Задумывались ли вы хоть раз о том, какую роль играет мода в нашей жизни? И что вообще можно подразумевать под самим понятием «мода»?
Наивно полагать, что это всего лишь популярный стиль в одежде и баснословно дорогие наряды от именитых кутюрье. Мода – это социальное явление, это часть общественной жизни. Структура моды включает в себя модные объекты и модные стандарты поведения, то есть одежду, еду, напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, виды спорта, мебель, стиль жизни и многое другое. Конечно, что-то из данного списка чаще оказывается в роли модных объектов, что-то – реже. Так, одежда, ювелирные украшения, поп-музыка в наибольшей мере подвержены влияниям моды, в то время как еда, жилище – в значительно меньшей.
Неотъемлемое качество моды – ее демонстративность. Как ни крути, а модный предмет приобретается для показа, он не может в качестве сокровища храниться в сундуке, свою ценность и значимость, свою «модность» предмет приобретает лишь в отблеске завидующих, восхищенных глаз публики.
Социальная сущность моды выражается в том, что в настоящее время мода развилась в индустрию.
Мода производит множество современных и оригинальных моделей, образов, а люди, приобретая и используя предлагаемые вещи, так или иначе приводят в движение определенные социальные процессы.
Чего стоит, например, знаменитая «мини-революция», инициированная английским дизайнером Мэри Куант в 60-х годах ХХ века. Именно Мэри Куант ввела в моду образ «Лолита» и стиль «baby doll», популяризировала короткие стрижки, облегающие топы, обтягивающие разноцветные брюки, туфли на платформе. Однако в историю мировой моды она вошла как «мама мини-юбки». После появления на подиуме моделей в вызывающе коротких юбочках в мировой общественности разгорелись нешуточные страсти. К примеру, Папа Римский наложил на мини-юбки проклятие, а президент США Никсон объявил Белый дом «зоной, свободной от мини». И в то же время модельер получила весомую поддержку от английской королевы Елизаветы II, которая в 1966 году вручила Мэри Куант орден Британской империи «за особые заслуги в усилении английского экспорта и в развитии легкой промышленности». Награда была заслуженной, ведь только во Франции за несколько дней было продано около 30 тысяч моделей одежды от Куант. И даже тот факт, что в Великобритании резко возросла рождаемость, косвенно связывали с влиянием мини-юбок. Вслед за смелой и предельно откровенной одеждой дух раскрепощения породил волну феминизма, и, отстаивая право носить ту одежду, что им нравится, женщины взялись бороться также за свои социальные права.
Значительная роль моды состоит и в том, что она определяет принадлежность человека к какой-либо социальной группе. Так, для всего слоя богатых граждан характерна демонстрация дорогостоящей одежды, обуви, мехов, драгоценностей, машин, эксклюзивных вещей от Армани, Дольче Габанна, Валентино и др. Подобным образом этот социальный слой вырабатывает свою знаковую систему. Не зря ведь существует выражение «встречают по одежке». Именно внешний вид выступает первым бросающимся в глаза знаком, показывающим положение человека в обществе. В конце концов, что сделало Золушку принцессой? Бальное платье и правильно подобранные аксессуары в виде хрустальных туфелек.
В данном случае психологи употребляют термин «визуальное общение», которое осуществляется с помощью «костюмного языка». Если человек хочет привлечь чье-то внимание, как-то выделиться – он обязательно будет использовать свою одежду или ее детали (яркий галстук, шейный платок, эпатажные украшения). Кроме того, красивая одежда способна преобразить человека не только внешне, но и внутренне. Пожалуй, каждый знает, что стоит только надеть новый костюм, как изменяется и поведение: появляется дополнительная торжественность, становятся изящными походка и жесты.
