Чего можно ожидать от современной женщины-художницы? Увы, в последнее время феномен «женского искусства» ощутимо трансформировался в набор расхожих штампов: профеминистские настроения, критика гламура, непременный эпатаж в жанре «ню». И порой в творчестве современных Артемизий Джентилески трудно отделить дань модному тренду от подлинно гендерных особенностей.
Творчество молодой саранской художницы Светланы Нестеровой не принадлежит к числу явлений «женского искусства» в его затертом арт-критиками современном терминологическом значении, но, тем не менее, это – «искусство женского рода».
Это особое качество, наличие которого не определить только лишь пресловутой гендерной тематикой, которое не измерить количеством «женских образов». Присутствуя в пространстве художественного мира, оно окрашивает собой все творческие проявления.
Живопись Светланы Нестеровой – это живопись настроения, ее полотна предстают как естественный для повышенно восприимчивой женской души эмоциональный отклик на жизненные впечатления. Молодая художница работает в основном целыми тематическими циклами, как бы стремясь выразить все многообразие чувств. Так, из летнего путешествия на Черное море рождается серия «Мечты о южном море», а увлечение флористикой выливается в обширный цикл «Цветы от Светланы».
Личности художницы присуще активное мировосприятие, точно и образно сказано об этом в стихотворении ее подруги, молодой поэтессы и художницы Татьяны Синтюриной «Светлане Нестеровой»:
Какая ты! И дух, и плоть,
И пламя!
Кусочек солнца отколоть
Руками!
Вся светишься. И устоять
Сумела.
Затишье – вспышка – и опять
За дело!
Трехрукое рукопожатье рук,
Три лика;
И ночь в глазах – испуг – и вдруг –
Два блика!
И снова свет. Стыжусь – спала,
Прочь, сон постылый!
Какая ты! Хоть два крыла –
Размах трехкрылый.
Светлый, радостный взгляд на жизнь, открытость миру и людям определяют эмоциональный вектор произведений Светланы Нестеровой – навстречу зрителю. Искреннее стремление поделиться своими увлечениями, мечтами, своим открытием мира отражается в названиях работ – «Двор, который я люблю», «Я люблю тебя, осень», «Поляна детства».
Гендерная – чувственная – основа авторского восприятия жизни определяет активную роль цвета в работах Светланы Нестеровой, недаром в числе ее любимых живописцев – художники, работающие цветом, прежде всего импрессионисты. Помимо незаурядного дарования колориста, в произведениях художницы можно отметить неизменное эмоциональное наполнение цветового решения.
Это явственно ощущается в автопортретах (циклы «Мечты о южном море» и «Розовые мечты»), содержащих эмоциональную доминанту серии. Техника пастели, в которой выполнены работы, позволяет наполнить нежные розовые, голубые, желтые тона сиянием ослепительного южного солнца, до неузнаваемости преображающего черты человеческого лица и все вокруг, создающего особое пространство мечты, сродни состоянию тютчевского полуденного видения.
«Женские образы» серии «Цветы от Светланы» заключают авторскую мысль об априорной связи мира цветов и женского начала. В работе «Легенда об антуриуме» воссоздан легендарный сюжет о превращении красавицы, не пожелавшей стать женой злодея, в прекрасный цветок антуриум. Портрет, изображающий продавщицу цветов, носит «цветочное» название «Гортензия», и это не случайно. В центре внимания здесь – малиново-розовые гортензии, изображенные сплошной яркой массой, занимающей почти все пространство холста. Улица, цветочный прилавок оставлены «за кадром», фигура прохожего в левом углу картины едва намечена. Благодаря этому образ цветочницы утрачивает свой конкретно-бытовой характер, приобретая идеальные черты. Зритель воспринимает героиню портрета не как уличную продавщицу цветов, но как прекрасную юную женщину, от соприкосновения с миром цветов становящуюся еще прекраснее.
