«Гарри Поттер»? Ну это старые новости! Нашли чем удивить! Авторшу уж давно в сатанистки записали. «Наш современник» письмо опубликовал от верующих Крымской епархии, главная мысль которого: «не дадим детей!» Совсем недавно в «Русском доме» опять упомянули в контексте темы «сатанизма».
Диакон Андрей Кураев выступил с прекрасной, обстоятельной статьей «Гарри Поттер: попытка не испугаться!», где верно подметил, что анафематствуя книжку, можно ненароком попасть в детей. А оценивать волшебную сказку с точки зрения соответствия канонам Православия – в высшей степени бессмысленно. Тем временем практичные и бессовестные отечественные издатели осуществляют свой коммерческий проект: национальная курочка снесла золотое яичко и вылупилась Таня Гроттер. Накуролесила уже на три томика. Уж и пародия на «Гарри Поттера» состряпана. О, заветное имя, принесшее славу и деньги! Всем вожделенно оно!
О. Андрей Кураев начал свою статью так: «Недобрым глазом читал я…» Думаю, немало взрослых (а особенно литературоведов, филологов, критиков) приступало к «Поттеру» с тем же чувством. Признаюсь заодно и в своей необъективности. Читал вслед за дочкой, вклинившись в очередь ее одноклассников, распаляя себя: «вот счас найду, вот обличу счас!» И не то чтоб совсем не находил, что обличить (весь вопрос ведь в том, как истолковать), но как-то публици-
стический запал потух сам собой. Не вызывает текст ни ненависти, ни восторга художественного. Не зажигает… А читать – любопытно, и Гарри – симпатичный, и друг его Рон из бедной, многодетной семьи волшебников, и верная подружка Гермиона, и лесничий Хагрид… Так и одолел всю эпопею и даже на «Таню» перекинулся, да тут все послабее – пересмешники всегда на материале паразитируют (подмешали, конечно, фольклорных наших героев, но эту ниву уже перепахал Э.Успенский).
Итак, не обличить, а всего лишь сказать недосказанное.
Сказка эта – сказка нашего мира и нашего времени. И чтобы определить, какова она по своему внутреннему заряду, нужно задать себе естественный вопрос: а каков наш мир? Кто-то в ответ начнет разговор о последних временах, а кто-то – о возрождении… Кто прав? Кто не прав?.. Но не дерзнем замахиваться на определение «времен и сроков». Это мир постмодерна, где сами краеугольные понятия «любви», «красоты», «добра» трактуются лишь с точки зрения человеческой пользы. Наш мир – это дикий коктейль веры и суеверия, зерен и плевел. Вот он, этот момент, когда Христос вошел на пир, но Ему нет места во главе стола, потому что там сидят люди популярные – телеведущие, политики, актеры. Его «рейтинг» значительно ниже, хотя, конечно, Он все же имеет право войти и сесть здесь (и в этом смысле наш мир еще не погиб), но сесть Он может только с краю, в качестве некоторой «экзотики» и уступки политкорректности (и в этом смысле наш мир погибает).
Именно эта тяжелая двойственность и порождает противоположные оценки явлений нашей жизни, как частный пример выступают здесь книги Дж.К.Ролинг. Ажиотаж вокруг них понятен, мы-то люди – взрослые, как-нибудь со своей свободой сами разберемся, а вот за детей – нам отвечать. Потому и вопрос встал остро и ожесточенно: определиться надо, дети-то нам дороги! А определиться трудно, когда сам Господь не велел до срока плевелы выдергивать – так и стоит пшеничка пополам с сорняками до самых последних дней.
Да, в школе волшебства Хогвартс отмечают Рождество и Пасху. Правда – как? Едой и подарком. Вопрос «Чье это Рождество?» прозвучал бы бестактно. Просто праздник – и все. Такой же, как Хэллоуин, который отмечают даже более красочно и пышно. Звучат обрывки псалмов – дань традиции. Да, как ни печально – это фотопортрет нашей всеядной действительности.
Из всех этих книг по-настоящему отвратителен лишь один эпизод. Для того чтобы приготовить «сильнодействующее средство для восстановления здоровья», необходимо вырастить мандрагоры. Что же это такое? «Вместо корней из земли выскочил крошечный, испачканный землей, безобразный младенец. Листья росли у него прямо из макушки… и он… истошно орет». Этих младенцев-растения нужно пересаживать в большие горшки, а чтоб не слышать ужасных криков «безобразных младенцев» все будущие волшебники – в наушниках. «Мандрагоры … корчились, брыкались, молотили острыми, крепкими кулачками, скрежетали зубами. Гарри минут десять запихивал в горшок одну особенно толстенькую мандрагору».