Законодатели моды утверждают, что главная задача человека в жизни – это найти себя, свой стиль. Определенного рецепта, как стать модным, нет. Стиль рождается в душе человека, отражая в той или иной мере происходящие в жизни события. То есть каждый из нас, познавая себя и мир, переносит это на свою одежду и внешность. Есть люди, которые заявляют, что не признают никакой моды; однако, как и все, они во что-то одеты, а это «что-то» принадлежит тому или иному течению моды. Можно признавать или не признавать моду, быть ее творцом или рабом – но нельзя быть вне моды.
Возможность одеться модно, сообразно своему вкусу, потребностям сегодня есть у каждого. А вкус – это прежде всего чувство меры (что, где, когда надеть, как относиться к своей внешности, как держаться).
В большинстве своем мода рассчитана на «прекрасную половину»: 57% всех модных течений, существующих в обществе, приходится на женскую одежду и украшения. И лишь 16% рассчитано на мужскую аудиторию. Впрочем, как показывает практика, и этих 16% хватает с избытком – неспроста сначала появился такой стиль, как «унисекс», стирающий границы половых различий, а следом начал развиваться женоподобный стиль мужской моды. Так что сейчас кавалеры, следующие модным тенденциям, наравне с дамами носят костюмы «изнеженных» фасонов, делают себе гламурные прически и пользуются декоративной косметикой.
С одной стороны, хорошо, что мнение о том, что мужчина должен быть чуть симпатичнее обезьяны, осталось в прошлом, с другой – излишняя манерность и вычурность во внешнем поведении «сильного пола» производит не очень приятное впечатление. Где же искать золотую середину? Простой и разумный совет можно найти не в интервью с маститыми кутюрье и дизайнерами, а в книге «Письма о добром и прекрасном» академика Д.С.Лихачева: «Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. У мужчин в одежде должен быть только намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – этого достаточно. Костюм может не быть новым, он только не должен быть неопрятен. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть».
Итак, ничего сверхъестественного не требуется. Главное – следить за тем, чтобы наряд соответствовал вашей фигуре, возрасту, имиджу и положению в обществе.
И все же в наше время действительно хорошая, качественная одежда – удовольствие не из дешевых. Далеко не всякий может позволить себе покупать дизайнерские вещи, и потому основная масса населения вынуждена довольствоваться турецко-китайским ширпотребом, имитирующим известные марки. К сожалению, при всем своем внешнем сходстве с оригиналом подделка изнашивается достаточно быстро, деформируясь и расползаясь по швам буквально к концу сезона. И если раньше люди, покупая одежду, рассчитывали проносить ее как можно дольше, то в наши дни уверенности в прочности вещей нет. Вот и стремятся покупатели к тому, чтобы, если уж приобрести себе костюм, то добротный и стильный.
И решающим фактором в выборе предметов гардероба является раскрученный бренд, фирменный лейбл торгового представительства. Но если учитывать, что только олигархи и бомонд ходят на показы Домов «haute couture» (высокой моды) как на работу, то каким же образом модельеры проталкивают свои изделия «в народ», заставляя далеко не богатых людей раскошеливаться на какое-то конкретное одеяние именитой фирмы? В данном случае ставка делается на телевидение, кино – это весьма доступная и действенная реклама.
В том, что в XX–XXI веке именно кино с его интернациональной эстетикой формирует вкусы и стиль жизни миллионов людей, сомнений не возникает. Ведь с самого начала появления кинокамеры как таковой и развитием передовых средств связи идеалы красоты устанавливают «звезды»-актрисы, которым женщины тщательно подражают: копируют наряды, прически, манеру поведения и даже речь.