Вошедшие в серию «Цветы от Светланы» портреты «Витраж» и «Звуки музыки» по сути своей относятся к числу произведений художницы, которые можно выделить в ее творчестве в особую группу – портреты подруг. Это, как правило, близкие ей по внутреннему складу люди, с которыми ее объединяет общая увлеченность чем-либо – живописью, музыкой, поэзией, флористикой. Сами названия работ говорят о том, что именно через эту увлеченность художница проникает в душевный мир своих героинь, глубоко разделяя их переживания и настроения.
Героиня «Витража» изображена сидящей за столиком против света у окна с витражным стеклом, бросающим разноцветные дробящиеся блики на ее лицо и фигуру, причудливые отсветы на предметы в комнате. Стремясь передать тонкую игру цветовых оттенков, художница создает своеобразную, как бы граненую предметную форму, по структуре напоминающую мозаику. Цветовая организация полотна помогает выявить суть образа – яркой, незаурядной, разноплановой личности.
Образ девушки-скрипачки («Звуки музыки»), отчасти несет в себе авторские черты – Светлана Нестерова сама училась в музыкальной школе по классу скрипки. О близости художницы к миру музыки говорят названия ее произведений, заставляющие вспомнить живопись Чюрлениса и Уист-
лера: «Нежная мелодия». «Осенняя симфония», «Старые мелодии в новой мастерской» и др. Одну из персональных выставок Светлана Нестерова назвала «Мелодии цвета и души».
Избранные работы Светланы Нестеровой из серии «Цветы от Светланы», в том числе «Витраж», «Звуки музыки», экспонировались на персональной выставке художницы в рамках Женского Кинофорума, проходившего в Саранске в октябре 2005 года. Уникальность выставки заключалась в том контексте, в который были помещены произведения художницы, проявлявшем скрытые от поверхностного взгляда особенности ее творчества.
Совершенно новое звучание «женской темы» возникает в работах Светланы Нестеровой в связи с интересом к мордовской национальной культуре.
Художницу привлекает романтический элемент легендарных и мифологических сюжетов. Полотно «Зеленая бабочка» навеяно дохристианскими представлениями мордвы о душе, которая в погребальных и поминальных плачах изображалась в виде зеленой бабочки, символизирующей ее воздушность и бестелесность.
Собственное осмысление мифологического мировоззрения древней мордвы Светлана Нестерова воплощает в графических образах женских божеств. В этих работах художница, может быть, сама того не сознавая, вступает в проблемную сферу чисто «женского» искусства. Гендерный подтекст заключается и в самом обращении именно к женским божествам (как известно, богини занимают ведущее положение в пантеоне языческих божеств мордвы, а бинарные им мужские божества неизменно играют менее важную роль, чем их жены), и, главным образом, в изображении обнаженной женской натуры (в соответствии с народными представлениями богини изображены обнаженными).
Фантазии на мифологическую тему Светлана Нестерова попыталась воплотить также в технике батика. Обращаясь к такому свойству мифологических божеств, как амбивалентность, двойственность восприятия их человеком (одновременно в положительном и в отрицательном плане), художница создает необычайно колоритный образ «другой», опасной для человека Вирявы. Лес, в котором обитает «другая» Вирява, оказывается населенным фантастическими существами, изображенными в сказочном ключе.
Последние работы Светланы Нестеровой, связанные с национальной тематикой, говорят о явном интересе художницы к мордовскому народному костюму. В работах «Мордовский поясок» и «В мастерской» мир вещей в натюрморте и интерьере одухотворен присутствием некоего надвременного элемента, заключенного в деталях народной одежды. Эмоционально активным здесь выступает красный цвет – один из основных цветов мордовской вышивки.
Творческий путь, пройденный молодой художницей к сегодняшнему дню, не так уж и велик. Но работа ее своеобразны и вызывают заслуженный интерес зрителей и искусствоведов. Как будет прирастать художественный мир Светланы Нестеровой – покажет будущее.