Священник Алексей Пенькевич. Кольчуга. Поэма.

Священник Алексей ПЕНЬКЕВИЧ

 

КОЛЬЧУГА

 

Поэма

 

Вместо предисловия

 

«В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силою татарскою… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силою… С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский…»

Рассказы русских летописей XII-XIV вв.

Перевод с древнерусского. М., 1968, с. 119.

 

«Известно, что северные летописи обвиняют его в измене и предательстве. Описывая эпоху Куликовской битвы, некоторые летописцы не находят слов, чтобы выразить всю гнусность его поведения, и не могут упомянуть имени Олега без того, чтобы не прибавить к нему: велеречивый и худой (умом), отступник, советник дьявола, душегубивый и тому подобные эпитеты. Это ожесточение против Олега пережило несколько столетий и нашло себе громкий отголосок в повествовании бессмертного Историографа, так что для многих с именем рязанского князя сделалось неразлучно представление о великом русском изменнике, вроде Ивана Мазепы. В наше время исторической критики пора наконец освободить память Олега от незаслуженных нареканий и взглянуть на него поближе…»

Д. Иловайский. История Рязанского княжества. М., 1858, с. 168.

 

«Красноречивее всего говорит любовь и глубокое уважение, которые рязанское население сохранило к памяти своего князя до самого отдаленного потомства…»

Там же, сс. 194-195.

 

По мнению историков, на древнем гербе города Рязани изображен великий князь Рязанский Олег Иванович (1350-1403).

 

 

I

 

Едва узнать знакомый брег,

Что вновь попран пятою ханской!

Стоял над пеплом князь Олег,

Олег Иванович рязанский.

 

Кругом вблизи и вдалеке –

Над полем вороны летали.

И угли плыли по Оке,

И слезы горькие стекали.

 

II

 

На ханских слуг ножи точил

Народ с оглядкой, осторожно.

В открытый бой идти нет сил,

С ордой тягаться невозможно…

 

Убит ли бай бывал какой,

Ордою посланный за данью,

Русь, укрываясь за Окой,

Платила мстителям – Рязанью.

 

III 

 

Но жил народ, орду терпел,

Как терпят реки лед и вьюгу.

И для грядущих ратных дел

Князь заказал себе кольчугу.

 

И рано ль, поздно ль – будет бой,

Да и орда не той уж стала…

Но где? Когда? Под чьей рукой?

Об этом Русь еще не знала.

 

IV

 

А на Москве – Димитрий князь,

Соседство тоже наказанье:

С Мамаем шапками сменяясь,

Затеял грозное братанье[1].

 

И каково на рубеже,

Когда свои-то вероломны!

Боль у Олега на душе

Из-за отторгнутой Коломны…

 

V

 

…Русь закипала, как в котле.

Московский князь стал дерзким тоже.

И на Олеговой земле

Побил мурзу на речке Воже.

 

И враг смятенный гнал коней

В туманах августовской рани!

Чтоб… вновь вернуться из степей,

Срывая злобу на Рязани.

 

VI

 

И за Окою схоронясь,

К нежданной битве неготовым,

Свой отчий край рязанский князь

Увидел в зареве багровом.

 

И вновь пожжен родимый брег,

И вновь попран пятою ханской.

И горько плакал князь Олег,

Олег Иванович Рязанский.

 

VII

 

С Москвой в союзе восемь лет,

Когда ж орда ворвется грозно,

От ханских слуг защиты нет,

Москва шлет помощь слишком поздно.

 

И кто от смерти уцелел,

Вновь край рязанский обживали.

На пнях вороны между дел

Людские беды обсуждали.

 

VIII

 

И новых бед не миновать:

Мамай готовился к отмщенью.

Олег один. Не в силах спать.

Раздумье близилось к решенью.

 

Пестра Молитвенника вязь,

На образах так скорбны лики…

– Уйдет, уйдет Московский князь

К Двине иль в Новгород Великий.

 

IX

 

– Еще не срок. Рязань! Рязань!

Тебе венец – уже в сем веке!

Я заплачу любую дань –

Как мы платили при Узбеке.

 

Димитрий сам уйдет отсель,

Едва заслышит рать огромну.

Я не ищу чужих земель,

Но я верну себе Коломну!

 

X

 

И в степь, в орду, в Мамаев стан

Олегом послан утром ранним

Боярин верный Епифан

С наипокорнейшим посланьем.

 

В нем дан зарок – с Литвой снесясь,

Прийти к татарам на подмогу.

И все смотрел Рязанский князь

С щемящим сердцем на дорогу.

 

XI

 

А на Москве гудел набат,

Со всей Руси стекались рати.

Святой водой у каждых врат

Кропил их сонм монашей братьи.

 

То был не сон! То был не сон!

Страна единою предстала.

И звал набат: «На Дон! На Дон!»

Коломна воинство встречала.

 

XII

 

– Из-под ярма подняли выть?

Идут на брань? Откуда сила?

Русь поднялась? Не может быть! –

На лбу у князя вздулась жила.

 

И отвечал боярин: «Князь,

Из городов и из глубинок

Идет народ, благословясь.

Там на Москве есть Сергий-инок…»

 

XIII

 

И вмиг коня пустивши в бег,

Теперь уже союзник ханский,

Заплакал горько князь Олег,

Олег Иванович Рязанский.

