Татьяна Вдовина
«В тяжелые времена люди всегда тянутся к загадочному,
главное – быть ближе к Богу»
В начале сентября Мордовский национальный театр
открыл новый 92-й сезон. Зрители ждали его с радостью и большим интересом! Причем не только местные. В последние годы Саранск стал местом паломничества для любителей театрального искусства из соседних регионов – Пензы, Нижнего Новгорода. Именно город на Волге подарил нам талантливого режиссера Дмитрия Крюкова. На его постановки в русском и национальном теат-
рах «Мастер Маргарита», «Дракула» до сих пор трудно купить билет, хотя премьер-
ные показы спектаклей давно прошли... Мы побеседовали с
Дмитрием о его новом месте служения, начале пути в профессию, добре и зле в искусстве и в жизни.
Мордовский национальный театр и Крюковы
Мордовский национальный театр начинается не с вешалки, а еще раньше. У входа зрителей встречают улыбчивые женщины в национальных нарядах. Предлагают современные наушники для синхронного перевода – примерно 40% репертуара идет на эрзянском и мокшанском языках.
За кулисами не раз наблюдала, как доброжелательно общаются между собой актеры, директор, режиссер, художники, служащие – все, кто отвечает за магию театрального искусства. Отсюда не хочется уходить. Здесь душевно и просто. И в очередной раз вспоминаю слова великого комика Славы Полунина: «Работай только с теми, кого хочешь обнять». Уверена, здесь именно так и трудятся, вер-
нее – служат искусству. И любят зрителя.
В разные годы в национальном театре работали талантливые режиссеры – Борис Манджиев, Анатолий Шутов, Сергей Арцибашев, Александр Блинов, Алексей Истомин и другие. Так что актеры, особенно старожилы театра, избалованы качественными постановками, впрочем, как и зрители.
И вот новый поворот истории. Два года назад на должность главного режиссера
Мордовского национального театра назначили Дмитрия
Крюкова, чья постановка «Мастера и Маргариты» в 2021 году в русском драматическом театре произвела фурор! Не удивительно, что после такого успеха режиссера пригласили в Саранск на постоянное место работы. За два года, практически в режиме нон-стоп, Дмитрий Сергеевич поставил шесть спектаклей: «Бесприданница», «Снежная королева», «Дракула», «Пургаз», «Бременские музыканты», «А зори здесь тихие».
У Крюковых здесь семейная история! С 2011 года режиссер работает в постоянном творческом тандеме с супругой Екатериной – художни-
ком-постановщиком, сценографом. Сын Никита тоже актерствует в Мордовском национальном театре. После окончания профильного нижегородского училища в 2023 году получил приглашения в Рязань, Самару, Вологду, но предпочел работать в Са-
ранске.
«Особых сложностей в начале работы в национальном театре не было, ведь вместе с Екатериной не в первый раз сотрудничаем с новым коллективом, – говорит Крюков. –
Надо было присмотреться к актерам. Заинтересовать,
расположить к себе, чтобы хотелось вместе работать. Надеюсь, люди с удовольствием участвуют в моих постановках».
С Мордовией главного режиссера связывает также кровное родство по линии отца. Его бабушка родилась в Атяшевском районе, дедушка – в Чамзинском. Не случайно мастер собирается выучить язык предков, находя его «красивым и певучим». Кстати, спектакль «Пургаз» Крюковым поставлен практически пол-
ностью на эрзянском языке, кроме сцен в русских селах.
«Саранск мне очень нра-
вится, здесь открывается ду-
ша! – признается Дмитрий. –
В Мордовии живут добро-
желательные люди, с ними приятно общаться. Не все меня понимают, но все дело вкуса. Честно говоря, я не очень люблю Нижний Новгород. Шумно, пыльно, многолюдно... Мегаполис, одним словом. Хотя есть и там благоустроенные места. В
Москве не выдерживаю больше трех дней. Быть в столице по делам – пытка и каторга... А в Саранске мне легко дышится. Мы с супругой любим пешие прогулки, здесь все благоволит такому неспешному досугу. На другой отдых просто нет времени, ведь, покидая стены театра, продолжаем работать – идет подбор музыки, обсуждение декораций, эскизов, костюмов...»
В апреле в Мордовском национальном театре состоялась творческая лаборатория Театра наций. В ее рамках три режиссера за неделю поставили эскизы к спектаклям «Шинель», «Дубровский», «Первая любовь». Слаженная, крепкая труппа в очередной раз поработала с приглашенными постановщиками. А новый театральный сезон открылся спектаклем Крюкова на эрзянском языке «Пургаз» по роману Кузьмы Абрамова.
«Нижегородская жемчужина»
Дмитрий Крюков родился в далекой от искусства семье.
