Он был моделью великого скульптора и стал основоположником отечественной мультипликации.
Какие книжки больше всего любят дети? Правильно – с картинками! Особенно, где картинок много. Потому, как и полвека назад, неизменной популярностью у нынешних малышей пользуются забавные персонажи красочных историй про любопытного щенка «Кто сказал «мяу?», «Палочка-выручалочка», «Под грибом», «Разные колеса», «Кораблик», «Две сказки про карандаш и краски» и др.
А еще не одно поколение детворы с удовольствием смотрит нестареющие добрые мультики «Грибок-теремок», «Петя и Красная Шапочка», «Муха-Цокотуха», «Про бегемота, который боялся прививок», «Дед Мороз и Серый волк», «Мешок яблок» про папу-зайца, у которого «четыре сыночка и лапочка-дочка», новогоднюю сказку «Снеговик-почтовик»...
Но очень немногие задумываются, что автором и любимых книжек, признанных классикой детской литературы для самых маленьких, и создателем многих десятков замечательных мультфильмов является один человек – Владимир Сутеев.
И уж тем более, мало кто догадывается о связи «советского Диснея», «русского Андерсена» – как нередко называют Сутеева – с нашим земляком, гениальным скульптором Степаном Эрьзей. Хотя известно, что молодой Степан Нефедов близко дружил с семьей Григория Сутеева – сначала студента медицинского факультета Московского университета, потом – врача. Тогда начинающий скульптор нередко гостил в их доме, долгие годы близко общался с детьми Сутеевых. И даже написал портрет старшего сына Вовы. Эта живописная работа Эрьзи теперь хранится в фондах Мордовского республиканского музея изоискусств.
Кстати, Григорий Осипович был не только практикующим дерматовенерологом, за успешную борьбу с актиномикозом впоследствии отмеченным Сталинской премией. Он серьезно интересовался искусством (не случайно он стал первым биографом Эрьзи), занимался пением и живописью. И его увлечения, так или иначе, передались сыновьям-погодкам – Владимиру и Вячеславу.
«Эрьзя – часть моей биографии»
А позже, уже повзрослев, Владимир Григорьевич в очерке «Мой первый учитель» признавался: «Эрьзя – часть моей личной биографии: он открыл для меня большое искусство, знакомство с ним определило мою судьбу – я стал художником... Он был для меня образцом беззаветной преданности своему искусству, образцом трудолюбия, настойчивости, вдохновения и таланта». Сутеев отмечал и главную особенность педагогического принципа Эрьзи. Мастер говорил юному Володе: «Смотри, как я работаю, и делай всё, что захочешь... Придумывай, фантазируй, советуйся и не бросай начатое, задуманное доводи до конца».
Владимир учился у мастера скульптуре, но больше его привлекала графика. И Эрьзя одобрительно оценил графические опыты ученика.
К слову, уже школьником Владимир подрабатывал. В сложную пору гражданской войны их семья испытывала финансовые сложности, и с 14 лет он трудился санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, преподавал физкультуру младшеклассникам, рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований.
Советский Дисней
Правда, по окончании школы Сутеев решил освоить серьезную инженерную профессию. Да, видно, с творческой страстью справиться не мог, да и не хотел.
Будучи студентом МВТУ имени Баумана, он не расставался с карандашом и красками, рисуя иллюстрации в детские и подростковые периодические журналы «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», газеты «Искорка», «Пионерская правда», иллюстрировал книги для детей, в том числе придумал образы персонажей произведений «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха» Корнея Чуковского, «Дядя Степа» Сергея Михалкова, Самуила Маршака и др.
В общем, поняв, что инженер – не его призвание, Владимир поступил на художественный факультет Государственного техникума кинематографии. И тут он оказался в своей, творческой стихии. Вместе с такими же одержимыми сокурсниками Сутеев, по сути, создавал отечественную мультипликацию.
Их экспериментально-производственная группа, объединившая пятерых студентов-энтузиастов (кроме Сутеева, еще и Ю.Меркулова, Н.Ходатаева, З.Комиссаренко, Д.Черкеса), в 1925 году сняла фильм «Китай в огне», впервые применив альбомный метод анимации. Они практически разработали технологию производства рисованного фильма. Их «Китай в огне», по нынешним меркам, конечно, не отличался высокими художественными качествами. Получилась скорее некая иллюстрация политических событий, нежели кинематографическое произведение. Но, несмотря на имевшиеся недостатки, фильм привлек к себе внимание общественности благодаря актуальному материалу и новому интересному приему, при помощи которого карикатурные рисунки буквально оживали на экране.
Окончив кинотехникум, в 1931 году Сутеев поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек». Вместе с коллегами, Львом Атамановым и Дмитрием Бабиченко, создавал персонажа первого советского мультсериала – Кляксу.
Затем Сутеев много снимал. Часто в титрах его указывали как художника, но фактически он выполнял и режиссерские функции, а потом и сценариста.
