Следуя зову своего сердца...
(Интервью с Натальей Рузанкиной)
Наталья Рузанкина — постоянный автор нашего журнала, на базе «Странника» в 2005 году вышла ее книга «Возраст, которого не было», написанная в стиле «романтического фэнтези». В этом номере вы можете прочитать новый роман Натальи - «Дом на Васильковой», где яркими красками нарисована дружба, любовь, школьный мир и противостояние добра и зла... В связи с этим мы решили дать возможность читателям поближе познакомиться с писателем, а писателю — высказаться напрямую...
Расскажите о своих первых шагах в мире литературы.
- Первые шаги в мире прозы я сделала в 25 лет. Написала рассказ «Кот», где кот выступил в роли ангела-хранителя. Я всю жизнь нахожусь под впечатлением от «Мастера и Маргариты» Булгакова и в частности, от моего любимого героя кота-бегемота. Но рассказ этот я сочла слабеньким и до сих пор он остается неопубликованным.
Связана ли литература с вашей профессиональной деятельностью?
- Отчасти. По образованию я — историк. Два года училась на филологическом факультете, но там мне стало неинтересно. Всё что было нужно — я прочитала сама. После окончания учебы устроилась в издательский отдел при университете. В тяжелые девяностые годы работала в Республиканской детской больнице библиотекарем и подрабатывала ночной санитаркой. До сих пор восхищаюсь теми врачами, которые несмотря на нищенские зарплаты и тяжелую работу, находили в себе силы шутить и улыбаться — это травматолог В.С. Миронов, хирург Н.А. Окунев, В.А. Журавлева и моя подруга педиатр М.С. Тюрина. Потом я учила детей «истории» в 29-й школе, полгода проработала в интернате для глухих и слабослышащих на юго-западе. Сейчас — преподаю «Общую церковную историю» в Духовном училище.
Назовите книги, которые стали вашими учителями.
- Леонид Андреев «Иуда Искариот», «Темные аллеи» Бунина, «Зеркало человека» Пришвина. И, конечно, «Мастер и Маргарита» Булгакова. А из зарубежной литературы - «Воспоминания Адриана» Маргариты Юрсинар и «Пока мы лиц не обрели...» Льюиса.
Задумывались ли вы когда-нибудь о написании коммерческой литературы?
- Одна моя знакомая, для которой примером успешной писательской карьеры является Дарья Донцова, заявила мне, что я неправильно живу и не умею жить! Если б я умела писать, как Донцова, то обогатилась бы. Но для меня всегда были идеалом слова Рубцова: «До конца, до смертного креста пусть душа останется чиста...». Эти слова должны быть критерием для пишущего человека. Хотя сегодня это далеко не так.
В современном мире человек получает массу негативной информации. И когда он берется за книгу — ему хочется «красивой истории» и неизбежного «хэппи энда». Как вы считаете, должен ли писатель применяться к современным реалиям и подыгрывать усталому читателю?
- Думаю, каждый пишущий человек следует зову своего сердца. Если он чувствует, что должен создавать «красивые истории», то значит нужно их создавать. Главное, чтобы картина, которую человек рисует в противовес жизненным реалиям была искренней. Потому что неправду читатель почувствует сразу. Если сердце подсказывает человеку, что мир должен быть изображен в жестких красках, то это тоже возможно, но не обязательно при этом смаковать грехи и страсти. Нужно учитывать, что произведения могут попасть в руки детям, подросткам, молодым людям и тем самым повергнуть их в глубокую депрессию или подтолкнуть попробовать пороки этого мира. Вообще литература все-таки должна возрождать, а не убивать.
Во всех ваших произведениях линии героев связаны с детскими воспоминания, а часто главные герои — сами подростки. Создается ощущение, что автор ностальгирует по детству...
- Я всегда вспоминаю строки моего любимого Антуана де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства...». Детство — та страна, где человек получает заряд или ненависти, или любви. Задача каждого человека — это достойно прожить в этой стране и достойно шагнуть в другую страну по имени «взрослость». Но не всем это удается. Некоторых моих друзей, которых я любила, уже нет. Они не смогли удержаться в этой стране и были раздавлены жестокой реальностью.
В романе «Дом на Васильковой» вы ярко рисуете характеры своих героев, как будто на самом деле с ними знакомы. Есть ли у них прототипы?
- Да, это мои одноклассники, которые меня «поблагодарили» за то, что я с ними «сделала» в романе. Но, слава Богу, не обиделись. А ведь я даже внешность их взяла.
Не так давно наша страна была самой читающей в мире. Можно ли надеяться, что массовый читатель повернется лицом к настоящей литературе?
- Если в школе будут преподавать от души, а не следуя ужасным методичкам, которые сегодня выпускаются, то да. Многое также зависит от воспитания. Важно, чтобы для ребенка книга стала другом.
Что вы могли бы посоветовать начинающим авторам:
- Никогда не терять любопытства к миру и к людям, жизненного оптимизма. Понимать, что всё самое прекрасное и удивительное скрыто в обыкновенном человеке, живущем рядом, надо только уметь увидеть это.