Заветные "Времена" дизайнера Ларисы Мелёшкиной

Мила МЕЛЬНИКОВА

 

За победу на XX Евразийском фестивале-конкурсе высокой моды «Этно-Эрато» боролось более 100 талантливых дизайнеров из разных регионов России, Белоруссии, Казахстана и Украины. А первое и второе места в номинации «Лучший костюм финно-угорских народов» профессиональное жюри присудило коллекциям «Чинь Валгома» («Заход Солнца») и «Азорава Тюс» («Хозяйка цвета»), созданным студентками Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарёва под руководством Ларисы Мелёшкиной и Елены Трушиной.

– Для меня каждая работа учениц, будто ребёнок, которого долго вынашиваешь, который рождается в муках, – признаётся Лариса Мелёшкина. – Что уж говорить о собственных, авторских моделях.

Да и коллекция – не просто внешне эффектные наряды. Это изначально одежду человек создал в практических целях: чтобы согреться от холода, укрыться от вет-
ра и дождя, защититься от когтей зверя или ударов вражеского оружия. А позже появилась праздничная одежда – как своего рода социальный маркер, «рассказывающий» о своем хозяине или хозяйке: какого происхождения, возраста, достатка и т.д.

Современные дизайнеры, сочиняя серию моделей одежды на основе единого образного решения, прежде всего руководствуются определенным художественным или историческим замыслом. Идея коллекции «Времена» вызревала у Ларисы Мелёшкиной не месяц, не год. Да и дизайнером она стала
не сразу.

Музыкальное детство

Как, наверное, большинство девочек, в детстве она шила одежду на пупсят. Рисовать Ларисе тоже хотелось, но вместо художки родители по следам старшей сестры определили её в музыкалку.

– В нашей школе искусств на ТЭЦ-2 было два отделения – музыкальное и художественное, – вспоминает Лариса. – Меня всегда завораживало волшебство, происходившее на занятиях изобразительного искусства. но бросить заниматься музыкой не смела. А учёбу сразу в трёх школах я бы не потянула. Потому что по времени не успела бы ходить на все уроки и как следует выполнять домашние задания.

Наверное, если не нацеливаться на блестящий результат, она могла бы ходить и на живопись, и на хор, и на музлитературу. Однако, общаясь с Ларисой Мелёшкиной, понимаешь, что она – за что бы ни бралась – просто ничего не умеет делать кое-как, всегда выкладывается по максимуму.

Правда, музыка изначально не предполагалась в качестве основы будущей профессии. Просто родители, выросшие в деревне, стремились дать дочкам разностороннее эстетическое воспитание.

Окончив общеобразовательную школу в нестабильное постперестроечное время, Лариса оказалась перед сложным для 17-летней девчонки выбором: что дальше? Тогда на заводах зарплату в лучшем случае выдавали «натурой», то есть продукцией – унитазами, тонометрами и т.д. Тысячи опытных дипломированных специалистов с высшим образованием оказались безработными, были вынуждены заниматься челночным бизнесом, а проще говоря, мотаться за тридевять земель за дешевым ширпотребом, а потом торговать им на базаре, заложив в цену все расходы, включая обязательную дань браткам, «крышевавшим» всех местных торговцев.

Дедушкины гены

Не обольщаясь романтическими фантазиями, Лариса решила освоить специальность портнихи, что в тех обстоятельствах было, пожалуй, наиболее оптимальным вариантом. Благо, в начале 1990-х ещё действовал Учебно-производственный комбинат при республиканском министерстве бытового обслуживания, где молодежь получала практические профессиональные навыки. А портновское дело, как вскоре убедилась Лариса, не только кормит, но и доставляет необъяснимое словами удовлетворение.

Она с радостью вспоминает творческую атмосферу, царившую в экспериментальном художественно-пошивочном цехе саранского Дома быта. Что бы ни происходило в стране и мире, но людям присуще естественное желание красиво одеваться, и местные модельеры-конструкторы в лихие 1990-е фонтанировали идеями, сочиняли оригинальные модные наряды для повседневной носки и на торжества.

– В Доме быта периодически проходили большие модные дефиле, собиравшие огромную аудиторию зрителей. Люди воспринимали те показы как необычное, праздничное зрелище, – с ностальгической ноткой рассказывает Мелёшкина.

Она сама каждый месяц бегала в киоск и книжный магазин, чтобы раздобыть свежий номер журнала «Бурда» с репортажами и рассказами о зарубежных дизайнерах, бьюти-обзорами, иллюстрациями модной одежды и главное – их выкройками. И не раздумывая, отдавала за заветное глянцевое издание 5 рублей из своей скромной 40-рублевой ученической стипендии.

Конечно, шила вещи себе, родным. Хотя основное время уходило на выполнение заказов. Ларисе никакой особой рекламы не требовалось. Саранских модниц не удовлетворял однотипный одноразовый ширпотреб, предлагавшийся челночниками. Зато «сарафанное радио» достаточно оперативно распространяло информацию о толковой молодой портнихе, способной выполнить «любой запрос»: хоть повседневное или бальное платье пошить, хоть приталенный тренч или свободного кроя макинтош.

И уже тогда в её душе теплилась мечта о том, чтобы создавать собственные коллекции, которые будут удивлять, радовать, вызывать восхищение. Однако путь до её воплощения получился нескорым.