«…Мадам Помфри радостно докладывала, что мандрагоры становятся нервными и замкнутыми, а это значит, что они вступают в переходный возраст.
– Вот юношеские прыщи сойдут, и мы снова их пересадим, – …она добродушно делилась новостями… – А после этого порежем и приготовим настойку…» («Гарри Поттер и тайная комната»).
Н-да! Как прочтешь, так и вздрогнешь! Ужастики нашего времени – действительно. Лекарства из эмбрионов. Было, было в СМИ и об этом.
Зато в другом томе – урок смягчения нравов и борьба за права угнетенных. Отличница и умница Гермиона борется за права домашних эльфов и даже создает среди соучеников специальное общество с неаппетитной аббревиатурой «ГАВНЭ». Гермиона узнает, что эльфам хозяева не платят зарплату. «У них есть выходные? А отпуска по болезни, пенсии и все такое?» Продвинутый эльф Добби заявляет: «…волшебникам не нужны домовые эльфы, которые просят зарплату… Добби любит работать, но хочет носить наряды и получать за свой труд!» Согласитесь, это уже совершенно новая тема для сказки. Интересна она и в предлагаемом развитии, когда переходит в тему свободы. Эльфам ни в коем случае нельзя говорить о хозяевах дурно, они хранят их родовую честь, их тайны.
« – А про Малфоев теперь можешь говорить? – улыбнулся Гарри.
Добби скажет Гарри Поттеру. Его старые хозяева были… были… плохие, черные маги!
На какой-то миг Добби застыл, дрожа от собственной дерзости. Затем бросился к столу и что было сил забился об него головой, приговаривая:
– Добби плохой! Добби плохой!
– Ты и сам еще не свыкся со свободой, – сказал Гарри…»
Что ж, ноша свободы не таких богатырей подминала, как этот крохотный, домашний эльф. Вспомним хотя бы из классики «Легенду о Великом Инквизиторе». Так что человечество давно обдумывает проблему «свободы» как проблему «говорить плохо», как проблему освободиться от благородства, зато получить социальные гарантии. Узнаю тебя, мой лукавый мир, отраженный в детской сказке. Во всех деталях, героях и эпизодах – это ты, двоящийся в мыслях, чувствах, ориентирах. В своем роде прелестно сочинение на тему: «Был ли смысл в ХIV веке сжигать ведьм?», заданное на каникулы ученикам Хогвартса. «…Волшебникам огонь не страшен: они умели… притворяться, что им очень больно. На самом же деле они испытывали не боль, а лишь приятное покалывание по всему телу и теплое дуновение воздуха. Так, Венделина Странная очень «любила» гореть на костре. И чтобы испытать это ни с чем не сравнимое удовольствие, сорок семь раз меняла обличье и предавала себя в руки маглов…» Мило! Очень мило! Универсальный способ освободить свою совесть от какого бы то ни было сочувствия, приложимый к любой ситуации. Ведь тысячу раз можно сказать, что речь идет о «волшебниках», но хочешь или нет, а подоплекой написанному выступают реальные исторические факты. Итак, когда мы видим, что жертве больно и она нуждается в помощи, – все это обман зрения и слуха, а бедняга испытывает «ни с чем не сравнимое удовольствие». Для современных политтехнологов – сие, конечно, детский лепет, но для подрастающего поколения – сойдет.
Опасны ли книги Дж.К.Ролинг? Вредно ли их читать? Ну уж не сравнить с обманными опасностями сегодняшнего мира, который перед каждым с последней прямотой ставит вопрос: «Как обрести и уберечь свободу в зомбированном обществе? Как не потерять себя?»
Книгу о Поттере читают, в основном, школьники. Понятно, что среди насилия и жестокости соблазнительна дружба с Гарри, у которого всегда наготове волшебная палочка и два-три действенных заклинания. Дети легко вступают в выдуманный мир. Возможность, пусть и воображаемая, иллюзорная, отплатить врагам и самоутвердиться среди приятелей и привлекает к сказке. Другое дело – как вышагнуть из сказки на твердый путь спасения, как вырваться из липких тенет лукавого мира, где – ни Богу свечка, ни черту кочерга, где Хэллоуин и Рождество, где правда и ложь, где мы – ни холодны и ни горячи, а на роль спасителя и защитника может претендовать кто угодно, даже и Гарри Поттер.