Растущая луна
Люблю луну, туман, ландыши, мужское имя Саша...
Вдохновение
Однажды вдруг заметишь ты,
Что небо все ясней,
Что с подоконника цветы
Потянутся к весне.
И взгляд поднимешь от бумаг,
От белизны страниц...
К балкону – шаг,
К кормушке – шаг:
В кормушке нет синиц.
И вспомнишь вдруг:
Когда вокруг
Был хрупок краснотал,
На пишущей машинки стук
К нам дятел прилетал.
Но если говорить всерьез,
Как пишутся стихи? –
То это – в мартовский мороз
Увидеть цвет ольхи.
И уловить тот самый миг,
Тот звонкий миг, когда
Пробудится лесной родник,
Пробив скорлупку льда...
...И дать словам
Побыть во сне,
Чтоб не спугнуть, спеша,
Тот самый миг, когда к весне
Потянется душа!
Когда задумываюсь над тем, что же самое главное, определяющее в моем творчестве, то с новой ясностью понимаю, что любого человека во многом, если не во всем, определяет его детство и юность. Где бы потом человек ни жил, в какой незнакомый край земли ни был заброшен судьбой, какая бы пестрая груда самых романтических впечатлений ни навалилась на него, тому, кто, например, родился у моря, оно будет чудиться и в мареве пустынь, тому же, кто родился в деревне, не раз явятся самые первые впечатления деревенского детства.
С виду это очень простая истина. Но вот порой идет человек по городской улице, ничем внешне не отличимый от тысяч горожан.
Идет на работу или с работы. Домой идет. А память его тем временем идет своим путем...
Не знаю точно, как пишутся стихи – они пишутся всегда по-разному. Но тайна фантазии, по-моему, заключается все-таки в памяти.
Однажды мелькнула далекая грозовая зарница, и вспомнилось, словно и не написалось, а именно вспомнилось, стихотворение:
* * *
На лугу заливном сено косим с отцом.
Зной. От солнца горит, шелушится лицо.
Черенками граблей мы цветы ворошим.
Словно стая стрекоз, в сене ветер шуршит.
В полдень мы отдыхать побредем к шалашу.
Еле дышит отец, да и я чуть дышу.
Котелком зачерпнем мы воды ключевой...
Как хотят облака тучей стать кучевой.
Это одно из самых ранних детских впечатлений. Я привела в пример это стихотворение, потому что меня волнует одно наблюдение. В городе мир, та же погода, воспринимаются иначе, чем в селе. Горожанина, например, радуют короткие дневные летние грозы. Они освежительны. И я их люблю. Но под летней грозой вдруг мелькнет мысль: «А как там теперь на покосах?» И въявь представляется картина луговой или лесной грозы: медленно востекающая из-за горизонта туча. Дальняя молния блеснет, как острие косы. На покосах убыстряются работы. Каждый то и дело поглядывает в сторону тучи: «Успеть бы копну довершить! Может, пронесет, не заденет?»
Одним из таких дождей и навеяно мое стихотворение «Дождь в городе».
* * *
Мчит автобус по городу... дождь за окном.
На березу взгляну и припомню о том,
Что теперь в сиротливом, сквозистом лесу
Дождевая завеса дрожит на весу.
Где взрослела трава и звенел сенокос,
Обрываются листья под тяжестью рос.
Где нас видели травы с тобою вдвоем,
Старый след от костра потемнел под дождем.
Лось обходит поляну, таится вдали,
Словно думает: люди еще не ушли.
Неужель это правда, что наш костерок
Разожжен был природе самой поперек?
Неужель были рады, когда он погас,
И деревья, и травы, оставшись без нас?
Все же хочется верить, что вспомнится им:
Были добрые гости со счастьем своим.
Многие стихи о деревне, о моих земляках, о природе были напечатаны в моем первом сборнике стихотворений «Журавушка» (Саранск, 1977 г.). После были публикации в республиканских газетах и альманахах в журналах «Литературная учеба», «Волга», «Огонек», в газете «Комсомольская правда».
