборот, выполненная просьба делает ещё более мучительным ощущение того, что ему не хватает чего-то, о чём он не может сказать".

Все мы дети, пусть и в глубине души. И чем глубже мы прячем своё внутреннее дитя, тем сложнее жить, если оно всё же выберется наружу и овладеет умом и душой внешнего взрослого, толкая человека на неоправданную жестокость и рефлексии, высвобождение которых толкает нас в бездну.

"Незнакомая дочь" Элены Ферранте так же прекрасна и глубока, как и все четыре книги "Неаполитанского квартета". И так же рассказывает о женской судьбе, такой сложной под внешним налётом благополучия. Она говорит о женщине, которая очень старалась вырваться из окружающей среды, стать кем-то большим, чем члены её семьи. Родила двух дочерей - одну по желанию, а вторую потому, что так надо. Бросила детей, потому что очень хотела реализоваться как женщина и профессионал - и была вынуждена вернуться, так как пустоту, образовавшуюся от разлуки с семьёй, ничем заполнить не удалось. Сейчас у героини всё хорошо - дочери живут с отцом, она сама в отпуске и готовится к занятиям в университете, в котором работает, на берегу моря. Но вот она знакомится с молодой матерью Ниной, её малышкой Лену - и всё выходит из-под контроля.

Книга наполнена психологизмом, но совершенно не перегружена смыслами. Читается легко, как и всё у Ферранте. Заставляет задуматься о том, что в жизни женщины важнее: дело, семья или всё же гармония между первым и вторым? Что предпочесть - детей и семью или призвание? И где она, эта золотая середина между самореализацией и погружением в детей и быт? Да и есть ли она вообще?..

Осилила за пару ночей. Рекомендую всем, кто любит хорошую женскую прозу без лишних соплей и розовых единорогов (хотя иногда единороги тоже нужны).