Сутеев отличался редким даром – он одинаково хорошо владел правой и левой рукой. Причем мог одновременно одной рукой писать, а другой – рисовать. Очевидицев поражало умение Владимира Григорьевича: свои рассказы он тут же оживлял картинками.
Интересно, что в 1940 году Сутеев сделал и по сей день не утративший актуальности агитационный мультик «И мы на Олимпиаду».
22 июня 1941-го он закончил работу над фильмом «Муха-Цокотуха», а через два дня ушел на фронт.
Воевал Сутеев по-настоящему, с оружием в руках, все четыре года. Правда, его отзывали с передовой, давая важные стратегические поручения. На студии «Воентехфильм» Владимир Сутеев снимал обучающие фильмы для армии – «Ориентирование на местности», «Типы вражеских танков», «Уничтожай танки врага», «Борьба с вражескими танками», «Как бороться с замораживанием». (К слову, кадры из тех сутеевских фильмов использовались в качестве иллю-
страций в учебниках для Суворовских училищ). Однако когда выдавались свободные минуты, он рисовал для детей – ведь светлые сказки им нужны в военное время еще больше, чем в мирное.
Русский Андерсен
Почему же талантливый иллюстратор вдруг превратился в сказочника? Сам Сутеев шутил, мол, «плодовитых иллюстраторов много, а веселых детских книжек мало, вот и приходится придумывать собственные истории».
Но существует предположение, что толчком к созданию первых сказок послужили сложности в личных отношениях художника.
Первая жена бросила Владимира Григорьевича сразу после его возвращения с войны. Демобилизовавшись в 1947-ом, на «Союзмультфильме» он встретил работавшую там Татьяну Таранович и влюбился. Она была моложе его на 13 лет, но уже замужем, воспитывала дочку.
Чтобы не разрушать семью Татьяны, Владимир Григорьевич уволился с «Союзмультфильма» и ушел в «Детгиз». Иллюстрировал множество дет-
ских сказок советских писателей. Именно с его иллюстрациями впервые на русском языке издавались книги: итальянского сказочника Джанни Родари «Приключения Чипполино» (сутеевские персонажи стали образцом для детских игрушек), норвежского прозаика и поэта Альфа Прейсена «Веселый Новый год», американской писательницы Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
И параллельно Сутеев начал сочинять свои сказки, отличающиеся простотой языка и искрометным юмором, помогающим без морализации объяснить простые истины. По мнению друзей художника, первые сказки он писал для дочки своей возлюбленной.
Пытаясь забыть Татьяну, Владимир Григорьевич женился на своей бывшей однокласснице Соне, с которой они в мире и согласии прожили более 30 лет. Лишь после смерти Софьи Ивановны Сутеев сделал предложение овдовевшей Татьяне Александровне. Вместе они провели почти десять лет. И почти десять лет, наконец, оба ощущали себя по-настоящему счастливыми.
Владимир Григорьевич скончался в марте 1993-го. Но его чудесные остроумные сказки продолжают радовать и учить доброму новые поколения малышей. Иллюстрации Сутеева печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей, созданные им мультяшные персонажи продолжают оживать в интерьерах, украшая стены детских садов, магазинов, лечебных учреждений, столовых.
P.S.
Младший брат Владимира Григорьевича – Вячеслав Сутеев тоже связал свою судьбу с киноискусством. Окончив в 1927 году Государственный техникум кинематографии, снялся как актер в роли матроса Кузи в фильме «Неизвестное лицо» (1930). Но затем стал специализироваться на режиссуре научного кино. Поставил фильмы: «В тылу врага» (1935), «Лыжный спорт» (1936), «Уничтожай танки врага» (1941, с В. А. Шнейдеровым), «Невидимый боец» (1942), «Завод на фронте» (1943), «Путь артиста» (о выдающемся актере и режиссере советского театра и кино Н.П.Хмелёве) (1955), «Власть над веществом» (1959), «Станки с программным управлением» (1972) и др. Кроме того, Вячеслав Сутеев снимал популярные фильмы о спорте: «Техника лыжника-гонщика» (1963), «Академическая гребля», «Искусство фигуристов» и «Десятиборцы» (1964), «Борьба самбо» (1966), отмеченная премией Всесоюзного кинофестиваля (1968), и другие.
Семейная реликвия
В память о дружбе великого скульптора и семьи доктора Сутеева осталось скульптурное произведение. Оно нигде никогда не выставлялось. Хранилось как семейная реликвия. После кончины Владимира Григорьевича творение, созданное руками Эрьзи, унаследовала та самая дочка Татьяны Таранович, которой адресовались первые сказки художника Сутеева. И не исключено, что искусствоведов и поклонников творчества гениального мастера еще ждет знакомство с прежде неизвестной широкой аудитории работой Степана Эрьзи.