Знакомя читателей с чем-либо новым, мне всегда хочется вернуться к одному восьмистишию из «Журавушки» – к стихотворению, которое я считаю в определенном смысле программным для себя.
* * *
Возьму-ка я два цинковых ведра,
Почувствую, как на плече повисло
Нарядное цветное коромысло,
И к проруби отправлюсь со двора.
В деревне надо жить, а не гостить,
Тогда поймешь народ свой и природу,
Сначала надо ведра опустить
На глубину, чтоб после вынуть воду.
Все, что я «зачерпнула» в детстве из сельского быта и труда, хочу надеяться, хватит мне надолго. Хотя я сейчас живу и работаю в городе, но каждый отпуск я провожу на родине. Я люблю свой край, пусть он кое-кому может показаться и не ярким. Здесь моя родина, и я ее ни за что не променяю.
Фото
На том давнишнем фото
В далеком далеке:
Отец – после работы,
Я – с яблоком в руке.
Такое б сделать фото
Сейчас бы, наконец,
Где я – после работы,
И с яблоком отец.
Отец
Копнит отец стожок, пласт за пластом.
Как пахнет сено ягодным листом!
Попьет воды из синего бидона,
Посмотрит в небо, а оно бездонно.
– Водицы мало... Реже надо пить... –
Вздохнет, покурит и – опять копнить.
Он, знаю, как бы ни был зной жесток,
Оставит мне своей воды глоток.
Мне очень нравится сельская природа. Поэтому у меня немало стихов-пейзажей. Из всех времен года я, и, конечно, не я одна – больше всего люблю осень, вернее, пору «бабьего лета». Осень мне нравится своей благодатностью. Осень – это завершенность весеннего цветения, превращения цветка – в плод. Когда осень припаздывает, то в ожидании ее пишутся стихи.
* * *
Какое цветочное поле!
В руках босоножки несу.
Придется здесь волей-неволей
Собрать сарафаном росу!
* * *
Звезды ярко над садом светятся –
Росы подняты
В поднебесье ковшом Медведицы, –
Там и пролиты.
За окошком моим распахнутым
Бродят шорохи,
Веет в сумраке снежным запахом
От черемухи.
Тихо гроздья заиндевелые
Осыпаются,
Их соцветья во вьюги белые
Вспоминаются.
Осень двояка: это и завершенность труда природы, и завершенность труда сельчан. Мне всегда радостно видеть это слияние праздника самой земли и праздника людского труда.
Осень, конечно, и грустна. Печальна своим увяданием. Осенью зримей чувствуется течение времени. Такое настроение в стихо-
творении «Осень в лесу». Это стихотворение вместе с циклом других стало песней и вошло в репертуар солистки Татьяны Комусовой.
* * *
В это время грибов не ищи, их уж мало,
Не увидишь у неба хрустального дна.
Но, наверно, любимый, я очень устала,
И в осеннем лесу я побуду одна.
Не клади мне знакомые руки на плечи,
Пусть остывшие листья слетают к плечам.
Лучше всяких врачей одиночество лечит
И шуршанье дождя по лосиным ручьям.
Пусть вода дождевая струится за ворот.
Только здесь я пойму, что уходят года.
Ты не жди, мне впервые не хочется в город...
Заблудиться бы в этом лесу навсегда.
И ловить паутинку – небесную пряжу,
И бояться брусничник ногою примять,
Здесь еловую ветку щекой я поглажу,
Здесь не боязно было бы мне умирать.
За кустами черемух закат из ненастья, –
Знать, в осенних цветах не отплачут дожди.
Мне сейчас предстоит вспомнить горе и счастье,
Вспомнить прошлое все... много дел. Ты не жди.
В это время грибов не ищи – их уж мало,
Не увидишь у неба хрустального дна.
Но, наверно, любимый, я очень устала,
И в осеннем лесу я побуду одна.
Если бы меня спросили: «Для кого вы пишете?» – я бы ответила: «Для своих читателей». Свои стихи я стараюсь адресовать людям, живущим, как и я, на своей родине, стараюсь не обойти вниманием и маленькие деревеньки и хутора, которые все мне хочется назвать «моими» и которые я так и называю...