 

Почто он раньше не узнал?

Велик Господь, свершивший чудо!

Он часа этого так ждал!

Теперь – отступник и иуда…

 

XIV

 

Он представлял среди дорог,

Как блещет, гулко и упруго,

Та рать. И тут поспела в срок

Глаза кольнувшая кольчуга.

 

Предолгий труд в конце концов

Свершен хитро, на удивленье.

Крепка броня, в кольце кольцо,

«Мечам и стрелам в посрамленье»[2]

 

XV

 

Но князь вдали ее держал,

Глазам укора не желая.

И – весть Димитрию послал

О приближении Мамая.

 

Дружина верная, томясь,

Стояла глухо и сурово.

Бояр же много, не спросясь,

Ушло на поле Куликово…

 

XVI

 

В то утро, мгляное зело,

В клубах рассветного тумана

Светило робкое взошло,

Не в силах стан скрывать от стана.

 

И в час шестый, стоптав луга,

Взмутивши струи ключевые,

Враг устремился на врага,

Сошлись две тучи грозовые!

 

XVII

 

И лился дождь, горюч и ал,

В пылу неслыханных теснений.

Над полем раненым стоял

Гром от копийных преломлений.

 

Сверкали молнии мечей,

Щиты и шлемы сокрушая,

И за ручьем бежал ручей,

Ложбины кровью наполняя.

 

XVIII

 

Вот, ятаган зажав в руке,

Теряет шлем, упал татарин.

Вот, пир скончав, невдалеке

О землю грянулся боярин.

 

И бьется сам Димитрий князь,

Неузнаваем в гуще брани.

Не он ли меч сменил, склонясь?

Не он ли пал от тяжкой раны?

 

XIX

 

Кипела сеча, зла, крепка,

И тело падало на тело.

Пал стяг Великого полка.

Дружина русская редела.

 

И с болью русские сыны

Следили, скрытые до срока,

За сечью, долей смущены,

И за десницею Боброка.

 

XX

 

Но час девятый предызбран

К победе Божьей благодатью!

И враг смятен, побит, попран,

Гоним низринувшейся ратью!

 

На зло, что век глумилось всласть,

Что растеклось, вопя и мечась,

Лавина русская неслась,

Сметая вражескую нечисть.

 

XXI

 

И, невредим, Великий князь

Храним был сенью Божьей длани,

Крестом Господним Иванясь,

Он пот отер на поле брани.

 

И сеча близилась к концу.

Ты внял, Господь, молитвам нашим!

Благодарение творцу!

Навеки честь живым и павшим!

 

XXII

 

А князь Олег, судьбу коря,

Ждал у границ земли Литовской,

Когда рязанские края

Пройдет великий князь Московский.

 

Стоял с дружиной недвижим

Он в бранный час, как в час недуга,

И оставалась рядом с ним

В обозе праздная кольчуга.

 

XXIII

 

Прошли пять лет, как горький дым,

И градом сыпались узоры.

Ордой, Москвой был край палим, –

«Москва лютее, чем татары»…[3]

 

И не во сне, а наяву

На пир лихой, на пир скоромный

Рязанский князь, тесня Москву,

Продвинул рати до Коломны.

 

XXIV

 

И, растеряв немало сил,

Терпя великие разоры,

Димитрий-князь смирил свой пыл.

И запросил переговоры.

 

И старца Сергия явил

Господь пред княжими очами.

Он дух воителя смутил

Смиренно-тихими речами.

 

XXV

 

– Дом не построить на крови.

Бог утолит твои печали, –

О кротком мире и любви

Уста игумена вещали.

 

И слез таких не знал вовек

Ни враг Москвы, ни подруг ханский!

И тихо плакал князь Олег,

Олег Иванович Рязанский.

 

XXVI

 

И вечный мир иметь стремясь,

Призвал Владычицу Марию.

И сын Олега Федор-князь

Взял дочь Димитрия Софию.

 

С тех пор усобною войной

Князья друг другу не грозили,

И ту любовь между собой

Потомки в род и род хранили…

 

XXVII

 

И Бог Димитрия призвал

По этих днях нежданно, скоро.

Олегу ж долгий путь лежал

В трудах – до схимного убора.

 

И меж двух рек, где был пустырь

Да кромка леса в зубьях острых,

Он обустроил монастырь

И принял иноческий постриг.

 

XXVIII

 

И подвизался инок-князь,

Приемля сирого как друга.

А после смерти обрелась

Под черной схимою – кольчуга.

 

Его рукой отвержена

В великий час попранья ига,

Двенадцать лет потом она

Была носима как верига…

 

XXIX

 

И для иных, духовных, битв

Кольцо в кольце покрыла схима.

Народ искал его молитв,

Теперь уже – Иоакима.

 

И словно ветер дул шальной

Из придонских дубравных сений…

Была кольчуга в час ночной

Свидетель тайных сокрушений.

 

XXX

 

За веком век шел чередой

В моленьях суточного круга…

На усыпальнице княжой

Лежала верная кольчуга.

 

И всем болящим, немощным,

Ее надевшим в час моленья,

Над спящим схимником святым

Она давала исцеленья…

 



[1] Исторический факт (Прим. авт.)

[2] Выражение летописца (Прим. авт.)

[3] Выражение летописца (Прим. авт.)