Мама работала бухгалтером, отец – пожарным. Жили они на окраине Нижнего Новгорода, в районе Автозавода. Дмитрий хорошо помнит, как во втором классе школьников повели в ДК «ГАЗ» на спектакль Горьковского драматического театра «Зайка Зазнайка». На 8-летнего мальчишку произвел большое впечатление волк! Дмитрий заболел театром и даже пытался организовать в школе драматический кружок, но не встретил понимания ровесников... С тех пор он регулярно посещал театры города – ТЮЗ, драматический, музыкальный. Привлекал к искусству Мельпомены друзей, которые тоже росли в рабочих семьях. Тем временем мама Дмитрия мечтала, чтобы после окончания школы сын поступил на исторический факультет в МГУ им. Лобачевского. Отец прочил карьеру военного... Сам Дмитрий решил иначе – поступил на актерское отделение Нижегородского теат-
рального училища. Родители отнеслись к выбору сына с пониманием, не давили. Дальше разговоров о сложности выбранной профессии дело не шло.
После окончания учебы Крюков 7 лет работал в закрытом городе Сарове по приглашению директора областного театра Бориса Смбатовича Меликджанова. Затем вернулся. Много лет был актером престижного нижегородского те-
атра «Комедиiя». Параллельно учился в ГИТИСе на режиссерском курсе Валерия Беляковича. Об этой профессии он всерьез задумался, будучи студентом, но было твердое убеждение: для режиссуры нужно созреть. Хорошо узнать теат-
ральную кухню, поработать актером. Приобрести жизненный опыт, понаблюдать за радостными и трагическими моментами бытия, чтобы потом донести это до артистов. Сегодня на счету Дмитрия Крюкова около 50 актерских работ. Он отмечен премией «Нижегородская жемчужина» за исполнение главной роли в спектакле «Дом, который по-
строил Свифт».
В 2012 году Дмитрий начал ставить спектакли в Нижнем Новгороде, Чите, Оренбурге и Саранске. Его сказка «Иван-Царевич» в русском драматическом театре Мордовии, наполненная чудесными превращениями и волшебной атмо-
сферой, нашла большой отклик не только в сердцах детей, но и взрослой аудитории. Не случайно в 2021 году режиссер получил приглашение на постановку спектакля по культовому произведению Михаила Булгакова.
«Мастер и Маргарита» в русском
драматическом театре Мордовии
Постановка фантасмагории «Мастер и Маргарита» стала самой нашумевшей и обсуждаемой в театральном сезоне. На четырехчасовой спектакль трудно купить билет до сих пор. В драме есть все. И полет обнаженной Маргариты, и знаменитый бал, и свита Воланда, и Иешуа, ведущий беседы с Понтием Пилатом... При этом в спектакле нет пошлости и налета вульгарности. Не зря люди приезжают посмотреть представление из соседних городов, оставляют восторженные отзывы в со-
циальных сетях. «Не знаю в чем секрет успеха! – улы-
бается Дмитрий. – Я не ставил спектакль с коммерческим уклоном, хотя, признаюсь, много лет работал над материалом, присматривался к актерам. Вначале мне говорили, мол, кто станет это смотреть четыре часа, будет провал...»
Без некоторых загадочных совпадений постановка мистического сочинения Булгакова не обошлась. На момент приглашения в Саранск
Дмитрий преподавал в Нижегородском театральном училище. Однажды встретил у магазина знакомых студентов. Разговорились. Наш герой обратил внимание на прогуливающуюся поблизости странную женщину лет шестидесяти пяти. Дама-«синеглазка» была сильно накрашена, на голове – какой-то нелепый берет... Неожиданно она обратилась к Дмитрию: «Что, артист, ничего у тебя не выйдет!
Таланта нет!» Ну, сказала, и что тут особенного... Позже в интернете режиссер просматривал видеоролик «Мистика на тему сериала Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Рассказывали, как кто-то из артистов попал в аварию, у Олега Басилашвили в самый неподходящий момент предательски сел голос... Был еще забавный момент. Перед съемками на Патриарших прудах к Владимиру Бортко подошел неизвестный человек со словами: «Ничего у вас не получится!» После этого наш мастер призадумался! Благо, дальше постановке спектакля словно благоволили высшие силы, все шло удачно.
Спектакли Дмитрия Крюкова в Мордовском
национальном театре: «Дракула», «А зори
здесь тихие»
Спектакль «Дракула» по одноименному роману Брэма Стокера, поставленный Дмитрием Крюковым в Мордовском драматическом театре, тоже стал знаковым. И снова успех! Красочное философское действо удалось во многом благодаря талантливому исполнителю главной роли Павлу Михайлову. Судя по дошедшим до нашего времени гравюрам, актер даже внешне похож на своего исторического героя – Влада III Цепеша. Неповторимую атмо-
сферу спектакля создает продуманная сценография, рос-
кошные костюмы, барочная музыка и знаменитая ария
Клауса Номи «The cold song». И снова мистика, соблазн, жертвы вампиров... Однако впечатление после просмотра остается светлое, жизнеутверждающее. Дмитрий Крюков, он же –
автор инсценировки и музыкального оформления – показывает историю человека, который в своей гордыне бросает
вызов Богу. Граф не перенес выпавших на его долю испытаний, в том числе гибель любимой женщины. Он отрекся от веры, за что и был наказан. В финале герой искренне раскаивается и получает прощение.