Шесть лет учёбы на инженера-технолога в Московской академии сферы быта и услуг. Параллельно закончила саранское профучилище, получив квалификацию закройщик-универсал VI разряда, совмещая учебу с непрерывной практикой. Заказы обеспечивали надёжную финансовую опору.

Любопытно, что профессиональных портных среди предков Ларисы не числилось. Правда, у мамы имелась ножная швейная машинка, но она использовалась в основном для простеньких операций, например прострочить шовчик на пододеяльнике. Хотя дед по материнской линии – Василий Сергеевич Пуреськин, рядовой крестьянин, всю жизнь трудившийся в кочкуровских Новых Турдаках, в свободное от колхозных работ время шил... отличные платья для любимой жены, дочек, и соседкам, когда очень просили.

От конструирования к моделированию

Если откровенно, стать модельером Лариса долго не осмеливалась. Её саму смущало отсутствие начального художественного образования. Всё-таки технолог занимается материалами, разбирается в физических и химических особенностях тканей, знает, какие из них по фактуре компонуются друг с другом, а какие – нет. То есть Мелёшкина может четко определить, какой материал подойдет для изготовления той или иной одежды, в зависимости от её назначения, какие ткани следует использовать для пошива замысловатых моделей, чтобы материализовать фантазии дизайнера, нарисованные художником на бумаге. Кстати, ещё одно важное профессиональное достоинство Ларисы – умение читать чертежи. Поэтому в 2005 году её и пригласили преподавать технологию и конструирование на художественном отделении Института национальной культуры Мордовского госуниверситета.

А тонкостям дизайнерского искусства она училась тоже на практике, многие годы работая над созданием коллекций модных костюмов с талантливыми художниками-модельерами Людмилой Колчановой-Нарбековой, Галиной Лосевой...

Наверняка, многие зрители видели эффектные сценические наряды артистов Театра песни «Росичи», придуманные Галиной Лосевой. А изготовлены они руками конструктора Мелёшкиной. Появившиеся в творческом сотрудничестве Ларисы с опытными дизайнерами коллекции «Мордовские Амазонки», «Джинсовый рай», «Каргонь Ки», «Иненармунь» отмечались наградами международных конкурсов высокой моды «Этно-Эрато», этно-футуристического фестиваля «KAMWA», Межрегионального фестиваля финно-угорского костюма «Масторава», демонстрировались в Вене (Австрия) в программе «Дней финно-угорской культуры в Европе», где вызвали настоящий фурор.

Однако прежде, чем приступить к созданию собственных авторских произведений, Лариса всё-таки наверстала упущенное, окончила бакалавриат МГПИ им. М.Е. Евсевьева по профилю «Изобразительное искусство», а затем – аспирантуру Чувашского государственного педуниверситета.

В качестве дипломного проекта сочинила элегантный сценический костюм «Лебёдушка (Локстиняй)», воплотив в нём женскую нежность и стройную философию древнего национального орнамента. Другая её авторская работа – мордовская мужская рубаха – заслужила диплом I степени на Приволжском фестивале народного творчества «Национальное достояние» в Казани и Первой Международной выставке Союза педагогов-художников в Москве.

Но самой важной для себя Лариса Мелёшкина считает коллекцию «Времена», в которой она постаралась
объединить прошлое, настоящее и будущее через язык цвета, формы, орнамент, узоры вышивки и декоративную аппликацию, предложив современное визуальное прочтение образов мордовских богинь – Ведявы и Кудавы и защитниц-воительниц Нарчатки и Килявы.

Наставница

А теперь талантливые студентки саранского Института национальной культуры уже под руководством Ларисы Владимировны создают яркие, насыщенные этническими мотивами и смелыми образными трактовками коллекции.

Экзаменаторов буквально потрясли работы молодых модельеров, воспитанниц доцента кафедры дизайна и рекламы Мелёшкиной. Они продемонстрировали свадебную коллекцию «Вечкема / Любовь)» и коллекцию сценических костюмов по мотивам традиционной мордовской мифологии «Масторонть лисьмапрянзо/ Истоки Мира)». В каждой – по 9 женских и мужских нарядов, различающихся индивидуальным кроем и компоновкой деталей, но образующих единство художественной идеи.

Вместе с наставницей студентки трудились над этими работами почти год. Сначала продумывали концепцию, искали образное прочтение национального фольклора, пробовали изобразить свои конструкторские замыслы в бумажных манекенах, а потом кропотливо трудились над каждым стежком «свадебной» вышивки, старательно расписывая ткани в технике холодный батик и сплетая фантазийные головные уборы и стилизованные маски в технике макраме. К слову, маски в моделях сценических костюмов появились в ответ на пандемию, когда в стране в целях профилактики распространения ковида действовал строгий масочный режим. А тут они превратились в симпатичную художественную деталь, подчёркивающую непостижимую загадочность героев национальных мифов.

До самой глубокой ночи в швейных мастерских Института национальной культуры горел свет. Знаю, творческий процесс не прекращался даже по выходным и праздникам. Молодые дизайнеры продолжали работать над моделями дома. А потом вместе с наставницей доводили начатое до победного результата.

Такая она, красота, требующая многих знаний и умений, кропотливого многодневного труда, терпения и творческой одержимости. Все эти качества в полной мере присущи Ларисе Мелешкиной, для которой каждая работа учениц, будто ребёнок. А их удачи, воплощенные в реальность художественные замыслы дарят ей ощущение истинного
счастья.