Поэтому модельеры прекрасно понимают: чем гонять по подиумам сотни манекенщиц в надежде вызвать к себе интерес, куда проще этот интерес спровоцировать. Не случайно кутюрье бьются за право принарядить ту или иную голливудскую диву – жизнь показывает, что лучшего пиара не существует. Иными словами, главная задача – это уговорить «звезду» шоу-бизнеса «засветиться» перед камерами в платье от... А остальное – дело техники. Так что неудивительно, что профессионалы из мира моды – стилисты и кутюрье – стали все активнее включаться в кинопроцесс. Магия Голливуда и дизайнерский поиск оказывают колоссальное влияние на образ жизни и вкусы людей. Причем этот мощный тандем не только влияет на моду, но и довольно существенно видоизменяет ее. Ведь костюмы для фильмов и «звезд» создаются нарочито эпатажными, а копируя, перенося их в обыденную жизнь, мы получаем довольно странную картину: смешение несовместимых ранее фактур, цветов, деталей. Стало довольно сложным с ходу определить стилевую направленность современных нарядов.
А ведь совсем недавно, каких-нибудь пятьдесят лет назад, и даже, быть может, двадцать, понятие стиля в моде было довольно ясным и определенным. Искусствоведы легко составили классификацию стилевых особенностей. Собственно, стиль в моде – это всего лишь точное соответствие времени и обстановке. То есть ковбой носит джинсы, клетчатую рубашку, кожаную куртку и бандану потому, что это самая удобная одежда для его работы, стиль которой выдержал испытание временем. Англичанин вышагивает в твидовом пальто, потому что в туманном Альбионе натуральная шерсть оптимальна для комфорта. Эскимос носит оленью парку, потому что она согревает его в суровые холода. Все они стильные люди, потому что одеты как подобает обстановке. Не может ковбой скакать на коне в шубе чукчи, а чопорный денди явиться на раут в джинсах. Пример этот примитивен, но нагляден. Вот что такое стиль.
А что происходит в последнее время? Не исключено, что на высоком приеме могут появиться люди, одетые на грани этикета. Уже давно можно увидеть кажущееся диким на первый взгляд сочетание роскошной шубы и кроссовок, джинсов и босоножек на шпильке, делового костюма и вечерних украшений с бриллиантами. И создают «эту моду» дизайнеры с известными именами. Получается, что мода – это плод воображения одного или нескольких человек, приемлемый и рассматриваемый как норма обществом лишь из-за имени этого дизайнера? Да. Дальше, как известно – больше. После того, как «избранные» начинают мелькать на голубых экранах в шмотках от «Вася из Италии», сразу же появляется еще одна мода – МОДА НА МОДУ – порожденная стремлением простых смертных быть похожими на «избранных». Образуется пирамида, во главе которой стоит дизайнер со своим творением. Что это? Для консерваторов, так называемых людей со вкусом – вопиющая безвкусица. Тогда почему в последнее время в коллекциях именитых кутюрье все больше и больше сочетаются абсолютно несочетаемые на первый взгляд вещи? Что означает это дикое смешение стилей? Может, модельеры утратили квалификацию или просто им отказал вкус? Не то и не другое. Все куда как сложнее и интереснее.
Пролистайте старые журналы мод. Если в сезоне господствует мини, вы не увидите на страницах длины по колено. Точнее, вы увидите их на моделях для старшего возраста. Еще не так давно мода была четко разделена не только на стили, но и на возрастные группы. Молодежная мода четко отличалась от моды для тех, кому «за». Безусловно, какие-то границы существуют и сейчас, но они размыты. Потому что время другое. Стиль уже определяет не календарный возраст, а внешний вид и самоощущение. Никогда еще человечество не было свидетелем того, как может быть преображен человек благодаря достижениям косметической хирургии. Посмотрите, как необыкновенно молодо выглядят современные звезды, чей возраст, не будь у человечества в арсенале косметических хитростей, давно бы уже свел их со сцены. Конечно, и мода не остается в стороне. Она дает шанс человеку играть в спектакле жизни молодость, тогда, когда реально молодость давно прошла. Нынешняя мода прощает пожилым их вольное обращение с одеждой. Представьте, еще тридцать лет назад старушка в джинсах и открытом топе могла вызвать бурю эмоций у окружающих. Теперь пусть она хоть мини-юбку наденет, явив миру сосудисто-целлюлитные ножки, всем будет все равно. Ну, или почти всем. Зато старушка будет чувствовать себя моложе – мода позволила сегодня ей эту роскошь.