«В «Дракуле», как и в постановке Булгакова, для меня силы света были важнее сил тьмы, хотя одно без другого не существует, – рассказывает режиссер. – Я ставил спектакль не о зле, а о том, что через покаяние Бог прощает даже Дракулу... Почему снова выбор пал на мистическое произведение? Мы живем в тяжелые времена, а в эпоху перемен люди всегда тянутся к чему-то непостижимому. В 90-е годы рухнул СССР, страну наводнили чумаки, кашпировские, появились всевозможные секты. Люди пытались найти отголосок происходящего в чем-то загадочном, ведь душа неспокойна... Главное, чтобы они шли в нужное русло, были ближе к Богу, а не к темным силам».
Дмитрий Крюков сам написал инсценировки к «Дракуле», «Мастеру и Маргарите». По его мнению, только режиссер знает, на каких мыслях, идеях сделать нужный акцент в прозаическом произведении. За исключением случаев, когда в команде есть драматург, которому он полностью доверяет.
Для постановки спектакля «А зори здесь тихие» Крюков взял за основу инсценировку главного режиссера Ленинградского ТЮЗа Семена Диманта, написанную в 70-е годы. «Она показалась лучшей из всех мне известных, – говорит Дмитрий. – Я не стремился ставить спектакль именно к 80-летию Победы, но так вышло. Для меня это святой праздник. Трепетно отношусь ко всему, что связано с па-
мятью о Великой Отечественной войне. Трагедия не обошла стороной и нашу семью. Погибли три брата бабушки по маминой линии. Воевали оба деда... Поэтому спектакль по повести Бориса Васильева не последний на воен-
ную тему. Я ставил его с акцентом на молодежную аудиторию. Ведь за последние 30 лет, начиная с 90-х годов, из наших детей выбивали патриотические чувства. Выросло практически два поколения людей, не знающих историю страны. Сегодня 17-18-летние подростки вряд ли ответят на вопрос, кто такой маршал Жуков. Молодежь должна знать историю, понимать, что произошло в то страшное время... Я чувствую отклик на наш спектакль, и это радует. Сама история трогательная, не может оставить равнодушным. В процессе работы я просил от актеров искреннего, честного, человеческого существования на сцене. Без пафоса и плакатности. Как только появится фальшь, дети сразу отвернутся».
Что заставляет людей, иногда совершенно далеких от сценического искусства по своей
первоначальной специальности, служить театру? «Во-первых, от судьбы не уйдешь, –
отвечает на мой вопрос Дмитрий. – Если суждено прийти в какое-то место или встретить определенного человека – никуда не денешься! Во-вторых, театр – это наркотик в хорошем смысле слова! Попал сюда, прочувствовал эту ни с чем не сравнимую атмосферу, и все. Уйти очень-очень сложно... Особенно людям, которые тянутся к искусству всей душой. К примеру, в Нижегородском ТЮЗе, выйдя на пенсию, работала вахтершей бывшая ведущая актриса. Она не могла без театра! Таких историй очень много. Магия, иначе не скажешь. Ведь денег здесь не заработаешь, труд адский, иногда по 10-12 часов в сутки. Дома актеры учат роли, обдумывают характеры своих персонажей. При этом постоянные выезды, гастроли, репетиции...»
«Для режиссера важен не коммерческий успех, – продолжает Дмитрий Крюков. –
Важно донести до зрителя свои мысли, чаяния, надежды. Поговорить о добром, умном, вечном. Однако театр не школа, не воспитательное учреждение. Скорее, увеличительное зеркало, в котором видишь себя со стороны. Как говорил Михаил Товстоногов, если хотя бы два человека в зрительном зале испытали то, что я хотел, значит, спектакль прошел не зря. Если хотя бы два зрителя будут переживать за девушек в нашем спектакле «А зори здесь тихие», смахнут слезу, искренне почувствуют историю – значит, спектакль получился!»
Справка «Странника»:
Дмитрий Сергеевич Крюков родился 16 августа 1979 г. в Нижнем Новгороде. Окончил актерское отделение Нижегородского театрального училища и режиссерский курс Валерия Беляковича в ГИТИСе. Работал в Саровском драматическом театре. С 2007 – актер Нижегородского театра «Комедиiя», с 2012 г. начал ставить спектакли.
2016 г. – Лауреат премии «Нижегородская жемчужина» за роль Джонатана Свифта в спектакле «Дом, который построил Свифт»
С 2023 г. – главный режиссер Мордовского национального государственного драматического театра. Его спектакли: «Бесприданница», «Снежная королева», «Дракула», «Пургаз», «Бременские музыканты», «А зори здесь тихие».
Также поставил в Государственном русском драматическом театре
Республики Мордовия сказку «Иван-Царевич» (2018), фантасмагорию «Мастер и Маргарита» (2021).
С 2011 г. работает в творческом тандеме с супругой Екатериной – художником-оформителем, сценографом. Сын Никита в 2023 г. окончил Нижегородское театральное училище.