И снова о хорошо забытом старом

Мария САКОВИЧ

 

Читать Александра Грина во взрослом возрасте сложно. Но перечитывать книги – отличный эксперимент по их перераспределению в памяти. И Грин не стал исключением и был подвергнут пересмотру. Всего под рукой оказалось 4 повести: «Алые паруса» (куда ж без нее), «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», «Дорога никуда» (эти были ранее не читаны). Карты Гринландии под рукой, запас времени и носовые платки – наготове. И вот результат моей работы читателем.

«Алые паруса» – история, знакомая с детства, символ всего самого романтичного и прекрасного, воплощение сбывшейся мечты. По сути ничего не меняется, если читаешь после двадцатилетнего перерыва, но появляются вопросы. Их много: и к жителям Каперны, взъевшимся на Лонгрена из-за гибели Меннерса и сделавшим семью Ассоль изгоями; и к Эглю, зачем-то вложившему в голову ребёнка невероятную фантазию (хотя тут есть оправдание – наверное, таким образом он хотел дать девочке незамаранный бытом ориентир, понимая, что ничего хорошего в реальности ребенка не ждет); и к Грею – такому хорошему, но при этом эгоистично бросившему одинокую мать даже без писем; и к автору – как дальше будут жить вместе все эти совершенно неподходящие, мало знакомые друг с другом люди – нервная и эксцентричная Ассоль, богатый и добрый, но по сути самодур Грей, закосневший в одиночестве Лонгрен, любящий дочь до самозабвения? Но ответов автор не дает, они ему не нужны, они портят атмосферу сказки, густо замешанную на непрактичности алых шелковых парусов и экономической независимости их хозяина. Чудес без финансовой опоры не бывает, как бы нашептывает читателю шорох страниц.

«Блистающий мир» читать было сложнее. Как сказка не воспринимается, зато кажется фантастикой начала прошлого века или чем-то сродни «Сиренам Титана» Воннегута, коих я не осилила до сих пор. Человек по имени Друд умеет летать и в связи с этим подвергается гонениям и попыткам устранения. Он попадает в тюрьму, его пытаются уничтожить только потому, что он сможет дать человечеству не просто надежду на свободу, но шанс на нее. Гордая и прекрасная Руна, увидев в нем свой идеал, освобождает Друда, но когда он понимает, что с помощью его способностей пылкая девушка жаждет покорения мира, он улетает от нее. Руна, оскорбленная тем, что ее отвергли, не простила Друду его бегства, и начинает за ним охоту. На самом деле очевидно, что Руна на почве оскорбленной гордости сходит с ума, и это исступление достигает пиковой точки в сцене мнимого само- или просто убийства Друда. Открытый же финал повести – а мы можем только догадываться, погиб ли Друд в действительности – добавляет тексту ощущение эмоциональной нестабильности, которой полна вся, в общем-то, повесть.

«Бегущая по волнам» хороша, в первую очередь, названием. Я ждала от романа куда больше волшебства, чем в нем оказалось, но тем не менее он вполне читабелен. Сейчас я бы сказала, что он полон фэнтези, но тогда такого термина еще не было. Смысл же романа прекрасен и закольцован – не нужно гнаться за призраком, ведь мечта может оказаться совсем рядом, буквально под рукой. Счастлив будет тот, кто узнает ее, не оттолкнет с пути, чтобы продолжить гонку за фантомом. Именно «Бегущую» я бы смело рекомендовала для чтения в юном возрасте, так как роман кажется мне максимально профессиональным и доработанным у Грина, добавим сюда его очевидный и взрослый смысл – и получим милое, волнителное и с точки зрения разума зрелое и трезвое произведение. Ну и, конечно, в нем красиво.

«Дорога никуда» странно началась и логично закончилась. С чего вдруг в судьбе главного героя Давенанта начинаются чудеса, совершенно непонятно (даже испытываешь недоуменную ревность по этому поводу), но в целом читается неплохо со второй части. Именно вторая часть, в которой Давенант сталкивается с развратным и подлым Ван Конетом и попадает в тюрьму, довольно независима от первой и фактически выглядит отдельным произведением. При этом в этой части в романе есть и трагедия, и сюжетность, и даже подобие логики, и пару раз игра слов, как у Жорж Санд (да простят меня оба автора). Печальный конец совершенно закономерен и жесток – автор уничтожает героя за его ненадобностью в мире. Ему нет места на этом свете, он будет обузой для хороших людей, которые совершили подвиг один раз, но вряд ли справедливо обрекать их на подвижничество навсегда. Поэтому «каждый пошел своею дорогой, а поезд пошел своей» – Давенант умирает, серебряный олень возвращается к хозяйке, но даже говорить о нем не хотят, слишком нервно и грустно. Взрослая жизнь оказалась более жестокой, чем ожидалось.

Если кратко, то гештальт закрыт вместе с книгой. И хорошо: каждому возрасту – своя литература.