В моде все меньше и меньше остается запретов. Почему? Люди стали равнодушны друг к другу? Отчасти это правда. Урбанизация наложила отпечаток на сознание людей. Живущие в огромных мегаполисах люди разобщены, они спешат по своим делам, зачастую не зная не только имени, но даже и лица своего соседа. И какая разница – кто как одет из идущих мимо?! Мода не может не реагировать на такие перемены в сознании. Да будьте вы одеты как хотите, мне уже все равно – словно говорит она. И кто-то, изо всех сил пытаясь выделиться из толпы, обряжается в немыслимые, «контрсоциальные» наряды, кто-то остается консерватором в силу своей профессии и воспитания. Но все они одинаково безразличны снующему социуму. Разве что где-нибудь на периферии, в глубинке остались стойкие традиции в одежде. Есть еще места на планете, где малейшее отклонение от общепринятых норм может караться суровыми мерами. Но здесь речь идет о моде так называемого цивилизованного мира. И именно этот цивилизованный мир подчас сам себя удивляет эпатажностью своих одеяний, как это было, например, на переломе предыдущих столетий, когда эпоха модерн, распустившись невиданным диковинным цветком, заявила о себе и в моде, и в искусстве, и во всем укладе жизни. Новый рубеж – смены тысячелетий – не стал столь очевидно выразительным. Но это не значит, что так уж он ничтожен. Просто для человечества наступили другие времена. Под напором социальных перемен, под огромным грузом самой разнообразной информации у людей меняется сознание. И не все еще способны понять, что происходит. И в моде смешались все стили и понятия так же, как смешались все наши мысли. Так уж противоречива и многозначна наша сегодняшняя жизнь, столько в ней неопределенности и сумбура. Новая философия еще впереди, а пока полный хаос. Но известно, что именно хаос и порождает определенность. Нам остается только ждать. И мыслить.
Что же все-таки будет влиять на моду?
То же, что влияло всегда – ВСЁ! Социальные катаклизмы и войны, появление новых политиков, пророков, мессий, новые технологии и новые болезни, успехи человечества во всех сферах и его поражения. Мода всегда отразит с небывалой точностью все, что происходит с людьми. Появятся решительно новые материалы, отвечающие всем эстетическим требованиям нового времени, критериям гигиены и носки, с новыми фактурами, влагопоглощающие и водонепроницаемые, устраняющие запахи, меняющие цвет, принимающие любые формы, не требующие сшивки.
В случае, если человечеству удастся победить СПИД и венерические болезни, мода может стать необыкновенно эротичной. Перестав бояться умереть от страшных болезней, люди будут стремиться к плотским наслаждениям с невиданной силой. Для этого они будут использовать всю сексуальную семиотику моды: от прозрачной вызывающей одежды до полного обнажения. Особенно это коснется тех стран, в которых за последнее время была отмечена низкая рождаемость. Трудно судить о том, какое влияние это окажет на морально-нравственные нормы. А в моде может воцариться минимализм как следствие желания избавиться от чрезмерно роскошных вещей, коль уж жизнь так коротка и непредсказуема.
Если будут введены повсеместно законы в защиту экологической среды, цивилизованный мир наконец откажется от натуральных кож и мехов...
Несомненно, человечество ждет развитие транспортных и информационных коммуникаций, что непременно отразится на проникновении в разные культуры других этнических влияний, что коснется напрямую и моды. И хотя фольклорные мотивы с годами будут все менее и менее заметными, какие-то выразительные элементы не исчезнут.
«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», – гласит народная мудрость. Нам выпало жить в эпоху тревожную, с грузом почти первобытных представлений о мироустройстве и одновременно переживанием новейших научных открытий. Что нас ждет?.. Но то, какой будет мода – хотя, конечно, и любопытно, однако далеко не столь значимо, как все наши иные ожидания от будущего.